Иггдрасиль

Иггдрасиль (Yggdrasil, от древнескандинавского Yggdrasill [ˈyɡːˌdrɑselː]) — в древнескандинавской мифологии мировое древо. Это гигантский ясень, который представляет собой структурную основу мира.

Могучие корни дерева связывают между собой три нижних, три срединных и три верхних мира. Исключением является Утгард — особый мир великанов, который живет сам по себе.

В мифах говорится о том, что у основания ясеня сидят три великие норны — предсказательницы судеб. В легендах об Одине рассказывается, что в поисках мудрости верховный ас провисел на Иггдрасиле девять дней и ночей — и только после этого ему открылись все тайны вселенной.

Мировое дерево Иггдрасиль в скандинавской мифологии является основой всего сущего. Когда наступит день Рагнарёк, оно погибнет — как погибнут и все миры.

Словарь

ИГГДРАСИЛЬ, в скандинавской мифологии древо мировое — гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры — небо, землю, подземный мир, всего девять миров. Характеристика Иггдрасиль содержится в «Старшей Эдде» («Прорицание вёльвы» 2,19, 28 и др., «Речи Гримнира» 31 и след.), а также в «Младшей Эдде».

На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орёл, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.

Три корня Иггдрасиль, согласно«Старшей Эдде», простираются в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно «МладшейЭдде»,— к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака).

У Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд(«судьба»?), источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котёл»). Около Урда живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило.

Медвяный источник Мимира питает мировое древо, но, с другой стороны,сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле. Как вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль пропитан живительным священным мёдом (см.Мёд поэзии). Иггдрасиль связан с одинической мифологией.

Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина), и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль Иггдрасиль как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой.

С Иггдрасиль тесно связан также страж богов Хеймдалль(хранитель мирового древа), который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью.

Этимология

Заимствовано из древнескандинавского Yggdrasill; обычно считается, что оно состоит из yggr («ужасный») + drasill («конь»), где «конь» относится к висячему дереву или, возможно, от *dʰer- («держать, поддерживать»).

Что такое Иггдрасиль

Изображение древа Иггдрасиль
Изображение древа Иггдрасиль

 

Дерево Иггдрасиль в скандинавской мифологии огромный ясень, который в представлении древних был вселенной, вмещающей в себе все девять миров. В мифологической картине северных немцев Иггдрасиль отождествлялся с Ирминсулем, который выполнял те же функции.

Вот такое описание Иггдрасиля предлагает нам мифология. В скандинавской мифологии существовала вертикальная модель мира, которая и была представлена мировым древом.

Вертикальная структура соответствует новому, более высокому уровню становления мира. Этот мир приходит на смену древнему хаосу и первым существам — великанам, которым суждено было стать главными врагами богов-асов.

Согласно этой модели, древнескандинавская вселенная описана при помощи бинарных оппозиций “верх — низ”. Где находится Иггдрасиль?

Дерево Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века.
Дерево Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века.

 

Скандинавское дерево Иггдрасиль занимает в космическом пространстве место сакрального центра. Его форма несколько вытянутая, а своими корнями оно уходит глубоко под землю. Крона стремится к небесам, а нижние ветви, как и ствол, тяготеют к земле. Таким образом устанавливается взаимосвязь между тремя мирами Иггдрасиля: верхним (небесами), средним (землей) и нижним (преисподней).

Иггдрасиль — это какое дерево? Оно очень непростое. Одна из древнейших легенд рассказывает, что Один, Вили и Ве создали его из тела великана Имира. Это вечнозеленое древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры. Всего насчитывается девять миров древа Иггдрасиль — столько же у него и корней.

Первый из них, как говорится в Младшей Эдде, уходит к асам в небо.

Вот, как написано об этом в книге “Видение Гюльви”:

“Оно у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд”.

По словам Одина, этот ясень больше и прекраснее всех остальных деревьев. Его сучья простираются над миром и поднимаются выше небес. Второй корень ясеня находится у инеистых великанов, а третий тянется к Нифльхейму. А под эти корнем находится кипящий котел.

Подгрызает же корень дракон Нидхёгг.

Под вторым корнем ясеня находится источник Мимира, скрывающий знание и мудрость. Хранит этот источник великан по имени Мимир.

Под тем корнем ясеня, который тянется к асам, течет источник, который почитается как самый священный. Называется этот источник Урд. Там находится место судбища богов.

Три норны под Иггдрасилем поливают корни дерева водой из первобытного колодца. На вершине дерева сидит безымянный орел, а по стволу бежит белка
Три норны под Иггдрасилем поливают корни дерева водой из первобытного колодца. На вершине дерева сидит безымянный орел, а по стволу бежит белка

 

Под ясенем у источника находится прекрасный чертог, в котором живут норны. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов.

Вот так об этом написано в книге “Видение Гюльви”:

“Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами.”

В ветвях ясеня обитает многомудрый орел, а меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Его имя дословно переводится как “Полинявший от непогоды”. Есть мнение, что орел на вершине Иггдрасиля — это сам Один, который обозревает все миры.

Вверх и вниз по ясень снует белка по имени Грызозуб, которая переносит все ругательства, которыми осыпают друг друга орел на Иггдрасиле и дракон. Белка Иггдрасиля выступает в качестве посредника между “верхом” и “низом”.

Среди ветвей ясеня бегают четыре оленя, которых зовут Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. Они объедают листву дерева.

А в потоке Кипящий Котел, вместе с драконом, живут многочисленные змеи. Вот как об этом написано:

Не ведают люди,

какие невзгоды

у ясеня Иггдрасиль:

корни ест Нидхёгг,

макушку — олень,

ствол гибнет от гнили.”

В легендах норны, проживающие у источника Урд, ежедневно черпают из него воду вместе с той грязью, которая покрывает его берега. Этой водой норны поливают ясень, чтобы его ветви не засохли. Вот так об этом написано:

“Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагой мутной,

росы от него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.”

При этом на землю выпадает роса, которую люди называют медвяной. Этой росой кормятся пчелы. В самом источнике Урд живут две прекрасные птицы, которые называются лебедями.

Иггдрасиль и тайны мироздания

"Пепел Иггдрасиль" (1886) Фридриха Вильгельма Гейне
«Пепел Иггдрасиль» (1886) Фридриха Вильгельма Гейне

 

Древо Иггдрасиль — особенное древо. Чтобы понять это, следует узнать, что означает само слово “Иггдрасиль”. Оно происходит от слова “Игг”, а это одно из имен Одина. Дословно оно переводится как “Ужасный”. Верховный ас любил менять не только обличья, но и имена, и их у него было очень много.

Слово “драссиль” в переводе с древнеисландского означает “конь”. О том, почему мировое древо Иггдрасиль, которое проросло в самом начале времен, получило имя верховного аса, рассказывает особый миф. Об этом рассказал сам Один в речах, которые представляют собой сборник советов, обращенных к некоему Лодфафниру. В Старшей Эдде эти советы называются “Речи Высокого”, и это имя верховного аса заставляет вспомнить о другом Высоком, который беседовал с Гюльви в “Младшей Эдде”.

Итак, божество, скрывающее свое настоящее имя (имена) под именем Высокого, повествует о том, как оно само пригвоздило себя собственным копьем к мировому древу.

Вот, что об этом написано в книге “Речи Высокого”:

“Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.”

Один висит на дереве Иггдрасиль в рамках ритуального саможертвоприношения. Он висит так девять долгих ночей без питья и еды. Божество висело меж ветвей. А корни Иггдрасиля были скрыты в неведомых мирах. Один висел и смотрел на землю…

Он не просто осматривал весь мир с древа жизни Иггдрасиля. Один постигал его суть. Число ночей, которые божество в муках провело на нем — девять — было равно числу миров.

Самопожертвование Одина на мировом дереве Иггдрасиль. Книжная иллюстрация У. Г. Коллингвуда , 1908 год из поэтической Эдды.
Самопожертвование Одина на мировом дереве Иггдрасиль. Книжная иллюстрация У. Г. Коллингвуда , 1908 год из поэтической Эдды.

 

Существует интересное древнеанглийское заклинание, в котором Вотан (Один) берет девять ветвей славы и поражает ими змея Иггдрасиля. После этого хтоническое создание распадается на девять частей, которые трансформируются в девять других змей. В заговоре говорится о происхождении ядовитых змей, и ветви дерева миров Иггдрасиля являются оружием против сил хаоса, змея преисподней.

В “Речах Высокого” Один узнает девять песен от своих великанских предков. Также ему удалось познать магические руны: для этого верховный ас выпил кубок священного меда из рук своего деда по материнской линии — великана Бёльторна.

То есть, Один совершил путешествие в прошлое — это было нужно ему, чтобы узнать о временах первотворения. На земле верховный ас увидел магические знаки — руны. Он понял, что эти знаки нужна для того, чтобы передавать сокровенные знания. Сделав титаническое усилие, Один потянулся за ними, и рухнул вниз. Так он освободился от мук и обрел тайные знания.

Один никогда не делал ничего просто так. Вися на исполинском ясене Иггдрасиль, он принес в жертву себя самому себе. Кроме того, он на коне спустился в преисподнюю, и там из кургана поднял вёльву, после чего, подарками и уговорами, заставил ее рассказать ему то, что хотел знать.

Одином владело стремление к познанию тайн прошлого и будущего.

Будучи отцом богов, Один, конечно же, был причастен ко всем тайнам, но главной его целью было получение магической власти над миром. Такую власть давало не просто знание, но знание магическое. Это знание Один мог получить только после прохождения мучительного ритуала на ясене Иггдрасиль.

Этот ритуал был равнозначен смерти. Только так можно было проникнуть в иное измерение, увидеть и познать другие миры.

А мир был создан из тела древнейшей сакральной жертвы — великана Имира. Этого великана принес в жертву сам Один и его братья, Вили и Ве. С целью постижения всех тайн творения, которые последовали за этим жертвоприношением, верховному асу следовало принести себя в жертву на мировом ясене Иггдрасиль, откуда видны все миры.

И вот здесь кроется главная загадка дерева жизни Иггдрасиль. Почему вселенский ясень назывался “Конем Игга”? Тут все достаточно просто (хотя и непросто).

Дело в том, что испытательные ритуалы, которые также называются инициациями, были главными в жизни древних обществ. Каждый подросток, которого ждала участь воина, проходил тяжелые испытания — иногда очень тяжелые и мучительные. Самыми сложными считались испытания, предназначенные для тех, кто стремился не к воинской славе, а к сверхъестественной мудрости — то есть для тех, кто хотел стать шаманом или друидом.

Эти испытания были сродни смерти, после которой следовало воскресение шамана. Воскресший шаман, побывавший в ином измерении, уже, естественно, был наделен на том свете сверхъестественными знаниями.

Древнескандинавские шаманы во многом были похожи на верховного аса. Они также могли изменять свой облик и проникать во все миры мифологической вселенной. Также они умели находить во время этих путешествий души умирающих или уже умерших.

О своих странствиях северные шаманы рассказывали во время экстатических ритуалов. Это были достаточно страшные ритуалы, в ходе которых люди просто приходили в исступление. Сам Один был богом вдохновенной, исступленной, магической поэзии. Интересно, что значение самого слова “шаман” — “исступленный, впадающий в транс” — близко значению имени верховного аса.

В конце-концов, шаман нуждался в некоем волшебном помощнике, который переносил бы его в иные миры. Таким помощником обычно был конь, или олень. Разумеется, это были не настоящие, а символические животные.

Иггдрасиль (1895) Лоренца Фрёлиха
Иггдрасиль (1895) Лоренца Фрёлиха

 

Важнейшим помощником северных шаманов (речь идет о той части мира, в которой шаманские культы были особенно развиты) был бубен. Звуки этого ударного инструмента сопровождали процесс камлания — то есть, путешествия на тот свет. Шаманским “конем” был именно ритуальный бубен. На нем, как и на шаманском костюме, изображалось мировое древо с животными и птицами, в которые обращался шаман, совершающий путешествие по всем сферам мироздания. То есть, мировое дерево открывало шаману путь во все возможные миры. Точно также и священное дерево Иггдрасиль — Конь Одина — открыло ему путь к познанию сверхъестественных тайн мироздания.

Скандинавский Иггдрасиль был не только древом предела, но и древом судьбы. Недаром у корней дерева Иггдрасиль жили девы судьбы — норны. В кроне ясеня — в небесной Вальхалле — обитали валькирии, которые определяли судьбу каждого, кто вступал в битву.

В древних мифах считалось, что в ветвях и листьях мирового дерева Иггдрасиль обитают души нерожденных младенцев. Можно сделать осторожный вывод, что не только судьба, но и будущая жизнь людей была тесно связана с ясенем.

Но Один — тот, кто утвердил свой престол у мирового древа — зорко смотрел во все миры вовсе не для того, чтобы наблюдать за судьбами младенцев: это была работа норн. Верховный ас был поглощен иной заботой. Его волновала судьба всего мира, его беспокоила судьба асов. А все потому, что корни мирового древа подгрызают чудовища преисподней. Кроме того, эти чудовища вместе с утгардскими великанами и с огненными монстрами Мусспельхейма готовы пойти войной на Асгард и Мидгард. В древнескандинавской мифологии говорится, что Иггдрасиль сотрясется, когда начнется Рагнарёк…

Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:

“Трепещет Иггдрасиль,

ясень высокий,

гудит древний ствол,

турс вырывается.”

Но это произойдет еще нескоро. Пока на страже всех миров находится могучий Тор, который, как может, отдаляет день Рагнарёк.

Дерево Иггдрасиль в мифах

Три норны
Три норны

 

В мифах говорится о том, что Тор должен перейти вброд через реки Кёрмт и Эрмт. Вот, что говорится об этом в книге “Речи Гримнира”:

Тор вброд переходит

в те дни, когда асы

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль”.

Когда-то давно жил на свете конунг. У него было два сына, Ангар и Гейррёд. Однажды мальчики пошли ловить рыбу, но поднялся сильный шторм, и лодку, в которой они находились, унесло в открытое море.

Лодку носило по волнам в течение девяти дней, и вот, наконец, ее прибило к берегу. Братья вылезли из лодки и, увидев рыбацкую хижину, направились к ней. Из хижины вышел высокий старик-рыбак, который пригласил детей войти. Его жена накормила их ужином и уложила спать.

Это были не простые рыбаки: под скромной личиной прятался сам Один и его жена Фригг. Какое-то время братья жили у них, и один из них был воспитанником Одина, а второй — воспитанником Фригг. Когда потеплело, боги отправили их назад.

По совету Одина Гейррёд отправил старшего брата к троллям, а сам по прошествии нескольких лет стал конунгом. Прошло еще несколько лет, и однажды, когда Один и Фригг обозревали все миры, верховный ас не выдержал и похвастал, что его воспитанник стал конунгом, а вот Ангара ждала незавидная судьба: он жил у великанов и практически утратил человеческий облик. Далее последовала перебранка, в результате которой Один отправился навестить Гейррёда. Фригг же отправила к конунгу служанку, чтобы та предупредила о приближении страшного колдуна.

Один, приносящий себя в жертву Иггдрасилю (1895), Лоренц Фрёлих
Один, приносящий себя в жертву Иггдрасилю (1895), Лоренц Фрёлих

 

Когда Один в образе старика пришел к конунгу, тот схватил его и заточил в тюрьму, где тот провел восемь дней. А на девятый день над ним сжалился сын конунга, которого тот назвал в честь брата — Ангаром. Когда юноша принес старику воду, тот заговорил с ним и постепенно открыл себя.

Вот, что об этом написано в книге “Речи Гримнира”:

“Гюллир и Глад,

Глер и Скейдбримир,

Синир и Сильвринтопп,

Фальхофнир, Гисль,

Гулльтопп и Леттфети —

те кони носят

асов на суд,

что вершится под сенью

ясеня Иггдрасиль.

Три корня растут

на три стороны

у ясеня Иггдрасиль:

Хель под одним,

под другим исполины

и люди под третьим.

Рататоск белка

резво снует

по ясеню Иггдрасиль;

все речи орла

спешит отнести она

Нидхёггу вниз.

И четыре оленя,

рога запрокинув,

гложут побеги:

Даин и Двалин,

Дунейр и Дуратрор.

Глупцу не понять,

сколько ползает змей

под ясенем Иггдрасиль:

Гоин и Моин —

Граввитнира дети, —

Грабак и Граввёллуд,

Офнир и Свафнир, —

они постоянно

ясень грызут.

Не ведают люди,

какие невзгоды

у ясеня Иггдрасиль:

корни ест Нидхёгг,

макушку — олень,

ствол гибнет от гнили.”

Юноша продолжает недоумевать, и отец богов говорит о себе практически прямо:

“…Дерево лучшее —

ясень Иггдрасиль,

лучший струг — Скидбладнир,

лучший ас — Один,

лучший конь — Слейпнир,

лучший мост — Бильрёст,

скальд лучший — Браги

и ястреб — Хаброк,

а Гарм — лучший пес.”

Далее последовала типичная для скандинавской мифологии развязка. Узнав, кто на самом деле скрывался в образе беспомощного старца, конунг ослабел и напоролся на свой меч. Вместо него конунгом стал его сын, юноша Ангар.

Миры древа Иггдрасиль

Титульный лист перевода Оливии Брэй « Поэтической Эдды » У. Г. Коллингвуда в 1908 году.
Титульный лист перевода Оливии Брэй « Поэтической Эдды » У. Г. Коллингвуда в 1908 году.

 

Мировое древо Иггдрасиль заключает в себя всю концепцию строения и бытия древнескандинавской вселенной. Могучие корни связывают все 9 миров Иггдрасиля: три нижних и три верхних. Тесно переплетаясь между собой, они дополнительно удерживают в равновесии три срединных мира, к которым относится и тот мир, в котором живут люди.

Верхние миры

Над всеми мирами древа Иггдрасиль возвышается Асгард. Именно там живут боги-асы. Асгард в мифологии описан как множество величавых чертогов, построенных из благородных металлов.

Боги сами строили Асгард, но иногда у них появлялись незваные помощники. Так, древний миф рассказывает о том, что однажды к богам пришел великан из Ётунхейма, и предложил построить стену вокруг Асгарда. Эта стена должна была защищать жилище богов от грозных врагов — в том числе, кстати говоря, и от самих великанов.

Боги думали, что во всем этом есть некий подвох. И оказались правы: великанский строитель за свою услугу — не много, не мало — потребовал отдать ему солнце с луной, да еще и самую прекрасную богиню — Фрейю.

По совету Локи, боги приняли это предложение, но оно было им сильно не по душе. У великана был чудесный помощник — конь по имени Свадильфари. При помощи этого прекрасного коня великан легко и быстро справлялся с работой, что не могло не тревожить асов. На выручку (как это часто случалось) пришел Локи. Превратившись в кобылу, он отвлек Свадильфари от работы, и ускакал с ним в лес, где в итоге родил другого чудесного жеребца — Слейпнира.

Великан-строитель быстро смекнул, что его обманули, и пришел в ярость. Богов спас как нельзя кстати вернувшийся Тор…

Именно в Асгарде находится вожделенная Вальхалла, в которой живут павшие воины — эйнхерии. Они пируют и сражаются друг с другом, умирают и снова воскресают. Вино здесь льется рекой, и еды хватает на всех. Возглавляет пиршественный стол сам Один, но ему не до веселья. Он пьет мед и зорко всматривается во все миры Иггдрасиля: не хмельное и еда его волнует, а Асгард и Иггдрасиль — точнее, судьба его мира, который находится в огромной опасности…

Норны Урур, Верданди и Скульд под мировым деревом Иггдрасиль (1882 г.) Людвига Бургера.
Норны Урур, Верданди и Скульд под мировым деревом Иггдрасиль (1882 г.) Людвига Бургера.

 

Проходясь по описанию миров Иггдрасиля, следует упомянуть и о Ванахейме. Это тихое, умиротворенное место — но при этом здесь царит изобилие. Здесь проживают другие божества — ваны, которые некогда воевали а асами, и уступили им право первенства. Хотя, это не мешает ванам периодически пытаться его оспорить. Ванахейм — место любви и гармонии, а также — сельского хозяйства. Легенды гласят, что вход в Ванахейм находится в районе Черного моря. Некоторые ученые идут еще дальше, и называют входом в царство ванов Боспорский пролив. Это достаточно спорная теория, но однако она существует, и ее также следует иметь в виду.

Третьим верхним миром является загадочный Льесальвхейм. О нем вообще мало информации — более того, о нем почти ничего не знает даже многомудрый Один. В беседах с Гюльви он пространно намекает, что это некое место, куда никому из асов и смертных пока нет доступа. В этом чистом и светлом мире живут светлые альвы — добрый духи. Другое название этого мира — Альвхейм.

По описанию Снорри Стурлусона, альвы обликом “прекраснее солнца”. Само солнце называется Альврёдур — светило альвов. В древних мифах альвы сближались иногда с богами, особенно с ванами — жилище самого Фрейра также именовалось Альвхеймом.

Но вообще альвы были духами природы, воспоминание о которых сохранилось в европейском сказочном фольклоре: это эльфы. Как и всякие сверхъестественные существа, они могут быть опасны для людей, которые оказались в их владениях. Таким, например, был лесной царь из стихотворения Гете — ему очень понравился младенец, которого отец глубокой ночью вез через лес — и эльф, не задумываясь, похитил его душу.

Срединные миры

Скандинавские божества
Скандинавские божества

 

На многих картинках видно, как Иггдрасиль простирается своими ветвями в Мидгард. Это срединное огороженное пространство, которое окружал Утгард.

Что интересно, в Утгард корни Иггдрасиля не простираются — это вообще некое иное измерение, чуждое богам-асам, и они не имеют над ним никакой власти. В Утгарде живут чудовища и первобытные великаны.

Расположенный за оградой, внешне крайне неорганизованный, Утгард является воплощением первобытного хаоса. Есть интересный миф, рассказывающий о том, как в Утгарде случайно оказался Тор. Здесь же впервые была озвучена связь между Уроборосом (Ёрмунгандом) и Иггдрасилем.

Ограда Мидгарда была создана асами из век первобытного великана Имира, который был принесен в жертву и расчленен так, чтобы создавать мир богов и людей. Ледяные воды мирового океана и рек первобытного хаоса омывали этот мир.

Древний миф рассказывает, как однажды громовержец Тор перешел эти потоки вброд.

Вокруг земли в мировом океане свернулся кольцом гигантский змей Ёрмунганд. Также этого змея называют змеем Мидгарда. Его первое имя означает “Великанский посох”. Считается, что это свидетельствует о том, что само это хтоническое чудовище некогда воплощало мировой столп — то есть, космическое древо. Мировой ясень Иггдрасиль объединял и вертикальные, и горизонтальные координаты мироздания, а его корни тянулись не только к небесам, но и к преисподней. Мировой змей разделял Мидгард и Утгард.

К востоку от Мидгарда находится Ётунхейм. Ётунхейм — страна великанов.

Согласно верованиям древних скандинавов, восток, как и север, являются демоническими сторонами света. Именно на востоке находился страшный Железный лес, где жила жуткая ведьма, великанша Ангрбода, в союзе с которой Локи породил хтонических чудовищ. Там же был порожден и весь род великанов, которые имели облик демонических волков. Одного из них, самого огромного, зовут Лунный Пес. Согласно предсказанию вёльвы, в конце времен этот Пес пожрет трупы мертвецов и забрызгает небосвод кровью.

Говоря об описании миров древа Иггдрасиль, нельзя не упомянуть еще один срединный мир — Муспельхейм. В переводе это слово означает “Огненная земля”, и это воистину так. Живут там огненные существа-турсы, владеющие мощной силой преображения. Они умеют как созидать, так и разрушать. По мнению некоторых скандинавоведов, Муспельхейм — древнейший из всех миров. Правит им огненный великан Сурт. Когда придет время Рагнарёка, огненные монстры Муспельхеймы придут к вртам Асгарда и сокрушат их. В конце времен Сурт спалит все миры, и не останется ничего, кроме чертога Гимле, откуда родится новая жизнь. Это будет уже другая жизнь — без богов-асов, которым суждено будет уйти в небытие.

Мировое древо Иггдрасиль в Рагнарок (более точное написание — Рагнарёк) погибнет тоже.

Нижние (подземные) миры

На картинках, изображающих древо Иггдрасиль, показано, как его корни простираются в три нижних мира.

Легенды гласят, как Один низверг в Нифльхейм одно из хтонических чудовищ — Хель, которая была олицетворением смерти. В преисподней Хель стала полновластной хозяйкой загробного мира.

Кстати, небесные боги часто низвергали злобных демонов в преисподнюю. Там они уподоблялись богам, но стоит понимать, что преисподняя — это точно темное зеркало. Там все не так, как в других мирах.

В своем загробном мире Хель принимала не героев, а подлых убийц (они отправлялись жить в мрачный змеиный чертог — хотя, жизнью назвать столь кошмарное существование, разумеется, сложно) и прочих нарушителей норм родового права. Отправлялись в Хельхейм и обычные люди, умершие не на поле боя.

Владычица мертвых — хорошая хозяйка, хотя ее внешний вид вызывает содрогание. Часть ее тела нормальная, а вот другая имеет иссиня-черный цвет, напоминающий о разлагающийся труп. Считается, что имя божества изначально означало могилу.

Этот, самый мрачный скандинавский мир располагался на севере Иггдрасиля — царство Хель и страна великанов как бы объединялись в Утгарде.

У врат преисподнее течет река Гьёлль (“Шумная”). Через эту реку к вратам Хельхейма ведет мост, выстланный светящимся золотом (символ иного мира, будь то преисподняя, чудесная Вальхалла, или подводный мир добродушного великана Эгира).

Мертвецы, которые направляются в Хельхейм, должны пересекать эту реку вброд. Сам мост и въезд в Хель охраняет Модгуд — дева-великанша, которая является еще и оборотнем.

Мир мертвых отделяется от мира живых высокими оградами и крепкими решетками. У Хель в преисподней есть огромные селения: ей нужно как-то вместить всех умерших. Жизнь здесь нельзя назвать очень радостной.

Палаты самого божества именуются Мокрой Моросью. Они находятся на Берегу Мертвеца. Их двери выходят на север, а стены сплетены из живых змей, яд которых капает сквозь дымоход.

Хель прекрасно помнит о своей давней вражде с богами-асами, и не зря собирает у себя полчища мертвецов. Когда наступит день Рагнарёк, все они сядут на корабль Нагльфар, построенный из ногтей мертвых, и отправятся на битву с эйнхериями.

Если подробно читать о дереве миров Иггдрасиль, следует обратить внимание на еще один нижний мир — Свартальфхейм. Здесь живут дверги (цверги, или гномы). Это темные духи подземного мира, непревзойденные умельцы, хранитель несметных сокровищ и мудрецы.

В “Младшей Эдде” рассказывается о том, как они сковали сокровища и чудесные предметы для богов. Для Фрейи они изготовили чудесное ожерелье, а для богини Сив — волосы. Одину досталось его копье, Гунгнир.

Однажды бог-трикстер, Локи поспорил с другими карлами, Брокком и Эйтри, что им никогда не сделать подобных сокровищ. Под заклад Локи поставил свою голову. Карлы — великие труженики. Они приняли вызов и начали работать. Локи, как это часто с ним бывало, струсил, и, превратившись в жирную муху, начал всячески им мешать. Но братья справились: они изготовили чудесный молот, и понесли его на суд богов. Боги решили, что именно молот является самым ценным сокровищем, и Локи чуть было не поплатился головой — как это часто бывало, его выручила смекалка. Когда невозмутимый Эйтри собирался отрезать ему голову, Локи завопил, что разговор шел только о голове — значит, шею трогать нельзя. Боги только руками развели…

Именно из Свартальфхейма однажды в Асгард пришел карл по имени Альвис. Он пришел не просто так, а свататься. Но избранницей подземного жителя была вовсе не Фрейя, к которой то и дело сватались великаны, а дочь Тора, Труд.

Альвис выглядел не хуже великанов. Это был невысокий и стройный человек, и подземного жителя в нем выдавала только необычайная бледность его, в общем, приятного лица.

Тора на тот момент не было дома, и юная Труд хозяйничала одна. Альвис вошел и вежливо поклонился. Труд не могла пренебречь законами гостеприимства — даже если перед ней стоял гость из преисподней.

Альвис сообщил, что хочет на ней жениться, и Труд содрогнулась от ужаса. За окном стоял вечер, и чем темнее становилось, тем ярче горели глаза Альвиса, который неотрывно наблюдал за каждым движением девушки. Труд боялась, что он пренебрежет всеми правилами, и просто-напросто похитит ее. Сославшись на то, что у нее есть дела на улице, она вышла из дома и принялась ждать отца. Тор вскоре появился и очень удивился, что дочь ждет его снаружи, а не внутри. Девушка тут же рассказала отцу, что за гость сидит у них дома.

Тор задумался: будь это великан, разговор был бы короткий. Но Альвис — житель преисподней, существо очень древнее, и невероятно могущественное. Молот против него бессилен, потому что его Тору выковали представители народа незваного жениха.

Глупым молчун Тор не был никогда. Он, конечно, не мог похвастать такой хитростью, какой обладал Локи, но зато у него была житейская мудрость — и уверенность в собственной правоте.

Громовник вошел в дом и вежливо поздоровался с Альвисом. Тот церемонно сообщил, что хочет взять в жены его дочь, а если Тор не считает его достойным женихом, он готов пройти брачное испытание.

И Тор начал расспрашивать карла обо всем на свете. Как был создан мир? Откуда в Вальхалле чудесный мед? Из чего был создан ясень Иггдрасиль? Альвис отвечал обстоятельно и интересно. Увы, увлеченный беседой, он не заметил, как наступило утро. Взошедшее солнце превратило его в камень.

Обитатели Свартальфхейма много позже перекочевали в фольклор. причем, не только в норвежские и исландские былички, но и в средневековые баллады.

В фольклоре они были все теми же мрачными, немногословными, но невероятно трудолюбивыми карликами. Они не только хранили сокровища, но и обладали напитком забвения. Его они использовали, чтобы погубить людей. Но и не только для этого.

Известна баллада, в которой некий рыцарь скакал на службу к королю и встретил в дороге двух молодых девиц. Каждая из них держала в руках серебряную чашу с напитков (именно так валькирии встречали героев в Вальхалле). Держась исключительно любезно, девицы обворожили юношу и ввели его в свой дом, который точно вырос из-под земли.

Рыцарь сел за пиршественный стол, и когда пир закончился, девы повели его к постели. Но не любовные утехи ждали его: на постели лежала женщина-эльф, которая мучилась в родах… Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не прокричал петух. Тут же у эльфихи разорвалось сердце. Это спасло рыцаря — иначе он навсегда остался бы в черной горе.

Животный мир Иггдрасиля

С дерева Иггдрасиль на землю стекает медвяная роса, которой кормятся пчелы, и собирают нектар. В источнике плавают чудесные лебеди. Это волшебные птицы, в которых любили превращаться валькирии — божественные девы, спутницы Одина.

Весь бестиарий — животный мир, связанный с мировым древом, воплощает все сферы мироздания и связь между ними.

Так, обитающие в поднебесье орел и ястреб ищут добычу на земле. Хтоническое чудовище преисподней — дракон, имеет мощные крылья, благодаря которым может достигать небес. Лебеди являются водоплавающими птицами, но также умеют летать — таким образом, они соединяют небесную и водную сферы. Четыре оленя воплощают четыре стороны света. Это же касается и карликов, которые сидят на краю земли.

“Древо предела”, которое растет в центре мира и соединяет все вселенные древнескандинавской мифологии, своей кроной достигает Вальхаллы, чертога Одина. Тут становится понятно, почему Асгард оказывается одновременно на земле и на небе: его пронизывает Иггдрасиль.

Кстати, в Вальхалле его называли Лерад, что означает “Укрытие”. На крыше Вальхаллы находится коза, которую зовут Хейдрун. Эта замечательная коза занимается тем, что ощипывает листья мирового ясеня. По этой причине из вымени козы течет хмельной мед, который каждый день наполняет огромный жбан. Этот мед не кончается, и именно поэтому эйнхерии каждый день напиваются допьяна. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни.

Кроме козы, на крыше Вальхаллы стоит еще и олень, которого зовут Эйктюрнир. Дословно его имя переводится как “С дубовыми кончиками рогов”. Этот олень помогает козе поедать листья ясеня, и с его рогов каплет такое количество влаги, что она, стекая, наполняет до краев Кипящий Котел, из которого берут свое начало двенадцать земных рек.

Олень является священным животным, и он связан с мировым древом очень тесно. Эта связь бросалась в глаза творцам древнейших мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их могучие рога сами напоминают ветви деревьев.

Рога Эйктюрнира не случайно называются “дубовыми колокольчиками”: по мнению некоторых мифологов-скандинавоведов, в недошедшем до нас германском мифе сам выступал в качестве мирового древа, потому что именно с его рогов начинались все мировые воды.

В поздней исландской “Песни о солнце”, написанной в традициях скальдической поэзии, говорится о солнечном олене, рога которого касались неба, а ноги находились на земле.

Особый смысл во всем этом имеют не только хтонические существа мрачной преисподней (змеи и дракон), а также птицы (небесные создания) и олени, воплощающие земной мир, но и мифологические числа. Так, три рода животных, воплощающих три сферы мироздания, четыре оленя — четыре стороны света, двенадцать рек, которые текут от мирового древа, и двенадцать собирающихся на тинг божеств — это не просто количественные параметры мирового ясеня.

Чтобы разгадать значение этих цифр, следует обратиться к русской загадке о мировом дереве: “Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких, да семь черненьких”. Гнезда — это месяца года, синицы — это времена года, а яйца — дни и ночи в одной неделе.

Не ясень, а тис?

В исследованиях современных скандинавоведов часто встречается мнение о том, что Иггдрасиль изначально был вовсе не ясенем, а тисом. Основоположником этого мнения был Адам Бременский. В 11 столетии он описывал некое священное дерево скандинавов, которое находилось в храмовом районе Упсалы в Швеции.

Ученые нашли связь между деревом Адама и Иггдрасилем. Все характеристики были идентичны, разве что ясень обыкновенный не является вечнозеленым растением. А вот тис, который мог расти в этой части Швеции, им был. То есть, возможно, мировое древо имело не листву, а хвою.

Вероятно, путаница возникла потому, что древнескандинавское слово “барр” одинаково может означать как листья, так и хвою.

Есть и контраргументы. Противники “тисовой” теории считают, что дерево, описанное Адамом Бременским, не могло быть Иггдрасилем. Это просто священное дерево, не имеющее никакого отношения к мировому ясеню, который по сути был целой вселенной.

Другие священные деревья

Дерево, растущеее на одном из древних могильников (Дания)
Дерево, растущеее на одном из древних могильников (Дания)

 

Вплоть до 19 столетия на территории современной Германии и Скандинавии были деревья, которые в глубокой древности считались священными. Во времена викингов и раньше возле этих деревьев собирались люди, приносили подношения, совершали жертвоприношения. Считается, что одним таким деревом была огромная береза в западной Норвегии. Это дерево было срублено в 1874 году.

Помимо Иггдрасиля был и другой мировой столп, символ центра вселенной — Ирминсул, древнесаксонское священное дерево. Считается, что это дерево было уничтожено Карлом Великим, во время так называемых Саксонских войн.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

7 + девять =