Бог Тюр

Тюр (/ tɪər /; древнескандинавский: Týr, произносится [tyːz̠]) — в древнескандинавской мифологии бог справедливой войны, воинского долга и чести. Его природа загадочна: по мнению ряда мифологов, Тюр является сыном Одина. Другие скандинавоведы полагают, что Тюр происходит из рода великанов, но добровольно перешел на сторону асов.

Бог Тюр в скандинавской мифологии известен, как честный, благородный и мужественный воин. Существует миф о том, как он лишился руки: он вложил ее в качестве залога в пасть Фенриру. В день Рагнарёк он вступит в смертельную схватку с псом Гармом, и, убив врага, тоже погибнет.

Считается, что Тюр — очень древнее божество, и до эпохи викингов его почитали даже больше, чем Одина и Тора.

Словарь

ТЮР (Тиу), в германо-скандинавской мифологии бог-хранитель воинских правил, покровитель военских собраний и поединков; у саксов и англов обозначался как Сакснот. В генезисе Тюр— индоевропейский бог, этимологически соответствующий Дьяусу — Зевсу. Первоначально Тюр был богом неба, сравнивался с Марсом, что указывает на его военные функции. В «Младшей Эдде» говорится, что Тюр мудрый и самый смелый, его призывают в бою и поединках; один из кеннингов Тюр— «бог битвы».В мифе об обуздании богами чудовища-волка Фенрира («Младшая Эдда*) Тюр в подтверждение того,что надетая богами на Фенрира цепь не принесёт ему вреда, кладёт в пасть волку свою правую руку, которую Фенрир сразу же откусывает (отсюда эпитет Тюра— «однорукий»). В мифе о походе Тора к великану Хюмиру за котлом для пива Тюр сопровождает Тора и назван сыном Хюмира (в других источниках он, как все основные асы, считается сыном Одина). В последней битве перед концом мира (см. Рагнарёк) Тюр сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг друга. В скандинавской мифологии Один, несомненно, очень потеснил Тюра и как небесного, и как военного бога, но если Один — бог военной магии, то Тюр сохранил функции, связанные с военным правовым обычаем. Тиу — Тюра иногда отождествляют с германским божеством Ирмином. Близким аналогом Тюра является кельтский бог Нуаду, также вооружённый мечом и однорукий. Е. М.

 

Этимология

Древнескандинавский теоним Týr происходит от более ранней прото-скандинавской формы, реконструированной как *Tīwaʀ, которая, как и ее германские родственные слова Tīw (древнеанглийский) и *Ziu (древневерхненемецкий), происходит от протогерманского теонима *Tīwaz. , что означает «() Бог». Имя готского божества по имени * Teiws (позже * Tīus) также может быть реконструировано на основе связанной руны tyz. В древнескандинавской поэзии множественное число tívar используется для обозначения «богов», а единственное число týr, означающее «бог», встречается в кеннингах для Одина и Тора. Современные английские писатели часто переводят имя бога на английский язык, опуская диакритический знак имени собственного, переводя древнескандинавское: Týr как Tyr.

Протогерманское существительное мужского рода *tīwaz (мн. *tīwōz) означает «бог, божество» и, вероятно, служило титулом, который стал ассоциироваться с определенным божеством, первоначальное имя которого сейчас утеряно.  Оно происходит от протоиндоевропейского *deywós, что означает «небесный, небесный», следовательно, «бог» (ср. санскрит: devá «небесный, божественный», древнелитовский: deivas, латинский: deus «бог, божество»), само по себе является производным от * dyēus, что означает «дневное небо», следовательно, «бог дневного неба» (ср. санскрит: Dyáuṣ, древнегреческий: Zeus, латинский: Jove). Германское существительное *tīwaz далее засвидетельствовано в финском заимствовании teivas, встречающемся как суффикс в божествах Runkoteivas и Rukotiivo. Романо-германское божество Алатейвия также может быть связано, хотя его происхождение остается неясным.

Из-за лингвистических свидетельств и ранних местных сравнений между * Tīwaz и римским богом Марсом, особенно под именем Mars Thingsus, ряд ученых интерпретировали * Tīwaz как протогерманского бога неба, войны и вещей.  Однако другие ученые отвергают его идентификацию как «бога неба», поскольку * tīwaz, вероятно, было не его первоначальным именем, а скорее эпитетом, который стал ассоциироваться с ним и в конечном итоге заменил его.

 

Кто такой Тюр

Тюр. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.
Тюр. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.

 

Бог Тюр — в древнескандинавской мифологии бог справедливой войны. В глубокой древности, вероятно, он был также богом неба, и его функции были близки функциям древнегреческого Зевса. Нередко Тюра называли богом битвы.

Также скандинавский бог Тюр является хранителем правил и законов военной юриспруденции, и покровителем сражений.

Вот, что говорит об этом божестве книга “Младшая Эдда. ВИДЕНИЕ ГЮЛЬВИ”:

“Высокий отвечает: «Есть еще ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умен, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее. Вот пример его отваги. Когда асы занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем.”

Во времена викингов Один оттеснил и Тюра и Тора, и занял главенствующую позицию.

Один из знаков божества.
Один из знаков божества.

 

День Тюра — вторник. Жена Тюра — Зиса, богиня земледелия и плодородия, символом которой был полумесяц и серп. О ней практически ничего неизвестно. Известно то, что этому богу, как и Одину, подчинялись прекрасные валькирии, которые кружили над ратным полем, выискивая достойных мужей, которые после смерти попадали в чертоги Одина. Говорилось, что именно Тюр указывал, какие именно герои достойны того, чтобы жить в Вальхалле и участвовать в последней битве богов.

По мнению древних жителей Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, руководил белокурыми девами- валькириями, помощницами Одина. Считалось, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, и в последней битве прийти на помощь богам.

Тюр в мифологии скандинавов — однорукий бог. Это увечье было не менее символичным для богов, чем кривизна Одина. Тюр был не просто самым храбрым из всех асов. Согласно древнейшим источникам, Тюр страж правосудия. Именно это божество нужно было молить о даровании победы, что и делали древние саксы и другие германцы на северном континенте.

Тюр лишился руки на фоне победы над Фенриром. Эта победа, достигнутая при посредстве магии и обмана, не была вполне справедливой. Поэтому, как свидетельствует Снорри Стурлусон, Тюра никогда не называли миротворцем. Там, где бог права лишен правой руки — а представление о правде, о праве и о правой стороне (правой руке, которую поднимали при клятве) тесно взаимосвязаны в древнем законодательстве — не может быть никакого справедливого и вечного мира. И асы прекрасно знали это — и со страхом ожидали своей судьбы — Рагнарёка.

В одной из песен “Эдды” говорится о том, что Тюр не был сыном Одина. Считается, что он был потомком мудрых великанов, живших на краю света. Эти великаны полностью перешли на сторону асов, и Тюр стал первейшим их сторонником.

О Тюре

В одной из старинных фолиантов Тюр приравнивается к Марсу (Аресу). Иллюстрация 18 века.
В одной из старинных фолиантов Тюр приравнивается к Марсу (Аресу). Иллюстрация 18 века.

 

Однорукий, но не бандит… В мифах о боге Тюре говорится о том, что он не уступил в схватке волку Фенриру. Но в конце времен этот смелый воин будет повержен адским псом.

Тюр — один из благороднейших обитателей скандинавского Олимпа, еще один из самых мудрых “воинов чести”. Относительно происхождения этого бога не существует единой, общепринятой версии. Дело в том, что в эддических текстах на этот счет существуют разночтения.

В одном месте говорится, что Тюр является сыном Одина и Фригг. В другом источнике утверждается, что Тюр был зачат Одином от безымянной великанши — сестры Хюмира.

То есть, Тюр либо чистокровный ас, либо полукровка, как и Локи. Причем, Тюр — именно инеистный великан, а не ётун.

В отличие от римских, греческих и иных богов войны, бог Тюр был в первую очередь защитником, а не завоевателем. У него не было своего особого дворца, но одновременно он занимал один из двенадцати престолов в зале совета богов. Ему были рады во всех вотчинах.

Главным артефактом Тюра был меч, поэтому в его честь исполняли ритуальные танцы с мечами. Острие этого меча считалось настолько священным, что было принято произносить на нем клятвы.

Этот ритуал позже был позаимствован Ватиканом, и сохранился в средневековье у рыцарей. При этом Тюр был известен благодаря одному конкретному эпизоду, упоминаемом Снорри Стурлусоном в его Младшей Эдде.

Мифы о Тюре

Тюр кладет руку в пасть Фенриру. Рисунок Джона Бауэра, 1911 год.
Тюр кладет руку в пасть Фенриру. Рисунок Джона Бауэра, 1911 год.

 

Согласно оригинальному мифу, который, по всей видимости, появился достаточно поздно, из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира, огромного и страшного волка, который по сути был хтоническим чудовищем.

Фенрир рос очень быстро, и был невероятно свиреп. Только бог Тюр смог найти со зверем общий язык: он приносил ему пищу. Так Тюр обрел свирепого, кровожадного друга.

И все-таки, асы продолжали бояться Фенрира. Они изготовили волшебную цепь Лендинг, чтобы пленить его. Цепь принесли Фенриру, и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее.

Фенрир был уверен в своей силе. Он влез в Лендинг и без труда разорвал ее. То же произошло и со второй цепью, которая была вдвое крепче первой.

Асы не знали, что им делать, но Фрейр послал своего гонца к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. При этом альвы соединили шесть сутей — женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе. Точнее, не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи.

Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента, и Фенрир не захотел ее надевать. Волк заявил, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь. Но если в ней есть хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим.

Фенрир предложил асам, чтобы кто-нибудь из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, и поэтому согласился. В итоге волк не сумел порвать цепь, откусил своему бывшему другу руку и был погружен асами под землю до наступления Рагнарёка.

Во время великой битвы богов Тюр не встретится с Фенриром: с волком будет бороться Один и его сын, бог мщения, Видар, который и убьет чудовище.

Богу Тюру выпадет битва с псом Гармом, который был практически альтернативой древнегреческого Цербера: также, как и греческий “коллега”, Гарм охраняет врата в мир мертвых. Сам Один называл его лучшим псом и лучшим сторожем. Но все равно в день Рангарёка он выступит против богов. В поединке Тюр и Гарм погибнут вместе…

Можно сказать, что Тюр был одним из сильнейших асов: он с одной рукой мог противостоять против таких страшных чудовищ, как Гарм.

Тюр и Локи

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха 1895 год.
Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха 1895 год.

 

Бог Тюр и Локи никогда особо не соприкасались. В открытую конфронтацию они вступили только на пиру Эгира, что произошло после смерти Бальдра.

Тюр вступился за честь Фрейра, но Локи напомнил ему, чем закончилась его попытка примирить врагов: чудовищный волк отгрыз ему руку. Но Фенрир находится в неволе — напомнил Тюр, и порождению Локи там очень тяжко. Последнее слово все-таки осталось за злоречивым асом. Вот как написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

“Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчелся —

стерпел ты, презренный!”

Локи утверждает, что жена Тюра (о ней практически ничего неизвестно) родила от Локи сына, и Тюр не расчелся за бесчестье. Искренен ли был Локи, или врал, по своему обычаю — одному Одину известно…

Культ и некоторые научные теории

Изображение божества на брактеате, найденного в Тролльхеттане, Вестергётланд, Швеция. Рисунок Гуннара Кройца.
Изображение божества на брактеате, найденного в Тролльхеттане, Вестергётланд, Швеция. Рисунок Гуннара Кройца.

 

Отчасти из-за этимологии имени бога войны Тюра в скандинавской мифологии ученые предполагают, что он когда- то играл гораздо более значительную роль в жизни германских народов.

Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, в древности многие скандинавские и германские племена считали необходимой гравировку его имени — или его руны на лезвии каждого меча, клинка, кинжала или наконечника стрелы. Этот обычай описан в эддических текстах и сагах. Он считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение богу Тюру осуществлялось на обширной территории, которую населяли народы скандинавских и германских племен.

Вот, что пишет Корнелий Тацит в своей книге “О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ И МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГЕРМАНИИ.”:

“Из богов они боль­ше все­го чтят Мер­ку­рия и счи­та­ют долж­ным при­но­сить ему по извест­ным дням в жерт­ву так­же людей. Гер­ку­ле­са и Мар­са они уми­ло­стив­ля­ют закла­ни­я­ми обре­кае­мых им в жерт­ву живот­ных [Тацит назы­ва­ет гер­ман­ских богов рим­ски­ми име­на­ми: Вота­на — Мер­ку­ри­ем, Дона­ра — Гер­ку­ле­сом, Циу — Мар­сом, так как рим­ская и гер­ман­ская мифо­ло­гии наде­ля­ли их сход­ны­ми чер­та­ми и сход­ны­ми атри­бу­та­ми.]”

Упоминания об этом божестве в древнескандинавских текстах достаточно скудные. Вот, например, что написано о нем в книге “Старшая Эдда. Речи Сигрдривы”:

“Руны победы должен ты познать,

если ты победы желаешь,

и вырежи на рукояти меча,

некоторые в канавке на лезвии,

некоторые на плоскости лезвия,

и пометь именем Тюра.”

Некоторые ученые предполагают, что выдающийся бог Один мог подняться над Тюром в доисторические времена.

Отдельно хочется затронуть тему человеческих жертвоприношений, которые практиковали некоторые жрецы. Например, это было принято у франков, да и у других племен северо-западной Европы.

Для солнечных богов, а к ним относятся северные божества, жизнь человека была священна. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства того, что этим богам действительно приносились жертвы.

Считается, что копье Одина, всегда попадающее в цель, некогда могло принадлежать Тюру. Об этом может говорить обычай викингов: перед началом рукопашной схватки они забрасывали копья з спины противников. Более того, последние археологические находки обнаружили на копьях орнаменты, посвященные Тюру — самому мудрому и смелому богу древних скандинавов.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

шестнадцать − одиннадцать =