Богини Норны

Норны (Norns, древнескандинавский: norn [ˈnorn], plural: nornir [ˈnornez̠]) — в германо-скандинавской мифологии — древнейшие божества, которые являются воплощением судьбы. Они обитают рядом с мировым древом Иггдрасиль, у источника Урд. Имена норн: Урд, Верданди и Скульд.

Богини судьбы, норны, наделены чудесным даром определять судьбы — не только человеческие, но и божественные. Урд — самая старая из них, она имеет облик ветхой старухи и символизирует прошлое. Верданди — средняя норна, выглядящая как красивая женщина средних лет. Она символизирует настоящее. Самая юная, Скульд, является символом неопределенного будущего: в зависимости от событий настоящего, его может и не быть.

Словарь

Норны (nornir) — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении (по более ранним мифологическим представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от норн, участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств — дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три норны — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника. Можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ норн вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников. Норны определяют судьбы людей, вырезая руны. В «Первой песни о Хельги убийце Хундинга» («Старшая Эдда») норны при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фавнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных норнах, ведущих свой род от богов, альвов или двергов. По своей основной функции норны аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.

Этимология

Происхождение имени норн неизвестно; оно может происходить от слова, означающего «переплетать» и означающего, что они сплетают нить судьбы. Bek-Pedersen предполагает, что слово norn имеет отношение к шведскому диалектному слову norna (nyrna), глаголу, означающему «тайно общаться». Это относится к восприятию норн как призрачных фоновых фигур, которые действительно раскрывают свои роковые секреты людям только тогда, когда их судьбы сбываются.

Имя Урд (древнеанглийское Wyrd, Weird) означает «судьба». Wyrd и urðr являются этимологически родственными, что не гарантирует, что wyrd и urðr имеют одинаковое семантическое качество «судьбы» с течением времени. И Urðr, и Verðandi происходят от древнескандинавского глагола verða, «становиться». — («обращаться»). Обычно утверждается, что в то время как Urðr происходит от прошедшего времени («то, что стало или произошло»), Verðandi происходит от настоящего времени verða («то, что происходит»). Skuld происходит от древнескандинавского глагола skulu , «нужно / должно быть / должно быть»; его значение — «то, что должно стать или что должно произойти». Из-за этого часто делается вывод, что три норны каким-то образом связаны с прошлым, настоящим и будущим соответственно, но оспаривается, что их имена действительно подразумевают временное различие, и подчеркивается, что слова сами по себе не обозначают хронологические периоды в древнескандинавском языке.

О норнах

Три норны
Три норны

Норны в скандинавской мифологии — богини-воплощения судьбы. Их не три, а гораздо больше. Наиболее известными норнами являются хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль — Урд, Верданди и Скульд.

Вот, как написано в книге “Речи Вафтруднира”:

«Три мощных потока

текут над жильем

дочерей Мёгтрасира;

для людей эти девы —

духи благие,

хоть предки их — турсы».

А вот, что написано о них в книге “Сага о Хрольве Жердинке и его витязях”:

“Скульд сотворила настолько сильное волшебство-сейд, дабы одолеть конунга Хрольва, своего брата, что ей стали помогать альвы, норны и другой бесчисленный сброд, так что человеческая природа не смогла бы противостоять подобному”.

Кто такие норны

Норны предсказывают судьбу
Норны предсказывают судьбу

Норны — богини судьбы. В скандинавской мифологии они имеют образ трех волшебниц, наделенных чудесным даром определять судьбы — причем, не только людей, но и асов.

Вот, что говорится о них в книге “Прорицание вёльвы”:

Мудрые девы

оттуда возникли,

три из ключа

под древом высоким;

Урд имя первой,

вторая Верданди, —

резали руны, —

Скульд имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят”.

Норны и их символы
Норны и их символы

Норны обитают у священного источника Урд, который находится в Мидгарде. Этот источник они используют для полива корней мирового древа Иггдрасиля. Одна из норм старая и дряхлая, вторая — цветущая женщина средних лет, а третья — совсем юная. Один несколько раз спрашивал у них совета. А некоторым героям скандинавской мифологии они сами предсказывали будущее.

Вот как говорится об этом в книге “Видение Гюльви”:

 

Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:

Различны рожденьем

норны, я знаю —

их род не единый:

одни от асов,

от альвов иные,

другие от Двалина».

Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, у других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбою. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны».

И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца. Так здесь об этом сказано:

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагой мутной,

росы от него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.

Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется».

Великие норны
Великие норны

В “Видении Гюльви” говорится о том, что в мире существует огромное количество норн. Более того: у каждого человека есть своя норна, которая приходит к нему, когда он появляется на свет. Она приходит, чтобы наделить его судьбой.

Вот что говорится в книге “Краткая Песнь о Сигурде”:

7 Так я сказала,

а после раскаюсь:

Гудрун — жена его,

я — жена Гуннара,

норны сулили нам

долгое горе!»

 

Вот так написано в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:

“И в третий раз

Сестра Волка

К себе на тинг

Позвала князя.

Тот, кто сидел

На престоле в Хольте,

Не убежал

Норн приговора.

И над ним,

Над Хальвданом,

В Борре мужи

Курган сложили.”

 

А вот, что написано в книге “Вторая Песнь о Гудрун”:

«Норны меня

пробудили недавно,

зловещую мне

дали загадку:

мне снилось, ты, Гудрун,

дочь Гьюки, вонзила

отравленный меч

в тело мое».

 

А вот так написано в книге “Песнь о Хлёде”:

Проклятье на нас:

тебя я убил!

То навеки запомнят;

зол норн приговор!»

Нить норн
Нить норн

Норны не являются представителями особого вида или расы. В эддических текстах говорится, что свой род большинство из них ведет от богов. Некоторые норны принадлежат миру людей, а некоторые родственны темным альвам.

Вот, что сказано в книге “Речи Фафнира”:

[Сигурд сказал:]

«Фафнир, скажи мне,

ты мудр, я слышал,

и многое знаешь:

кто эти норны,

что могут прийти

к женам рожающим?»

[Фафнир] сказал:

«Различны рожденьем

норны, я знаю, —

их род не единый:

одни от асов,

от альвов иные,

другие от Двалина».

Прорицание вёльвы

Встретились асы

на Идавёлль-поле,

капища стали

высокие строить,

сил не жалели,

ковали сокровища,

создали клещи,

орудья готовили.

На лугу, веселясь,

в тавлеи играли,

все у них было

только из золота, —

пока не явились

три великанши,

могучие девы

из Ётунхейма.”

Некоторые из них (например, богиня норна Скульд) воплощают несколько функций. Например, та же Скульд является также и валькирией.

Предсказание судьбы
Предсказание судьбы

Относительно того, какое происхождение имеет слово “норны”, единого мнения не существует. Есть мнение, что оно восходит к индоевропейскому глаголу “ner” (в переводе – “вращать” или “вить”).

Вероятно, это очень древний образ. В отличие от тех же мойр, норны только создают судьбы, но никак не влияют на них.

Вот, что написано в книге “Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга”:

Ночь была в доме,

норны явились

судьбу предрекать

властителю юному;

судили, что он

будет прославлен,

лучшим из конунгов

прозван будет.

Так нить судьбы

пряли усердно,

что содрогались

в Бралунде стены;

нить золотую

свили и к небу —

к палатам луны —

ее привязали.

4 На восток и на запад

концы протянули,

конунга земли

нитью отметили;

к северу бросила

Нери сестра

нить, во владенье

север отдав ему.

 

Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга

26 «Тебе не во всем,

валькирия, счастье,

в иных событьях

норны повинны:

утром погибли

у Волчьего Камня

Браги и Хёгни, —

я их сразил!

А вот так написано в книге “Речи Регина”:

«Андвари мне имя,

Оин — отец мой,

в потоках я плавал;

злобная норна

так мне судила,

что плавать я должен».

Интересно, что норны не были созданы Одином и его братьями. Их деятельность универсальна: они управляют механизмом судьбы, которому подчиняются как смертные, так и боги. Даже сам Один неоднократно обращался к ним, и услышал страшное: он погибнет во время Рагнарёк. Сталкивались (и неоднократно) с норнами многие герои древних саг.

Вот, что написано в книге “Подстрекательство Гудрун”:

“Пошла я на берег,

на норн озлобясь.

хотела избегнуть

их ярого гнева —

подняли волны

меня высокие,

мне не дало

море погибнуть.”

 

А вот так написано в книге “Речи Хамдира”:

Волки для нас

недобрый пример —

грызться не будем,

как норн злые псы,

что вражды не таят,

вырастая в пустыне!

Мы стойко бились, —

на трупах врагов

мы — как орлы

на сучьях древесных!

Со славой умрем

сегодня иль завтра, —

никто не избегнет

норн приговора!»

 

Вот так написано в книге “Речи Сигрдривы”:

На стекле и золоте

и на человеческих святынях,

на вине и сусле

и скамьях радости,

на острие Гунгнира,

и на груди Грани,

на ногте норны,

и на клюве совы.

Имена норн в скандинавской мифологии — Урд, Верданди и Скульд.

В некоторых источниках говорится о том, что они появились из вод источника Урд. Они “резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя”.

Источник норн
Источник норн

В этом же источнике говорится о том, что они прекрасно помнят войну асов и ванов. Это, вероятно, означает, что норны являются древнейшими существами в скандинавской мифологии. Некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюгльгья — с женскими духами-хранителями, похожими на валькирий, но, вероятно, восходящих к архетипу праматери.

Норна Урд

Норны у источника
Норны у источника

В переводе с древнескандинавского, Урд означает “судьба”. Богиня Урд — старейшая из норн. Обычно ее изображают ветхой старухой со сморщенным лицом и руками. Вероятно, она является олицетворением прошлого.

Предположительно эта норна соотносится с северогерманским понятием “вюрд”, что означает равно как судьбу, так и смерть. Эта суровая норна является персонификацией рока: именно она предвещает Одину смерть.

Богиня Верданди

Фонтан, изображающий норн
Фонтан, изображающий норн

В переводе с древнескандинавского имя Верданди означает “Становление”. Это средняя норна, которую изображают в виде красивой женщины. Традиционно она соотносится с понятием “настоящее”.

Богиня Верданди — персонификация “деятельной судьбы” — той, которую человек, совершая определенные действия, определяет себе сам.

Богиня Скульд

Норны у древа Иггдрасиль
Норны у древа Иггдрасиль

С древнескандинавского Скульд переводится как “долг”, “возможное будущее”, или “чувство вины”.

Вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:

“Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн, и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход”.

Богиня Скульд — самая юная из трех норн, и персонифицирует будущее. В отличие от Урд и Верданди, образ Скульд едва ли является изначальным.

Традиционно эта норна воспринимается не как неизбежное будущее. Она представляет собой один из вариантов будущего, которого в принципе может не быть.

Образы норн

Нетипичное изображение норн
Нетипичное изображение норн

Норны — достаточно самобытный элемент скандинавской космогонии. Однако, назвать этих персонажей полностью оригинальными нельзя. Существа, похожие на норн, встречаются в мифологии практически всех народов.

Одновременно их объединяет концепция “вюрда”, которая очень тесно связана с шаманическими традициями севера Европы.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

18 − 2 =