Бог Мани

The_Wolves_Pursuing_Sol_and_Mani

Бог Мани в скандинавской мифологии – персоификация луны, лунное божество. Он сын великана Мундильфари и брат Соль, богини, которая воплощала солнце. Асы заставили Мани и Сколь управлять небесными светилами из-за дерзости их отца, назвавшего детей луной и солнцем. Мани появляется во многих произведений Старшей и Младшей Эдды. В день Рагнарёка его проглотит огромный волк.

Словарь

МАНИ — в скандинавской мифологии месяц, брат Соль (солнца) — сын Мундильфари. Управляет ходом звезд. Перед гибелью мира будет проглочен чудовищным волком Фенриром.

Образ Мани в скандинавской мифологии

Бог Мани луна в скандинавской мифологии заведует движением луны и звёзд на небе. Также от него зависят фазы луны. Его сестра, Соль, управляет движением солнца. Согласно «Прорицанию вёльвы», только что созданные асами солнце и луна не двигались. Боги не могли придумать, как сделать так, чтобы они проходили по небу.

У великана Мундильфари были сын и дочь, которых звали Соль и Мани в скандинавской мифологии. Имена буквально означали «солнце» и «луна». Мундильфари назвал их так, потому что его дети были очень красивыми. Боги посчитали его слишком высокомерным и отняли детей у великана, дав каждому колесницу и заставив Мани и Соль управлять светилами. С тех пор брат и сестра странствуют по небу.

Изображение Мани и Соль. 1895 г. Лоренц Фрёлих.
Изображение Мани и Соль. 1895 г. Лоренц Фрёлих.

 

Боги Мани и Соль появляются также в историях про Рагнарёк. За ними обоими всегда гонятся по небу гигантские волки, сыновья Фенрира. За Мани гонится волк по имени Хати («ненавистник»). В день Рагнарёка волки догонят светила и проглотят, погрузив небо и землю во тьму.

Мани и Соль как боги луны и солнца были важны для измерения времени, дней и годов. Самого Мани исследователи часто связывают с представлениями о Человеке на луне. Такие мотивы были распространены у северных европейцев.

Изображение Человека на Луне XIX века (из фольклора германской Европы).
Изображение Человека на Луне XIX века (из фольклора германской Европы).

 

В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)

«Прорицание вёльвы» посвящено возникновению мира и всего, что в нём было. Рассказ идёт от лица вёльвы. В одной из строк она говорит переодетому Одину о времени, когда луну и солнце только создали. Тогда ещё некому было ими управлять. Светила и звёзды не знали, как и где им быть, как светить. Даже луна не ведала своей силы.

Вот как описан этот монолог в «Прорицании вёльвы»:

Солнце, друг месяца,

правую руку

до края небес

простирало с юга;

солнце не ведало,

где его дом,

звезды не ведали,

где им сиять,

месяц не ведал

мощи своей.

Мани в «Речах Вафтруднира» в Старшей Эдде

Главные герои «Речей Вафтруднира» – переодетый Один и йотун Вафтруднир. Они соревнуются в мудрости. Один спрашивает про происхождение солнца и луны. Великан рассказывает о Мундильфари как об отце Мани и Соль. Он подчёркивает значимость светил для отсчёта времени. Каждый день солнца и луна странствуют по небу.

Ниже приведён отрывок из «Речей Вафтруднира»:

23 «Мундильфёри

зовется отец

солнца с луною;

небо обходят

они каждый день,

то времени мера».

Другие тексты в Старшей Эдде

Упоминание Мани есть в «Речах Гримнира». Гримнир – переодетый Один, схваченный конунгом Гейррёдом. Один говорит, что за Мани и Сколь гонятся волки. Сколь он при этом называет «сияющим божеством». За Мани гонится Хати Ненавистник.

Последнее упоминание относится к поэме «Речи Альвиса». Главный герой – карлик Альвис, сватающийся к дочери Тора. Тор, который против брака, расспрашивает карлика, чьё имя значит «всезнающий», об устройстве мира. Из-за этого карлик задерживается до восхода солнца, которое обращает его в камень. Один из вопросов касается того, как луну называют в разных мирах.

Ответ Альвиса приведён в этом отрывке «Речей Альвиса»:

4 «Месяц он у людей,

Луна — у богов,

а в Хель — Колесо,

у карликов — Светоч,

Спешащий — у турсов,

у альвов — Счет Лет».

Мани в Младшей Эдде

В Младшей Эдде Мани присутствует в «Видении Гюльви». Конунгу Гюльви рассказывают о мире и всех живущих в нём трое мужей. Их зовут Высокий, Равновысокий и Третий. Все трое – ипостаси Одина. В «Видении Гюльви» есть описание того, как Мундильфари назвал своих детей солнцем и луной, ведь те были так красивы. Боги наказали его, отняв сына и дочь и поместив на небо. Мани стал управлять луной и её фазами. Говорится также и о гибели Мани из-за волка в день Рагнарёка.

Далеко и давно. 1920 г. Вилли Погани.
Далеко и давно. 1920 г. Вилли Погани.

 

В «Видении Гюльви» упоминается, что Мани путешествует по небу не один. Его сопровождают Биль и Хьюки, сестра и брат. Лунный бог забрал их к себе, когда те шли от колодца, набрав воды. Возможно, эти персонажи – это воплощение пятен или кратеров на луне.

В «Языке поэзии» Младшей Эдды перечислены хейти (поэтические описательные имена) для солнца или луны. Солнце там – «сестра Мани».

Вот список хейти из «Языка поэзии»:

Хейти луны: «месяц», «полумесяц», «ущербная», «счет лет», «светило», «светоч», «призрак», «спешащая», «серп», «светлая».

Волки преследуют Мани и Соль. 1909 г. Дж. Доллман.
Волки преследуют Мани и Соль. 1909 г. Дж. Доллман.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

4 + девятнадцать =