Хель (Hel (древнескандинавский: [ˈhel])) — богиня мертвых и полновластная владычица Хельхейма, царства мертвых. Ее отцом был Локи, а матерью — великанша Ангрбода. Рожденная в Железном лесу, Хель была низвержена Одином в преисподнюю — в Нифльхейм.
Скандинавская богиня Хель — нейтральное божество. Она олицетворяет собой смерть, которой все равно, кого забирать. Она не злая и не добрая, но в своем царстве она привечает абсолютно всех, кто погиб не на поле брани.
Древний миф гласит, что однажды из Хельхейма выйдет полчище мертвецов, чтобы сразиться с асами. Но пока богиня Хель справедливо правит в своем мрачном царстве — и делает все, чтобы соблюсти баланс между жизнью и смертью.
Словарь
Хель (др.-исл. Не1), в скандинавской мифологии царство мёртвых (в подземном мире) (называемое также Нифльхель) и хозяйка этого царства — одно из трёх хтонических чудовищ, порождённых великаншей Ангрбодой от Локи. Хель помещается под одним из корней ясеня Иггдрасиль. У врат Хель течёт река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуд. Одновременно (в горизонтальной проекции скандинавской пространственной модели) Хель помещается на севере («Младшая Эдда»: «а дорога в хель идёт вниз и к северу»), «Младшая Эдда» красочно описывает хозяйку царства мёртвых и её селения с высокими оградами и крепкими решётками. Она сама — наполовину синяя, наполовину — цвета мяса; она сутулится и имеет свирепый вид. Её палаты зовутся Мокрая морось. Один отправляется в Xель узнать судьбу своего сына Бальдра, а Хермод (брат Бальдра) — с просьбой отпустить того из Xель Поздним и специфически скандинавским является противопоставление Xель как подземного царства для мёртвых (Снорри в «Младшей Эдде», говорит что оно предназначено для дурных людей) небесному царству мёртвых для избранных — Вальхалле. В битве перед концом мира (см. Рагнарёк) корабль мертвецов, ведомый Локи или великаном Хрюмом, плывёт к месту последней битвы, в которой мертвецы из Xель выступают на стороне хтонических сил, а павшие воины — эйнхерии из Вальхаллы — на стороне богов. E. м.
Этимология
Древнескандинавское имя Хель идентично названию места, которым она правит. Оно происходит от протогерманского существительного женского рода *haljō- «скрытое место, подземный мир» (сравните с готским halja, древнеанглийским hel или hell, старофризским helle, старосаксонским hellia, древневерхненемецким hella), производным от * helan- ‘скрывать > скрывать, прятать’ (сравните с древнеанглийским helan, OF hela, OS helan, OHG helan). В конечном итоге оно происходит от протоиндоевропейского глагольного корня *ḱel- «скрывать, покрывать, защищать» (сравните с латинским cēlō, древнеирландским ceilid, греческим kalupto). Древнеирландское существительное мужского рода cel «растворение, исчезновение, смерть» также связано.
Другие родственные раннегерманские термины и понятия включают составные части *halja-rūnō(n) и *halja-wītjan. Существительное женского рода *halja-rūnō(n) образовано от *haljō- «hell», присоединенного к *rūno «тайна, тайна» > руны. У него есть родственники-потомки в древнеанглийском helle-rúne «одержимая женщина, колдунья, прорицатель», древневерхненемецком helli-rūna «магия» и, возможно, в латинизированной готической форме haliurunnae, хотя его второй элемент вместо этого может происходить от rinnan «бежать, идти», что ведет к готическому * haljurunna как «тот, кто путешествует в преисподнюю». Нейтральное существительное *halja-wītjan состоит из того же корня *haljō-, присоединенного к *wītjan (ср. с гот. un-witi ‘глупость, понимание’, др.-анг. witt ‘правильный ум, остроумие’, OHG wizzi ‘понимание’), с родственными потомками в древнескандинавском hel-víti «hell», древнеанглийском helle-wíte «адские мучения, ад», древнесаксонском helli-wīti «ад» или средневерхненемецком helle-wīzi «ад».
Хель также этимологически связан — хотя в данном случае отдаленно — с древнескандинавским словом Valhöll ‘Валгалла’, буквально «зал убитых», и с английским словом hall, оба также происходящие от протоиндоевропейского *ḱel-via протогерманский корень *hallō- «крытое место, зал».
Что такое Хель?
Хель (Хельхейм) — царство мертвых, в котором царствует богиня Хель. Это самый нижний и самый мрачный из всех девяти миров в скандинавской мифологии.
Вот что можно прочитать об этом месте в “Видении Гюльви”:
“Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся, рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке”.
Богиня Хель
Хель в скандинавской мифологии — повелительница мира мертвых, дочь Локи и великанши Ангрбоды.
Кто такая Хель
На фото изображена богиня Хель, которая в скандинавской мифологии часто обозначается как одно из хтонических чудовищ.
На картинке богиня Хель изображена как очень высокая женщина плотного, даже грузного телосложения. В мифах говорится, что на нее было страшно смотреть, однако также считалось, что она обладает своеобразной красотой.
Хель не является любительницей нарядов. Она носит только длинный черный плащ свободного кроя.Церемонии она тоже не любит, хотя и не терпит никакого неуважения. У нее низкий и хриплый голос, ее движения немного замедленные.
Когда божество ходит, оно словно прихрамывает: что неудивительно, потому что у нее костяная нога.
В описании богини Хель в скандинавской мифологии говорится, что она опекает всех, кто живет в ее царстве. Ее любовь безлична, но все жители царства получают и кров, и пищу, и даже развлечения. Она приветливо относится и к гостям, и никто не уходит от нее голодным.
Скандинавская богиня Хель — оборотень, и в ее жилах течет йотунская кровь. Временами она живет в своих чертогах, но также она часто отправляется путешествовать по мирам. В человеческом мире она появляется в образе полуснгившего трупа.
Древние скандинавы верили, что тот, кто увидит Хель, непременно умрет. И это неудивительно, поскольку богиня Хель в скандинавской мифологии олицетворяет смерть.
Есть и другое описание богини Хель. Частично она прекрасная женщина — настолько прекрасная, что красота всех красавиц мира меркнет по сравнению с ней. Но частично она является все тем же разлагающимся трупом. Иногда границы между этими образами проходит горизонтально. Но обычно она идет сверху вниз.
В редких случаях Хель (также в источниках ее называют Хела) принимает образ белокожей и белокурой девушки, которая источает запах тлена. А еще она распространяет холод, который нельзя спутать с понижением температуры в атмосфере: это могильный холод. Именно поэтому образ невинной девушки, наверное, является самым жутким воплощением божества.
Вот, что говорит об этом божестве “Младшая Эдда. Видение Гюльви”:
“Великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод — ее блюдо, Истощение — ее нож, Лежебока — слуга, Соня — служанка, Напасть — падающая на порог решетка, Одр Болезни — постель, Злая Кручина — полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый.”
В скандинавской мифологии богини смерти Хель очень любит испытывать героев. Когда те приходят приветствовать ее, она протягивает им руку скелета. Все-таки, ее рождение прошло в Железном лесу, где открытое приятие физических уродств было важной частью демонстрации уважения и дружбы. Тот герой, кто мог, превозмогая страх и отвращение, поцеловать эту руку, получал возможность делать в ее царстве все, что угодно — разумеется, в пределах разумного. А тот, кто страшился, вынужден был как можно скорее покинуть Хельхейм.
Происхождение божества
Древняя легенда гласит, что раньше в Хельхейме жила другая Хель. Состарившись, она умерла, и неприкаянные мертвецы скитались по всем девяти мирам.
Каждая раса надеялась, что на этот важный пост будет назначен именно ее представитель. Ведь это означало появление могущественного союзника: новая Смерть принимала сторону своих сородичей.
И вот, произошло знаковое событие. В железном лесу родился дивный младенец. Его родителями был полубог-полувеликан Локи, и великанша Ангрбода. Девочка росла быстро. Она была очень замкнутой, и порой смотрела так странно и страшно, что ее обходили стороной. И сразу стало как-то ясно, кто она такая.
Еще будучи младенцем, Хель приняла свою первую оборотническую форму, превратившись в страшный разлагающийся труп. И это был знак того, что она готова и может принять столь важный титул. Ее назвали Хель (йотуны называли ее по-своему — Хела) и объявили преемницей богини смерти.
Зная характер Локи, представители других миров говорили о том, что он каким-то образом предвидел это, и специально сделал так, чтобы Смерть происходила именно из близкой ему расы. Но сделать ничего уже было нельзя. Понимали это и асы. Увидев Хелу, Один простер руку и наложил на нее чары изгнания. Так для этого божества был навеки закрыт доступ в Асгард.
Особенности правления
В скандинавской мифологии богиня Хель описана как достаточно гуманное божество. По сути, она создала Хельхейм. Из безжизненного и пустынного места она создала удивительный мир, мрачный, но по-своему красивый и завораживающий.
Например, она насадила сады; каменистые склоны могильных курганов укрылись ковром трав. Свой чертог она создала не только для себя, но и для других жителей Хельхейма. В мифах говорится, что однажды она поклялась, что все мертвецы, собравшиеся под ее властью, обязательно получат и дом, и кров.
В Хельхейма царит не мрак и ужас, а умиротворение, подобное тому, которое испытывает тот, кто смотрит на горные вершины, или, например, на шотландский калланиш.
Это божество не просто управляет Хельхеймом — она является его частью. Этот мир не имеет края, и все-таки она знает, что происходит в каждом его уголке.
Хель внимательно следит за тем, чтобы ее подопечных не тревожили понапрасну. В частности именно поэтому ее царство так строго охраняется.
Несмотря на это, в древних источниках описано немало случаев, когда герои эпосов и сказаний пытались попасть в Хельхейм. Одни искали мудрости, другие желали получить от мертвых определенные сведения, третьи хотели найти и вернуть утраченных возлюбленных. Были и те, кто приходил в царство смерти из любопытства — как праздного, так и не совсем.
Богиня Хель и Один
Легенд о богине Хель не очень много. Самая известная из них рассказывает о том, как в царство мертвых спустился Один. Вот, как это произошло.
Знаки, свидетельствующие о приближении конца времен, становились для асов все более зловещими. В “Старшей Эдде” рассказывается о том, как Бальдра, прекрасного и чуждого злодеяний сына Одина и Фригг, начали мучить тревожные сны. Эти мрачные видения не давали богам покоя: если они предвещали смерть божества, то это значило, что рано или поздно конец придет всему их миру.
В особой песни, которая называется “Сны Бальдра”, рассказывается о том, как боги собрались на тинг, и было решено, что Один должен отправиться к вёльве — к давно умершей провидице.
Один оседлал Слейпнира и поехал в Нифльхель — в преисподнюю, в которой томились все те. кто не вошел в Вальхаллу. Ворота Хель сторожил чудовищный пес: его грудь была обрызгана кровью трупов. Грам бросился было на Одина, но не смог остановить Отца колдовства.
В некоторых источниках описывается краткая встреча Одина и Хель. Богиня не любила его, но дело было важным, и она позволила ему свободно ездить по своему царству.
Один поскакал дальше, к востоку от ворот — именно там находилась могила вёльвы. Прочитав страшное заклинание, Один поднял ее из могилы. Мертвец встал и спросил страшным голосом, кто посмел тревожить его. Один знал, что в царстве мертвых нельзя называть свое настоящее имя, и назвался Вегтамом, что в переводе означает “Привычный к пути”. Он не солгал — ведь он действительно был богом-странником.
Один предложил вёльве обменяться новостями: он расскажет ей, что происходит в мире живых, а она поведает ему, для кого в жилище богини смерти скамьи устланы кольчугами, а пол усыпан золотом.
Вёльва дала страшный ответ: в загробном мире уже приготовили мед для Бальдра: Хель ждала его.
Один начал спрашивать дальше, и каждый свой вопрос он сопровождал подарком — красивыми ожерельями и кольцами. В итоге вёльва рассказала ему, кто станет убийцей Бальдра, и кто сможет отомстить за него. Один продолжил спрашивать, и попытался узнать, кто будет оплакивать Бальдра. На это вёльва вдруг в страхе назвала его настоящим именем…
Мифологи объясняют столь “странное” поведение мертвой вёльвы так. Общение с существами иного мира для асов и людей всегда было сродни состязанию. Один был сильным магом, и благодаря своим умениям заставил вёльву отвечать на свои вопросы. Последний вопрос, который не касался судьбы Бальдра, был загадкой для вёльвы. Вероятно, она знала разгадку, но главным для нее было то, что Один выиграл в состязании, и вынудил ее раскрыть свои тайны. В ответ она раскрыла его собственное имя, и поклялась, что никто больше не посмеет к ней явиться, пока не наступит Рагнарёк.
История Хельхейма
История этого мира неполна и досаточно отрывочна. Имеются некоторые сведения о мире, который называется Йормунгрунд, который возник вскоре после Муспельхейма и Нифльхейма. Его упоминали как подземный мир, в котором обитали души умерших великанов.
Как и в любом загробном мире, там есть свой властелин и хозяин.
Любопытно, что в скандинавской мифологии каждый повелитель управляет царством мертвых ровно до того момента, пока ему на смену не придет кто-нибудь другой.
Древний миф гласит, что после последней правительницы подземный мир мертвых долгое время не имел хозяина. Но всему свое время.
В “Младшей Эдде” говорится о том, что от союза Локи и великанши Ангрбоды в железном лесу родились необычные дети. Это была богиня Хель, а также Фенрир и змей Ёрмунганд.
Их воспитание происходило в Ётунхейме. Всех троих детей Локи ждала достаточно печальная участь. Хель Один отправил в глубины Нифльхейма. Он же отдал ей во владение мир мертвых, который с тех пор стал называться Хельхеймом. Буквальный перевод этого слова выглядит так: Хельхейм — владения Хель.
Время и времена года
В Хельхейме времена года могут меняться только по желанию великой богини Хель. День и ночь зависят не от того, когда туда приходит живое существо, а от того, в каком именно месте Хельхейма оно находится.
В некоторых местах — например, на берегу мертвеца — никогда не светит солнце. Холодное ночное небо усыпано яркими и ясными звездами.
Есть в Хельхейме и такие места, где становится необычайно уныло и тоскливо. А все потому, что они залиты тусклым светом, который бывает только перед закатом. А в некоторых местах мрачного царства вечно царят сумерки.
Утра в Хельхейме не бывает нигде и никогда. Царящая там атмосфера унылая и безрадостная. Те герои, которые побывали там, и которым повезло выйти оттуда живыми, навсегда изменялись: из жизнерадостных они становились мрачными и замкнутыми.
Географическое расположение и особенность местности
Царство Хель в скандинавской мифологии географически находится на территории Нифльхейма — в самом сердце ледяной страны. Если говорить точнее, оно находится глубоко под землей.
Также в источниках говорится, что Хельхейм отделен от мира льда и тумана рекой Гьёлль. Это очень бурная, широкая и стремительная река. Перейти ее вброд не может никто — ни великий герой, ни даже самое сильное божество вроде громовника Тора. Инеистые великаны Нифльхейма прекрасно это знают и стараются избегать попадания на опасный участок.
Хельхейм тесно связан с Нифльхеймом, и, вроде бы, является его локацией. Однако, в скандинавском эпосе прочно укоренился образ мира богини смерти Хель, как самодостаточного и независимого образования.
Никому осмотреть Хельхейм как он есть, не удается. Впрочем, это не самое подходящее место для путешествия, да и смотреть там особо не на что. Там есть только тихие пологие холмы, широкие луговины и высокие, могучие деревья. А межде деревьями стоят небольшие домики. Но иногда — стоит лишь повернуть голову — они исчезают. А потом появляются снова, и часто — совсем в другом месте. Дома, кстати, с виду очень неказистые. Наверное, больше всего они внешне похожи на рыбацкие хижины.
Мертвые там повсюду, но увидеть их достаточно непросто. Только в нескольких областях можно увидеть обитателей Хельхейма.
Тому, кому дозволяется пройти дальше, может увидеть другую местность — гораздо более живописную и чем-то похожую на суровые места привычного мира.
Там текут ручьи и цветут яблоневые сады. Правда, есть эти яблоки, наверное, не стоит. Впрочем, мнения на сей счет расходятся. Некоторые утверждают, что эти огромные, сочные плоды даруют пророческую мудрость. По мнению других, стоит только откусить кусочек — и выбраться назад из царства богини Хель уже будет нельзя. Плоды манят многих, но самые осторожные и разумные пробуют их только после того, как богиня царства мертвых Хель позволяет сделать это. А позволяет попробовать чудесные яблоки она, конечно же, далеко немногим.
От границы садов открывается вид на огромное озеро, над которым постоянно клубятся туманы. Из-за их густоты не каждый и не сразу заметит центральный островок. Вот там, на этом островке, и можно встретить мертвых. Призывать их бесполезно: если захотят, они придут сами.
Озеро совсем неглубокое, и по нему можно идти, точно по суше. Правда, ноги будут немного вязнуть в иле, но провалиться все равно не получится. Иногда под водой можно увидеть лицо мертвеца. Эти лица не столько страшны, сколько печальны: ведь в Хельхейме живут те, кто по той или иной причине не смог попасть в вожделенную Вальхаллу…
С берега озера можно увидеть высокие холмы. Это могильные курганы, которые тянутся далеко-далеко, за множество миль. Это обитель мертвых. Пройти дальше можно, но не каждый на это решается.
Врата Хель
Основные врата в мир мертвых называются Хельгринд. Могучие, страшные, они высечены прямо в сплошной стене из гладкого черного камня.
Приблизиться к ним очень непросто. Это можно сделать только по узкому подвесному мосту, который создан для перехода через реку Гьёлль. Мост имеет тусклую позолоту, но общий вид его, как и все в мрачном царстве. достаточно унылый. Когда по этому мосту проходит мертвый, он не издает никаких звуков. Но стоит только ноге смертного ступить на него, мост начинает оглушительно звенеть.
Мордгуд
Башня Мордгуд находится у дальнего края моста. она сложена из блестящего черного камня. Хранительницей башни является великанша Мордгуд, которая является одним из стражей врат в Хельхейм.
Вот что можно прочитать о ней в книге “Младшая Эдда. Видение Гюльви”:
“Теперь надо поведать о Хермоде, что он скакал девять ночей темными и глубокими долинами и ничего не видел, пока не подъехал к реке Гьёлль и не ступил на мост, выстланный светящимся золотом. Модгуд — имя девы, охраняющей тот мост. Она спросила, как звать его и какого он роду, и сказала, что за день до того проезжали по мосту пять полчищ мертвецов, «так не меньше грохочет мост и под одним тобою, и не похож ты с лица на мертвого.”
Мордгуд умеет насылать иллюзии, и иногда (особенно в тех случаях, когда в Хельхейм забредают смертные) показывается перед ними в образе устрашающего скелета. Но истинный ее облик — это высокая, статная женщина-воин, похожая на амазонку.
Проскользнуть мимо Мордгуд нельзя, как и одурачить ее: за тысячи лет своего мрачного служения она научилась безошибочно отличать живых от мертвых. Каждый, кто стремится попасть по ту сторону врат, должен объяснить ей цель своего визита.
Мордгуд — преданный страж. Она пропускает только того, кому назначила встречу богиня мертвых Хель.
Некоторым героям удавалось упросить Мордгуд на встречу с Хель, но тогда она в ответ просила оставить что-нибудь в залог. В других мифах говорится о том, что вместо ценной вещи путешественник должен был оставить свою кровь. Некоторые мифологи подвергают это сомнению, и утверждают, что достаточно было просто перечислить всех своих членов семьи, а если получится — то всех предков.
Гарм
Гарм — это сторожевой пес Хельхейма. Он живет в пещере Гнипахеллир. Этот зверь имеет вид огромной гончей. Это поджарая мощная собака с широкой грудью, сильными лапами с железными когтями и с длинным хвостом. Его челюсти легко перекусывают самое крепкое дерево, а лай может оглушить любого. Все четыре неусыпаемые глаза Гарма горят красным огнем.
В отличие от Цербера, это разумное существо. В зависимости от того, с какой целью путешественник пришел в Хельхейм, пес мог вести себя как агрессивно, так и достаточно дружелюбно: вилять хвостом и ластиться, как домашняя собака. Но это только игра.
Гарм — не просто пес, а оборотень, йотун. Он не сидит на одном месте, а постоянно обходит Хельхейм, и встретить его можно у любого входа в мрачное царство.
Бьюгвор и Листвор
Это две великанши, которые обычно несут дозор вместе с Мордгуд. Также их можно было встретить, стоящими на страже внутренних врат Хельхейма. Это грозные стражи, которые также могли потребовать у посетителей какой-нибудь залог. Обычно те, кому нужно было видеть Хель, оставляли великаншам свою одежду. Эту одежды стражи врат с удовольствием носили — до тех пор, пока не появлялся ее хозяин.
Это две могущественные волшебницы, которым нравится дурачить путников, приняв облик дряхлых старух. И горе тем, кто будет с ними недостаточно почтителен… Они могут наслать какой-нибудь страшный морок, или такой страх, что даже тот, у кого крепкие нервы, вполне мог лишиться рассудка.
Берег мертвеца
Увидеть его может лишь тот, кто прошел насквозь всю страну могильников. В этом месте темное море Хельхейма вдается в сушу глубоким заливом с изрезанными берегами.
Берег мертвеца является прибрежной областью. Это место вечных сумерек, и именно здесь пролегает водная граница с соседним миром, расположенным на Древе немного выше — с Муспелльхеймом.
Наверное, берег мертвеца является самым неприятным местом царства богини Хель. Здесь повсюду лежат трупы и сброшенные змеиные шкуры. Периодически сюда приползает огромная, страшная змея Нидхёгг. Тихо, бесшумно ползет она, оставляя влажный след на острых черных камнях.
Старые желтые глаза почти ничего не видят, но хищные ноздри прекрасно чуют запах разлагающихся тел… Огромными клыками змея впивается в труп и начинает пожирать его. Не каждый может выдержать это зрелище.
Нидхёгг — падальщик, и без нее на берегу мертвеца яблоку было бы негде упасть, а скверный запах мертвечины распространялся бы повсюду, и дошел бы, наверное, до Асгарда.
Нидхёгг и весь ее выводок — змеи Гоин, Моин, Грабак, Граввёллуд, Офнир и Свафнир живут в Змеином чертоге. Они никогда не нападают на гостей царства мертвых, но могут по-своему встретить их, обвившись вокруг щиколоток.
Эти змеи хранят мудрость веков, и тому, кто не испугался встречи с ними, они могут оказать честь, поговорив с ним. Природа этих змей в точности неизвестна, но, по мнению культурологов-скандинавоведов, это не йотуны, а некие хтонические существа, существовавшие еще до начала времен.
Настронд
Другое название Настронда — Змеиный чертог. Это одно из самых страшных мест в Хельхейме. Он представляет собой огромный дом, размером с небольшое поле. У этого дома две двери, створки которых украшает резьба в виде клубящихся змей.
Змеи здесь повсюду, и большинство из них — ядовитые. Яд, который капает с их клыков, разъедает астральные тела толпящихся внизу мертвецов. Они страдают от невыносимой муки, а их стоны и крики разносятся на много километров вокруг. Даже самые отважные герои устрашились бы заглянуть сюда.
Настронд — место мучений, но каждый, кто здесь находится, пришел сюда по причине собственного выбора. Скандинавская богиня Хель вовсе не зла: она никогда не посылает людям страдания просто так.
Люди, выбравшие Змеиный чертог, при жизни были такими злодеями, что даже чудовищные великаны, и даже черные альвы ужасались их злодействам. Интересно, что даже самые страшные злодеи, при жизни которых у них под ногами горела земля, находятся в Змеином чертоге не вечно. Настронд — место, в котором их несчастные злые души могут очиститься. Двери Настронда не заперты, и каждый, кто там находится, может покинуть его в любой момент. Но все находящиеся там страдальцы уверены, что будут находиться там до тех пор, пока не искупят своими страданиями все зло, которое причинили в земной жизни.
Эльвиндир
Это чертог скандинавской богини смерти Хель. Наполовину это прекраснейший дворец, который по своей красоте вполне может спорить с палатами Одина. Но с другой стороны, это ветхие руины. По мнению мифологов, это один из самых больших чертогов во всех девяти мирах.
Разрушенная половина представляет собой достаточно печальное зрелище: стены и полы там насквозь прогнившие. Иногда там можно встретить гигантских черных пауков, которые сидят в углах. Их глаза, как и глаза Гарма, светятся красным огнем. Некоторые скандинавоведы полагают, что эти пауки, как и змеи, пожирающие трупы на берегу мертвецов, относятся к хтоническим существам.
Зато во второй половине Эльвиндира немало красивых покоев и залов, большая библиотека, планетарий и мерцающее зеркало, которое может показывать разные картины.
В одном из залов можно увидеть огромную картину девяти миров. Эта картина постоянно меняется, и зрелище это очень завораживающее.
А еще в Эльвиндире находятся пиршественные палаты, в которых могут пировать одновременно несколько тысяч гостей. Но пиры здесь ничем не напоминают пиры Одина. Хельхейм — тихое место, и здесь нет места разнузданности и лихости. Столы ломятся от яств, и вино льется рекой, но пирующие ведут себя спокойно и пристойно.