Альвы

Альвы (др.-сканд. álfar), а́льбы (др.-в.-нем. alben), э́льбы (ср.-в.-нем. Elbe), э́льфы (др.-англ. ælfen) — природные духи. В древних источниках говорится, что бывают светлые альвы, обитающие в загадочном Альвхейме, и есть темные альвы, которые, как и цверги, обитают в темном Свартальвхейме — то есть, в преисподней.

Темные альвы в скандинавской мифологии иногда выступают антагонистами богов, но чаще они живут сами по себе. В мифологии известен сюжет про темного альва по имени Альвис, желавшего жениться на богине Труд — из этой истории можно сделать вывод, что асы относились к этому народу с большим опасением.

С течением времени альвы превратились в эльфов — персонажей не только северного, но и общеевропейского фольклора.

Словарь

АЛЬВЫ, в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мёртвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящён особый культ. В «Старшей Эдде» Альвы противопоставляются высшим богам — асам (часто повторяется формула «асы и альвы»), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой —с ванами. В «Младшей Эдде» говорится о делении Альвов на тёмных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической «Песни о Вёлунде» («Старшая Эдда») чудесный кузнец Вёлунд называется князем альвов

Кто такие альвы

Альвы — природные духи. В Старшей и Младшей эддах говорится, что они бывают светлыми и темными. Светлые альвы живут в прекрасном и загадочном Альвхейме, и на вид “прекрасны как солнце”.

Вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:

“Тогда спросил Ганглери: «Много чудесного можешь ты поведать о небе. Что там еще есть замечательного, кроме источника?» Высокий отвечает: «Немало там великолепных обиталищ. Есть среди них одно — Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные — чернее смолы.”

Альвы в скандинавской мифологии — мужские духи. Снорри Стурлусон делит их на темных, “чернее смолы” — они живут в земле и больше всего походят на хтонических карлов-цвергов, и на светлых, прекрасных существ.

Кстати говоря, само солнце именуется Альврёдуром, или светилом альвов. Светлые альвы живут в Альвхейме, на небесах. и в мифах они сближены с богами — в частности с ванами: известно, что жилище Фрейра также называлось Альвхеймом.

Вот, что написано об этом месте в книге “Речи Гримнира”:

“Идалир — имя

месту, где Улль

палаты построил.

Некогда Альвхейм

был Фрейром получен

от богов на зубок.”

Альвхейм — место, недоступное пока ни асам, ни, тем более, простым смертным. Вот так написано о нем в книге “Видение Гюльви”:

“Говорят, будто к югу над нашим небом есть еще другое небо, и зовется то небо Андланг, и есть над ним и третье небо — Видблаин, и, верно, на том небе и стоит этот чертог. Но ныне обитают в нем, как мы думаем, одни лишь светлые альвы”.

Альвы в фольклоре

Альвы в скандинавской мифологии нередко являются протагонистами асов, но легенд, в котором бы рассказывалось об их противостоянии, немного. Куда больше об этих существах рассказывается в северном фольклоре.

В норвежской народной балладе о Керсти ведется рассказ о молодой деве, которую полюбил лесной царь, повелитель альвов (в некоторых текстах — эльфов). Керсти ждала от него ребенка, и не могла скрыть этого от своей матери. Матушка юной Керсти, видимо, и сама не чужда духам. Возможно, она ворожея или просто травница. Она спрашивает у дочери, какой дар она получила от лесного царя взамен на любовь. Керсти отвечает, что получила от альва три дара — золотую арфу, туфли с серебряными пряжками и шелковую рубашку. Вещи девушка уже сносила, и у нее осталась только арфа: стоит ей заиграть, как целое полчище альвов придет к ней на помощь.

Вскоре помощь девушке понадобилась, и она заиграла на арфе. Король альвов велел духам оседлать его коня и поспешил на помощь к своей смертной возлюбленной.

Он явился к ней на двор и велел собираться, прихватив с собой шкатулку с драгоценностями. Далее в балладе поется, как конь несет обоих через пропасти и сумрачные долины. Возлюбленные беседуют, и их диалог чем-то напоминает разговор девы и ее жениха из популярного “бродячего” сюжета о женихе-мертвеце. В принципе, альв — житель иного мира, мира загробного. Поэтому нет ничего странного в том, что девушке в конце концов становится жутко, и она начинает плакать. Лесной царь утешает ее: она будет царицей, а жить она станет в золотом дворце.

Наконец, перед ними появилась гора — начало царства альвов и конец земного мира. В горе родила Керсти младенца — дочь альва, никак она не могла забыть родной Норвегии. Тогда лесной царь велел дочери налить волшебного напитка, бросить туда три чудесных зерна и дать матери. Керсти сделала три глотка и тут же забыла о доме. Она стала говорить, что родилась в горе, хочет здесь жить и быть королевой альвов.

На норвежских хуторах до начала ХХ века рассказывали былички о маленьких человечках, обитающих прямо под крестьянскими усадьбами и время от времени навещаю­щих людские дома:

“Страшновато бывало, когда проснёшься вдруг посреди ночи и увидишь: одетые в серое маленькие человечки кишмя-кишат в избе, угощаются, будто у себя дома, ве­селятся… Сколько ни ругайся, ни бранись — всё попусту. Лучше уж сразу схватить ружьё да выстрелить. Закричат тогда незваные гости и выкатятся в ужасе, что клубки се­рые, сквозь щели…”

В некоторых быличках рассказывается о торжественных кавалькадах, которые иногда можно встретить в глуши на закате. Едут по вересковым пустошам рослые, статные всадники в роскошных старинных одеяниях. Иногда припозднившимся путникам встречались целые свадебные процессии, и они видели альвовых невест — бледных, страшно-красивых мертвых дев в золотых коронах и поясах, украшенных драгоценными камнями.Но эти видения таяли бес­следно, как туман.

Известны альвы и своими музыкантами. В Телемарке до сих пор в ходу быличка о скрипаче. Как-то юноша возвращался с деревенского праздника, и услышал из ельника звуки скрипки. завороженный чарующей мелодией, он стоял и слушал несколько часов. Потом он решил посмотреть, кто это так играет, и полез в ельник. Но чудесный музыкант исчез. А скрипач, вернувшись домой, не смог вспомнить ни одной ноты.

Но в то же время музыка альвов таит в себе большую опасность. Они умеют играть так, что люди не могут усидеть на месте и пускаются в пляс, и нет им покоя, пока не смолкнет музы­ка. Так альвы затанцовывают людей до смерти. В Европе в средние века было несколько вспышек так называемой пляски святого Вита — люди ни с того ни с сего пускались в пляс. Плясали как крестьяне, так и знатные горожане: однажды видели жену мэра, которая, отдуваясь и пыхтя, плясала безо всякой музыки на мосту. И все это было бы смешно, но после многочасовой пляски падали замертво. А в народе говорили, что их затанцевали альвы…

Сохранились отголоски древних легенд о том, как людям удавалось встретить альвов, которые жили в земных лесах, и строили свои жилища в ветвях необыкновенных серебряных деревь­ев. Эти деревья были покрыты золотыми цветами, так и и назывались: альвийские деревья.

На дальних хуторах об очень красивой девушке говорят, что она “прекрасна, как альв”. Болезнь, о которой думали, что её насылают тёмные альвы, называют “альвийской лихорадкой”.

Темные альвы в скандинавской мифологии были владельцами дивных сокровищ. Некоторые из них были умельцами-мастерами.

Культ альвов

В древних культах альвы покровительствовали не только различным урочищам. лесам и камням, но и людям, а также — их поселениям. Олав Гейрстадальв, который считал себя потомком Фрейра, именовался Альвом Гейрстадира — хутора в норвежской области Вестфольд, на котором правил конунг Олав.

На кургане Олава часто приносили жертвы в честь этих духов. Это делалось для того, чтобы во владениях Олава всегда был хороший урожай и мир.

Культ альвов был тесно связан с культом Фрейра. Имя знаменитого анклосаксонского короля 9 столетия, победителя викингов — Альфред, что в дословном переводе означает “Совет альва”. Это могло значить, что альвы ассоциировались в предками не только королевских родов, но и вообще всех людей.

В источниках говорится, что альвы были очень мудрыми и благодетельными существами. В древней “Саг о Кормаке” говорится о целительнице, которую называли вёльвой, и которая могла излечивать раны. Для этого он приносила в жертву альвам быка — его убивали на кургане.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

семнадцать − два =