Фенрир в скандинавской мифологии (др.-сканд. Fenrir) – огромный чудовищный волк. Он рождён от союза Локи с великаншей Ангрбодой. Фенрир является врагом богов, ему суждено стать убийцей Одина. Из-за пророчества о бедах, которые он принесёт, волка заточили под землёй. Его волшебные оковы так крепки, что Фенрир разорвёт их только перед концом света.
- Словарь
- Кто такой волк Фенрир
- Имена Фенрира
- Рождение Фенрира
- Заключение Фенрира под землю
- Семья Фенрира
- Участие в Рагнарёке
- Фенрир в Старшей Эдде
- Фенрир в «Видении Гюльви» (главы 13 и 25)
- Фенрир в 34 главе «Видения Гюльви»
- Фенрир в главах 38 и 51 «Видения Гюльви»
- Образ Фенрира в «Языке поэзии» и «Перечне размеров Снорри Стурлусона
- Фенрир в «Круге земном»
- Теории о Фенрире
- Фенрир в современной культуре
Словарь
ФЕНРИР — в скандинавской мифологии чудовищный волк, одно из хтонических божеств, порожденных Локи и великаншей Ангрбодой. Богам-асам удалось связать Фенрира магическими оковами, бог Тюр пожертвовал при этом своей правой рукой. Разорвав путы, Фенрир вырвется на свободу во время Рагнарек и поглотит Одина.
Кто такой волк Фенрир
Фенрир (на древнескандинавском Fenrir, Fenrisúlfr) – гигантское чудовище, волк в мифологии севера. Это один из главных врагов человечества и богов. Фенрир – один из детей Локи, бога обмана и лжи, и великанши Ангрбоды, ётуна. Эта пара считалась также родителями морского змея Ёрмунганда и богини мертвых Хель. Эти персонажи в скандинавской мифологии были одними из самых страшных созданий. Они могли противостоять самим богам.
Как сын Локи волк Фенрир входит в число хтонических чудовищ, воплощающих дикую силу природы и подземный мир. Такие персонажи обычно обладают огромной силой и лишены созидательного начала. Они нередко выступают как разрушители и противостоят богам, охраняющим порядок. Фенрир и Рагнарек в мифах действительно неразрывно связаны. Почти сразу после появления Фенрира на свет было предсказано, что он убьёт Одина. В Рагнарёке гибель миру несут и сам ужасный волк, и другие члены его семьи.
Когда-то Фенрир всё же жил среди асов, которые сначала не видели в нём опасности. Однако со временем боги поняли, насколько волк стал огромным и сильным. Поэтому Фенрира сковали и заточили под землёй. В некоторых источниках говорится, что его отвели на остров Лингви и там привязали к огромной каменной плите. Оковы Фенрира выглядят как тонкая, мягкая цепь, но на самом деле она очень крепкая. Только такая цепь может сдержать силу гигантского волка.
В «Видениях Гюльви» (Младшая Эдда) об этом рассказывается следующее:
Они позвали с собою и Волка и показали ему эту шелковую ленту, и подбивали, чтобы он ее разорвал, и говорили, что-де крепче она, чем можно судить по ее толщине, и передавали ее друг другу, и испытывали силою своих рук, но она не рвалась. «Но, – говорили они, – Волк ее все ж таки порвет». Тогда отвечает Волк: «Как погляжу я на эту ленточку, не стяжать мне через нее славы, хоть бы и разорвал я ее на куски. Если же есть в ней секрет или хитрость, хоть и кажется лента маленькой, не бывать ей на моих ногах!»
Имена Фенрира
Фенрир на скандинавском языке называли несколькими именами. Основное, Фенрир (Fenrir), что означало «обитающий в болотных топях». Также в мифах встречаются следующие скандинавские имена этого персонажа:
- Фенрисюльфр (Fenrisúlfr) – означало «волк Фенрира». Его также часто переводят как «Фенрир-волк».
- Хьёдвитнир (Hróðvitnir) – «прославленный волк».
- Имена Vánagandr и Vanargand переводились как «чудовище реки Ван». Эта река образовалась из слюны, которая капала из пасти Фенрира, лежащего в своей темнице. Он был скован, а челюсти не мог сомкнуть из-за меча, что вонзили между ними.
Рождение Фенрира
Фенрир и ещё несколько персонажей-чудовищ – дети бога коварства Локи и великанши Ангрбоды. Эта великанша из рода ётунов была первой женой Локи. С ней он прожил три года в Железном лесу между Ётунхеймом и Мидгардом. Там Ангрбода принесла Локи троих детей. Их звали Ёрмунганд, Фенрир и Хель. Все они были чудовищами и выглядели по-разному. Ёрмунганд выглядел как огромный змей, Фенрир – гигантский волк, а Хель – женщина, чьё тело было наполовину тёмным, наполовину светлым. В некоторых легендах Ангрбода растила своих детей в самом Ётунхейме, стране великанов.
И в Старшей, и в Младшей Эдде рассказывается, что асы узнали о пророчестве относительно детей Локи. Они должны были принести много бед миру и горя. Волк Фенрир в мифологии в день Рагнарёка нападёт на Одина и убьёт его. Само чудовище падёт от руки сына Одина, мстящего за отца. Эти слова содержатся в «Прорицании вёльвы», где описывается судьба мира.
Узнав о такой опасности, Один велел забрать детей Ангрбоды и привести к нему. В итоге все трое чудовищ были заключены в разных местах, чтобы обезопасить мир. Так, богиня Хель стала с тех пор хозяйкой мира мертвых под названием Хельхейм. К ней попадают почти все умершие люди и боги. Волк Фенрир и змей Ёрмунганд также были разделены. Змея Один бросил в океан, и там Ёрмунганд вырос настолько огромным, что опоясал землю своим телом. Фенрира сковали магической цепью, изготовленной гномами.
Заключение Фенрира под землю
Скандинавский волк Фенрир не сразу был заточён под землю. Поначалу асы всё же не считали его опасным. Они позволили Фенриру жить с ними в своём городе Асгард и даже обращались с ним, как с обычным волчонком. Но волк быстро рос, асы начали его бояться. Только бог Тюр, покровитель воинской храбрости, был и правда смелым настолько, что кормил Фенрира. В конце концов жители Асгарда решили, что сын Локи слишком опасен для них, и нельзя дальше позволять ему жить среди богов. Его нужно было сковать и заключить в темницу.
Первые цепи сковавшие Фенрира были сделаны самими асами. Эти оковы звались Лединг и Дроми. Когда цепи были готовы, боги предложили Фенриру попробовать их разорвать, и волк согласился. Он ощущал себя достаточно сильным для этого и хотел прославиться. Ему действительно удалось достаточно легко скинуть с себя все оковы и разрушить их.
Чтобы сделать действительно прочную цепь Фенрира, асы послали гонца к гномам, жившим в землях чёрных альвов. Новая цепь, что называлась Глейпнир, была невероятно прочной. Гномы сделали её из необычных материалов – например, корней гор, птичьей слюны, шума кошачьих шагов. Считалось, что с тех пор эти явления пропали с Земли.
Когда Глейпнир была готова, асы показали Фенриру, насколько она крепка. Под взглядом волка они попытались разорвать эти оковы. Но Фенрир не согласился дать себя связать до тех пор, пока один из богов не положит руку ему в пасть. Тюр снова оказался достаточно смел для этого. Когда волк оказался связан, он стал рваться, но цепь лишь сильнее стягивалась на нём. Тюр в итоге лишился руки.
С тех пор Фенрир лежит, скованный цепью. Глейпнир пропустили через каменную плиту и привязали к ещё одному камню. И плиту, и камень зарыли глубоко под землёй. В пасть Фенрира воткнут меч, упирающийся в нёбо. Так волк никого не укусит.
Легенда о Тюре и Фенрир не заканчивается на этом. У викингов встречались эсхатологические мифы, посвящённые концу света. В них Тюр в день Рагнарёка встречается с гигантским псом по имени Гарм. Этот пёс охраняет проход в царство мертвых. Там он привязан к скале, но в день конца мира Гарм сможет освободиться, как и Фенрир. Вой Гарма – один признаков надвигающегося Рагнарёка. Этот пёс и Тюр будут сражаться, пока не убьют друг друга. Иногда Гарма и Фенрира считали одним персонажем.
В мифах, где фигурируют Рагнарек и волк Фенрир, чудовищный волк в итоге рвёт свои оковы или путы. Это случится в день конца мира. В скандинавском эпосе часто фигурирует такой мотив. Чудовище или иной враг богов содержится связанным или заточённым где-либо. Когда наступает Рагнарёк, он, наконец, получает свободу. Ёрмунганд тоже всплывает из океана и выползает на землю. Все дети Ангрбоды и Локи, в том числе Хель, хозяйка Хельхейма, выступают против богов.
Семья Фенрира
В скандинавской мифологии отцом Фенрира называют Локи. Это бог обмана, лжи, иногда также огня. Локи необычайно умён и умеет почти из любой ситуации найти выход. Поэтому асы позволили ему жить с ними, хоть Локи по происхождению и ётун. Но он же приносит и немало бед. Кроме Фенрира среди детей Локи есть и другие необычные существа и чудовища.
Мать Фенрира – великанша по имени Ангрбода. Она происходила из рода ётунов и жила либо в землях царства Ётунхейма, либо рядом с Ётунхеймом в Железном лесу. Её считают первой женой Локи. Ангрбоду также называли «ведьмой» или «старухой». Такие прозвища ей дают в «Видении Гюльви». Там же упоминается о неприязни богов по отношении к Ангрбоде. По мнению асов, от такой матери могли родиться лишь чудовища, несущие беды миру.
Иногда Ангрбода упоминается лишь мать волка, т.е. Фенрира. Например, такое описание есть в произведении «Прорицание вёльвы вкратце». Эта поэма сейчас существует в виде нескольких сохранившихся стансов. Но чаще всё же поминаются и другие дети от Локи. Также Ангрбода считалась матерью множества великанов. Эти великаны представали в обличиях волков.
Двумя другими детьми Ангрбоды от Локи были:
- Йормунганд – огромный мировой змей. Он обитает на дне океана вокруг Мидгарда, мира людей. Это чудовище такое длинное, что окружает всю Землю и держит во рту свой хвост.
- Хель – богиня мертвых, хозяйка мира под названием Хельхейм. Выражение «Отправиться к Хель» имело значение «умереть». К Хель попадали почти все, кроме душ, что валькирии уносили в Вальгаллу. Даже бог Бальдр стал жителем её царства. В день Рагнарёка хозяйка Хельхейма богиня Хель будет сражаться против богов.
Сам Фенрир дал жизнь ещё двум хтоническим существам, также гигантским волкам (варгам):
- Сколль, Сколь (Skoll) – волк, что каждый день преследует солнце (богиню Соль). Считалось, что солнечное затмение происходит в момент, когда Сколь оказывается близко к солнцу.
- Хати – волк, что постоянно гонится за луной. Когда он оказывается рядом, происходит лунное затмение.
Мифические волки Фенрир, Сколль и Хати вместе будут участвовать в Рагнарёке. Все они выступят против богов и станут одними из тех, кто приведёт мир к погибели. Так, Сколль и Хати наконец-то догонят светила. Они проглотят солнце и луну, из-за чего на земле установится тьма.
Участие в Рагнарёке
Мировой волк Фенрир – один из основных противников асов. В легендах он показан как могущественное чудовище, которого опасаются даже сами боги. В «Прорицании вёльвы» раскрывается его роль в Рагнарёке. Так в скандинавской мифологии называли день, когда погибнет весь мир. Выживут лишь некоторые боги и два человека. Мир снова возродится, а выжившие мужчина и женщина дадут начало новому роду людей.
Фенрир в этот день разорвёт свои путы. Со своим братом, мировым змеем Йормунгандом, он устремится на равнину, где произойдут основные сражения богов с чудовищами. Распахнутая пасть зверя будет доставать и до неба, и до земли. Там Фенрир убьёт Одина и сам падет от руки Видара, сына Одина, мстящего за отца. Богиня Хель, сестра волка и мирового змея, тоже выступает врагом богов во время Рагнарёка, как и Локи.
Иногда встречаются упоминания, что Фенрир и солнце также проглотит. Но всё же в «Прорицании Гюльви» говорится, что солнце пожрёт Сколль, один из детей Фенрира. Сколль тоже был огромным волком, и до конца мира он вечно преследовал солнце по небу. Но встречаются предположения, что Фенрир и Сколль изначально были одним персонажем.
В «Речах Вафтруднира» (Старшая Эдда) всё же Фенрир пожирает солнце, из-за чего на земле наступает мрак. Там Один разговаривает с Вафтрудниром, мудрым ётуном. Предводитель асов спрашивает, откуда же на небе снова возьмётся солнце после того, как Фенрир на него нападёт. Ётун отвечает, что Соль перед тем, как погибнуть, успеет родить дочь. Та и станет новым светилом, что продолжит путь матери по небесам.
В «Речах Вафтруднира» в Старшей Эдде есть такой отрывок:
46 «Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
как солнце на глади
небесной возникнет,
коль Волк его сгубит?»
Фенрир в Старшей Эдде
В Старшей Эдде (также называется Песенная Эдда) есть несколько строф, посвящённых Фенриру. В «Прорицании вёльвы» вёльва (колдунья и провидица) рассказывает Одину о некоей старухе в Железном лесу. Там она выращивает детей Фенрира. Вёльва предупреждает, что один волк среди этого потомства Фенрира станет «похитителем луны» в шкуре тролля. По-видимому, речь идёт о Хати, сыне Фенрира, который постоянно преследует луну.
Также вёльва в своём пророчестве говорит о Рагнарёке. Фенрир в этот день пожрёт Одина. Это будет великое горе для Фригг, а также для её спутницы и прислужницы Хлин, которая тоже упоминается в отрывке. Затем говорится о том, что сам Фенрир падёт от руки Видара, сына Одина, пришедшего отомстить за отца. Самого Фенрира называют тут сыном Хведрунга (Локи). Также есть его прозвища «Жадный» и «зверь трупный».
Вот как это описано в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда):
53 Настало для Хлин
новое горе,
Один вступил
с Волком в сраженье,
а Бели убийца
с Суртом схватился, —
радости Фригг
близится гибель.
Фенрир в «Видении Гюльви» (главы 13 и 25)
В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда) Фенрир упоминается несколько раз. Строфа про него есть в 13 главе, а в 25-й подробно рассказывается о жертве Тюра. Конунг Гюльви, главный персонаж этой книги, разговаривает с трёмя правителями асов. Одного из них называют Высоким. В одной из глав упоминается, что все трое – на самом деле Один. Сам Гюльви же маскируется под именем Ганлери.
Высокий хвалит храбрость Тюра и говорит, что история с Фенриром – пример этой отваги. Фенрира здесь называют Фенрисюльфр. Чтобы заковать волка в цепь Глейпнир, Тюр положил в пасть чудовищу свою руку. Только тогда Фенрир поверил, что боги его отпустят после того, как он испробует цепь на прочность. Но они отказались освобождать Фенрира, и волк откусил Тюру запястье («волчий сустав»). Тюр с тех пор не любил соглашения между людьми.
Фенрир в 34 главе «Видения Гюльви»
В 34 главе «Видения Гюльви» Высокий обращается к истории рождения Фенрира. В этом рассказе Ангрбода живёт в Ётунхейме. Высокий упоминает Локи и то, что Ангрбода родила ему троих детей – змея Йормунганда, волка Фенрира и дочь по имени Хель. Боги, узнав о подобном семействе в землях Ётунхейма, тут же поняли, что это грозит им бедами. Это подтверждало и пророчество, в котором говорилось о Фенрире, Йормунганде и Хель. Тем более, что родителями троих была ётун и сам бог коварства и лжи.
Один приказал привести детей Локи к нему. Когда это произошло, он сразу бросил Ёрмунганда в океан, окружавший Мидгард, мир людей. Хель была сброшена в Нифльхейм, царство льдов и туманов. Но при этом она стала хозяйкой мертвых и получила власть над девятью мирами.
Фенрир же удостоился совсем другой судьбы. Асы оставили его у себя дома, в самом царстве богов Асгарде. Однако волк всё равно был для них страшен. Только бог Тюр, покровитель воинской отваги, решался давать чудовищу пищу. И всё же боги видели, что волк становится больше и сильнее, и что он может быть для них опасен. Тогда они придумали план, как отобрать у него свободу. Для этого им пришлось использовать три цепи, ведь мало что могло удержать Фенрира.
Первая из цепей, Лединг, уже была достаточно крепкой. Боги принесли её Фенриру и предложили испытать его силу. Волку эти оковы показались не очень прочными, и он позволил богам сделать то, что они задумали. Чудовищному зверю достаточно было одного удара, чтобы разломать цепь и освободиться.
Вторая цепь под название Дроми была в два раза крепче первой. Асы предложили Фенриру испытать и эти оковы, пообещав, что волк прославится. Ведь он окажется способен сломать даже такое невероятное изобретение. Поразмыслив, волк согласился, решив, что риск того стоит. К тому же, он знал, что успел стать ещё сильнее.
После того, как асы связали волка, тот хоть и приложил немалые усилия, но смог разломать и Дроми. Куски от этой цепи разлетелись на большое расстояние. Высокий после рассказа об этих событиях говорит, что с тех пор появились выражения «избавиться от Лединга» и «освободиться от Дроми». Они означают, что кто-то добился чего-то большими усилиями.
После этих происшествий асы испугались, что не смогут сковать сына Локи. Тогда Один отправил Скирнира, посланника бога Фрейра, в мир Свартальфахейм (Дом чёрных альвов), где обитали дверги, то есть гномы. Именно они смогли создать цепь Глейпнир, которая благодаря своей магии удерживала Фенрира.
Цепь эта была изготовлена из необычных составляющих. Скандинавы верили, что после создания Глейпнира этих вещей уже больше не было в мире. Гномы взяли следующее:
- шум кошачьих шагов;
- борода женщин;
- корни гор;
- медвежьи жилы (считалось, что это – нервы);
- рыбьи голоса;
- птичья слюна.
Высокий рассказывает, что эти оковы выглядели очень необычно. Они не были похожи на цепь. Вместо этого Глейпнир выглядел, как мягкая, гладкая лента. Но она была невероятно прочна. Для того, чтобы Фенрир испробовал новую цепь, асы отправились на озеро Амсвартнир («угольно-чёрное»). Когда волк прибыл туда по их просьбе, боги повели его на остров, расположенный посреди озера.
Этот остров назывался Лингви, что с древнескандинавского переводилось как «место, заросшее вереском». Собравшись там, боги показали Фенриру волшебные оковы. Асы по очереди пробовали их порвать, растягивали ленту, доказывая их прочность. Волк видел, что лента не рвётся, хоть и выглядит тонкой. Тогда он стал сомневаться, ведь, если он порвёт столь тонкую ленту, то не прославится этим. Но волк подозревал, что боги задумали какую-то хитрость, и в Глейпнире есть магическая сила.
На это асы ответили, что, если Фенрир не справится со столь тонкой лентой, то и для них самих он не будет представлять опасности. Тогда сын Локи получит свободу. Всё ещё сомневаясь в том, что боги сразу помогут ему, Фенрир потребовал, чтобы один из них положил руку ему в пасть.
В «Видении Гюльви» Младшей Эдды приводятся слова Фенрира:
«Если вы свяжете меня так, что мне не вырваться, то поздно мне будет ждать от вас пощады. Не по душе мне, чтобы вы надевали на меня эти путы. И, чем обвинять меня в трусости, пусть лучше один из вас вложит мне в пасть свою руку в залог того, что все будет без обмана»
Практически все из богов испугались, только Тюр согласился держать правую руку в пасти Фенрира. Наконец чудовище было связано. Волк пытался разорвать путы, но в итоге они только сильнее впивались в тело. Поняв обман, монстр откусил Тюру руку.
Остальные же боги посмеялись над волком и решили привязать его к камню, который назывался Гьёлль (переводится как «крик»). Для этого они использовали верёвку Гельгья («оковы»), что свисала с Глейпнира. Гьёлль зарыли глубоко в землю, а Гельгью привязали ещё к огромной скале Твити («бьющий»). Скалу зарыли ещё глубже.
Фенрир злился, сопротивлялся и пытался укусить асов. Тогда ему в пасть загнали меч, из-за чего волк больше не мог сомкнуть челюсти. С тех пор он так и лежит, остриё упирается ему в нёбо, а рукоять – в язык. Чудовище ужасно воет, из его пасти течёт слюна и образует реку Ван (с древнескандинавского – «надежда»).
Ганлери, послушав эту историю, высказывает своё мнение. Семья Локи оказалась ужасной, хоть и эти создания были по-своему важны. Гюльви спрашивает, почему Фенрира не убили, ведь он нёс много бед в будущем. Выскоий поясняет, что асы считают свой мир священным. Он не хотели осквернять дом волчьей кровью, даже если рискованно оставлять чудовище в живых.
Фенрир в главах 38 и 51 «Видения Гюльви»
В 38 главе «Видений Гюльви» Высокий рассказывает, какие беды принесёт Волк. Он упоминает, что в Вальгалле уже много людей, и их становится больше. Но Фенрир, вырвавшись на свободу, убьёт ещё больше.
51 глава посвящена самому Рагнарёку. Сыновья Фенрира Сколь и Хати проглотят солнце и луну, из-за этого исчезнут звёзды. Земля содрогнётся, деревья вырвет с корнем, падут горы, а Фенрир наконец разорвёт свои путы. Вместе со своим братом, мировым змеем Йормунгандом он отправиться на равнину Вигрид. Это место, где произойдут основные события конца мира. Идя туда, волк раскроет пасть так широко, что будет касаться неба и земли.
Во время великой битве на равнине волк и Один будет сражаться, в результате чего Фенрир проглотит верховного бога. Видар, сын Одина, ударит волка в челюсть ногой. В этот момент на нём будет надета волшебная обувь, созданную из обрезков, которые собирали на протяжении всех времён. Ухватив чудовище за пасть, Видар разорвёт её. Это убьёт Фенрира.
Образ Фенрира в «Языке поэзии» и «Перечне размеров Снорри Стурлусона
В этом произведении есть эвгемеристический монолог о древнегреческом герое Пирре. Эвгемеристический. В эвгемеризме считается, что мифы возникают на основе реальных исторических событий и рассказывают о существовавших личностях. Автор говорит, что Фенрир убил Одина, а Пирра по его примеру можно назвать волком. Пирр не имел уважения к священным местам и тоже совершал такие убийства.
В этом произведении есть ещё несколько интересных упоминаний:
- Упоминание Фенрира используется в кеннингах, метафорах для известных личностей или предметов. Например, Один обозначен как «враг волка». Тюра называют «кормильцем волка», а Видар, сын Одина – «убийца Фенрисюльфра» («убийца Фенрира волка»).
- В 50 главе есть упоминание Хель как «сестры чудовищного волка» (цитата из Рагнардрапы).
- Имя «Фенрир» используют как нарицательное для обозначения волков или варгов. То же самое встречается в одной главе «Перечня размеров».
- Хьёдвитнир и Фенрир есть в списке имён варгов и волков, а Фенрир – в списках ётунов.
Фенрир в «Круге земном»
В «Круге земном» есть поэма в честь конунга Хакона. Его забирают в Вальгаллу. Там он вступает в ряды эйнхериев, лучших воинов, павших в битве. Про Хакона говорится, что скорее Фенрир разорвёт оковы, чем появится кто-то, кто окажется лучше прославленного канунга.
Вот отрывок оттуда («Круг Земной. Сага о Хаконе Добром»):
Прежде пройдет,
Порвав оковы,
Фенрир Волк по землям,
Нежели равный
Хакону конунг
Его место заступит.
Различные археологические находки с изображениями Фенрира
Один из самых известных памятников, где изображён Фенрир – это крест Торвальда с острова Мэн. Он был установлен в посёлке Андреас. На одной стороне есть изображение мужчины с бородой. Под ним – волк, что держит одну ногу человека в пасти. Мужчина целится копьём в волка, на его плече сидит птица. Возможно, это Один, которого пожирает Фенрир.
Другие артефакты тоже часто показывают сражения Одина с Фенриром или Видара, убивающего волка.
В частности, были найдены следующие важные памятники:
- Госфордский крест – датируется 920-950 гг. Он расположен в Госфорде, в английском графстве Камбрия. Рисунок на нём показывает, как Видар разрывает пасть Фенриру, упершись ногой в нижнюю челюсть и язык, а рукой – в верхнюю челюсть.
- Рунный камень в Ледберге из Швеции украшен изображением, похожим на то, которое есть на кресте Торвальда. Это также Один, чью ногу проглатывает Фенрир.
- На руническом камне Таллсторп, вероятно, есть рисунки, посвящённые Рагнарёку. Изображение Фенрира размещено над кораблём Нагльфар.
- На брактеате (плоская тонкая монета) из Тролльхеттана, Швеция, изображены Тюр и Фенрир. Брактеат сделан из золота и относится к эпохе Великого переселения народов.
- Хогбэк (каменная резная скульптура) в Сокберне (графство Дарем, Англия) тоже может быть украшен рисунками Тюра и Фенрира. Относится к эпохе викингов.
Теории о Фенрире
Скандинавский бог Фенрир, по мнению некоторых исследователей, изначально объединял в себе нескольких персонажей. Позже образ разделился, и кроме Фенрира появились другие чудовища в виде волков и псов. Так считал, например специалист по древнескандинавскому языку Энди Очард. Он перечислял псов и волков Гарма, Сколль и Хати, которые и могли быть сначала одним Фенриром.
Очард в своём труде рассматривает описание этих волков и псов, сделанной Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». Стурлусон чётко разграничивает всех четырёх персонажей. Так, он пишет, что не Фенрир проглотит солнце с наступлением Рагнарёка, а Сколль, его сын. Хати, брат Сколля, проглотит луну. Также Стурлусон описывает бой Гарма с Тюром. При этом Очард подчёркивает, что Тюр мог бы захотеть встретиться с Фенриром в день Рагнарёка.
Джон Линдоу обращал внимание на то, что из всех детей Ангрбоды и Локи только Фенрир жил с богами. Хель и Йормунганд же сразу были изгнаны из небесного города богов под название Асгард. Линдоу предполагал, что Один мог быть как-то связан с волками. Другая версия – кровное родство главного бога и Локи.
Но исследователь также писал и о сходстве судеб Фенрира и его брата и сестры, а также их отца. Так, в этих мифах часто повторяется мотив скованного чудовища, который вырвется с наступлением Рагнарёка. Локи, Фенрир, Йормунганд и богиня Хель оказываются заключены в свои темницы, а потом уничтожат имеющийся миропорядок и сами тоже погибнут. В то же время выживут боги нового поколения, среди которых будут и те, кто победил чудовищ во время Рагнарёка.
Иногда Фенрира сравнивают с персидским демоном Ахриманом (Ангра-Майнью). Этот демон был воплощением зла, имел разные облики, например, ящерицы или лошади. Мифический царь Тахмурас смог его одолеть, связать и ездить на нём, как на коне. В конце концов Ахриман смог его сожрать. Это похоже на легенду об Одине, который сначала сковал Фенрира, а потом был им проглочен.
В мифах же про Тахмураса его брат Джамшид смог вытащить его тело из желудка демона. При этом его рука, соприкоснувшись с внутренностями чудовища, отсохла.
Фенрир в современной культуре
Волк или пес Фенрир фигурирует во многих произведениях. Его образ использовали разные авторы для создания персонажей, которые имели облик волков или превращались в них. Чаще всего эти персонажи, как и оригинал, приносили много зла и были врагами главных героев.
Стоит упомянуть следующие произведения:
- Поэма Om Fenrisulven og Tyr Адама Готлоба Эленшлегера.
- К. Х. Штробль – Der Fenriswolf.
- Джон Р. Р. Толкин «Сильмариллион» – в этом произведении есть волк Кархарот, который отгрызает у одного из главных героев руку с зажатым в ней драгоценным волшебным камнем.
- В книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса есть персонаж Фенрис Ульф, волк, служащий Белой ведьме. Позже его имя поменяли.
- Фенрир Грейбек – жестокий оборотень из серии книг «Гарри Поттер».
- В трилогии «Магнус Чейз и боги Асгарда» присутствует Фенрир, которого заново связывают, чтобы отсрочит Рагнарёк.
- С. Маас «Стеклянный трон» – в этом произведении есть персонаж Фенрис, который превращается в большого волка.
Фенрир появляется в фильме «Тор: Рагнарёк». Богиня Хель – главный антагонист этого фильма, и гигантский волк служит ей. В конце его побеждают главные герои, один из которых – бог Тор.
Также этот мифологический персонаж служил вдохновением для художников и скульпторов.