Богиня Фрейя (Freyja, /ˈfreɪə/; древнескандинавский: [ˈfrœyjɑ], «леди») — сестра-близнец Фрейра и дочь Ньёрда. Фигурирует в старшей и младшей эддах, и во многих скандинавских и германских легендах.
Богиня Фрейя в скандинавской мифологии — богиня любви и красоты. Ее супругом является загадочный Од, который постоянно отсутствует дома и не принимает участия в авантюрах и интригах богов. Фрейя старается хранить ему верность, но иногда становится участницей опасных приключений. Является владелицей чудесного сокровища — ожерелья Брисингамен, за которое ей пришлось поступиться своей честью.
Фрейя является объектом вожделения многих людей, а особенно — великанов. Иногда она выступает как богиня войны, но главная ее функция — помощь людям.
Словарь
Фрейя (Freyja, «госпожа») — в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви, красоты. Не исключено, что Тацит подразумевает именно ее, когда упоминает о почитании германцами Исиды, но твердых данных о существовании культа богини Фрейи у западных германцев нет. Фрейя в скандинавских источниках отнесена к ванам (в отличие от очень близкой ей по характеристике Фригг) и считается дочерью Ньёрда и сестрой Фрейра. В общине асов Фрейя является женой Ода (возможно, ипостась Одина — мужа Фригг); когда он отправляется в дальние странствия, Фрейя оплакивает его золотыми слезами и путешествует по неведомым странам в поисках Ода. Она — мать дочерей Хносс (Hnoss, «драгоценный камень») и Герсими (Gersimi, «сокровище»). Атрибуты Фрейи — соколиное ожерелье (так же, как у Фригг) и особенно Брисингамен. Фрейя приезжает на похороны Бальдра в упряжке кошек («Младшая Эдда»). Как и другие ваны, она — знаток магии сейд. Вместе с тем Фрейя ежедневно делит и выбирает с Одином убитых воинов, т. е. осуществляет функции валькирии, что противоречит характеристике Фрейи как богини из ванов и что, возможно, свидетельствует о смешении Фрейи и Фригг. Фрейя — объект постоянного вожделения ётунов (великанов) — Трюма, Хрунгнира, строителя Асгарда.
Этимология
Имя Фрейя на древнескандинавском означает «госпожа». Происходящее от протогерманского существительного женского рода * frawjōn («госпожа, любовница»), оно родственно древнесаксонскому frūa («госпожа») или древневерхненемецкому frouwa («леди»; ср. современный немецкий Frau). Фрейя также этимологически близка к имени бога Фрейра, что означает «господин» на древнескандинавском языке. Таким образом, теоним Фрейя считается эпитетом по происхождению, заменившим личное имя, которое сейчас не подтверждено.
Кто такая Фрейя?
Богиня Фрейя — прекраснейшая и красивейшая богиня скандинавского пантеона, сестра-близнец Фрейра. Она ванесса, рождённая в следствие ритуального брака матери-земли Нертус и Ньерда — владыки морей и ресурсов. Жилище Фрейи — мир Ванахейм.
Фрейя, скандинавская богиня чувственной любви, дарующая любовь и физическое благополучие, выделяется среди других божеств Асгарда своей особенной красотой и таинственностью. Но одним только этим ее функции не ограничиваются. Она непосредственно связана с миром Одина (отсюда появился стереотип, что фрейя жена Одина, хотя это не так) и присутствует в Вальгалле в том числе в качестве валькирии.
Косвенно об этой функции божества говорится в книге “Сага об Эгиле”:
“Торгерд громко ответила: Я не ужинала и не буду ужинать, пока не попаду к Фрейе. Я намерена последовать примеру моего отца, я не хочу пережить его и брата.”
Муж Фрейи в мифологии — бог-ас Од, который постоянно странствует по миру. В мифологии существует такое понятие, как слезы Фрейи. Они не простые, а золотые. Она так оплакивает свое одиночество. Но не стоит торопиться жалеть божество: Фрейя печалится недолго. Погрустив по своему ветреному супругу, она отправляется искать его, и сталкивается с необычайными приключениями.
Фрейя знает истинное значение таких понятий как «свобода» и «любовь». Богиня любви и свободы несет в себе функцию любви, но не священной блудницы, а любви как истинной силы, которая способна объединить все со всем. Всему найти место, ничего не отрицая, принять абсолютно все, найти универсальное место. Эта функция матери-земли, которая умеет всему найти место — всему живому, рожденному найти свой ареал обитания.
Богиня Фрейя в скандинавской мифологии олицетворяла красоту. Она владеет величайшим сокровищем. Ожерелье богини Фрейи называется Брисингамен — его изготовили карлы (цверги) — самые искусные мастера во всех мирах. Как и его хозяйка, это ожерелье было постоянным объектом вожделения как асов, так и великанов.
Фрейя изначально обладала знанием колдовства, умела применять природную силу к реализации задач, совершать шаманские практики и путешествовать по мирам через шаманское преображение.
Сам бог Один учился у неё этому. А богиня свободы взамен взяла другие знания — знания трота, то есть установление информационного канала и удержание его в этом мире. В результате такого обучения и испытаний, которые пришлось пройти Фрейе, она стала ярой защитницей людей.
Фрейя — богиня любви. Это вечно юное и прекрасное божество, которое в древнегерманских легендах иногда ошибочно олицетворялось с Идунн — хранительницей молодильных яблок.
Жениться на Фрейе истово мечтал грозный великан-ётун Трюм. С этой целью он даже похитил у Тора его знаменитый молот, Мьёлльнир. Великан Хрунгир, один из строителей Асгарда, также мечтал получить ее в жены — а вместе с ней в качестве платы он потребовал солнце и луну в придачу. Однако, боги оберегали красавицу Фрейю и не торопились выполнять такие требования.
В древности в скандинавских землях побывали римляне, которые славились тем, что легко перенимали чужие культы, но часто происходило и наоборот.
Какой день у богини Фрейи? У древних римлян пятница была посвящена Венере. Эту римскую традицию легко восприняли древние германцы: античную Венеру они ассоциировали со своей Фрейей. Английское название пятницы (Friday) происходит от древнеанглийского и означает «день Фригг» — местного варианта имени богини Фрейи. То есть, день Фрейи — пятница.
Фрейя — богиня красоты. Ее имя в переводе означает “фрау”, или “женщина”. То есть, можно сказать, что значение богини Фрейи заключается не только в даровании влечения (принято считать, что Фрейя — богиня похоти), но и в защите дома.
Одним из символов богини Фрейи является соколиное оперение, которое она надевает, когда отправляется странствовать по мирам. Юное, прекрасное божество, она очень любит весну, музыку и цветы. В частности, это роднит Бальдра и Фрейю. Основные дары Фрейи: вино, шоколад, фрукты, сладости, ожерелья, меха.
Фрейя также является богиней плодородия и несет ответственность за урожай и за жатву. Жатвы никогда не бывают одинаковыми…
Иногда божество впадает в ярость, и ей дозволяется собрать кровавую жатву. Из-за этого в частности возникло определение, что скандинавский бог (богиня) Фрейя является божеством войны. Это отчасти так. Если воин нравится Фрейе, она может принести ему победу в битве. Также она забирает себе половину павших воинов (а вторую половину забирает себе Один, и они становятся его эйнхериями).
Как выглядит Фрейя? Сила Фрейи заключается в ее дивной красоте, которая пленяет как богов, так и существ из других миров. К этой красоте не остался равнодушен сам Один, который, впрочем, не отличался верностью (хотя по сравнению с греческим Зевсом суровый скандинавский бог-мудрец выглядел настоящим аскетом).
Известна картина Фрейи, на которой божество напоминает греческую Афродиту.
На картине изображена молодая золотоволосая женщина, стройная, прекрасно сложенная, сидящая в чувственной позе. Поворот головы, мимика и жесты говорят о том, что Фрейя прекрасно осведомлена о собственной привлекательности и знает себе цену.
Есть и другие картинки Фрейи, на которых она также изображается как юная девушка, стройная и прекрасная. Вероятно, на этих рисунках изображается некий “общий” эталон женской красоты.
Священными животными божества являются свинья и кошка. Например, кошки богини Фрейи привезли ее на колеснице на похороны Бальдра. Кошки в скандинавской мифологии вообще считались мистическими животными. А коты Фрейи были тесно связаны с одной ее важной особенностью — с ее магией.
В Германии и Скандинавии был широко распространен культ Фрейи. Ее почитали и незамужние девы, и почтенные дамы. До сих пор там в ходу выражение “Следовать путем Фрейи”, что означает “познать тайны ее волшебства”, проникнуть в тайны природы.
В “Саге об Инглингах” рассказывается о том, что после смерти Фрейя оставалась единственной, кого люди называли богиней, и продолжали совершать жертвоприношения.
Она прославилась настолько, что каждую хозяйку, у которой только было много добра, именовали Фрейей, и это было воистину так: Фрейя — значит “Госпожа”. В “Младшей Эдде” рассказывается о том, что Фрейя очень любила любовные песни, и именно ее следовало призывать на помощь в любовных делах.
По мнению древних скандинавов, у Фрейи была великолепная интуиция. Входя в состояние транса, она была способна свободно путешествовать по мирам священного ясеня Иггдрасиля.
Ожерелье богини Фрейи
Богиня Фрейя слыла очень любвеобильной, что в принципе не было чем-то странным в мире древних божеств. Известна легенда, которая называется “Богиня Фрейя и гномы”. В ней рассказывается о замечательном сокровище — об ожерелье Фрейи, которое досталось ей очень непростой ценой.
Легенда фрейи и гномов начинается с того, что однажды божество отправилось на прогулку. День был чудесный: светило нежное солнце, было не жарко и не холодно — типичный весенний денек, которые так любила Фрейя.
В лесу было очень хорошо, и богиня не спешила возвращаться домой. Внезапно она увидела четырех цвергов. Узнать их было просто — они были маленького роста, коренастые, смуглые. Сильные руки этих великих мастеров были чуть длиннее, чем руки обычного человека, или бога.
Их лица были смуглыми, брови — сросшимися на переносице, а бороды спускались на грудь. Цверги или карлы были жителями нижнего мира, или, как говорили, преисподней. По древности происхождения они могли легко поспорить не то, что с асами — а с великанами, а в мудрости они не знали себе равных. Но все равно связываться с ними было опасно: ходили слухи, что из Свартальвхейма еще никто никогда не возвращался.
Карлы любовались чудесным ожерельем, которое они выковали в своих пещерах, и о чем-то говорили на своем языке. Подошедшую к ним Фрейю, которую привлек чудный блеск драгоценных камней, они заметили далеко не сразу.
- Для кого, о мастера, вы выковали это чудесное ожерелье? — Спросила богиня.
Карлы переглянулись, а потом один из них с тонкой усмешкой произнес:
- Для тебя, о богиня!
У Фрейи еще не было такого богатого жизненного опыта, как у той же Фригг, и она не увидела в этой фразе никакой двусмысленности. Искренне поблагодарив мастеров, она протянула к подарку руку, но не тут-то было. Карлик прикрыл его рукой, и его улыбка стала шире:
- Мы, конечно, отдадим его тебе, о прекраснейшая, но не бесплатно.
- Что ты хочешь за него? — Надула губки Фрейя.
Цверг смерил ее взглядом, и снова улыбнулся. Улыбка получилась нехорошей — немного похотливой, немного глумливой.
- Тебя, о славнейшая. — Подмигнул он ей.
Фрейя вспыхнула. О, если бы только здесь был ее брат, Фрейр — карлы не остались бы ненаказанными. Но Фрейра рядом не было. Было только чудесное ожерелье, которое так и приковывало к себе взгляд богини. Фрейя подумала об Оде, о своей любви к нему, но от того уже несколько месяцев не было вестей, и в ее сердце вспыхнул гнев.
Такое ожерелье должно принадлежать только ей. И она решилась… Четыре ночи Фрейя провела в пещере, разделив ложе со всеми четырьмя карлами сразу. Карлы отдали ей ожерелье, и богиня вернулась в свой замок в Асгарде.
Со вздохом она надела на себя ожерелье, и принялась прихорашиваться. И вдруг она услышала тихий вкрадчивый голос:
- Ты так прекрасна, о Фрейя…
Локи. Он стоял в дверях — этот маленький, субтильный, немного лысоватый и лупоглазый человечек. Локи и Фрейя пересекались нечасто, и она, к своему удивлению, никогда не видела ни намека на вожделение в этих холодных, умных глазах. Его появление не сулило ей ничего хорошего.
- Красивое ожерелье, — произнес он, — будь уверена: Од обрадуется. — Он повернулся, чтобы уйти, и мимоходом бросил через плечо. — А может быть, и нет…
Локи рассказал о поступке Фрейи Одину, с которым когда-то богиню связывали очень даже нежные чувства. Разъярившись, что бывало с ним крайне редко, Один велел своему побратиму украсть преступное ожерелье, то тот и сделал.
Фрейя вскоре обнаружила пропажу, и наступил ее черед злиться: она сразу поняла,чьих это рук дело.
- Я не на Локи зла, — сказала она Одину, трясясь от негодования, — он — орудие в твоих руках. Но ты… Такой поступок недостоин верховного бога. Верни мне ожерелье!
Один спокойно выдержал гневную тираду, и пообещал, что вернет ей украшение, если только она начнет войну между Хогни, королём Норвегии, и Хедином Хьяррандасоном, из-за дочери Хогни по имени Хильд. Фрейя почувствовала легкую досаду: она была уверена, что Один все еще к ней неравнодушен… Но его условие она выполнила, и верховный ас вернул колье Фрейе.
А Локи, оскорбившись на то, что его назвали “орудием”, еще припомнит ей этот ее проступок…
Муж богини Фрейи
У Фрейи, которую злоречивый Локи упрекал в преступной с точки зрения асов связи с братом, в обществе асов был законный супруг. Его звали Од, и это имя означает “Исступление”, в том числе поэтическое. Кстати, имя Один — производное от этого слова.
От Ода у богини Фрейи есть дети. Сына у Фрейи нет, но есть дочери. Дочерей Фрейи зовут Хнос (Драгоценный камень) и Герсими (Сокровище). Супружеская пара Фрейя и Од очень сильно напоминает союз Одина и Фригг. Это обусловлено в частности близостью функций обеих богинь. Кроме того, в “Речах Гримнира” говорится о том, что Фрейя поровну делит с Одином воинов, которые пали в битве. Этих воинов Фрейя принимает в собственном чертоге, который называется “Фолькванг” (Поле битвы). Другое название палат Фрейи — Сессрумнир, или “Вмещающий множество сидений”. В ее загробный чертог могут входить даже девушки, которые умерли до замужества.
Это пребывание павших воинов и девушек в одном загробном мире, имеет особенный смысл. И воины, которые пали в битве, и девушки, не познавшие любви, не избыли своего жизненного срока. Поэтому они “доживают” его в ином мире.
Эти занятия, которыми занималась Фрейя — занятия, связанные с загробным миром — кажутся далекими от культа плодородия и любви, но в действительности это божество покровительствовало любви и на том свете. Недаром девиц, не знавших брака, было принято хоронить в подвенечном наряде. Также все боги Асгарда так или иначе были тесно связаны с днем Рагнарёк, и должны были почитать героев Одина — Эйнхериев.
Для богов, покровительствующих любви и плодородию, был характерен несколько иной мифологический сюжет. В “Младшей Эдде” Од, любимый супруг богини Фрейи, именуется просто человеком.
Схожесть имен Ода и Одина неслучайна: верховный ас был знатным бродягой, и часто срывался с места в поисках приключений. В этих путешествиях он мог пропадать месяцами. То же самое было и с Одом. Многие асы удивлялись: он женат на прекраснейшей из богинь, так почему же он так часто покидает ее?.. Этот же вопрос волновал и Фрейю. Од был красивым, статным и мужественным — совсем как Один в его лучшие годы. Она любила своего мужа, и боялась его потерять…
Однажды Од снова отправился в дальние странствия, и от него очень долго не было вестей. Фрейя напрасно выглядывала в окно, напрасно вздыхала — Од не возвращался. Наконец, ей надоело просто сидеть и ждать. И она, обливаясь горькими слезами, отправилась искать его. Слезы богини любви становились красным золотом…
Разлука свойственна тем супружеским парам, когда в браке участвуют существа разного происхождения — например, боги и великаны, или боги и люди. Похожую драму переживал и брат Фрейи, и сам Ньёрд.
О воссоединении Фрейи с любимым супругом не говорится ничего ни в эддах, ни в других источниках.
Сватовство Трюма
В скандинавской мифологии богиня Фрейя часто становилась объектом желания как людей, так и хтонических существ. Также в мифах рассказывается, что на красавице богине мечтали жениться заклятые враги асов — великаны. Таковым, например, был владыка Ётунхейма, Трюм. Он был безоговорочно влюблен в богиню, которую считал воплощением красоты и грации. Трюм давно наблюдал за ней, и заметил, что рядом с ней никого нет.
Великан помнил, что давным-давно богиня провожала в дальнее странствие своего мужа, красавца Ода. Но где он, тот Од? Вот уже столько времени о нем ни слуху, ни духу. Может быть, его уже нет в живых?..
И Трюм решился на неслыханное — на сватовство к асинье. Он понимал, что если он постватается к ней так, как это было принято, согласно древнему обычаю, асы ему ее, разумеется, не отдадут. И он пошел на хитрость — украл у Тора Мьельнир.
Коварный великан прекрасно знал, что он делает: без молота Тор был как без рук, и можно сказать, что Асгард оставался незащищенным. Практически у всех обитателей соседних миров были свои счеты с богами, и те должны были это понимать. Так неужели же они не отдадут ему вожделенную Фрейю в обмен на могучее оружие?..
Тор очень быстро хватился своего молота, и пришел в ярость. Перепуганный Локи, которого громовник тут же поспешил обвинить во всех бедах, отправился на поиски Мьельнира. Для этого он воспользовался чудесным оперением богини Фрейи. Вот, как написано об этом в книге “Песнь о Трюме”:
“Отдала бы его,
будь золотым он;
ссудила б его,
будь он серебряным”.
Все шло по плану Трюма.
Локи вскоре появился в Ётунхейме, и Трюм милостиво позволил ему получить нужные сведения. Когда тот убрался восвояси, Трюм потер руки от удовольствия: он был уверен, что красавица Фрейя уже его…
Тем временем Локи вернулся домой и обо всем рассказал Тору. Громовник крепко задумался. Тор и Фрейя никогда не были особенно близки, но он, как и многие жители Асгарда, относился к ней с большим почтением. Асгард без нее было сложно представить. К тому же, с немыслимым требованием выступал не кто-нибудь, а великан — представитель ненавистного племени, с которым Тор неустанно сражался.
Получив неутешительные вести, Тор вопросительно посмотрел на Локи: может, он посоветует что-нибудь? Но Локи только плечами пожал. И Тор, тяжело вздохнув, направился к Фрейе.
Она встретила его дружелюбно: рослый голубоглазый красавец, Тор был прямодушным и честным, и эти качества в нем Фрейя любила особенно. Но когда смущенный громовник сказал, зачем пришел, богиня любви всерьез рассердилась. Вот, что сказано об этом в книге “Песнь о Трюме”:
“Меня бы распутной
назвать пристало,
коль в Ётунхейм я
поеду с тобою!”
Локи на это только фыркнул насмешливо, но Тор испепелил его взглядом, и тот замолчал. Громовник беспомощно смотрел на Фрейю, и она не знала, как ему помочь: становиться разменной монетой она не собиралась. Она и злилась на него, и жалела. К тому же, она тоже прекрасно понимала, что Тор — их защитник — без своего Мьельнира едва ли не бессилен… И вот, они с Локи придумали план: вместо нее в Ётунхейм должен был отправиться сам Тор.
Настал черед громовника возмущаться: чтобы он, воин, надевал на себя женское платье? Да никогда! Но выхода не было, и Фрейя, едва сдерживая улыбку, выбрала свой лучший наряд и надела его на могучего Тора. И тот в сопровождении Локи отправился в страну великанов — выручать свой Мьелльнир…
Кошки богини Фрейи
В легенды о Фрейе часто говорится о том, что ее повозку тянут два кота. Об этом дважды упоминает Снорри Стурлусон, он пишет о Фрейе на колеснице с кошками и в “Младшей Эдде”, и в “Видении Гюльви”.
Как звали кошек Фрейи? У Снорри об этом ничего не написано, и это достаточно странно, потому что в скандинавской мифологии названия есть у всего на свете. Причин этого может быть две.
Первая причина — имен у кошек Фрейи действительно не было. Вторая причин — Снорри не знал имен котов Фрейи, и именно поэтому их не знаем мы. Некоторые люди предпочитают давать им имена ее дочерей — Хносс и Герсими.
Странным кажется еще и оксюморон: кошки тянут колесницу. Учитывая размер этих животных, подобное кажется маловероятным. Однако, котики Фрейи могли быть и не котиками, а совершенно другими животными.
Исследователи-скандинавоведы предлагают рассмотреть следующие варианты: львы и норвежские кошки. Второй вариант кажется более реальным: норвежские кошки — достаточно крупные животные. В любом случае, они гораздо крупнее обычных кошек. Кроме того, они обладают длинной шерстью и мощным сложением. Внешне они похожи на мейн-кунов.
Предками кошек Фрейи также могли быть красивые черно-белые кошки, которых викинги привезли из Британии в Норвегию. Второй вариант — длинношерстные кошки, которых привезли крестоносцы уже в средние века. И третий вариант — местные деревенские кошечки.
Вопрос о том, откуда у Фрейи появились эти животные, также волнует культурологов. Есть версия о том, что их ей подарил не кто иной, как Тор. Источник этой версии следует искать в легенде про рыбалку Тора и в сказках о коте Баюне, который подстерегал неосторожных путников и убаюкивал их своими сказками. Он попытался перехитрить Тора, но это ему не удалось. Откуда здесь взялись котята, миф умалчивает, но они в конце-концов достались Тору, который подарил их Фрейе.
Такую же параллель нашел и провел А.Н.Афанасьев. Он писал о том, что русский кот-Баюн является олицетворением грозовых туч. Кроме того, древние предания связывают его и чудесную мельницу, которая является эмблемой громовых раскатов.
Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нём висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн. Когда зверь спускается вниз, он начинает петь песни. Когда он поднимается наверх, то рассказывает сказки.
Как Фрея на кошках, так Тор ездит на козлах. Разумеется, Фрейя н связана с громом напрямую, однако, по скандинавским поверьям, своим кресалом она высекает зарницы…
Вепрь
И все-таки, передвигаться на кошках в большей степени свойственно ближневосточным богиням. Но у Фрейи, как и у ее брата, есть другое животное, на котором она может ездить верхом.
Это животное — чудесный вепрь, который некогда был изготовлен карлами. У этого вепря есть золотая щетина, а зовут его Хильдисвини (в дословном переводе это означает “Боевой вепрь”).
Сама Фрейя, странствующая по земле в поисках своего Ода, в разных землях меняет свои имена (этим она очень похожа на Одина). Одно из этих имен — Сюр, что в переводе означает “Свинья”.
На современный взгляд, такой выбор имени кажется странным для богини любви и красоты. Но не стоит забывать о том, что в далекие времена вепрь был символом не только воинскую доблесть, но и плодородную мощь. Поэтому в этом случае все кажется вполне логичным.
Песнь о Хюндле
Для своей езды Фрейя использовала и другого вепря, который был оборотнем. Им оказался ее возлюбленный — прекрасный юноша по имени Оттар.
Как и все ваны, Фрейя была прекрасно сведуща в магии, но превращение юноши в ездового вепря вовсе не было ведьмовским злодеянием. Фрейя была покровительницей юного героя, и скрыла его под кабаньей шкурой для того, чтобы выведать в Утгарде у великанши Хюндли подробности его происхождения.
Богине удалось выяснить, что у Оттара был соперник по имени Ангантюр, который вступил в спор из-за наследия. Ценный металл — франкское золото — должно было достаться тому, чей род был более древним, и тому, кто мог это доказать.
Хитрая Фрейя назвала живущую в пещере великаншу своей лучшей подругой, и даже сестрой. Более того, она пригласила ее съездить в Вальхаллу, но великанша тоже не так проста. Хюндля подозревает Фрейю в хитрости — по ее словам, с ней “на пороге мертвых” находился милый ее сердцу Оттар (не следует забывать о том, что для каждого человека путь в Утгард был дорогой мертвых, которая, и это естественно, вела на тот свет).
Вот, как написано об этом эпизоде в книге “Песнь о Хюндле”:
“Алтарь для меня
из камня сложил он,
и камень в стекло
переплавлен теперь;
обагрял он алтарь
жертвенной кровью:
в асиний верил
Оттар всегда.”
Фрейя поспешила заверить “подругу” в том, что с ней рядом находится только вепрь, на котором она приехала верхом. Оттар же является ее поклонником, который воздвиг в ее честь алтарь. Взамен на это он попросил ее рассказать о его родственниках: кто все-таки является лучшим в Мидгарде?
И Хюндля начала свой рассказ. Из ее слов, родственниками Оттара были едва ли не все знатные роды — герои и боги, включая самих Вёльсунгов.
В скандинавской мифологии генеалогия — важнейшее знание, которым должен был обладать человек в родоплеменном обществе. Поэтому в сагах об исландцах непременно перечислялись все предки персонажей. Но и это важнейшее знание было лишено смысла, если человек на представлял отношения своего рода с другими родами — в том числе и со сверхъестественными, не знал их начала и конца.
И Хюндля, все больше и больше увлекаясь, как и практически каждый персонаж, который был вызван с того света (за исключением, пожалуй, вёльвы, которая каждую свою “песнь” завершала рефреном “Довольно ли вам этого?”), постепенно рассказала богине о начале времен, и о том, откуда ведут свой род вёльвы, чародеи, провидицы и великаны-ётуны. Она рассказывает о том, как Локи породил нескольких чудовищ, которые в итоге станут причиной гибели всех миров… Говорит она и о рождении нового героя, и нового мира. И эти ее речи называются “Малым прорицанием вёльвы”.
Однако, эти космологические мотивы нужны только для определения места Оттара и его рода в мире. Только зная свое правильное место в мифологической системе, можно претендовать на право наследства.
Фрейя в этом мифе выступает не только как богиня любви, но и как норна, или даже как диса — покровительница родовых традиций. Она в итог смогла добиться своего, и перестала скрывать, кто именно скрывается у нее под седлом. В итоге она попросила Хюндлю дать ему выпить пива памяти, чтобы он смог запомнить свою родословную.
И тут великанша разразилась проклятиями — это вообще было свойственно великаньему роду. Чародейка Фрейя пригрозила, что возведет стену из огня вокруг Хюндли, и та действительно видит, как вокруг нее начинает гореть земля. Хюндля сдается, но тут же с усмешкой говорит, что в питье будет подмешан яд.
Фрейю этим не напугать: она легко могла испросить у богов помощи для Оттара — произнести целительный заговор.
Фрейя, как и остальные богини скандинавского пантеона, покровительствовали не только своим избранникам, но и человеческому роду в целом. В этом отношении они напоминали низших духов, являвшихся воплощениями судьбы — валькирий, норн и дисов.
Богиня Фрейя в скандинавском фольклоре
В средние века и даже до конца 19 столетия в некоторых шведских провинциях сохранились упоминания об этой богине. Например, в провинции Смоланд (Швеция) Фрейю ассоциировали с молнией.
Есть запись конца 19 века, в которой рассказывается о том, как жители деревни посещали поля и смотрели на то, как растет рожь. Кто-то из них сказал, что “Фрейя смотрит, не созрела ли рожь”.
А вот еще одно интересное фольклорное свидетельство:
Когда мальчиком я был в гостях у старой Катрины, я боялся молнии, как и все мальчики того времени. Когда ночью вспыхнула молния, Катрина сказала: «Не бойся, дитя, это Фрейя разжигает огонь из стали и кремня, чтобы посмотреть, созрела ли рожь. Она добра к людям. делает это только для служения, она не похожа на Тора, который убивает и людей, и скот, когда находится не в настроении». Позже я слышал, как несколько стариков говорили б этом же примерно в той же манере.
В некоторых шведских областях долго верили в то, что Фрейя может посетить их в рождественскую ночь. Также верили, что она имеет обыкновение трясти яблони, и поэтому для нее оставляли несколько яблок, висящих на ветвях.
Но оставлять на открытом воздухе плуг было опасно: Фрейя могла усесться на него, и от него больше не было бы никакой пользы.
Эпонимы
В глубокой древности считалось, что созвездие Орион называлось прялкой Фрейи или Фригг.
В Норвегии и в Швеции есть несколько мест, так или иначе соотносящихся с Фрейей. Эти топонимы чаще всего засвидетельствованы на западном побережье, хотя часто встречаются и на юго-востоке.
Особенно широко распространены топонимы, связанные с Фрейей, в Швеции — в частности в Уппланде. Например, там есть священная роща Фрейи, что говорит о том, что в древности там поклонялись этому божеству.
Археологические данные
Не так давно археологи обнаружили древнее захоронение жрицы. В кургане были обнаружены огромные богатства, включая лошадей, повозку и арабский бронзовый кувшин. Был также серебряный кулон, изображавший женщину с широким ожерельем на шее. Такое ожерелье носили только самые выдающиеся женщины железного века, и некоторые интерпретировали его как ожерелье Фрейи.
В «могиле воина» на территории нынешнего Эшвеге на северо-западе Германии, нашли изображение женщины с двумя большими косами. Женская фигура была окружена двумя существами, напоминавшими кошек. В руке она держала предмет, похожий на посох. Эта фигура была интерпретирована как Фрейя.
В северной Германии также нашли изображение обнаженной женщины, одетой только в плащ-накидку. Она ехала на огромной кошке. Рядом с ней была изображена еще одна обнаженная женщина в плаще, едущая на прялке. Из-за иконографического сходства с литературными записями эти фигуры были ассоциированы с изображениями Фрейи и Фригг соответственно.
Фрейя и другие богини
Из-за многочисленных сходств ученые часто связывали Фрейю с богиней Фригг. Считалось, что оба эти образа сливались в один в протогерманский период.
За пределами Скандинавии имя Фрейи больше нигде не встречается. Это отличает ее от Фригг, о которой есть немало свидетельств на землях других германских народов.
В Старшей эдде есть странный персонаж по имени Гюльвейг. Это ведьма-великанша, которую асам подослали ваны. Асы трижды убивали ее, и она трижды воскресала. Третий раз она воскресла под именем Гейдр. Некоторые ученые-скандинавоведы предположили, что Гюльвейг/Гейдр — это та же фигура, что и Фрейя, и что ее участие в жизни асов каким-то образом привело к конфликтов между асам и ванами. Также предполагается, что такие божества, как Гевьон и Скади являются иными формами Фрейи.