Норны (Norns, древнескандинавский: norn [ˈnorn], plural: nornir [ˈnornez̠]) — в германо-скандинавской мифологии — древнейшие божества, которые являются воплощением судьбы. Они обитают рядом с мировым древом Иггдрасиль, у источника Урд. Имена норн: Урд, Верданди и Скульд.
Богини судьбы, норны, наделены чудесным даром определять судьбы — не только человеческие, но и божественные. Урд — самая старая из них, она имеет облик ветхой старухи и символизирует прошлое. Верданди — средняя норна, выглядящая как красивая женщина средних лет. Она символизирует настоящее. Самая юная, Скульд, является символом неопределенного будущего: в зависимости от событий настоящего, его может и не быть.
Словарь
Норны (nornir) — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении (по более ранним мифологическим представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от норн, участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств — дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три норны — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника. Можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ норн вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников. Норны определяют судьбы людей, вырезая руны. В «Первой песни о Хельги убийце Хундинга» («Старшая Эдда») норны при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фавнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных норнах, ведущих свой род от богов, альвов или двергов. По своей основной функции норны аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.
Этимология
Происхождение имени норн неизвестно; оно может происходить от слова, означающего «переплетать» и означающего, что они сплетают нить судьбы. Bek-Pedersen предполагает, что слово norn имеет отношение к шведскому диалектному слову norna (nyrna), глаголу, означающему «тайно общаться». Это относится к восприятию норн как призрачных фоновых фигур, которые действительно раскрывают свои роковые секреты людям только тогда, когда их судьбы сбываются.
Имя Урд (древнеанглийское Wyrd, Weird) означает «судьба». Wyrd и urðr являются этимологически родственными, что не гарантирует, что wyrd и urðr имеют одинаковое семантическое качество «судьбы» с течением времени. И Urðr, и Verðandi происходят от древнескандинавского глагола verða, «становиться». — («обращаться»). Обычно утверждается, что в то время как Urðr происходит от прошедшего времени («то, что стало или произошло»), Verðandi происходит от настоящего времени verða («то, что происходит»). Skuld происходит от древнескандинавского глагола skulu , «нужно / должно быть / должно быть»; его значение — «то, что должно стать или что должно произойти». Из-за этого часто делается вывод, что три норны каким-то образом связаны с прошлым, настоящим и будущим соответственно, но оспаривается, что их имена действительно подразумевают временное различие, и подчеркивается, что слова сами по себе не обозначают хронологические периоды в древнескандинавском языке.
О норнах
Норны в скандинавской мифологии — богини-воплощения судьбы. Их не три, а гораздо больше. Наиболее известными норнами являются хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль — Урд, Верданди и Скульд.
Вот, как написано в книге “Речи Вафтруднира”:
«Три мощных потока
текут над жильем
дочерей Мёгтрасира;
для людей эти девы —
духи благие,
хоть предки их — турсы».
А вот, что написано о них в книге “Сага о Хрольве Жердинке и его витязях”:
“Скульд сотворила настолько сильное волшебство-сейд, дабы одолеть конунга Хрольва, своего брата, что ей стали помогать альвы, норны и другой бесчисленный сброд, так что человеческая природа не смогла бы противостоять подобному”.
Кто такие норны
Норны — богини судьбы. В скандинавской мифологии они имеют образ трех волшебниц, наделенных чудесным даром определять судьбы — причем, не только людей, но и асов.
Вот, что говорится о них в книге “Прорицание вёльвы”:
Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят”.
Норны обитают у священного источника Урд, который находится в Мидгарде. Этот источник они используют для полива корней мирового древа Иггдрасиля. Одна из норм старая и дряхлая, вторая — цветущая женщина средних лет, а третья — совсем юная. Один несколько раз спрашивал у них совета. А некоторым героям скандинавской мифологии они сами предсказывали будущее.
Вот как говорится об этом в книге “Видение Гюльви”:
Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:
Различны рожденьем
норны, я знаю —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».
Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, у других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбою. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны».
И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца. Так здесь об этом сказано:
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.
Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется».
В “Видении Гюльви” говорится о том, что в мире существует огромное количество норн. Более того: у каждого человека есть своя норна, которая приходит к нему, когда он появляется на свет. Она приходит, чтобы наделить его судьбой.
Вот что говорится в книге “Краткая Песнь о Сигурде”:
7 Так я сказала,
а после раскаюсь:
Гудрун — жена его,
я — жена Гуннара,
норны сулили нам
долгое горе!»
Вот так написано в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:
“И в третий раз
Сестра Волка
К себе на тинг
Позвала князя.
Тот, кто сидел
На престоле в Хольте,
Не убежал
Норн приговора.
И над ним,
Над Хальвданом,
В Борре мужи
Курган сложили.”
А вот, что написано в книге “Вторая Песнь о Гудрун”:
«Норны меня
пробудили недавно,
зловещую мне
дали загадку:
мне снилось, ты, Гудрун,
дочь Гьюки, вонзила
отравленный меч
в тело мое».
А вот так написано в книге “Песнь о Хлёде”:
Проклятье на нас:
тебя я убил!
То навеки запомнят;
зол норн приговор!»
Норны не являются представителями особого вида или расы. В эддических текстах говорится, что свой род большинство из них ведет от богов. Некоторые норны принадлежат миру людей, а некоторые родственны темным альвам.
Вот, что сказано в книге “Речи Фафнира”:
[Сигурд сказал:]
«Фафнир, скажи мне,
ты мудр, я слышал,
и многое знаешь:
кто эти норны,
что могут прийти
к женам рожающим?»
[Фафнир] сказал:
«Различны рожденьем
норны, я знаю, —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».
Прорицание вёльвы
Встретились асы
на Идавёлль-поле,
капища стали
высокие строить,
сил не жалели,
ковали сокровища,
создали клещи,
орудья готовили.
На лугу, веселясь,
в тавлеи играли,
все у них было
только из золота, —
пока не явились
три великанши,
могучие девы
из Ётунхейма.”
Некоторые из них (например, богиня норна Скульд) воплощают несколько функций. Например, та же Скульд является также и валькирией.
Относительно того, какое происхождение имеет слово “норны”, единого мнения не существует. Есть мнение, что оно восходит к индоевропейскому глаголу “ner” (в переводе – “вращать” или “вить”).
Вероятно, это очень древний образ. В отличие от тех же мойр, норны только создают судьбы, но никак не влияют на них.
Вот, что написано в книге “Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга”:
Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшим из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралунде стены;
нить золотую
свили и к небу —
к палатам луны —
ее привязали.
4 На восток и на запад
концы протянули,
конунга земли
нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра
нить, во владенье
север отдав ему.
Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга
26 «Тебе не во всем,
валькирия, счастье,
в иных событьях
норны повинны:
утром погибли
у Волчьего Камня
Браги и Хёгни, —
я их сразил!
А вот так написано в книге “Речи Регина”:
«Андвари мне имя,
Оин — отец мой,
в потоках я плавал;
злобная норна
так мне судила,
что плавать я должен».
Интересно, что норны не были созданы Одином и его братьями. Их деятельность универсальна: они управляют механизмом судьбы, которому подчиняются как смертные, так и боги. Даже сам Один неоднократно обращался к ним, и услышал страшное: он погибнет во время Рагнарёк. Сталкивались (и неоднократно) с норнами многие герои древних саг.
Вот, что написано в книге “Подстрекательство Гудрун”:
“Пошла я на берег,
на норн озлобясь.
хотела избегнуть
их ярого гнева —
подняли волны
меня высокие,
мне не дало
море погибнуть.”
А вот так написано в книге “Речи Хамдира”:
Волки для нас
недобрый пример —
грызться не будем,
как норн злые псы,
что вражды не таят,
вырастая в пустыне!
Мы стойко бились, —
на трупах врагов
мы — как орлы
на сучьях древесных!
Со славой умрем
сегодня иль завтра, —
никто не избегнет
норн приговора!»
Вот так написано в книге “Речи Сигрдривы”:
На стекле и золоте
и на человеческих святынях,
на вине и сусле
и скамьях радости,
на острие Гунгнира,
и на груди Грани,
на ногте норны,
и на клюве совы.
Имена норн в скандинавской мифологии — Урд, Верданди и Скульд.
В некоторых источниках говорится о том, что они появились из вод источника Урд. Они “резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя”.
В этом же источнике говорится о том, что они прекрасно помнят войну асов и ванов. Это, вероятно, означает, что норны являются древнейшими существами в скандинавской мифологии. Некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюгльгья — с женскими духами-хранителями, похожими на валькирий, но, вероятно, восходящих к архетипу праматери.
Норна Урд
В переводе с древнескандинавского, Урд означает “судьба”. Богиня Урд — старейшая из норн. Обычно ее изображают ветхой старухой со сморщенным лицом и руками. Вероятно, она является олицетворением прошлого.
Предположительно эта норна соотносится с северогерманским понятием “вюрд”, что означает равно как судьбу, так и смерть. Эта суровая норна является персонификацией рока: именно она предвещает Одину смерть.
Богиня Верданди
В переводе с древнескандинавского имя Верданди означает “Становление”. Это средняя норна, которую изображают в виде красивой женщины. Традиционно она соотносится с понятием “настоящее”.
Богиня Верданди — персонификация “деятельной судьбы” — той, которую человек, совершая определенные действия, определяет себе сам.
Богиня Скульд
С древнескандинавского Скульд переводится как “долг”, “возможное будущее”, или “чувство вины”.
Вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:
“Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн, и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход”.
Богиня Скульд — самая юная из трех норн, и персонифицирует будущее. В отличие от Урд и Верданди, образ Скульд едва ли является изначальным.
Традиционно эта норна воспринимается не как неизбежное будущее. Она представляет собой один из вариантов будущего, которого в принципе может не быть.
Образы норн
Норны — достаточно самобытный элемент скандинавской космогонии. Однако, назвать этих персонажей полностью оригинальными нельзя. Существа, похожие на норн, встречаются в мифологии практически всех народов.
Одновременно их объединяет концепция “вюрда”, которая очень тесно связана с шаманическими традициями севера Европы.