Богиня Фрейя

Богиня Фрейя (Freyja, /ˈfreɪə/; древнескандинавский: [ˈfrœyjɑ], «леди») — сестра-близнец Фрейра и дочь Ньёрда. Фигурирует в старшей и младшей эддах, и во многих скандинавских и германских легендах.

Богиня Фрейя в скандинавской мифологии — богиня любви и красоты. Ее супругом является загадочный Од, который постоянно отсутствует дома и не принимает участия в авантюрах и интригах богов. Фрейя старается хранить ему верность, но иногда становится участницей опасных приключений. Является владелицей чудесного сокровища — ожерелья Брисингамен, за которое ей пришлось поступиться своей честью.

Фрейя является объектом вожделения многих людей, а особенно — великанов. Иногда она выступает как богиня войны, но главная ее функция — помощь людям.

Словарь

Фрейя (Freyja, «госпожа») — в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви, красоты. Не исключено, что Тацит подразумевает именно ее, когда упоминает о почитании германцами Исиды, но твердых данных о существовании культа богини Фрейи у западных германцев нет. Фрейя в скандинавских источниках отнесена к ванам (в отличие от очень близкой ей по характеристике Фригг) и считается дочерью Ньёрда и сестрой Фрейра. В общине асов Фрейя является женой Ода (возможно, ипостась Одина — мужа Фригг); когда он отправляется в дальние странствия, Фрейя оплакивает его золотыми слезами и путешествует по неведомым странам в поисках Ода. Она — мать дочерей Хносс (Hnoss, «драгоценный камень») и Герсими (Gersimi, «сокровище»). Атрибуты Фрейи — соколиное ожерелье (так же, как у Фригг) и особенно Брисингамен. Фрейя приезжает на похороны Бальдра в упряжке кошек («Младшая Эдда»). Как и другие ваны, она — знаток магии сейд. Вместе с тем Фрейя ежедневно делит и выбирает с Одином убитых воинов, т. е. осуществляет функции валькирии, что противоречит характеристике Фрейи как богини из ванов и что, возможно, свидетельствует о смешении Фрейи и Фригг. Фрейя — объект постоянного вожделения ётунов (великанов) — Трюма, Хрунгнира, строителя Асгарда.

Этимология

Имя Фрейя на древнескандинавском означает «госпожа». Происходящее от протогерманского существительного женского рода * frawjōn («госпожа, любовница»), оно родственно древнесаксонскому frūa («госпожа») или древневерхненемецкому frouwa («леди»; ср. современный немецкий Frau). Фрейя также этимологически близка к имени бога Фрейра, что означает «господин» на древнескандинавском языке. Таким образом, теоним Фрейя считается эпитетом по происхождению, заменившим личное имя, которое сейчас не подтверждено.

Кто такая Фрейя?

Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.
Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.

 

Богиня Фрейя — прекраснейшая и красивейшая богиня скандинавского пантеона, сестра-близнец Фрейра. Она ванесса, рождённая в следствие ритуального брака матери-земли Нертус и Ньерда — владыки морей и ресурсов. Жилище Фрейи — мир Ванахейм.

Фрейя, скандинавская богиня чувственной любви, дарующая любовь и физическое благополучие, выделяется среди других божеств Асгарда своей особенной красотой и таинственностью. Но одним только этим ее функции не ограничиваются. Она непосредственно связана с миром Одина (отсюда появился стереотип, что фрейя жена Одина, хотя это не так) и присутствует в Вальгалле в том числе в качестве валькирии.

Косвенно об этой функции божества говорится в книге “Сага об Эгиле”:

“Торгерд громко ответила: Я не ужинала и не буду ужинать, пока не попаду к Фрейе. Я намерена последовать примеру моего отца, я не хочу пережить его и брата.”

Муж Фрейи в мифологии — бог-ас Од, который постоянно странствует по миру. В мифологии существует такое понятие, как слезы Фрейи. Они не простые, а золотые. Она так оплакивает свое одиночество. Но не стоит торопиться жалеть божество: Фрейя печалится недолго. Погрустив по своему ветреному супругу, она отправляется искать его, и сталкивается с необычайными приключениями.

Фрейя знает истинное значение таких понятий как «свобода» и «любовь». Богиня любви и свободы несет в себе функцию любви, но не священной блудницы, а любви как истинной силы, которая способна объединить все со всем. Всему найти место, ничего не отрицая, принять абсолютно все, найти универсальное место. Эта функция матери-земли, которая умеет всему найти место — всему живому, рожденному найти свой ареал обитания.

Благородный Хеймдалль возвращает Фрейе ее ожерелье. Картина Нильса Бломмера, 1846 год.
Благородный Хеймдалль возвращает Фрейе ее ожерелье. Картина Нильса Бломмера, 1846 год.

 

Богиня Фрейя в скандинавской мифологии олицетворяла красоту. Она владеет величайшим сокровищем. Ожерелье богини Фрейи называется Брисингамен — его изготовили карлы (цверги) — самые искусные мастера во всех мирах. Как и его хозяйка, это ожерелье было постоянным объектом вожделения как асов, так и великанов.

Фрейя изначально обладала знанием колдовства, умела применять природную силу к реализации задач, совершать шаманские практики и путешествовать по мирам через шаманское преображение.

Сам бог Один учился у неё этому. А богиня свободы взамен взяла другие знания — знания трота, то есть установление информационного канала и удержание его в этом мире. В результате такого обучения и испытаний, которые пришлось пройти Фрейе, она стала ярой защитницей людей.

Фрейя — богиня любви. Это вечно юное и прекрасное божество, которое в древнегерманских легендах иногда ошибочно олицетворялось с Идунн — хранительницей молодильных яблок.

Фрейя, пролетая над землей, разбрызгивала росу и летний солнечный свет. Из ее золотых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в золото или янтарь. Она была столь прекрасна, что по ней вздыхали все живые существа. (Иллюстрация Ф. фон Штассена, 1914 г.)
Фрейя, пролетая над землей, разбрызгивала росу и летний солнечный свет. Из ее золотых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в золото или янтарь. Она была столь прекрасна, что по ней вздыхали все живые существа. (Иллюстрация Ф. фон Штассена, 1914 г.)

 

Жениться на Фрейе истово мечтал грозный великан-ётун Трюм. С этой целью он даже похитил у Тора его знаменитый молот, Мьёлльнир. Великан Хрунгир, один из строителей Асгарда, также мечтал получить ее в жены — а вместе с ней в качестве платы он потребовал солнце и луну в придачу. Однако, боги оберегали красавицу Фрейю и не торопились выполнять такие требования.

В древности в скандинавских землях побывали римляне, которые славились тем, что легко перенимали чужие культы, но часто происходило и наоборот.

Какой день у богини Фрейи? У древних римлян пятница была посвящена Венере. Эту римскую традицию легко восприняли древние германцы: античную Венеру они ассоциировали со своей Фрейей. Английское название пятницы (Friday) происходит от древнеанглийского и означает «день Фригг» — местного варианта имени богини Фрейи. То есть, день Фрейи — пятница.

Фрейя — богиня красоты. Ее имя в переводе означает “фрау”, или “женщина”. То есть, можно сказать, что значение богини Фрейи заключается не только в даровании влечения (принято считать, что Фрейя — богиня похоти), но и в защите дома.

Одним из символов богини Фрейи является соколиное оперение, которое она надевает, когда отправляется странствовать по мирам. Юное, прекрасное божество, она очень любит весну, музыку и цветы. В частности, это роднит Бальдра и Фрейю. Основные дары Фрейи: вино, шоколад, фрукты, сладости, ожерелья, меха.

Фрейя также является богиней плодородия и несет ответственность за урожай и за жатву. Жатвы никогда не бывают одинаковыми…

Иногда божество впадает в ярость, и ей дозволяется собрать кровавую жатву. Из-за этого в частности возникло определение, что скандинавский бог (богиня) Фрейя является божеством войны. Это отчасти так. Если воин нравится Фрейе, она может принести ему победу в битве. Также она забирает себе половину павших воинов (а вторую половину забирает себе Один, и они становятся его эйнхериями).

Как выглядит Фрейя? Сила Фрейи заключается в ее дивной красоте, которая пленяет как богов, так и существ из других миров. К этой красоте не остался равнодушен сам Один, который, впрочем, не отличался верностью (хотя по сравнению с греческим Зевсом суровый скандинавский бог-мудрец выглядел настоящим аскетом).

Известна картина Фрейи, на которой божество напоминает греческую Афродиту.

Фрейя. Картина Джона Бауэра (1905 год).
Фрейя. Картина Джона Бауэра (1905 год).

 

На картине изображена молодая золотоволосая женщина, стройная, прекрасно сложенная, сидящая в чувственной позе. Поворот головы, мимика и жесты говорят о том, что Фрейя прекрасно осведомлена о собственной привлекательности и знает себе цену.

Есть и другие картинки Фрейи, на которых она также изображается как юная девушка, стройная и прекрасная. Вероятно, на этих рисунках изображается некий “общий” эталон женской красоты.

Священными животными божества являются свинья и кошка. Например, кошки богини Фрейи привезли ее на колеснице на похороны Бальдра. Кошки в скандинавской мифологии вообще считались мистическими животными. А коты Фрейи были тесно связаны с одной ее важной особенностью — с ее магией.

В Германии и Скандинавии был широко распространен культ Фрейи. Ее почитали и незамужние девы, и почтенные дамы. До сих пор там в ходу выражение “Следовать путем Фрейи”, что означает “познать тайны ее волшебства”, проникнуть в тайны природы.

В “Саге об Инглингах” рассказывается о том, что после смерти Фрейя оставалась единственной, кого люди называли богиней, и продолжали совершать жертвоприношения.

Она прославилась настолько, что каждую хозяйку, у которой только было много добра, именовали Фрейей, и это было воистину так: Фрейя — значит “Госпожа”. В “Младшей Эдде” рассказывается о том, что Фрейя очень любила любовные песни, и именно ее следовало призывать на помощь в любовных делах.

По мнению древних скандинавов, у Фрейи была великолепная интуиция. Входя в состояние транса, она была способна свободно путешествовать по мирам священного ясеня Иггдрасиля.

Ожерелье богини Фрейи

Одно из древнейших изображений Фрейи, богини плодородия.
Одно из древнейших изображений Фрейи, богини плодородия.

 

Богиня Фрейя слыла очень любвеобильной, что в принципе не было чем-то странным в мире древних божеств. Известна легенда, которая называется “Богиня Фрейя и гномы”. В ней рассказывается о замечательном сокровище — об ожерелье Фрейи, которое досталось ей очень непростой ценой.

Легенда фрейи и гномов начинается с того, что однажды божество отправилось на прогулку. День был чудесный: светило нежное солнце, было не жарко и не холодно — типичный весенний денек, которые так любила Фрейя.

В лесу было очень хорошо, и богиня не спешила возвращаться домой. Внезапно она увидела четырех цвергов. Узнать их было просто — они были маленького роста, коренастые, смуглые. Сильные руки этих великих мастеров были чуть длиннее, чем руки обычного человека, или бога.

Их лица были смуглыми, брови — сросшимися на переносице, а бороды спускались на грудь. Цверги или карлы были жителями нижнего мира, или, как говорили, преисподней. По древности происхождения они могли легко поспорить не то, что с асами — а с великанами, а в мудрости они не знали себе равных. Но все равно связываться с ними было опасно: ходили слухи, что из Свартальвхейма еще никто никогда не возвращался.

Фрейя и карлы. Рисунок Луи Юарда (1891 год).
Фрейя и карлы. Рисунок Луи Юарда (1891 год).

 

Карлы любовались чудесным ожерельем, которое они выковали в своих пещерах, и о чем-то говорили на своем языке. Подошедшую к ним Фрейю, которую привлек чудный блеск драгоценных камней, они заметили далеко не сразу.

  • Для кого, о мастера, вы выковали это чудесное ожерелье? — Спросила богиня.

Карлы переглянулись, а потом один из них с тонкой усмешкой произнес:

  • Для тебя, о богиня!

У Фрейи еще не было такого богатого жизненного опыта, как у той же Фригг, и она не увидела в этой фразе никакой двусмысленности. Искренне поблагодарив мастеров, она протянула к подарку руку, но не тут-то было. Карлик прикрыл его рукой, и его улыбка стала шире:

  • Мы, конечно, отдадим его тебе, о прекраснейшая, но не бесплатно.
  • Что ты хочешь за него? — Надула губки Фрейя.

Цверг смерил ее взглядом, и снова улыбнулся. Улыбка получилась нехорошей — немного похотливой, немного глумливой.

  • Тебя, о славнейшая. — Подмигнул он ей.

Фрейя вспыхнула. О, если бы только здесь был ее брат, Фрейр — карлы не остались бы ненаказанными. Но Фрейра рядом не было. Было только чудесное ожерелье, которое так и приковывало к себе взгляд богини. Фрейя подумала об Оде, о своей любви к нему, но от того уже несколько месяцев не было вестей, и в ее сердце вспыхнул гнев.

Такое ожерелье должно принадлежать только ей. И она решилась… Четыре ночи Фрейя провела в пещере, разделив ложе со всеми четырьмя карлами сразу. Карлы отдали ей ожерелье, и богиня вернулась в свой замок в Асгарде.

Со вздохом она надела на себя ожерелье, и принялась прихорашиваться. И вдруг она услышала тихий вкрадчивый голос:

  • Ты так прекрасна, о Фрейя…

Локи. Он стоял в дверях — этот маленький, субтильный, немного лысоватый и лупоглазый человечек. Локи и Фрейя пересекались нечасто, и она, к своему удивлению, никогда не видела ни намека на вожделение в этих холодных, умных глазах. Его появление не сулило ей ничего хорошего.

  • Красивое ожерелье, — произнес он, — будь уверена: Од обрадуется. — Он повернулся, чтобы уйти, и мимоходом бросил через плечо. — А может быть, и нет…

Локи рассказал о поступке Фрейи Одину, с которым когда-то богиню связывали очень даже нежные чувства. Разъярившись, что бывало с ним крайне редко, Один велел своему побратиму украсть преступное ожерелье, то тот и сделал.

Фрейя вскоре обнаружила пропажу, и наступил ее черед злиться: она сразу поняла,чьих это рук дело.

  • Я не на Локи зла, — сказала она Одину, трясясь от негодования, — он — орудие в твоих руках. Но ты… Такой поступок недостоин верховного бога. Верни мне ожерелье!

Один спокойно выдержал гневную тираду, и пообещал, что вернет ей украшение, если только она начнет войну между Хогни, королём Норвегии, и Хедином Хьяррандасоном, из-за дочери Хогни по имени Хильд. Фрейя почувствовала легкую досаду: она была уверена, что Один все еще к ней неравнодушен… Но его условие она выполнила, и верховный ас вернул колье Фрейе.

А Локи, оскорбившись на то, что его назвали “орудием”, еще припомнит ей этот ее проступок…

Муж богини Фрейи

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха (1895).
Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха (1895).

 

У Фрейи, которую злоречивый Локи упрекал в преступной с точки зрения асов связи с братом, в обществе асов был законный супруг. Его звали Од, и это имя означает “Исступление”, в том числе поэтическое. Кстати, имя Один — производное от этого слова.

От Ода у богини Фрейи есть дети. Сына у Фрейи нет, но есть дочери. Дочерей Фрейи зовут Хнос (Драгоценный камень) и Герсими (Сокровище). Супружеская пара Фрейя и Од очень сильно напоминает союз Одина и Фригг. Это обусловлено в частности близостью функций обеих богинь. Кроме того, в “Речах Гримнира” говорится о том, что Фрейя поровну делит с Одином воинов, которые пали в битве. Этих воинов Фрейя принимает в собственном чертоге, который называется “Фолькванг” (Поле битвы). Другое название палат Фрейи — Сессрумнир, или “Вмещающий множество сидений”. В ее загробный чертог могут входить даже девушки, которые умерли до замужества.

Это пребывание павших воинов и девушек в одном загробном мире, имеет особенный смысл. И воины, которые пали в битве, и девушки, не познавшие любви, не избыли своего жизненного срока. Поэтому они “доживают” его в ином мире.

Эти занятия, которыми занималась Фрейя — занятия, связанные с загробным миром — кажутся далекими от культа плодородия и любви, но в действительности это божество покровительствовало любви и на том свете. Недаром девиц, не знавших брака, было принято хоронить в подвенечном наряде. Также все боги Асгарда так или иначе были тесно связаны с днем Рагнарёк, и должны были почитать героев Одина — Эйнхериев.

Для богов, покровительствующих любви и плодородию, был характерен несколько иной мифологический сюжет. В “Младшей Эдде” Од, любимый супруг богини Фрейи, именуется просто человеком.

Схожесть имен Ода и Одина неслучайна: верховный ас был знатным бродягой, и часто срывался с места в поисках приключений. В этих путешествиях он мог пропадать месяцами. То же самое было и с Одом. Многие асы удивлялись: он женат на прекраснейшей из богинь, так почему же он так часто покидает ее?.. Этот же вопрос волновал и Фрейю. Од был красивым, статным и мужественным — совсем как Один в его лучшие годы. Она любила своего мужа, и боялась его потерять…

Однажды Од снова отправился в дальние странствия, и от него очень долго не было вестей. Фрейя напрасно выглядывала в окно, напрасно вздыхала — Од не возвращался. Наконец, ей надоело просто сидеть и ждать. И она, обливаясь горькими слезами, отправилась искать его. Слезы богини любви становились красным золотом…

Разлука свойственна тем супружеским парам, когда в браке участвуют существа разного происхождения — например, боги и великаны, или боги и люди. Похожую драму переживал и брат Фрейи, и сам Ньёрд.

О воссоединении Фрейи с любимым супругом не говорится ничего ни в эддах, ни в других источниках.

Сватовство Трюма

Фрейя и ее служанки собирают Тора в Ётунхейм. Иллюстрация Элмера Бойда Смита, 1902 г.
Фрейя и ее служанки собирают Тора в Ётунхейм. Иллюстрация Элмера Бойда Смита, 1902 г.

 

В скандинавской мифологии богиня Фрейя часто становилась объектом желания как людей, так и хтонических существ. Также в мифах рассказывается, что на красавице богине мечтали жениться заклятые враги асов — великаны. Таковым, например, был владыка Ётунхейма, Трюм. Он был безоговорочно влюблен в богиню, которую считал воплощением красоты и грации. Трюм давно наблюдал за ней, и заметил, что рядом с ней никого нет.

Великан помнил, что давным-давно богиня провожала в дальнее странствие своего мужа, красавца Ода. Но где он, тот Од? Вот уже столько времени о нем ни слуху, ни духу. Может быть, его уже нет в живых?..

И Трюм решился на неслыханное — на сватовство к асинье. Он понимал, что если он постватается к ней так, как это было принято, согласно древнему обычаю, асы ему ее, разумеется, не отдадут. И он пошел на хитрость — украл у Тора Мьельнир.

Коварный великан прекрасно знал, что он делает: без молота Тор был как без рук, и можно сказать, что Асгард оставался незащищенным. Практически у всех обитателей соседних миров были свои счеты с богами, и те должны были это понимать. Так неужели же они не отдадут ему вожделенную Фрейю в обмен на могучее оружие?..

Фрейя. Картина Андерса Цорна, 1901 год.
Фрейя. Картина Андерса Цорна, 1901 год.

 

Тор очень быстро хватился своего молота, и пришел в ярость. Перепуганный Локи, которого громовник тут же поспешил обвинить во всех бедах, отправился на поиски Мьельнира. Для этого он воспользовался чудесным оперением богини Фрейи. Вот, как написано об этом в книге “Песнь о Трюме”:

“Отдала бы его,

будь золотым он;

ссудила б его,

будь он серебряным”.

Все шло по плану Трюма.

Локи вскоре появился в Ётунхейме, и Трюм милостиво позволил ему получить нужные сведения. Когда тот убрался восвояси, Трюм потер руки от удовольствия: он был уверен, что красавица Фрейя уже его…

Тем временем Локи вернулся домой и обо всем рассказал Тору. Громовник крепко задумался. Тор и Фрейя никогда не были особенно близки, но он, как и многие жители Асгарда, относился к ней с большим почтением. Асгард без нее было сложно представить. К тому же, с немыслимым требованием выступал не кто-нибудь, а великан — представитель ненавистного племени, с которым Тор неустанно сражался.

Получив неутешительные вести, Тор вопросительно посмотрел на Локи: может, он посоветует что-нибудь? Но Локи только плечами пожал. И Тор, тяжело вздохнув, направился к Фрейе.

Она встретила его дружелюбно: рослый голубоглазый красавец, Тор был прямодушным и честным, и эти качества в нем Фрейя любила особенно. Но когда смущенный громовник сказал, зачем пришел, богиня любви всерьез рассердилась. Вот, что сказано об этом в книге “Песнь о Трюме”:

“Меня бы распутной

назвать пристало,

коль в Ётунхейм я

поеду с тобою!”

Локи на это только фыркнул насмешливо, но Тор испепелил его взглядом, и тот замолчал. Громовник беспомощно смотрел на Фрейю, и она не знала, как ему помочь: становиться разменной монетой она не собиралась. Она и злилась на него, и жалела. К тому же, она тоже прекрасно понимала, что Тор — их защитник — без своего Мьельнира едва ли не бессилен… И вот, они с Локи придумали план: вместо нее в Ётунхейм должен был отправиться сам Тор.

Настал черед громовника возмущаться: чтобы он, воин, надевал на себя женское платье? Да никогда! Но выхода не было, и Фрейя, едва сдерживая улыбку, выбрала свой лучший наряд и надела его на могучего Тора. И тот в сопровождении Локи отправился в страну великанов — выручать свой Мьелльнир…

Кошки богини Фрейи

В легенды о Фрейе часто говорится о том, что ее повозку тянут два кота. Об этом дважды упоминает Снорри Стурлусон, он пишет о Фрейе на колеснице с кошками и в “Младшей Эдде”, и в “Видении Гюльви”.

Как звали кошек Фрейи? У Снорри об этом ничего не написано, и это достаточно странно, потому что в скандинавской мифологии названия есть у всего на свете. Причин этого может быть две.

Первая причина — имен у кошек Фрейи действительно не было. Вторая причин — Снорри не знал имен котов Фрейи, и именно поэтому их не знаем мы. Некоторые люди предпочитают давать им имена ее дочерей — Хносс и Герсими.

Странным кажется еще и оксюморон: кошки тянут колесницу. Учитывая размер этих животных, подобное кажется маловероятным. Однако, котики Фрейи могли быть и не котиками, а совершенно другими животными.

Исследователи-скандинавоведы предлагают рассмотреть следующие варианты: львы и норвежские кошки. Второй вариант кажется более реальным: норвежские кошки — достаточно крупные животные. В любом случае, они гораздо крупнее обычных кошек. Кроме того, они обладают длинной шерстью и мощным сложением. Внешне они похожи на мейн-кунов.

Предками кошек Фрейи также могли быть красивые черно-белые кошки, которых викинги привезли из Британии в Норвегию. Второй вариант — длинношерстные кошки, которых привезли крестоносцы уже в средние века. И третий вариант — местные деревенские кошечки.

Вопрос о том, откуда у Фрейи появились эти животные, также волнует культурологов. Есть версия о том, что их ей подарил не кто иной, как Тор. Источник этой версии следует искать в легенде про рыбалку Тора и в сказках о коте Баюне, который подстерегал неосторожных путников и убаюкивал их своими сказками. Он попытался перехитрить Тора, но это ему не удалось. Откуда здесь взялись котята, миф умалчивает, но они в конце-концов достались Тору, который подарил их Фрейе.

Такую же параллель нашел и провел А.Н.Афанасьев. Он писал о том, что русский кот-Баюн является олицетворением грозовых туч. Кроме того, древние предания связывают его и чудесную мельницу, которая является эмблемой громовых раскатов.

Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нём висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн. Когда зверь спускается вниз, он начинает петь песни. Когда он поднимается наверх, то рассказывает сказки.

Как Фрея на кошках, так Тор ездит на козлах. Разумеется, Фрейя н связана с громом напрямую, однако, по скандинавским поверьям, своим кресалом она высекает зарницы…

Вепрь

И все-таки, передвигаться на кошках в большей степени свойственно ближневосточным богиням. Но у Фрейи, как и у ее брата, есть другое животное, на котором она может ездить верхом.

Это животное — чудесный вепрь, который некогда был изготовлен карлами. У этого вепря есть золотая щетина, а зовут его Хильдисвини (в дословном переводе это означает “Боевой вепрь”).

Сама Фрейя, странствующая по земле в поисках своего Ода, в разных землях меняет свои имена (этим она очень похожа на Одина). Одно из этих имен — Сюр, что в переводе означает “Свинья”.

На современный взгляд, такой выбор имени кажется странным для богини любви и красоты. Но не стоит забывать о том, что в далекие времена вепрь был символом не только воинскую доблесть, но и плодородную мощь. Поэтому в этом случае все кажется вполне логичным.

Песнь о Хюндле

Верхом на вепре Фрейя посещает Хюндлю. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.
Верхом на вепре Фрейя посещает Хюндлю. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.

 

Для своей езды Фрейя использовала и другого вепря, который был оборотнем. Им оказался ее возлюбленный — прекрасный юноша по имени Оттар.

Как и все ваны, Фрейя была прекрасно сведуща в магии, но превращение юноши в ездового вепря вовсе не было ведьмовским злодеянием. Фрейя была покровительницей юного героя, и скрыла его под кабаньей шкурой для того, чтобы выведать в Утгарде у великанши Хюндли подробности его происхождения.

Богине удалось выяснить, что у Оттара был соперник по имени Ангантюр, который вступил в спор из-за наследия. Ценный металл — франкское золото — должно было достаться тому, чей род был более древним, и тому, кто мог это доказать.

Хитрая Фрейя назвала живущую в пещере великаншу своей лучшей подругой, и даже сестрой. Более того, она пригласила ее съездить в Вальхаллу, но великанша тоже не так проста. Хюндля подозревает Фрейю в хитрости — по ее словам, с ней “на пороге мертвых” находился милый ее сердцу Оттар (не следует забывать о том, что для каждого человека путь в Утгард был дорогой мертвых, которая, и это естественно, вела на тот свет).

Вот, как написано об этом эпизоде в книге “Песнь о Хюндле”:

“Алтарь для меня

из камня сложил он,

и камень в стекло

переплавлен теперь;

обагрял он алтарь

жертвенной кровью:

в асиний верил

Оттар всегда.”

Фрейя поспешила заверить “подругу” в том, что с ней рядом находится только вепрь, на котором она приехала верхом. Оттар же является ее поклонником, который воздвиг в ее честь алтарь. Взамен на это он попросил ее рассказать о его родственниках: кто все-таки является лучшим в Мидгарде?

И Хюндля начала свой рассказ. Из ее слов, родственниками Оттара были едва ли не все знатные роды — герои и боги, включая самих Вёльсунгов.

В скандинавской мифологии генеалогия — важнейшее знание, которым должен был обладать человек в родоплеменном обществе. Поэтому в сагах об исландцах непременно перечислялись все предки персонажей. Но и это важнейшее знание было лишено смысла, если человек на представлял отношения своего рода с другими родами — в том числе и со сверхъестественными, не знал их начала и конца.

Фрейя и Хюндля. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.
Фрейя и Хюндля. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха, 1895 год.

 

И Хюндля, все больше и больше увлекаясь, как и практически каждый персонаж, который был вызван с того света (за исключением, пожалуй, вёльвы, которая каждую свою “песнь” завершала рефреном “Довольно ли вам этого?”), постепенно рассказала богине о начале времен, и о том, откуда ведут свой род вёльвы, чародеи, провидицы и великаны-ётуны. Она рассказывает о том, как Локи породил нескольких чудовищ, которые в итоге станут причиной гибели всех миров… Говорит она и о рождении нового героя, и нового мира. И эти ее речи называются “Малым прорицанием вёльвы”.

Однако, эти космологические мотивы нужны только для определения места Оттара и его рода в мире. Только зная свое правильное место в мифологической системе, можно претендовать на право наследства.

Фрейя в этом мифе выступает не только как богиня любви, но и как норна, или даже как диса — покровительница родовых традиций. Она в итог смогла добиться своего, и перестала скрывать, кто именно скрывается у нее под седлом. В итоге она попросила Хюндлю дать ему выпить пива памяти, чтобы он смог запомнить свою родословную.

И тут великанша разразилась проклятиями — это вообще было свойственно великаньему роду. Чародейка Фрейя пригрозила, что возведет стену из огня вокруг Хюндли, и та действительно видит, как вокруг нее начинает гореть земля. Хюндля сдается, но тут же с усмешкой говорит, что в питье будет подмешан яд.

Фрейю этим не напугать: она легко могла испросить у богов помощи для Оттара — произнести целительный заговор.

Фрейя, как и остальные богини скандинавского пантеона, покровительствовали не только своим избранникам, но и человеческому роду в целом. В этом отношении они напоминали низших духов, являвшихся воплощениями судьбы — валькирий, норн и дисов.

Богиня Фрейя в скандинавском фольклоре

Спелая рожь в Северной Европе
Спелая рожь в Северной Европе

 

В средние века и даже до конца 19 столетия в некоторых шведских провинциях сохранились упоминания об этой богине. Например, в провинции Смоланд (Швеция) Фрейю ассоциировали с молнией.

Есть запись конца 19 века, в которой рассказывается о том, как жители деревни посещали поля и смотрели на то, как растет рожь. Кто-то из них сказал, что “Фрейя смотрит, не созрела ли рожь”.

Растение, которое называется “Волосы Фрейи”.
Растение, которое называется “Волосы Фрейи”.

 

А вот еще одно интересное фольклорное свидетельство:

Когда мальчиком я был в гостях у старой Катрины, я боялся молнии, как и все мальчики того времени. Когда ночью вспыхнула молния, Катрина сказала: «Не бойся, дитя, это Фрейя разжигает огонь из стали и кремня, чтобы посмотреть, созрела ли рожь. Она добра к людям. делает это только для служения, она не похожа на Тора, который убивает и людей, и скот, когда находится не в настроении». Позже я слышал, как несколько стариков говорили б этом же примерно в той же манере.

В некоторых шведских областях долго верили в то, что Фрейя может посетить их в рождественскую ночь. Также верили, что она имеет обыкновение трясти яблони, и поэтому для нее оставляли несколько яблок, висящих на ветвях.

Но оставлять на открытом воздухе плуг было опасно: Фрейя могла усесться на него, и от него больше не было бы никакой пользы.

Эпонимы

Кулон, который, как считается, изображает Фрейю. Находится в музее национальных древностей (Швеция, Стокгольм).
Кулон, который, как считается, изображает Фрейю. Находится в музее национальных древностей (Швеция, Стокгольм).

 

В глубокой древности считалось, что созвездие Орион называлось прялкой Фрейи или Фригг.

В Норвегии и в Швеции есть несколько мест, так или иначе соотносящихся с Фрейей. Эти топонимы чаще всего засвидетельствованы на западном побережье, хотя часто встречаются и на юго-востоке.

Особенно широко распространены топонимы, связанные с Фрейей, в Швеции — в частности в Уппланде. Например, там есть священная роща Фрейи, что говорит о том, что в древности там поклонялись этому божеству.

Археологические данные

Не так давно археологи обнаружили древнее захоронение жрицы. В кургане были обнаружены огромные богатства, включая лошадей, повозку и арабский бронзовый кувшин. Был также серебряный кулон, изображавший женщину с широким ожерельем на шее. Такое ожерелье носили только самые выдающиеся женщины железного века, и некоторые интерпретировали его как ожерелье Фрейи.

В «могиле воина» на территории нынешнего Эшвеге на северо-западе Германии, нашли изображение женщины с двумя большими косами. Женская фигура была окружена двумя существами, напоминавшими кошек. В руке она держала предмет, похожий на посох. Эта фигура была интерпретирована как Фрейя.

В северной Германии также нашли изображение обнаженной женщины, одетой только в плащ-накидку. Она ехала на огромной кошке. Рядом с ней была изображена еще одна обнаженная женщина в плаще, едущая на прялке. Из-за иконографического сходства с литературными записями эти фигуры были ассоциированы с изображениями Фрейи и Фригг соответственно.

Фрейя и другие богини

Фрейя из оперы Рихарда Вагнера “Кольцо Нибелунгов” (здесь ее образ является собирательным: Фрейя и Идунн как бы слиты в единое целое). Рисунок Артура Рэкхэма (1910 год).
Фрейя из оперы Рихарда Вагнера “Кольцо Нибелунгов” (здесь ее образ является собирательным: Фрейя и Идунн как бы слиты в единое целое). Рисунок Артура Рэкхэма (1910 год).

 

Из-за многочисленных сходств ученые часто связывали Фрейю с богиней Фригг. Считалось, что оба эти образа сливались в один в протогерманский период.

За пределами Скандинавии имя Фрейи больше нигде не встречается. Это отличает ее от Фригг, о которой есть немало свидетельств на землях других германских народов.

В Старшей эдде есть странный персонаж по имени Гюльвейг. Это ведьма-великанша, которую асам подослали ваны. Асы трижды убивали ее, и она трижды воскресала. Третий раз она воскресла под именем Гейдр. Некоторые ученые-скандинавоведы предположили, что Гюльвейг/Гейдр — это та же фигура, что и Фрейя, и что ее участие в жизни асов каким-то образом привело к конфликтов между асам и ванами. Также предполагается, что такие божества, как Гевьон и Скади являются иными формами Фрейи.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

10 − три =