Мимир

Mímer_and_Balder_Consulting_the_Norns_(1821-1822)_by_H

Мимир (на исландском Mímir) – великан, живущий в Асгарде. Иногда его самого причисляют к асам. И как великан, и как бог Мимир известен своей мудростью. Великан Мимир был отправлен к ванам как заложник в обмен на других богов. После того, как ваны обезглавили его, Один смог сохранить голову Мимира. Существовал также источник или колодец Мимира, дарующий мудрость.

Словарь

МИМИР (др.-исл. Mimir) в скандинавской мифологии таинственный хозяин источника мудрости, находящегося у корней мирового древа Иггдраси.ль. Происхождение М.- из богов, великанов или альвов — неясно. «Прорицание вельвы» («Старшая Эдда») упоминает, что М. пьет мед из источника, в котором спрятан глаз Одина, и что Один перед началом последней битвы богов и чудовищ, предшествовавшей концу мира (см. РАГНАРЕК), советуется с головой М. В «Саге об Инглингах» рассказывается, что ваны отрезали у М. (бывшего у них заложником после войны асов и ванов) голову и послали ее Одину, который ее набальзамировал и с ней советовался. В «Младшей Эдде» говорится о том, что М. пьет мед источника из рога Гьяллархорн (по «Старшей Эдде», это рог Хеймдалля); он похитил глаз Одина в залог за то, что дал Одину напиться из источника мудрости. Перед Рагнарек Один является к источнику и там испрашивает совета М. для себя и своего воинства. Имеется упоминание древа Мимамейд, которое обычно сопоставляют с Иггдрасилем. Неясно упоминание «детей М.» в «Прорицании вельвы». е. М.

Кто такой Мимир

Мимир в скандинавской мифологии – один из великанов, известный своими знаниями. Сначала он жил среди асов, а затем отправился к ванам как заложник. Вместе с ним отправился Хёнир, которого асы назвали очень мудрым. Однако это был обман, и на самом деле ему всё подсказывал Мимир. Когда ваны разгадали обман, они отрубили Мимиру голову и отправили асам. Один смог сохранить голову великана и советовался с ней. Мифология Мимира подтверждает, что он был очень мудрым, ведь верховный ас обращался к его голове во время Рагнарёка.

В «Прорицании вёльвы» есть отрывок, где написано про конец света и роль Мимира в нём:

46 Игру завели

Мимира дети,

конец возвещен

рогом Гьяллархорн;

Хеймдалль трубит,

поднял он рог,

с черепом Мимира

Один беседует.

Известен также колодец Мимира или источник Мимира. Это волшебный источник, полный мудрости. Источник располагается под одним из трёх корней Иггдрасиля. Он также очень ценен, и Мимир старательно охраняет эту воду.

Иногда Мимира причисляют к асам. В некоторых теориях он даже является братом Бестлы, матери Одина.

Источник Мимира

В мифах также играет важную роль водоём под названием источник Мимира. Это родник либо колодец с водой, содержащей огромную мудрость. Колодец Мимира находится у Иггдрасиля. Под каждым из трёх корней Мирового древа есть волшебный источник. Сам Иггдрасиль находился разными частями в разных мирах.

Источник Мимира был известен содержащейся в нём мудростью. Сам великан каждый день выпивает воду оттуда. Однако он тщательно охраняет колодец от всех. Даже Один был вынужден пожертвовать своим глазом, чтобы испить из источника.

В отрывке из «Видения Гюльви» Мимир пьёт воду из рога с тем же названием, что и рог у бога Хеймдалля:

А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога51 Гьяллархорн52.

Согласно «Прорицанию вёльвы», глаз с тех пор находился в самом источнике. Упоминается, что Мимир даже пил из него воду, используя в качестве сосуда. В этом произведении есть также указание на то, что, возможно, бог Хеймдалль оставил Мимиру ухо в обмен на мудрость. Этот ас был известен своим знанием, острым зрением и слухом. Но в легендах нет указания на то, что сам великан обменял глаз Мимира на возможность владеть источником.

Происхождение имени

В древнескандинавской мифологии кроме варианта «Мимир» встречается также «Мим». Точное происхождение обоих имён установить сложное. Многие исследователи считают, что имя Мимира произошло от протоиндоевропейского глагола, означающего «думать» или «вспоминать». Возможен расклад, при котором для образования имени глагол был удвоен. Также есть мнение, что имя связано с современным английским словом memory («память»). Рудольф Зимек пишет, что само имя можно перевести как «помнящий» или «мудрый».

В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)

«Прорицание вёльвы» посвящёно появлению и гибели мира, а также другим легендам. Именно там есть упоминание о том, как и Один, и Хеймдалль пожертвовали частью себя для обретения мудрости. Один пожертвовал правым глазом, До этого Мимир не отдал Одину ни капли, хотя это верховный ас и Всеотец. В той же строке есть указание на то, как Мимир использовал полученный глаз. Он пил из него каждое утро мёд, используя как сосуд. Про глаз говорится, что это залог от Владыки (Одина).

Вот как описывается этот момент в «Прорицании вёльвы»:

Знаю я, Один,

где глаз твой спрятан:

скрыт он в источнике

славном Мимира!»

Каждое утро

Мимир пьет мед

с залога Владыки —

довольно ли вам этого?

Голова Мимира упоминается в «Прорицании вёльвы» и в строке, посвящённой Рагнарёку. Там говорится, как Хеймдалль будет трубить в рог Гьяллархорн, возвещая о конце света. Перед этим вёльва, от лица которой ведётся повествование, рассказывает о неких детях Мимира. Однако больше нигде эти персонажи не упоминаются. Один же, едва наступает Рагнарёк, отправляется к Иггдрасилю. Голова Мимира, с которой он беседует, даёт ему советы.

Oden_vid_Mims_lik

Один и Мимир. Из перевода Старшей Эдды 19 в. Георг Паули.

«Речи Сигрдривы» и «Речи Многомудрого» из Старшей Эдды

«Речи Сигрдривы» являются одной из т.н. «песен о героях». Главный герой поэмы – герой Сигурд (Зигфрид), который убил дракона Фафнира и завладел золотом Нибелунгов. В данной поэме рассказывается, как Сигурд встречается с валькирией Сигрдривой. Она учит героя рунам. Возможно, это другое имя валькирии Брюнхильды. В «Речах Сигрдривы» также есть отсылка к отрубленной говорящей голове Мимира.

«Речи Многомудрого» относится к произведению, которое включает в себя элементы героического и мифологического произведения. Главный герой Свипдаг – сын колдуньи Гроа. Мать давала ему разные наставления, которые Свипдаг использовал при попытке попасть в жилище великанши. В этом произведении Иггдрасиль обозначается как Мимамейд. Возможно, это название связано с Мимиром.

Вот отрывок про Мимира из «Речей Многомудрого»:

24 «Видофнир зовётся,

что стоит на Ведргласире,

ветвях древа Мимира;

страданья одни

принёс он, громадный,

Сурту Синмары».

Мимир в «Видении Гюльви» Младшей Эдды

«Видение Гюльви» или «Обман Гюльви» – произведение Снорри Стурлусона. Гюльви – конунг, который однажды встретился с богиней плодородия Гевьон, асиньей. После он захотел больше узнать об асах и отправился в Асгард, назвавшись Ганлери. Гюльви встречают трое мужей – Высокий, Равновысокий (Того-же-роста) и Третий. Они сидят на трёх тронах и беседуют с Гюльви.

В «Видении Гюльви» можно найти множество скандинавских легенд. Высокий, Равновысокий и Третий – это воплощения Одина, как выясняется позже. Они рассказывают Гюльви о мире, его появлении, устройстве и гибели. Рассказывают они и про Иггдрасиль, а также про три корня Мирового древа. Под каждым корнем находится по источнику, который обладает особой силой.

Под корнем, который простирается в Ётунхейм, царство ётунов (инеистых великанов) находится источник Мимира. Мимир пьёт воду этого источника и получает благодаря этому знания. Он пьёт из рога под названием Гьяллархорн. Название рога совпадает с тем, которым владеет бог Хеймдалль, защитник Иггдрасиля и богов. В день Рагнарёка он протрубит в этот рог, возвещая о конце мира.

Про Хеймдалля в «Видении Гюльви» также говорится (в одной из строк дальше по тексту). Хеймдалль, трубя в рог, будет собирать богов на последнюю битву с хтоническими чудовищами. Хтоническими называют существ, связанных с дикой первозданной природой и подземным миром. В этой же строке есть упоминание того, как Один советуется с головой («черепом») Мимира. Этот текст похож на аналогичный в «Прорицании вёльвы». Строка завершается описанием того, как от начавшегося конца содрогается даже мировое древо Иггдрасиль.

Отрывок из «Видения Гюльви», где описан Рагнарёк, приведён ниже:

Хеймдалль трубит,

поднял он рог,

с черепом Мимира

Один беседует.

Трепещет Иггдрасиль,

ясень высокий,

гудит древний ствол,

турс вырывается.

«Язык поэзии» (Младшая Эдда)

«Язык поэзии» из Младшей Эдды принадлежит авторству Снорри Стурлусона. Это художественное произведение, но при этом в нём присутствует практическая информация про скальдическую поэзию. Например, даётся определёние кеннинга, особой метафоры, которая была распространена у скальдов. Это описание, которое заменяет привычное название явления, личности и т.п. Оно состоит минимум из двух существительных. В «Языке поэзии» приводятся примеры и других стилистических приёмов.

Главные герои «Языка поэзии» – скандинавские боги Эгир и Браги. Именно в форме их диалога и подаётся информация.

Имя Мимира нередко использовалось для кеннингов. Например, Одина называли «другом Мимира». Этот кеннинг использовался в составе другого, обозначавшего поэзию – ««потоки скалы ликования друга Мимира». Также есть кеннинг «проказа Мимира». Имя великана можно найти в списке великанов в этом произведении.

В этом отрывке из «Языка поэзии» упомянут Мимир:

«потоки скалы ликования друга Мимира» («друг Мимира» — Один, «скала ликования» — грудь, «потоки груди Одина» — поэзия)

«Сага об Инглингах» («Круг Земной»)

О жизни Мимира среди ванов подробно рассказывается в «Саге об Инглингах». Снорри Стурлусон в «Саге» пишет про войну асов и ванов, которая закончилась перемирием. Обе стороны устали от сражений и хотели прекратить конфликт. В итоге они решили обменяться заложниками, мудрыми и сильными божествами. Тогда асы и отправили в Ванахейм (страна ванов) Мимира. Великан должен был сопровождать Хёнира, аса. Другие боги Асгарда говорили про Хёнира, что тот хорошо подойдёт на роль вождя. К тому же, сам ас был высоким и красивым.

Ваны отправили заложниками в Асгард морского бога Ньёрда, невероятного богатого, и его сына Фрейра. Фрейр – брат Фрейи, бог плодородия, мужской силы. Ваны поверили рассказам асов о Хёнире, к тому же, с Хёниром в Ванахейм отправили Мимира, невероятно мудрого. Поэтому ваны в обмен на Мимира послали в Асгард Квасира, ещё одного мудреца. Именно Квасир в итоге примирил две группы богов.

Вот как в «Саге об Инглингах» это описано:

Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир.

У ванов Хёнира действительно назначили вождём. Однако все советы ему давал Мимир. Когда же на советах богов Мимира не было рядом, Хёнир ничего не решал сам. Он давал право решать другим. Ваны же в итоге поняли, что Хёнир не такой хороший и умный вождь, каким его хотели представить асы. Разгадав обман асов, ваны отрубили Мимиру голову. После они отправили голову обратно в Асгард, где её получил Один.

Однако Один, взяв голову великана, смог сохранить её и даже оживить. Верховный ас натёр голову травами, чтобы забальзамировать её. Затем прочёл заклинания, чтобы голова ожила и говорила. Судя по всему, Один смог сохранить и знания, которые принадлежали Мимиру. На это указывает упоминание о том, что голова Мимира открывала Одину тайны.

Вот отрывок про смерть Мимира:

Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.

Ещё один текст из «Саги об Инглингах» указывает на могущество головы Мимира:

Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными.

Теории о Мимире

Исследователи выдвигают теории относительно происхождения Мимира и его семьи. Точных указаний на то, кем были родители великана, нет. Все предположения основаны на «Речах Высокого» из «Королевского кодекса». Высокий – это в данном случае имя верховного аса Одина. Он рассказывает про неизвестного брата своей матери, Бестлы. Тот учит Одина волшебным песням. Возможно, это и есть Мимир. В таком случае его отец – инеистый великан Бёльторн, являющийся также отцом Бестлы.

В качестве супруги Мимира называют Синмару, великаншу, которая упоминается в «Речах Многомудрого». Имя Sinmara могло состоять из двух частей – «сухожилия» и maimir.

Мимир и Бальдр советуются с норнами. 1821-1822 гг.
Мимир и Бальдр советуются с норнами. 1821-1822 гг.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

одиннадцать − пять =