Асы

АСЫ (Æsir (древнескандинавский: [ˈɛ̃ːsez̠]), в скандинавской мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства Асов), иногда — обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам — дисам, норнам, валькириям; в «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы», как противопоставление Асов—высших богов более низкой категории — духам(альвам).Асы живут в небесном селении Асгарде. В «Младшей Эдде» перечисляется 12 Асов: Один, Тор, Ньёрд,Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали),Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты,пропущен Хёнир, который в «Старшей Эдде» неизменно присутствует в странствующей троице Асов(Один — Локи — Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по про¬исхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к Асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от Асов «Младшая Эдда» перечисляет также 14 богинь («асинь»):Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн,Ловн, Вар, Вёр, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён Асов весьма часто упоминаются Сив — жена Тора и Идунн — жена Браги, а также Скади (дочь великана) — жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны Асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) Асы ассимилируют ванов. Включение слова «Асы» в собственные имена у различных германских племён и упоминание Иорданом культа Асов у готов свидетельствует об общегерманском распространении представления об Асах до принятия германцами христианства. В ряде средневековых источников (в «Прологе» к«Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») рассказывается о происхождении Асов из Азии. Этимология слова «Асы» восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный Ас.

Этимология

Заимствовано из древнескандинавского æsir, именительного падежа множественного числа от áss, из протогерманского *ansuz («бог»), из протоиндоевропейского *h₂énsus, из *h₂ens- («порождать, порождать»); Санскрит असुर (асура).

Кто такие асы

К асам могли причисляться вообще все боги — особенно те ваны, которые поселились в Асгарде как заложники. Тем не менее, в Младшей Эдде перечислено двенадцать асов (священное число), к которым прежде всего относятся Один и Тор, о которых существуют многочисленные мифы.

Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:

“1. (21) Во главе их стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор75. Он сильнейший изо всех богов и людей. Трудвангар

2. (22) Второй сын Одина — это Бальдр

3. (23) Имя третьего аса — Ньёрд

4. (24) В Ноатуне у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей. Были они прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же — славнейшая из богинь.

5. (25) Есть еще ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою.

6. (26) Есть ас по имени Браги. Он славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием.

7. (27) Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев, и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота.

8. (28) Есть ас по имени Хёд. Он слеп, но силы у него в избытке. И желали бы асы, чтобы не было нужды и поминать этого аса, ибо дело рук его еще долго не изгладится из памяти богов и людей

9. (29) Есть ас по имени Видар, молчаливый ас. У него есть толстый башмак. Видар силен почти как Тор, и на него уповают боги во всех несчастьях.

10. (30) Али или Вали — так зовут сына Одина и Ринд. Он отважен в бою и очень метко стреляет.

11. (31) Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве.

12. (32) Форсети — так зовут сына Бальдра и Нанны, дочери Непа. Он владетель небесных палат, что зовутся Глитнир. И все, кто приходит к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии. Нет равного судилищу Форсети ни у богов, ни у людей.

13. (33) К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Наль.”

Меньшее количество мифологических сюжетов связано с именами Ньёрда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Хеда, Видара, Али (Вали), Улля, Форсети.

А вот, что написано в Исландской рунической поэме

ss:

“Ас — древний Гаут,

и Асгарда конунг,

и Валгаллы вождь.

Пометка в рукописи:

jupi[ter] (лат. Юпитер) oddviti (лидер, глава, председатель).”

Ньерд

Бог плодородия, отец божественных близнецов — Фрейря и Фрейи. Он не относится к богам-асам по своей природе: он является ваном. В Асгард он пришел заложником. Это произошло после того, как боги асы и боги ваны после кровопролитной войны заключили мир.

Вообще, асы и ваны в скандинавской мифологии особенно не соприкасались, и о причинах их вражды нигде четко не говорится. Как бы то ни было, они помирились, и отправили в Асгард и в Ванахейм заложников. Ньерд был одним из таких заложников, и довольно быстро стал в Асгарде “своим”. Он женился на красавице-великанше Скади, дочери великана Тьяцци, но этот брак не был счастливым.

Тюр

Когда-то Тюр был верховным богом у германских племен европейского континента. Это самый благородный и честный бог из всех скандинавских богов-асов.

Он почитается как бог справедливой войны, чести и воинского достоинства. Его имя фигурирует в мифе о Фенрире — в качестве залога он вложил в пасть чудовищному волку руку, которую тот, разгадав хитрость, откусил.

В глубокой древности Тюра почитали больше, чем Одина. Но следов этого почитания практически не сохранилось.

Браги

Браги — бог-мудрец, бог-скальд. Он славится искусством слова. и его именем называют и великих скальдов, и саму поэзию. По мнению некоторых скандинавоведов, сам этот бог является обожествленным после смерти Браги Старым, но это не подтверждено.

Браги женат на Идунн. Он одним из первых вступает в словесный поединок с Локи на пиру у Эгира.

Хеймдалль

Его имя переводится как “светлейший”, или “белый”. Это страж богов. Примечательно, что вёльва называет людей “детьми Хеймдалля”. Согласно одному странному мифу, он был рожден он девятерых матерей-сестер.

У Хеймдалля был такой тонкий слух, что он слышал, как растет трава. И слух его хранился, как и зеница Одина, под мировым древом. Мифологические прозвища Хеймдалля — Златозубый и Круторогий. Золотые зубы в мифе вовсе не являются свидетельством протезирования. Это напоминание о золотом веке, когда у асов в мифологии все было сделано из золота.

Главным атрибутом этого божества является сигнальный рог Гьяллархорн. В древнем мифе говорится, что Хеймдалль затрубит в этот рог перед Рагнарёком, и этот сигнал будет слышен во всех мирах. Некоторые ученые истолковывают имя “Хеймдалль” как обозначение мирового древа. Другим атрибутом божества является меч, которым он будет сражаться против предводителя чудовищ — Локи.

Хёд

Снорри пишет о нем как о слепом асе невиданной физической силы. Слепота является знаком ущербности, который свидетельствует о далеко не добрых функциях этого божества. Так и случилось — Хёд стал невольным убийцей Бальдра.

Видар

Он молчалив и очень силен — почти как Тор и Тюр, и асы уповают на его мощь и силу. У него достаточно странный атрибут — толстый башмак. Вероятно, он служит доказательством древней связи с хтоническими или, во всяком случае, с демоническими существами — с хромыми, или с одноногими. И в самом деле, Видар является сыном Одина и демонической великанши Грид.

Вали, Улль и Форсети

Вали — сын Одина и богини Ринд. Это меткий стрелок, бог-мститель, повзрослевший за один день. Его главная функция — месть за Бальдра.

Улль — сын богини Сив и пасынок Тора. Это бог-лыжник и охотник. Он практически не участвует в делах асов.

Форсети — сын Бальдра и Нанны. Это божество председательствует на заседаниях богов и вершит справедливый суд.

Локи

Снорри причисляет к 12 асам и это зловредное божество. Локи называют позором богов и людей: асы в скандинавской мифологии часто попадали из-за него в беду, но при помощи недюжинного ума он же часто выручал их.

В конце-концов Локи стал предводителем чудовищ хаоса. В конце времен он сразится с Хеймдаллем, и оба падут в этой битве.

Другие асы

Среди 12 асов не названы Хёнир и Мимир — они оказались в заложниках, зато к асам иногда причисляется Фрейр. “Забыл” Снорри и о братьях Одина, Вили и Ве — впрочем, их деяния относятся к временам первотворения.

Также к асам относятся сыновья богов — Бальдр, Моди и Магни.

Асиньи

В “Младшей эдде” Снорри перечисляет четырнадцать богинь. О большей части богинь в мифах не говорится ничего. Но некоторые из них активно участвуют в распрях.

Вот, что написано об асиньях в книге “Видение Гюльви”:

“1. Славнейшая из них Фригг. Ее двор зовется Фенсалир, и чудной он красоты.

2. Вторая — Сага. Она живет в Сёкквабекке, и это тоже великолепный двор.

3. Третья — Эйр, никто лучше нее не врачует.

4. Четвертая — Гевьон, юная дева, и ей прислуживают те, кто умирает девушками.

5. Пятая — Фулла, она тоже дева. Ходит она с распущенными волосами, и на голове у нее золотая повязка. Она носит ларец Фригг и хранит ее обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы Фригг.

6. Шестую, Фрейю, почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од. Дочь их зовут Хносс, она так прекрасна, что именем ее называют все, что прекрасно и высоко ценится. Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее — это красное золото. У Фрейи много имен, это потому, что она по-разному себя называла, странствуя по неведомым странам в поисках Ода. Она зовется Мардёлль и Хёрн, Гевн105 и Сюр106. Фрейе принадлежало ожерелье Брисингов. Ее зовут также богиней ванов.

7. Седьмая — Сьёвн, ее забота — склонять к любви сердца людей, мужчин и женщин. Ее именем называют любовь.

8. Восьмая — Ловн так добра и благосклонна к мольбам, что добивается у Всеотца и Фригг позволения соединиться мужчине и женщине, хоть бы это и было им раньше заказано. Это по ее имени называется «позволение», а также то, что «славят» люди.

9. Девятая, Вар, подслушивает людские клятвы и обеты, которыми обмениваются наедине мужчины и женщины. Потому эти обеты зовутся ее именем.

10. Десятая — Вёр , такая мудрая и ищущая, что от нее ничего нельзя скрыть. Говорят, что женщина становится вором от того, что она становится мудрой.

11. Одиннадцатая, Сюн, сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней прибегают на тинге для защиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Потому и вошло в поговорку говорить, если кто отпирается: «У него на все отказ».

12. Двенадцатая, Хлин, приставлена охранять тех, кого Фригг хочет уберечь от опасности. Отсюда поговорка о тех, кто бережется, что он «спасается».

13. Тринадцатая — Снотра. Она умна и сдержанна, и ее именем зовут мудрых женщин и сдержанных мужчин.

14. Четырнадцатая — Гна. Ее шлет Фригг в разные страны с поручениями. У нее есть конь, Ховварпнир, что скачет по водам и воздуху. Случилось раз, что увидали ваны, как Гна несется по воздуху.

15. Соль и Биль тоже причисляют к богиням, но об их свойствах уже было рассказано раньше.”

Жена Одина, Фригг, названа славнейшей из богинь. Германцы называли ее Фрией, что в переводе означает “Возлюбленная”. Она является покровительницей брака, семейного очага и деторождения.

Любвеобильная Фрейя — богиня плодородия, любви и красоты. Она — сестра-близнец Фрейра, и по своей природе они ваны. Фрейя часто является предметом вожделения для жителей всех девяти миров.

Асинья Эйр считается лучшей врачевательницей. О Гевьон Снорри говорит, что она — юная дева и ей прислуживают те, кто умирает девственницами. Такая же юная дева Фулла является служанкой Фригг — она хранит ее ларец и обувь. Асинья Сьевн склоняет мужские и женские сердца к любви. Схожие функции имеет Ловн — она покровительствует разлученным влюбленным, и добивается у Одина и Фригг позволения на их любовь.

Асинья Вар оберегает клятвы, которыми обмениваются влюбленные. Меньшими функциями наделены Вёр и Сюн. Асинья Хлин охраняет тех, кого Фригг хочет спасти от опасности. Снорра покровительствует мудрости — это касается как мужчин, так и женщин.

Гна также относится к свите Фригг, и путешествует по ее поручению в разные страны. Богиня Сив, жена Тора, гипотетически связана с девами судьбы. Она прославилась своими золотыми волосами, которые получила благодаря гнусным забавам Локи.

Богинь насчитывается больше, чем богов, но неясно, все ли они были действительно почитаемы скандинавами — то есть, имели свой культ — или Снорри мог выдать поэтические эпитеты за мифологические персонажи.

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

десять + один =