Хеймдалль

800px-Heimdallr_by_Froelich

Бог Хеймдалль (англ. Heimdall, на др.-сканд. Heimdallr) – один из асов. Он сын Одина, и у него сразу девять матерей, которые происходили из рода великанов. Хеймдалль в первую очередь известен как бог, охраняющий мир богов и Мировое древо. Поэтому дом Хеймдалля располагается у радужного моста Биврёст, ведущего в Асгард из других миров. У этого аса очень острые зрение и слух. Его главный враг – бог коварства Локи, с который Хеймдалль будет биться во время Рагнарёка.

Словарь

ХЕЙМДАЛЛЬ (др.-исл. Heimdallr) в скандинавской мифологии бог из числа асов. Обозначается как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый», конь его — «золотая челка». X. — «страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестер», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»). X. считается сыном Одина. Жилище X. называется Химинбьерг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврест, соединяющего небо с землей. Как страж богов, X. отличается острым зрением и слухом, его слух (по другому толкованию — рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании вельвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина). Перед концом мира (см. РАГНАРЕК) X. трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») сообщается, что X. пьет мед (в «Младшей Эдде» из рога Гьяллархорн мед пьет Мимир, таинственный хозяин источника мудрости). В скальдических кеннингах (иносказаниях) меч называется головой X., а голова — мечом X. Скальд Ульв Уггасон упоминает (как о том сообщается в «Младшей Эдде») о борьбе X. и Локи (принявших обличье тюленей) за драгоценность фрейи — Врисингамен у камня Сингастейн. В битве перед концом мира X. и Локи снова сражаются и убивают друг друга. В первой строфе «Прорицания вельвы» люди называются детьми X., а в прозаическом вступлении к стихотворению эддического стиля «Песнь о Риге» («Старшая Эдда») X. отождествляется с Ригом — первопредком и культурным героем, отцом родоначальников трех социальных групп — конунга, свободного крестьянина и раба. Так как Риг — странник, ведающий руны, Р. Мейснер и другие ученые сомневались в первоначальном тождестве Рига и X., а в Риге видели скорее Одина.Образ X. крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нем. Ученые 19 в. считали «светлейшего из асов» персонификацией радуги (или млечного пути, небесного свода, зари, солярным или лунарным божеством и т. д.); его сравнивали как с Христом или архангелом Михаилом (трубит в рог), так и с различными «звериными» демонами — либо имеющими рога (козел), либо воспринимаемыми как стражи (петух) или как духи дерева (дятел); была и попытка противопоставить X. как «бога начала» Локи как «богу конца», а также отождествить X. с каким-либо другим скандинавским богом — Тором, Видаром, Фрейром. Из новейших интерпретаций представляют интерес объяснения X. Пиппинга, Ф. Р. Шредера, В. Гренбека, О. Ольмаркс. Пиппинг, исходя из работ У. Харва и А. Ольрика о мировом древе и из сибирских параллелей, расшифровывает Heim-dall как «мировое древо» и считает X. персонификацией мирового древа или мирового столпа. «Девять матерей» — это, по Пиппингу, «девять миров» (упоминаемых в «Прорицании вельвы» «Старшей Эдды»). Шредер отождествляет X. с индо-иранским Митрой и с якутским Белым юношей — первопредком (ср. отождествление Хеймдалль — Риг), который якобы восходит к манихейству и митраизму. Гренбек определяет X. как бога-стража, который, подобно индийскому Варуне, является охранителем святости культового праздника; его дети — культовая община, «девять матерей» — девять ритуальных актов, его «рог» связан с ритуальной музыкой. Ольмаркс современными филологическими средствами возрождает солярную интерпретацию X.: Врисингамен, за который X. борется с Локи, — это иносказание солнца, солнечный бог рождается из моря и его девять матерей — волны и одновременно девять месяцев беременности моря солнцем; первопредки (Риг) — якобы всегда солнечные боги, меч X. — солнечные лучи, а рог X. — лунарный символ (как и глаз Одина). Наиболее вероятным представляется интерпретация X. как стража богов и хранителя мирового древа, антропоморфной персонификацией которого он, возможно, и является. Одновременная связь с мировым древом Одина (как божественного шамана) объясняет параллелизм слуха (рога) X. и глаза Одина. Не исключено, что рог X. (в свете кеннинга о голове-мече) и прозвище «златорогий» первоначально связаны с его зооморфной ипостасью. С мировым древом связана и культовая община, откуда, возможно, и идет представление о X. как первопредке. Не исключен и дополнительный солярный символизм. Образ X., трубящего в рог перед концом мира, скорее всего, обязан христианскому влиянию.Лит.: Оhlmarks A., Heimdalls Horn und Odins Auge, Lund — Kbh„ 1937 (Studien zur nordischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Bd. 1); Gronbech V., The culture of the Teutons, II, L. — Kbh., [1932]; Schrder F. R.. Altgermanische Kulturprobleme, В. — Lpz., 1929 (Trubnere phllologische Bibliothek, Bd. 11); Gurewitz A., Tripartitio Christiana — tripartitio scandinavica (W eprawie interpretacji «Piesni о Rigu.). «Kwartalnik historyczny, 1973, rocznik 80, № 3. E. М. Мелетинский.

Кто такой Хеймдалль

Бог Хеймдалль в скандинавской мифологии – это в первую очередь защитник богов. Он живёт у радужного моста Биврёст в доме под названием Химинбьёрг, что означает «Небесные горы». Хеймдалль охраняет Биврёст, который соединяет Асгард с другими мирами, от ётунов. Также он оберегает Мировое древо Иггдрасиль. В этом ему помогают острые зрение и слух Хеймдалля. Скандинавы считали, что ас может увидеть и услышать практически всё, что происходит в мире.

О жилище Хеймдалля написано в отрывке из «Речей Гримнира» (Старшая Эдда):

13 Восьмой — то Химинбьёрг,

Хеймдалль, как слышно,

там правит в палате:

там страж богов

сладостный мед

в довольстве вкушает.

В легендах говорится, что скандинавский бог Хеймдалль обладал несколькими ценными сокровищами и артефактами:

  • Гьяллархорн – золотой рог, такой громкий, что его слышно по всему миру;
  • меч, чьё название – «Голова»;
  • Гулльтоп («золотая чёлка») – лошадь с золотой чёлкой.

Бог Хеймдалль в мифологии играет важную роль в истории о конце света, Рагнарёке. В этот день освободятся хтонические чудовища, и произойдёт последняя битва между ними и асами. Это приведёт к гибели мира и человечества, в которой уцелеют только несколько богов и людей. Хеймдалль и Рагнарек неразрывно связаны, так как о Рагнарёке возвестит именно Хеймдалль, протрубив в свой рог Гьяллархорн. Звук рога будет слышен по всему миру. Он призовёт асов и лучших воинов из Вальгаллы на последнюю битву.

Также во время Рагнарёка разрушается радужный мост Хеймдалля Биврёст, когда по нему проходят огненные великаны. Сам Биврёст хотя и был радужным мостом, но его красная часть считалась огненным основанием. Есть предположения, что сначала мост воплощал собой Млечный путь. Биврёст также соединял землю и небо (мир богов).

Ещё одним популярным мотивом в мифах про Хеймдалля является его вражда с Локи, богом коварства и обмана. Одним из кеннингов (поэтических описаний, метафор) Хеймдалля является «недруг Локи». По мнению учёных, эти два бога являются противоположностью друг друга. Хеймдалль – «бог начала», а Локи – «бог конца». В день Рагнарёка они встречаются и убивают друг друга. До этого Хеймдалль и Локи сражаются также за ожерелье Фрейи, украденное Локи. Они оба в этот момент принимают облик тюленей.

Мифология может указывать на то, что Хеймдалль связан с баранами, либо у него даже есть подобная звериная ипостась. Так, в «Языке поэзии» Снорри Стурлусона форма имени Хеймдалля Heimdali и имя Hallinskíði даже используются для обозначения барана. Одно из прозвищ Хеймдалля – «златорогий».

Описание внешности и характера

Хеймдаллю в легендах приписывают очень необычную внешность. Он «светлейший (белейший) из всех асов». У него золотые зубы, также про него говорят «златорогий». Золотой цвет встречается и в описании его атрибутов. Рог Хеймдалля сделан из золота, а его лошадь, Гулльтоп, обладает золотой гривой.

Есть предположения на основе некоторых строк из «Прорицания вёльвы», что Хеймдалль имеет только одно ухо. Второе он мог отдать за мудрость, как сделал когда-то его отец Один, пожертвовав глазом. Один отдал глаз, чтобы испить из колодца мудрости великана Мимира.

В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда) Высокий, под обликом которого скрывается Один, описывает способности Хеймдалля. Как страж Асгарда и Мирового древа, тот обладает невероятным зрением и слухом. У бога очень острое зрение, он может увидеть всё даже на огромном расстоянии от себя. В ночи он видит так же хорошо, как днём. Слух аса настолько острый, что он слышит, как растёт трава и шерсть на овцах. Он надёжный страж, ведь спит совсем мало.

Имена Хеймдалля

На древнескандинавском имя Хеймдаляя пишется как Heimdallr. На английском написание немного меняется – на Heimdall. Происхождение имени точно не установлено. Согласно предположениям, оно означает «тот, кто освещает мир».

Кроме этого имени есть также следующие имена:

  1. Hallinskiði – «изогнутый прут». Использовалось для обозначения баранов, возможно, из-за изогнутых рогов.
  2. Гуллинтанни – «златозубый», т.к. у старых баранов зубы желтеют.
  3. Виндлер (Vindlér или Vindhlér) – «пристанище ветра», либо «защищают от ветра», «морской ветер».
  4. Риг – этим именем он назвался, странствуя между людей.

У Хеймдалля также есть немало прозвищ:

  • светлейший из асов;
  • белый ас;
  • предвидящий будущее подобно ванам (группа богов, сведущих в магии и плодородии, которые часто противостояли асам);
  • златорогий;
  • златозубый;
  • сын девяти матерей;
  • страж богов;
  • недруг Локи;
  • тот, кто добыл ожерелье Фрейи.

Рождение Хеймдалля и его семья

Хеймдалль – очень интересный персонаж в плане своего происхождения. В мифах указывается, что его родили девять сестёр, девять матерей Хеймдалля. В «Песни о Хюндле» из Старшей Эдды говорится, что все девять сестёр вынашивали мальчика. Отцом же аса был верховный бог Один.

Ниже – отрывок из «Песни о Хюндле» с историей рождения Хеймдалля:

Он родился

в былые дни,

с огромной силой

сынов человеческих;

затем девять его вынашивали,

копьё великолепного мужчину,

великанов дочери,

на краю Земли.

Гиалп вынашивала его,

Грейп вынашивала его,

вынашивала его Ейстла

и Иргиафа;

Ульфрун

и Ангейя,

Имд и Атла

и Ярнсакса.

Матери Хеймдалля носили следующие имена:

  • Гьяльп;
  • Грейп;
  • Ейстла;
  • Иргиафа;
  • Ульфрун;
  • Ангейя;
  • Имд;
  • Атла;
  • Ярнсакса.

Иногда этих девяти матерей ассоциируют с девятью дочерьми морских богов Эгира и Ран. Сами дочери – морские девы-волны. Хеймдалль в свою очередь может быть связан с морем, поэтому есть теория, что он был рождён из морских волн. Но имена двух групп персонажей не совпадают, поэтому эта теория пока не подтверждена.

«Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)

В «Прорицании вёльвы», посвящённом сотворению мира, его существованию и гибели, Хеймдалль упоминается уже в самом начале. Вёльва, прорицательница, призывает слушать её, так как она собирается рассказать о прошлом. Здесь упоминаются «свящённые роды» и «великие с малыми Хеймдалля дети». Исследователи по-разному трактуют эти слова, в частности, «священные роды». Некоторые считают, что это боги, другие – что люди. В поэме «Песнь о Риге» Хеймдалль действительно является прародителем людских сословий.

Вот как это описывается в «Прорицании вёльвы»:

1 Внимайте мне все

священные роды,

великие с малыми

Хеймдалля дети!

Один, ты хочешь,

чтоб я рассказала

о прошлом всех сущих,

о древнем, что помню.

Затем вёльва обращается к событиям Рагнарёка, о которых возвестит Хеймдалль, протрубив в свой рог. Тут упоминается также, что Один будет беседовать с головой Мимира. Мимир был из рода ванов и охранял источник мудрости. После смерти Один взял его голову и советовался с ней. В день конца света он также верховный бог также пойдёт спрашивать у Мимира совета.

Об этом рассказывает следующий отрывок из «Прорицания вёльвы»:

46 Игру завели

Мимира дети,

конец возвещен

рогом Гьяллархорн;

Хеймдалль трубит,

поднял он рог,

с черепом Мимира

Один беседует.

Затем в этом произведении в Старшей Эдде присутствует отрывок, где говорится о понятии, которое переводят либо как «рог Хеймдалля», либо как «слух». Многие сошлись во мнении, что более верен второй перевод, хотя текст «Прорицания» здесь очень расплывчатый. На основе этого вывода считается, что Хеймдалль пожертвовал ухом, чтобы испить из источника мудрости. Этот источник расположен под мировым древом.

Вот этот текст из «Прорицания вёльвы»:

27 Знает она,

что Хеймдалля слух

спрятан под древом,

до неба встающим;

видит, что мутный

течет водопад

с залога Владыки, —

довольно ли вам этого?

Образ в «Песни о Риге»

«Песнь о Риге» посвящена странствиям Хеймдалля по земле. Пока он бродил по берегу моря, он взял себе имя Риг. Иногда Риг – это отдельный персонаж, мудрый и сильный ас. Пока он путешествует, он останавливается на ночлег у разных супружеских пар. Жёны беременеют и рождают детей, которые становятся прародителями того или иного сословия – самого низшего, состоящего из рабов и слуг (трэллы), сословия свободных незнатных людей (карлы) и знати (ярлы или риг-ярлы).

Хеймдалль приносит дар богов человечеству. 1907 г. Нильс Асплунд.
Хеймдалль приносит дар богов человечеству. 1907 г. Нильс Асплунд.

 

Знать произошла от последней пары, у которой ночевал Хеймдалль. Их сына звали Ярл, и, когда мальчик подрос, Хеймдалль под видом Рига снова пришёл в дом этой семьи. Он объявил юношу своим сыном и наследником, научил его рунам и дал богатство. Риг говорит сыну захватывать земли, и Риг-Ярл в итоге становится богатым военачальником.

От брака с красивой женщиной Эрной у Ярла было 11 сыновей. Один из них, Кон, тоже был достаточно умён и сведущ, чтобы научиться руническому искусству. Он знал птичий язык и управлял огнём. За эти таланты ему тоже дали титул риг. Считалось, что от имени Кона произошло слово «конунг» (верховный правитель).

Риг в доме прадедушки. 1908 г. У. Коллингвуд.
Риг в доме прадедушки. 1908 г. У. Коллингвуд.

 

Другие произведения Старшей Эдды

В поэме Старшей Эдды «Песнь о Трюме» рассказывается, как Хеймдалль помог вернуть Тору его молот Мьёлльнир. Локи узнаёт, что похититель – турс (великан) Трюм. В обмен на молот Трюм хочет в жёны богиню Фрейю. По совету Хеймдалля Тор одевается в одежды Фрейи и обманом проникает к Трюму. При этом по мудрости Хеймдалля сравнивают с богами ванами. Но его вряд ли считали ванном, т.к. других фактов, подтверждающих это, нет.

Подробно этот эпизод из «Песни о Трюме» приведён ниже:

15 Хеймдалль сказал,

светлейший из асов, —

ванам подобно

судьбу он провидел;

«Тору наденем

брачный убор!

Украсим его

ожерельем Брисингов!

16 Связка ключей

бренчать будет сзади,

женская скроет

колени одежда,

камней драгоценных

на грудь нацепим,

голову пышным

убором накроем!»

В «Перебранке Локи» в Старшей Эдде Хеймдалль вмешивается в разговор, когда Локи оскорбляет богов. Он спрашивает, почему Локи продолжает говорить, хотя он глуп. В ответ Локи унижает Хеймдалля словами о том, что богу суждено прожить несчастную жизнь. Ас лишь страж остальных богов и должен всегда ходить с грязной спиной.

О жилище Хеймдалля можно узнать из «Речей Гримнира». Гримнир, который является на самом деле Одином, рассказывает об устройстве мира и домах богов. Хеймдалль, страж богов, живёт в Химинбьёрге у Биврёста и пьёт там хороший мёд. Упоминается, что он также господствует и над людьми.

Хеймдалль в «Видении Гюльви»

«Видение Гюльви» посвящено конунгу Гюльви, который под именем Ганлери беседует с богами. Ему отвечают мужчины под именами Высокий, Того-же-роста и Третий. На самом деле это – псевдонимы Одина.

Высокий описывает Хеймдалля как светлого аса, златозубого, обладающего прекрасным зрением и слухом. Упоминается о его рождении от девяти сестёр. Живя на краю неба, Хеймдалль охраняет небо от великанов-ётунов. Когда погиб бог Бальдр, Хеймдалль ехал на своей лошади Гулльтоп среди погребальной процессии.

Высокий рассказывает и предсказание о Рагнарёке. Основные события в этот день будут происходить на равнине Вигрид. Туда придут враги богов, в том числе освободившийся из заточения Фенрир. Хеймдалль тогда дунет в свой рог, чтобы боги собрались на последнюю битву. Рагнарёк ознаменуется встречей асов с их заклятыми врагами. Для Хеймдалля это Локи, и их поединок закончится смертью обоих.

Хеймдалль стоит на мосту Биврёст и дует в Гьяллархорн. Ок. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Хеймдалль стоит на мосту Биврёст и дует в Гьяллархорн. Ок. 1905 г. Эмиль Дёплер.

 

Другие части Младшей Эдды

В «Языке поэзии» через мифологические образы рассказывают о построении скальдического стиха. Там приведёны различные кеннинги и прозвища Хеймдалля, а также кеннинги, где упоминается Хеймдалль. Например, считалось, что Хеймдалля пробили насквозь головой человека. Поэтому голова – это «меч Хеймдалля» и «погибель Хеймдалля». Локи называют «тем, кто препирался с Хеймдаллем и Скади».

Вот текст из «Языка поэзии»:

Какие есть кеннинги Хеймдалля? Его зовут «сыном девяти матерей», «стражем богов», как уже упоминалось, «белым асом», «недругом Локи» и «тем, кто добыл ожерелье Фрейи».

В «Перечне размеров» меч называют «головой Хеймдалля».

Графические памятники

Богов скандинавской мифологии часто изображали на различных памятниках и камнях, куда иногда также руны, рог Хеймдалля и сам Хеймдалль – не исключение. Этот ас присутствует на рисунках следующих памятников:

  1. Каменный крест с острова Мэн в Ирландском море украшен изображением человека, подносящего рог к губам. На его бедре – меч. По мнению исследователей, это может быть Хеймдалль с его рогом Гьяллархорном.
  2. Другое изображение было найдено на Госфордском кресте или кресте Госфорта. Крест находится в Госфорте, графство Камбрия в Англии. На камне вырезана фигура с рогом и мечом, стоящая перед двумя чудовищами с распахнутой пастью.
Госфордский Крест. Остров Мэн.
Госфордский Крест. Остров Мэн.

 

Хеймдалль связан также с древнескандинавскими рунами, алфавитом, который считался также магическим. Например, сила рун могла защищать от бед, злых духов, сущностей. Этот алфавит делился на несколько групп, т.н. аттов. Руны Хеймдалля – это руны второго атта.

Теории относительно персонажа

По мнению некоторых исследователей Хеймдалль тесно связан с баранами и овцами. Либо это относится к жертвенным животным, либо самого аса представляли в звериной форме. Варианты имени Хеймдалля использовали для наименования баранов. Этот ас слышит, как растёт шерсть на овцах. Даже его прозвища «златорогий» и «златозубый» относятся к баранам, т.к. у них в старости желтеют зубы. Про Хеймдалля говорят, что у него есть меч под названием «Голова», в то время как у баранов растут рога на голове.

Из-за ассоциаций с баранами возникла теория, что Хеймдалль был рождён морем, т.е. девятью девами-волнами. Согласно традиции разных народов, пену на волнах сравнивали с животными, часто с овцами. Часто девятая или десятая волна оказывалась особенно большой, и поэтому становилась бараном.

Хеймдалль дует в Гьяллархорн, держа меч с человеческим лицом на нем (отсылка к кеннингу про «голову»). На его голове сидит петух Гуллинкамби на голове. На заднем плане - горящий радужный мост Биврёст. 1907 г. Й. Т. Лундбай.
Хеймдалль дует в Гьяллархорн, держа меч с человеческим лицом на нем (отсылка к кеннингу про «голову»). На его голове сидит петух Гуллинкамби на голове. На заднем плане — горящий радужный мост Биврёст. 1907 г. Й. Т. Лундбай.

 

В культуре и искусстве

Хеймдалль появляется в фильмах компании Marvel, где присутствуют также другие персонажи, основанные на скандинавской мифологии. Там он также сторожит мост Биврёст и даёт разрешение пройти по нему. Хеймдалль может наблюдать за другими мирами.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

двадцать − 11 =