Гроа

1280px-Groa's_Incantation

Гроа (др.-сканд. Gróa) – женский персонаж из древнескандинавских мифов. Гроа известна как колдунья, вёльва-прорицательница. Она владела магией сейд. В некоторых текстах Гроа использует магию, чтобы защитить своего сына Свипдага. Большинство источников описывают её как супругу Аурвандиля, спутника Тора. Упоминания этой вёльвы есть в Старшой и Младшей Эдде, а также в «Деяниях данов».

Кто такая Гроа

Персонаж по имени Гроа появляется в трёх произведениях – «Заклинание Гроа» Старшей Эдды, «Язык поэзии» Младшей Эдды и в «Деяниях Данов. В древнескандинавских источниках Гроа выступает провидицей (вёльвой) и колдуньей. Она могущественная волшебница и целительница. Гроа в скандинавской мифологии своими заклинаниями способна помочь и асам. Так, в «Языке поэзии» она почти вытаскивает осколки точила из головы Тора. Гроа помогает также своему сыну Свипдагу. Даже умерев, она является Свипдагу и поёт заклинания.

В «Языке поэзии» так описывается колдовство Гроа:

4. Гроа сказала:

Долгое странствие,

до́лги дороги,

до́лги заботы людские,

коль так случится,

что выдержать хочешь,

следуя Скульд приговору.

5. Сын сказал:

Заклятия спой

тогда мне благие,

защити ты, мать, сына.

Кажется мне,

отправившись в путь,

буду обижен по малолетству.

Гроа обычно называют женой Аурвандиля Смелого, который сопровождал Тора в путешествиях. Только в «Деяниях данов» есть другой вариант её истории. Там она сначала жена великана, а после – короля.

Значение имени

Есть несколько теорий о значении имени Гроа:

  1. Имя произошло от древнескандинавского gróa, что переводится как расти или растить. Это значение может связывать Гроа с плодородием.
  2. Имя Гроа, возможно, связано с Groach (или Gruach), кельтским именем. Оно переводится «старуха-гадалка» либо «ведьма».
Вёльвы Гроа и Хейд. Из Старшей Эдды в переводе Фредрика Сандера. Карл Ларрсон и Гуннар Форсселл.
Вёльвы Гроа и Хейд. Из Старшей Эдды в переводе Фредрика Сандера. Карл Ларрсон и Гуннар Форсселл.

 

Гроа в Старшей Эдде

В «Старшей Эдде» Гроа появляется в «Заклинании Гроа». Это первая поэма из цикла «Речи Свипдага». Главный герой – юноша по имени Свипдаг, который является также сыном Гроа. На момент действия поэмы Гроа уже мертва, но Свипдаг вызывает её из царства мёртвых. Его отец взял в жёны другую женщину. Мачеха дала Свипдагу опасное задание – отыскать великаншу-колдунью Менглёд. Гроа помогает сыну, защищая его заклинаниями.

Вот описание того, как Свипдаг взывал к матери:

1. Сын сказал:

Пробуждайся, о Гроа,

пробуждайся, благая жена,

бужу я тебя перед дверью смерти.

Если ты помнишь,

просила ты отпрыска

на холм могильный явиться.

2. Гроа сказала:

Что ныне тревожит,

единый мой сын,

кто зло причинил тебе,

что мать ты позвал,

в землю ушедшую,

людской мир покинувшую?

«Проснись Гроа! Проснись Мать!». Джон Бауэр.
«Проснись Гроа! Проснись Мать!». Джон Бауэр.

 

Упоминание в Младшей Эдде

«Младшая Эдда» Снорри Стурлусона Гроа появляется в «Языке поэзии». Там подробно рассказывается, как она помогала Тору вытащить точило из головы. Бог сражался с ётуном Хрунгниром и метнул в него молот. Молот в воздухе столкнулся с оружием Хрунгнира, и то раскололось. Осколок от оружия Гроа и должна была вытащить. Есть предположение, что из-за её неудачи Тор убил её.

Подробный отрывок из «Языка поэзии» приведён ниже:

Тор возвратился в Трудвангар, а точило все сидело у него в голове. Тут пришла провидица по имени Гроа, жена Аурвандиля Смелого. Она пела над Тором свои заклинания, пока точило не стало шататься. Заметив это и понадеявшись, что теперь можно будет вытащить точило. Тор захотел заплатить за врачеванье, порадовав Гроу. И он рассказал ей о том, как шел с севера через реки Эливагар и нес на спине в корзине Аурвандиля, который тоже был на севере в Ётунхейме. И в подтверждение того, что это правда. Тор рассказал, как Аурвандиль высунул из корзины палец ноги и его отморозил, а Тор отломал тот палец и забросил на небо, сделав из него звезду Палец Аурвандиля. Тор сказала-что Аурвандиль теперь уж скоро будет дома. И Гроа так тому обрадовалась, что позабыла все заклинания, и точило перестало шататься. Оно все сидит в голове у Тора. Поэтому следует остерегаться бросать точило поперек пола: тогда шевелится точило в голове у Тора.

В «Деяниях данов»

В «Деяниях данов» (Gesta Danorum) Гроа предстаёт совсем другим персонажем, чем в Эддах. Она – дочь короля шведов Сигтрига. Сначала она была отдана великану, от которого родила Свипдага. Но затем её встретил король Грам, которого Гроа полюбила. Грам забрал деву, убил отца Гроа и сражался со Свипдагом.

Их первая встреча в «Деяниях данов» описывается так:

Случилось, что Грам услышал, что Гроа, дочь шведского конунга Сигтрюгга[13], обещана некоему великану и ненавидит проклятый обет, недостойный высокородной крови, приведший шведов к войне; и вознамерился подразить Тору[14] в победах над чудовищами. Он прибыл в Готланд[15] и пугал людей по пути, шагая в козлиных кожах, обмотанный пёстрыми шкурами животных и держа в правой руке ужасное оружие, таким образом изображая одеяние великана. Встретив Гроа[16], едущую в сопровождении немногих пеших женщин, уступил ей дорогу. Так случилось у лесного водоёма. Она думала, что это её жених спешит на встречу с ней, и так была встревожена его странным одеянием, что, бросив узду и вся затресясь, она так завела речь:

Идет, вижу, йотун,

шагом широким

путь затеняет

и неугоден богам?

Иль глаза мной играют,

ведь часто случалось,

что смелые вои

под шкурой скрывались!

Гроа, дочь Сигтрига, встречает короля Грама в звериной шкуре. Луис Му.
Гроа, дочь Сигтрига, встречает короля Грама в звериной шкуре. Луис Му.

 

Заклинание Гроа. 1908 г. Вильям Коллингвуд.
Заклинание Гроа. 1908 г. Вильям Коллингвуд.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

четырнадцать − один =