Скади (Skaði (/ ˈskɑːði /; древнескандинавский: [ˈskɑðe]; иногда англизированный как Skadi, Skade или Skathi) — дочь великана Тьяцци, супруга вана Ньерда. По преданию, она жила вместе с отцом в горах, и часто охотилась в скалах. Когда Тьяцци был убит асами, она отправилась в Асгард за выкупом. Боги предложили ей выбрать себе мужа из них, и она пожелала, чтобы ее супругом стал Бальдр. Но сложилось так, что она вышла замуж за Ньерда.
Богиня Скади в скандинавской мифологии является центральным персонажем любовной драмы: их брак с Ньердом вскоре распался, потому что он не мог жить вдали от моря, а она — вдали от гор. Последнее упоминание об этом божестве встречается в песни о прикованном Локи: мстительная Скади подвесила над головой у последнего ядовитую змею.
Словарь
СКАДИ, в скандинавской мифологии богиня —охотница и лыжница. Скади — дочь великана Тьяцци, жена бога Нъёрда. В «Младшей Эдде» рассказывается, что после убийства асами её отца она надела шлем и кольчугу и явилась к асам мстить за него. Скади согласилась заключить с ними мир на том условии, что асы рассмешат её (это удаётся сделать Локи) и дадут ей мужа. По условию, выдвинутому асами, Скади выбирает мужа по ногам и указывает на Ньёрда (думая, что перед ней прекрасный Балъдр). В «Саге об Инглингах» упоминается и брак Скади с Одином. Скади принимает участие в наказании Локи, подвесив над ним ядовитую змею (см. в ст. Локи). Как богиню — лыжницу и охотницу Скади сопоставляют с богом-лыжником Уллем.
Этимология
Древнескандинавское имя Skaði, наряду со Sca(n)dinavia и Skáney, может быть связано с готским skadus, древнеанглийским sceadu, древнесаксонским scado и древневерхненемецким scato (что означает «тень») — сравните также ирландское Scáthach, a знаменитая женщина-воин, известная как «теневая». Ученый John McKinnell отмечает, что эта этимология предполагает, что Skaði, возможно, когда-то был олицетворением географического региона Скандинавии или ассоциировался с подземным миром.
Georges Dumézil не согласен с понятием Scadin-avia как этимологически «острова богини Скади». Dumézil отмечает, что первый элемент Scadin должен был иметь — или когда-то имел — связь с «тьмой» «или с чем-то еще, в чем мы не можем быть уверены». Dumézil говорит, что, скорее, название Skaði происходит от названия географического региона, который в то время еще не был полностью понят. В связи с этим Dumézil указывает на параллель с Эриу, богиней, олицетворяющей Ирландию, которая появляется в некоторых ирландских текстах, чье имя, по его словам, происходит от Ирландии, а не наоборот.
В качестве альтернативы Skaði может быть связано с древнескандинавским существительным skaði («вред»), источником исландского и фарерского skaði («вред, ущерб») и родственным английскому scathe (невредимый, уничтожающий).
Кто такая Скади
Богиня Скади — в древнескандинавской мифологии жена Ньёрда и дочь Тьяцци. Это великанша и богиня в одном лице. Ее имя упоминается в обеих эддах и в многочисленных сказаниях.
О Скади
Скади была любимой дочерью великана Тьяцци, который воспитывал ее как мужчину и не спешил выдавать замуж. Она росла вольно, и больше всего любила охотиться в горах. Однажды она встретила странника, и впервые познала любовь. Этим странником был сам Один.
В частности, в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах” рассказывается интересный эпизод связи ее с Одином:
“Родился
Сеятель злата
У Всеотца
С великаншей.
Когда были
Диса-лыжница
И родич Асов
Женой и мужем.
Там вдвоем
Породили
Многих сынов
Один и Скади.”
Но потом Один ушел (он вообще нечасто задерживался у своих возлюбленных: его волновало совершенно другое). Скади, потосковав немного, нашла утешение в охоте.
Однажды ее отец ушел из дома и не вернулся. Скади обыскала все горы, побывала в Мидгарде, но о Тьяцци не было ни слуху, ни духу.
Но уже скоро великанша узнала, что случилось: ее отец погиб в Асгарде — он был убит подло, а не в честном бою. Разръярившись, дева-великанша пошла в Асгард — мстить.
Боги прекрасно знали, что они совершили подлый поступок, и предложили Скади, которая была к тому же еще и красавицей, откуп — пусть она выберет себе мужа. Великанша согласилась. На миг ее взгляд встретился с взглядом Одина — она все еще помнила его ласки… Он не отвел взгляд, и она усмехнулась: ее мужем должен был стать Бальдр.
Асы не были готовы расстаться со своим любимцем, и предложили Скади загадку: она должна была угадать Бальдра по ногам.
Она выбирала долго, и, наконец, выбрала самые красивые ноги.
- Вот он, Бальдр! — Сказала она.
Но перед ней стоял не Бальдр. Красивого, статного мужа звали Ньёрд, и он был не асом даже, а ваном.
Но скандинавская богиня Скади полюбила его — полюбила с первого взгляда. Он ответил ей взаимностью, и асы тут же сыграли свадьбу. И тут новобрачные задумались: где они, собственно, будут жить? Расставаться им не хотелось, и они решили, что будут жить поочередно в горах и в морском царстве Ньёрда.
Сначала все было хорошо, и супруги наслаждались обществом друг друга. Но потом Ньёрд затосковал по морю. Вот как об этом написано в книге “Видение Гюльви”:
“Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков.”
Он ушел, и Скади начала сильно тосковать. Она тосковала гораздо сильнее, чем много лет назад по бросившему ее Одину. Не выдержав разлуки, она сама пошла к мужу в его морское царство. Но жить там она не смогла.
Вот так написано о ее тоске в книге “Видение Гюльви”:
“Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.”
На сей раз ушла она. Встречались ли они еще, история умалчивает… Немногим позже историю Ньёрда и богини Скади в скандинавской мифологии повторили Фрейр и Герд.
По мнению скандинавоведа Хильды Эллис Дэвидсон, что культ Скади, возможно, процветал в Халогаланде, — в провинции на севере Норвегии. По словам ученого, это божество демонстрировало характерные черты, присущие саамскому народу, который славился искусством ходьбы на лыжах, стрельбой из лука и охотой. Ее разлука с Ньёрдом может указывать на раскол между ее культом и культом ванов в том регионе, в котором скандинавы и саамы находились в тесном контакте.