Богиня Скади

Скади (Skaði (/ ˈskɑːði /; древнескандинавский: [ˈskɑðe]; иногда англизированный как Skadi, Skade или Skathi) — дочь великана Тьяцци, супруга вана Ньерда. По преданию, она жила вместе с отцом в горах, и часто охотилась в скалах. Когда Тьяцци был убит асами, она отправилась в Асгард за выкупом. Боги предложили ей выбрать себе мужа из них, и она пожелала, чтобы ее супругом стал Бальдр. Но сложилось так, что она вышла замуж за Ньерда.

Богиня Скади в скандинавской мифологии является центральным персонажем любовной драмы: их брак с Ньердом вскоре распался, потому что он не мог жить вдали от моря, а она — вдали от гор. Последнее упоминание об этом божестве встречается в песни о прикованном Локи: мстительная Скади подвесила над головой у последнего ядовитую змею.

Словарь

СКАДИ, в скандинавской мифологии богиня —охотница и лыжница. Скади — дочь великана Тьяцци, жена бога Нъёрда. В «Младшей Эдде» рассказывается, что после убийства асами её отца она надела шлем и кольчугу и явилась к асам мстить за него. Скади согласилась заключить с ними мир на том условии, что асы рассмешат её (это удаётся сделать Локи) и дадут ей мужа. По условию, выдвинутому асами, Скади выбирает мужа по ногам и указывает на Ньёрда (думая, что перед ней прекрасный Балъдр). В «Саге об Инглингах» упоминается и брак Скади с Одином. Скади принимает участие в наказании Локи, подвесив над ним ядовитую змею (см. в ст. Локи). Как богиню — лыжницу и охотницу Скади сопоставляют с богом-лыжником Уллем.

Этимология

Древнескандинавское имя Skaði, наряду со Sca(n)dinavia и Skáney, может быть связано с готским skadus, древнеанглийским sceadu, древнесаксонским scado и древневерхненемецким scato (что означает «тень») — сравните также ирландское Scáthach, a знаменитая женщина-воин, известная как «теневая». Ученый John McKinnell отмечает, что эта этимология предполагает, что Skaði, возможно, когда-то был олицетворением географического региона Скандинавии или ассоциировался с подземным миром.

Georges Dumézil не согласен с понятием Scadin-avia как этимологически «острова богини Скади». Dumézil отмечает, что первый элемент Scadin должен был иметь — или когда-то имел — связь с «тьмой» «или с чем-то еще, в чем мы не можем быть уверены». Dumézil говорит, что, скорее, название Skaði происходит от названия географического региона, который в то время еще не был полностью понят. В связи с этим Dumézil указывает на параллель с Эриу, богиней, олицетворяющей Ирландию, которая появляется в некоторых ирландских текстах, чье имя, по его словам, происходит от Ирландии, а не наоборот.

В качестве альтернативы Skaði может быть связано с древнескандинавским существительным skaði («вред»),  источником исландского и фарерского skaði («вред, ущерб») и родственным английскому scathe (невредимый, уничтожающий).

Кто такая Скади

Богиня Скади — в древнескандинавской мифологии жена Ньёрда и дочь Тьяцци. Это великанша и богиня в одном лице. Ее имя упоминается в обеих эддах и в многочисленных сказаниях.

О Скади

Скади. Иллюстрация Карла Фридриха фон Зальца (1893 год).
Скади. Иллюстрация Карла Фридриха фон Зальца (1893 год).

 

Скади была любимой дочерью великана Тьяцци, который воспитывал ее как мужчину и не спешил выдавать замуж. Она росла вольно, и больше всего любила охотиться в горах. Однажды она встретила странника, и впервые познала любовь. Этим странником был сам Один.

В частности, в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах” рассказывается интересный эпизод связи ее с Одином:

“Родился

Сеятель злата

У Всеотца

С великаншей.

Когда были

Диса-лыжница

И родич Асов

Женой и мужем.

Там вдвоем

Породили

Многих сынов

Один и Скади.”

Но потом Один ушел (он вообще нечасто задерживался у своих возлюбленных: его волновало совершенно другое). Скади, потосковав немного, нашла утешение в охоте.

Сугроб в норвежских горах
Сугроб в норвежских горах

Однажды ее отец ушел из дома и не вернулся. Скади обыскала все горы, побывала в Мидгарде, но о Тьяцци не было ни слуху, ни духу.

Но уже скоро великанша узнала, что случилось: ее отец погиб в Асгарде — он был убит подло, а не в честном бою. Разръярившись, дева-великанша пошла в Асгард — мстить.

Боги прекрасно знали, что они совершили подлый поступок, и предложили Скади, которая была к тому же еще и красавицей, откуп — пусть она выберет себе мужа. Великанша согласилась. На миг ее взгляд встретился с взглядом Одина — она все еще помнила его ласки… Он не отвел взгляд, и она усмехнулась: ее мужем должен был стать Бальдр.

Асы не были готовы расстаться со своим любимцем, и предложили Скади загадку: она должна была угадать Бальдра по ногам.

Она выбирала долго, и, наконец, выбрала самые красивые ноги.

  • Вот он, Бальдр! — Сказала она.
Ньёрд и Скади. Иллюстрация Фридриха Вильгельма Гейне (1882).
Ньёрд и Скади. Иллюстрация Фридриха Вильгельма Гейне (1882).

 

Но перед ней стоял не Бальдр. Красивого, статного мужа звали Ньёрд, и он был не асом даже, а ваном.

Но скандинавская богиня Скади полюбила его — полюбила с первого взгляда. Он ответил ей взаимностью, и асы тут же сыграли свадьбу. И тут новобрачные задумались: где они, собственно, будут жить? Расставаться им не хотелось, и они решили, что будут жить поочередно в горах и в морском царстве Ньёрда.

Ньёрд тоскует по морю. Иллюстрация У.Г.Коллингвуда (1908 г).
Ньёрд тоскует по морю. Иллюстрация У.Г.Коллингвуда (1908 г).

 

Сначала все было хорошо, и супруги наслаждались обществом друг друга. Но потом Ньёрд затосковал по морю. Вот как об этом написано в книге “Видение Гюльви”:

Не любы мне горы,

хоть я и был там

девять лишь дней.

Я не сменяю

клик лебединый

на вой волков.”

Он ушел, и Скади начала сильно тосковать. Она тосковала гораздо сильнее, чем много лет назад по бросившему ее Одину. Не выдержав разлуки, она сама пошла к мужу в его морское царство. Но жить там она не смогла.

Ньёрд тоскует по горам. Иллюстрация У.Г.Коллингвуда (1908 г).
Ньёрд тоскует по горам. Иллюстрация У.Г.Коллингвуда (1908 г).

 

Вот так написано о ее тоске в книге “Видение Гюльви”:

Спать не дают мне

птичьи крики

на ложе моря,

всякое утро

будит меня

морская чайка.”

Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в книге У. Г. Коллингвуда «Влюбленность Фрейра» (1908).
Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в книге У. Г. Коллингвуда «Влюбленность Фрейра» (1908).

На сей раз ушла она. Встречались ли они еще, история умалчивает… Немногим позже историю Ньёрда и богини Скади в скандинавской мифологии повторили Фрейр и Герд.

По мнению скандинавоведа Хильды Эллис Дэвидсон, что культ Скади, возможно, процветал в Халогаланде, — в провинции на севере Норвегии. По словам ученого, это божество демонстрировало характерные черты, присущие саамскому народу, который славился искусством ходьбы на лыжах, стрельбой из лука и охотой. Ее разлука с Ньёрдом может указывать на раскол между ее культом и культом ванов в том регионе, в котором скандинавы и саамы находились в тесном контакте.

Скади охотится в горах (1901)
Скади охотится в горах (1901)

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

18 − 15 =