Сигурд

Ed0032

 

Зигфрид (также Сигурд) – один из самых значимых героев германо-скандинавских мифов и героических повествований. Легенда о Зигфриде приведена в «Песне о Нибелунгах» и множестве других произведений. Он известен в первую очередь как убийца дракона Фафнира. Другая знаменитая история рассказывает о Сигурде и валькирии Брюнхильде (Брунгильде, Брюнхильд). Относительно истоков образа этого героя существуют разные теории.

Словарь

Зигфрид (Siegfried) — это мужское имя на немецком языке, составленное из германских элементов sig «победа» и frithu «защита, мир». Немецкое имя имеет древнескандинавское родственное слово Sigfridr, Sigfrodr, которое дает начало шведскому Sigfrid (гипокоризмы Sigge, Siffer), датскому/норвежскому Sigfred. В Норвегии Зигфрид дается как женское имя.

Это средневековое имя, которое носил легендарный убийца драконов, также известный как Сигурд. Он сохранился в незначительном использовании до современного периода, но после 1876 года он снова стал популярным благодаря «Зигфриду» Вагнера .

Сйгурд (др.-исл.) (древнескандинавский: Sigurdr  [ˈsiɣˌurðr] или Зигфрид (средневерхненемецкий: Sivrit) i), Зигфрид (нем.; этимологич. основа — «победа»), в германо-скандинавской мифологии и эпосе герой. Подвиги Сигурда воспеты в ряде песен «Старшей Эдды», о них повествуют «Младшая Эдда*, «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «Песнь о нибелунгах» и др. памятники. Зигфрид — центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах» (вторая часть посвящена мести его вдовы Кримхильды за его убийство), упоминается он в средневерхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зейфриде». Мифы и сказания, составляющие сюжет эпоса, возникли на континенте и лишь впоследствии проникли на север, подвергнувшись там переработке и, возможно, архаизации. Попытки некоторых учёных обнаружить историческую основу сказания (путём идентификации Сигурда с древнегерманским героем Арминием либо с одним из франкских или бургундских королей 6 в. по имени Сигерик, Сигиберт) малоубедительны. Характерной для мифологического героя является неясность происхождения. В большинстве версий назван сыном Сигмунда, сына Вёльсунга, имя же Вёльси — одно из имён Одина. Но в «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») Сигурда на вопрос поверженного им чудовища, чей он сын, отвечает: «Я зверь благородный, был я всю жизнь сыном без матери; нет и отца, как у людей, всегда одинок я». В словах Сигурда о своём одиночестве и безродности (правда, раньше он признаётся, что его отец Сигмунд) допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке» (о Сигурде-найдёныше, приплывшем по волнам в стеклянном сосуде, повествует и «Сага о Тидреке»). Главный подвиг Сигурда — умерщвление дракона Фафнира («Речи Фафнира*) можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. Прежде чем убить Фафнира, он воспитывался у сказочного колдуна-кузнеца Регина, брата дракона, и Регин выковал ему меч Грам, которым Сигурд рассек его наковальню. Регин подстрекает Сигурда убить Фафнира, зарясь на клад, которым тот обладал (этот клад, магическое средство изобилия — сокровища карликов и богов,—превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям). Когда кровь Фафнира попала Сигурду на язык, ему стали понятны речи птиц и от них он узнал о замысле Регина умертвить его, после чего Сигурд убивает и Регина, добывает сокровища Фафнира из его логова и едет на вершину Хин-дарфьялль, где лежит окружённая огненными щитами и усыплённая Одином валькирия Сигрдрива, наказанная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому он предназначил. Пробудив валькирию, Сигурд получает от неё мудрые советы и обручается с нею. Согласно скандинавской версии сказания, Сигурд с помощью Одина мстит сыновьям Хундинга — убийцы его отца Сигмунда. Следующий подвиг Сигурда — его сватовство к Брюнхйльд по поручению короля бургундов Гуннара — известен лишь из более поздних версий («Сага о Вёльсунгах», «Песнь о нибелунгах»), в которых этот сюжет более или менее переработан. В «Саге о Вёльсунгах» Сигрдрива отождествлена с Брюнхильд. Хотя Сигурд и Брюнхильд обменялись клятвами верности, он забывает о ней после того, как Гримхильд, мать Гудрун и других Гьюкунгов (правящего рода бургундов) — Гуннара, Хёгни и Готторма, к которым приехал Сигурд, дала испить ему напиток забвения; Сигурд женится на Гудрун и заключает побратимство с Гуннаром и Хёгни. Гуннар сватается к Брюнхильд, но так как та дала клятву выйти замуж только за того, кто одолеет окружающий её чертог огненный вал, а на подобный подвиг оказывается способным один Сигурд, то Сигурд на время испытания меняется обличьем с Гуннаром и проезжает через огненный вал. Он проводит у Брюнхильд три ночи, положив между нею и собой обнажённый отравленный меч. После свадьбы Гуннара с Брюнхильд С. вспоминает о клятвах, которыми он с нею обменялся. Во время спора между Гудрун и Брюнхильд о том, чей муж более могуч, обман, связанный со сватовством, открывается (Гудрун показывает Брюнхильд её перстень, полученный от Сигурда), и разгневанная Брюнхильд требует от Гуннара убить Сигурда, как нарушителя ‘обетов (в «Песни о нибелунгах» эта ссора переосмысляется в категориях вассальной зависимости — Зигфрид изображён вассалом Гунтера = Гуннара). Подстрекаемый женой, честь которой оскорблена, Гуннар решается на убийство Сигурда. Хёгни пытается удержать его от этого шага [в «Песни о нибелунгах» Хаген (Хёгни) — убийца Зигфрида], и этот замысел исполняет Готторм, не связанный с Сигурдом клятвой побратимства. Сигурд убит, по одной из версий, в лесу, по другой — в постели, по третьей — на тинге (народном собрании); согласно «Песни о нибелунгах», его убивают в лесу во время охоты. По некоторым версиям эпоса, Сигурд был убит во время охоты на вепря и убийцы по возвращении домой утверждали, что его умертвил вепрь. В «Песни о нибелунгах» мотивировка убийства Зигфрида усложняется: требование Брюнхильд — не решающая его причина; Зигфрид, продемонстрировавший своими подвигами превосходство над Гунтером (к тому же и сам Зигфрид здесь — нидерландский принц), представляет угрозу для власти бургундов, и Хаген — вассал Гунтера устраняет его. Юношеские подвиги Сигурда (борьба с драконом, а также добывание клада и плаща-невидимки) не изображены в «Песни о нибелунгах», но лишь упоминаются в рассказе Хагена при появлении героя при бургундском дворе.

Кто такой Сигурд

Сигурд (также Зигфрид) появляется во многих германских героических мифах. Это сильный воин, совершивший многочисленные подвиги. В разных легендах он выступает королём или принцем. Его отцом обычно считают франкского короля Зигмунда (Сигунда), а матерью – королеву Зиглинду. Существует множество памятников с упоминаниями Зигфрида. Это и тексты, и различные фигурки, рисунки.

Резьба Рамсунда. Швеция.
Резьба Рамсунда. Швеция.

 

Существуют два типа мифов о Сигурде. Одни относятся к континентальной германской традиции, другие – к скандинавской. Общими являются основные подвиги – убийство дракона Фафнира и получение его сокровищ, а также клада Нибелунгов. Везде встречается и сюжет, в котором Зигфрид помогает Гунтеру (Гуннару) жениться на Брюнхильде. Позже из-за ссоры Брюнхильды с супругой Зигфрида Кримхильдой гибнет сам Зигфрид. Но многие легенды имеют свои особенности. Каждый подвиг может быть описан по-своему.

Расставание Зигфрида и Кримхильды. 1843 г. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.
Расставание Зигфрида и Кримхильды. 1843 г. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

 

Сигурда описывают как красивого, сильного воина. Он – идеальный герой. В нём подчёркивают благородство, учтивость, щедрость. Для Зигфрида большое значение имеет долг и честь. Восхваляя его, авторы пишут, что никогда не будет героя лучше него.

Например, в произведении «О смерти Синфьётли» говорится так:

Сигмунд и все его сыновья намного превосходили всех прочих мужей силой, ростом, мужеством и всеми доблестями. Но Сигурд превосходил их всех, и в преданиях все его называют первым из мужей и великолепнейшим из конунгов.

Зигфрид сражается с драконом, чтобы спасти Кримхильду. Гравюра на дереве. Хюрнен Зейфрид.
Зигфрид сражается с драконом, чтобы спасти Кримхильду. Гравюра на дереве. Хюрнен Зейфрид.

 

Имена и их происхождение

Существует два варианта имени этого героя. Первый – Зигфрид, на немецком оно пишется как Siegfried, на средневерхненемецком – Sivrit. Второй вариант – Сигурд (др.-сканд. Sigurðr).

Имена Сигурд и Зигфрид имеют разное происхождение. Тем не менее, у них есть общая часть. Это первый элемент обоих имён, *sigi-, который переводится как «победа». Также по сохранившимся скандинавским источникам можно понять, что Зигфрид – это континентальная версия имени Сигурд.

Значение второй части у имён Сигурд и Зигфрид отличается:

  • у Зигфрида это *-frið, которое переводится как «мир»;
  • вторая часть в Сигурд – *-ward, переводится как «защита».

Вызывает споры то, появилось ли первым имя Зигфрид или Сигурд в мифологии. Имя Сигурд считают оригинальным, т.к. есть более ранние свидетельства его появления. Имена, которые эквивалентны Зигфриду, впервые были обнаружены в свидетельствах, относящихся к 7 в. В 9 в. имя стало распространённым в англосаксонской Англии. Такого мнения придерживался Ян-Дирк Мюллер.

Дитрих и Зигфрид. Из рукописи поэмы «Розенгартен». 15 в.
Дитрих и Зигфрид. Из рукописи поэмы «Розенгартен». 15 в.

 

Другой исследователь, Герман Райхерт, указывает на персонажей с именами, эквивалентными Зигфриду. Они появляются в немецких, английских и ирландских источниках до 12-го в. В более поздних скандинавских источниках их заменяют имена, эквивалентные имени Сигурд. До 11-го же века имена, эквивалентные Сигурду, отсутствуют в нескандинавских источниках. Поэтому есть вероятность, что в Скандинавии вариант имени Зигфрид являлся более старой формой имени Сигурд.

Происхождение образа

Происхождение Зигфрида и его образа исследователи рассматривают с позиции и истории, и мифологии. Согласно одной из теорий, ядром повествования являются образы самого Сигурда, а также Брюнхильды и Хагена. К этому главному мотиву потом присоединились другие исторические элементы.

Одна из самых популярных теорий основывается на том, что образ Сигурда основан на представителях франкской династии Меровингов. В основу образа лег один или же несколько человек. Иногда считают, что к Меровингам могли добавлять других исторических личностей. В результате Зигфрид, возможно, стал собирательным образом.

Теория основывается на том, что в роду Меровингов было несколько королей с первым элементом *sigi в именах. Есть также конкретный король, который мог служить прототипом. Это Сигиберт I, правитель Австразии, жену которого звали Брунгильда. Сигиберта убил его брат, Хильперик I. Это случилось по наущению жены Хильперика, Фредегонды. В мифе о Сигурде Фредегонда и Брунгильда поменялись ролями.

Другой исторической личностью, которая могла служить прототипом, является Арминий, правитель херусков. Место, где он победил римского правителя Вара в Тевтобургском Лесу, считается прообразом места, где Сигурд победил дракона. В легендах место называется Gnita-Heath.

Некоторые исследователи считают, что этот герой вообще не имеет исторических прототипов. В этом случае он появляется только на базе легенд. Относительно персонажа Зигфрид мифология имеет несколько разных вариантов, из которых мог возникнуть этот образ.

В частности, есть следующие теории относительно самого Сигурда и других персонажей и историй, связанных с ним:

  1. Сигурд и его враги воплощают свет и ночь, лето и зиму, их борьбу и смену. Также это может быть противостояние добра и зла.
  2. Исходя из предыдущего пункта герой может быть связан со следующими скандинавскими богами – Бальдром, Фрейром, Тором. Иногда в их список входит Один.
  3. В зависимости от того, кем выступает Зигфрид, Брюнхильда тоже может олицетворять разные явления – весна, солнце или растения.
  4. Ещё одна теория сводится к тому, что образ появился из слияния разных мифов.
Сигурд в Ксантене. Рельеф. Ксантен, Германия.
Сигурд в Ксантене. Рельеф. Ксантен, Германия.

 

Сигурд в «Песне о Нибелунгах»

«Песнь о Нибелунгах» – эпическая поэма, чей автор неизвестен. Она относится к концу XII-началу XIII вв. Поэма описывает жизнь и приключения Зигфрида или Сигурда, франкского принца и героя. В названии поэмы фигурируют нибелунги – карлики, жившие у Рейна. Когда Зигфрид и нибелунги встречаются, королевич побеждает их и отбирает сокровища, а также магические артефакты. Из-за того, что королевская династия заполучила клад Нибелунгов, их также стали называть Нибелунги.

В «Песне о Нибелунгах» приводится два варианта истории про молодость Зигфрида. В первом его воспитывают при дворе его родителей, короля Зигмунда и королевы Зиглинды, в Ксанте.

В «Песни о Нибелунгах» в части «Авентюра II. О Зигфриде» сказано следующее:

В ту пору в Нидерландах сын королевский жил.

От Зигмунда Зиглиндой рожден на свет он был.

И рос, оплот и гордость родителей своих,

На нижнем Рейне в Ксантене, столице крепкой их.

Носил он имя Зигфрид и, к славе сердцем рьян,

Перевидал немало чужих краев и стран,

Отвагою и мощью везде дивя людей.

Ах, сколько он в Бургундии нашел богатырей!

Второй вариант этой истории рассказывается, когда Зигфрид появляется в Вормсе, столицы королевства бургундов. Там рассказчиком выступает Хаген из Тронье, вассал этого королевства. Данный персонаж является одним из ведущих, он нередко направляет сюжет в нужное русло и рассказывает другим героям нужную информацию. В этой части «Песни о Нибелунгах» он сразу узнаёт, кто такой Сигурд.

Хаген рассказывает более героическую версию истории. В целом он упоминает только те детали, которые нужны и для дальнейшего повествования.

По словам Хагена, Зигфрид – странствующий воин. Он добыл сокровища Нибелунгов, а также различные магические артефакты. Ими являлись меч Бальмунг и плащ, который делал владельца невидимым и делал его сильнее в 12 раз. Упоминается также и дракон Зигфрида Фафнир. Убив Фафнира, Сигурд окунулся в его кровь. Его кожа от этого стала твёрдой, её ничто не могло повредить.

Драконоборец Зигфрид. 1890 г. Константин Дауш. Бремен, Германия.
Драконоборец Зигфрид. 1890 г. Константин Дауш. Бремен, Германия.

 

Затем герой отправляется свататься к красавице Кримхильде. Для этого герой завёл дружбу с бургундскими королями, которых звали Гунтер, Гернот и Гизельхер. Они были братьями девушки. Гунтер соглашается отдать сестру за Зигфрида за помощь в его собственной женитьбе. Дело в том, что он пожелал себе в жёны Брюнхильд, королеву-воительницу из Исландии. Брюнхильд устраивала своим женихам испытание на силу и убивала тех, кто не справлялся с заданиями.

Чтобы помочь Гунтеру, Зигфрид представляется его вассалом. Во время испытаний он при помощи плаща-невидимки помогает своему другу. В итоге Брунгильда выходит замуж за Гунтера. Сигурд же в награду получает руку Кримхильды.

Но даже после этого герою приходится снова помогать Гунтеру. Хотя Брунгильда и стала женой последнего, но в первую брачную ночь она отказывается вступать с ним в интимную связь. Вместо этого королева связала Гунтера при помощи своего ремня и подвесила на крюке. На следующую ночь Брюнхильд побеждает Сигурд, так что Гунтер может спать с ней. Хотя сам Зигфрид не делает этого, он забирает у королевы пояс и кольцо. Эти вещи он отдаёт своей собственной жене.

В этом варианте мифа у героя рождается от Кримхильды только один ребёнок. Это сын Зигфрида, которого назвали Гунтером в честь брата Кримхильды. Сигурд с супругой жили счастливо в течение 10 лет, однако затем между Кримхильдой и Брюнхильдой начались ссоры. Это произошло из-за того, что каждая считала себя выше другой. Брюнхильда говорила, что её соперница – супруга вассала мужа Брюнхильды, Гунтера.

Апогей ссоры наступает, когда две королевы встречаются у ворот храма в Вормсе. Брунгильда оскорбляет свою родственницу, говоря, что та вышла замуж за вассала. В ответ Кримхильда показывает ей пояс и кольцо и заявляет, что именно Зигфрид лишил Брунгильду девственности.

Сам Зигфрид отрицает это. Однако Брунгильда и Хаген всё равно хотят убить его. Хаген узнаёт у Кримхильды, где у Сигурда есть уязвимое место на спине. Туда он и ударяет героя копьём.

Смерть Зигфрида. Песнь о Нибелунгах. Рукопись.
Смерть Зигфрида. Песнь о Нибелунгах. Рукопись.

 

«Сага о Тидреке Бернском»

Эта сага посвящена королю Тидреку и является сборником северных саг. Автор изменял некоторые детали, чтобы рассказ вышел связным. Используются скандинавские версии некоторых историй. Их создатель «Саги о Тидреке Бернском», видимо, выбрал ради своих скандинавских читателей. Это в первую очередь касается части про юность Сигурда. Там приводится история его родителей, которой нет больше нигде. При этом отсутствует сюжет про завоевание клада Нибелунгов. Отсутствуют и упоминания дракона Фафнира, есть только его брат Регин.

Родителями Зигфрида в этой истории называют Сигмунда из Тарлунгаланда, а матерью – королеву Сисибе из Испании. Вернувшись однажды из похода, Сигмунд увидел, что его жена беременна. Обвинив её в неверности, он изгнал её.

Вот как изгнание королевы в лес описывается в «Саге о Тидреке Бернском», часть «Происхождение Сигурда Юнца»:

Добрый государь, я должен рассказать тебе плохие, однако правдивые новости, но я прошу тебя, чтобы ты не порицал меня, даже если я расскажу тебе о них, поскольку я не могу скрывать от тебя, ведь ты отдал в руки мне и моему товарищу всё своё добро, — что едва ты покинул дом, твоя жена, Сисебе, стала вести себя плохо и непристойно. Она взяла одного своего раба, что был красив на вид, и положила рядом с собой. А когда мы с товарищем хотели запретить ей это, то она пообещала нам оклеветать нас перед тобой, когда ты вернёшься, и ты бы велел нас убить, если бы она захотела. И этот самый раб затем спал с ней каждую ночь в её объятиях, и сейчас сама она беременна. И мы не посмели, государь, чтобы ты пришёл домой, не узнав об этом прежде.

Теперь конунг отвечает:

— Конечно, вы понимаете, что если солгали про неё лишь словом, вас ждёт смерть.

Теперь отозвался Херманн и поклялся в том, что:

— Всё, о чём тебе сказали, правда.

Тут конунг молвил:

— Добрые друзья, что я должен сделать с этой женщиной, которая поступила так плохо?

Теперь отвечает Артвин:

— Тебе решать, конунг; мы сделаем всё, что ты захочешь.

Ещё конунг молвил:

— Её можно повесить, или же ослепить или отрубить ноги, а затем отослать своему отцу.

Теперь Артвин отвечает:

— Есть ещё одно решение: отправить её в лес Сваваског. Там нет людских троп, и десятками лет туда никто не заходит, вырезать у неё язык, и пусть она живёт там, сколько богу угодно.

А этот совет конунгу понравился.

Сисибе жила в лесу, где родила ребёнка, а затем умерла. Мальчика вскармливала лань.

Это также отражено в главе «Происхождение Сигурда Юнца»:

Но в этот миг королева разрешилась от бремени и родила очень красивого мальчика, потом вылила медовый напиток из стеклянного горшка, что у неё имелся, и когда она завернула ребёнка в ткань, то поместила его в этот стеклянный горшок, затем тщательно закрыла и положила рядом с собой.

Зачем Зигфрида нашёл кузнец по имени Мимир. Он приютил мальчика и попытался вырастить. Но тот оказался слишком непослушным и неуправляемым. Тогда Мимир отправил юношу к Регину, своему брату, который в этой версии превращён в дракона. Он надеялся, что чудовище убьёт юношу. Но Зигфрид сам сумел убить Регина, после чего попробовал его мясо. Это дало ему способность понимать птиц, а те рассказали о коварстве Мимира.

Мимир сначала пытался откупиться мечом, но всё равно гибнет от руки приёмного сына. Зигфрид же встречает Брюнхильду. На коне, подаренном ей, он приезжает к королю Исунгу в Бертангаланд. Там он и встречает Тидрека, с которым сражается в поединке. Только волшебный меч помогает Тидреку стать победителем.

После победы над Зигфридом он и Тидрек едут к королю Гунтеру, здесь названного Гуннаром. Сигурд берёт в жёну сестру Гуннара Кримхильду (Гримхильду). Гуннару же герой совет жениться на Брюнхильд. Когда они оба отправляются добиваться руки этой королевы, Брюнхильда говорит об обещании Зигфрида жениться на ней. Причём ранее об этом в тексте не упоминается. Хотя Брюнхильд принимает в итоге ухаживания Гуннара, она не позволяет ему исполнить супружеский долг.

Всё заканчивается тем, что Гуннар позволяет Сигурду превратиться в него и лишить королеву девственности. Это также отбирает у Брюнхильды и её силу. Вместе с супругой Гуннар возвращается в своё королевство.

Однако эти события привели к ссоре и трагедии, похожей на ту, что рассказывается в других произведениях про Зигфрида. Так, Брюнхильда и Кримхильда спорят, кто из них выше по статусу. Брюнхильда указывает, что Сигурд не имеет благородного происхождения. Кримхильда в ответ заявила, что именно её муж лишил Брюнхильд невинности.

В отместку Брюнхильда уговаривает Гуннара и Хёгни (Хаген в других произведениях), одного из людей Гуннара, убить Зигфрида. Хёгни наносит смертельный удар герою, когда тот пьёт из родника. Тело подбрасывают в постель Кримхильды, повергая её в горе.

Кримхильда обнимает мёртвого Зигфрида. 1817 г. И. Г. Фюссли.
Кримхильда обнимает мёртвого Зигфрида. 1817 г. И. Г. Фюссли.

 

Образ Сигурда в скандинавской традиции

Существуют разные мнения относительно того, появился ли сначала Сигурд в скандинавской мифологии или в континентальной. Изначально считалось, что самая старая версия мифа была именно скандинавской.

Но исследователи, занимавшиеся этой историей позже, считают, что всё же в Скандинавии развился её отдельный вариант. Появилась своя особая традиция, уникальная для Скандинавии. Но некоторые из её деталей могут быть действительно старше тех, что использовались на континенте.

Особенностью скандинавских мифов является также то, что их первые свидетельства не были текстовыми. Это графические изображения, которые часто можно понять только в связке с легендой.

Зигфрид в Младшей Эдде

Младшая Эдда является самым старым скандинавским произведением о Сигурде. Она похожа на «Сагу о Вёльсунгах», но короче по размеру.

В Младшей Эдде детство Зигфрида прошло при дворе короля Хьяльпрека. Кузнец по имени Регин дал юноше меч Грам, при помощи которого Сигурд победил дракона Фафнира. Для этого герой поджидал чудовище в яме, и, когда Фафнир проползал сверху, убил ударом в сердце. Сокровища дракона по праву принадлежали Зигфриду, но Регин хотел их присвоить. От предательства и смерти юношу спасло то, что он попробовал кровь Фафнира и начал понимать птиц. Те предупредили его об опасности.

Об убийстве Фафнира есть в «Языке поэзии» такой отрывок:

Тогда Регин отправился к Хьяльпреку, конунгу в Тьоде, и нанялся к нему кузнецом. У Регина воспитывался Сигурд, сын Сигмунда, сына Вёльсунга, и Хьёрдис, дочери Эйлими. Сигурд был наиславнейшим из всех конунгов-воителей по своему роду, силе и мужеству. Регин рассказал ему, где лежит на золоте Фафнир, и стал подстрекать его захватить то золото. Потом Регин сделал меч, что зовется Грам, и был тот меч таким острым, что Сигурд окунал его в реку, и он резал комки шерсти, которые несло течением на его лезвие. А вслед за тем Сигурд разрубил мечом наковальню Регина до самого основания.

Потом Сигурд и Регин отправились на Гнитахейд-поле. Сигурд выкопал яму на тропе Фафнира и засел в нее. И когда Фафнир полз к воде и оказался над той ямой, Сигурд пронзил его мечом, и Фафниру пришла смерть. Тогда подошел Регин и сказал, что Сигурд убил его брата и стал требовать за это, чтобы он вынул сердце Фафнира и изжарил его на огне. И Регин нагнулся и, напившись крови Фафнира, лег спать. А Сигурд стал жарить сердце и, подумав, что, верно, оно изжарилось, дотронулся пальцем: не жестко ли. И когда пена из сердца попала ему на палец, он обжегся и сунул палец в рот. И только лишь попала ему на язык кровь из сердца, он уразумел птичью речь и понял, о чем говорили синицы, сидевшие на дереве. Одна сказала:

Вот конунг Сигурд,

обрызганный кровью,

Фафнира сердце

хочет поджарить;

мудрым сочла бы

дарящего кольца,

если бы он съел

сердце блестящее.

После этого Сигурд убил кузнеца и забрал клад Нибелунгов. Он отправился к валькирии Брюнхильде. Чтобы разбудить её, герой срезает с валькирии доспехи. Отправившись затем в королевство Гьюки (Гибики), полулегендарного бургундского короля, Сигурд берёт в жёны дочь Гьюки, Гудрун.

Вот отрывок об этом из «Языка поэзии»:

Сигурд поехал оттуда дальше и приехал к конунгу по имени Гьюки. Жену его звали Грихмильд, а детей — Гуннар, Хёгни, Гудрун и Гудню. Готторм приходился Гьюки пасынком. Там Сигурд остался надолго. Он женился на Гудрун, дочери Гьюки, а Гуннар и Хёгни поклялись Сигурду быть его побратимами.

Зигфрид и Брюнхильда. 1909 г. Чарльз Батлер.
Зигфрид и Брюнхильда. 1909 г. Чарльз Батлер.

 

На Брюнхильде же женился Гунтер, брат Гудрун. Причём Зигфрид помог Гунтеру, когда последний просил руку валькирии у её брата по имени Атли. Брюнхильда была готова выйти замуж лишь за того, кто её одолеет, и тогда она перестанет быть валькирией. Гунтер был не способен пройти испытания Брюнхильды, например, пройти через стену огня. За него это сделал Зигфрид, принявший облик Гунтера.

Сигурд и Гуннар (Гунтер) перед пламенем. Дж. К. Доллман.
Сигурд и Гуннар (Гунтер) перед пламенем. Дж. К. Доллман.

 

Не меняя облик, Сигурд женился на Брюнхильде. Однако в брачную ночь он положил между ними меч и не касался её. Сам великий герой остался мужем Гудрун. От неё у него было два ребёнка – сын и дочь. Дети Зигфрида в Младшей Эдде носили имена Сванхильд и Зигмунд.

Об этом упоминается также в «Языке поэзии»:

У Сигурда было от Гудрун двое детей: Сигмунд и Сванхильд.

Здесь также присутствует мотив ссоры Брюнхильды и Гудрун, жены Зигфрида. Гудрун раскрывает обман, в результате которого Брюнхильд была выдана замуж. Она показывает кольцо, которое Зигфрид забрал у Брюнхильд. Сигурда и его сына Зигмунда убивает брат Гунтера, который гибнет от меча, брошенного Сигурдом перед смертью.

Эта трагедия так описывается в «Языке поэзии»:

С той поры она стала подговаривать Гуннара и Хёгни убить Сигурда. Но они были связаны с Сигурдом клятвою побратимства и подбили на убийство брата своего, Готторма. Он поразил Сигурда мечом, когда тот спал. Но Сигурд, раненый, бросил вслед ему меч свой Грам с такой силой, что тот разрубил Готторма пополам. И пали тогда Сигурд и сын его Сигмунд, трех зим отроду, которого они тоже убили. После этого Брюнхильд закололась мечом, и ее сожгли вместе с Сигурдом. А Гуннар и Хёгни, завладев наследством Фафнира и кольцом Андвари, стали править страною.

«Зигфридсбруннен» в Оденхеиме, Германия. Одно из предполагаемых мест смерти Сигурда в Оденвальде.
«Зигфридсбруннен» в Оденхеиме, Германия. Одно из предполагаемых мест смерти Сигурда в Оденвальде.

 

Образ в Старшей Эдде

Старшая Эдда, которая была создана около 1270 г. в Исландии, включает в себя произведения разных эпох. Точные даты разных частей сложно определить. Возможно, более новые поэмы являются переработкой старых.

В результате разные отрывки Старшей Эдды дают иногда противоречивые сведения об истории Зигфрида. Сказание получается достаточно расплывчатом, и из него сложно составить рассказ о Сигурде. В Старшей Эдде он предстаёт королём франков.

«Пророчество Грипира» (Старшая Эдда)

В этом «Пророчестве Грипира» (Grípisspá на исландском) появляется персонаж, которого нет в других текстах. Это Грипир, дядя Сигурда. Поэтому исследователи предполагают, что он был придуман только для того, чтобы объединить части этого произведения. «Пророчество Грипира» является введением для историй о Сигурде и было написано позже.

Грипир в виде пророчества кратко пересказывает жизнь героя. По его словам, Сигурд убийца Фафнира, дракона, а также его брата Регина, кузнеца-карлика. От руки Зигфрида падут и сыновья Хундина. Герой станет владельцем сокровищ Нибелунгов. После он пробудит Брюнхильду. Эта валькирия передаст ему знания о рунах.

О дальнейших событиях Грипир сначала хочет умолчать. Но Сигурд всё же требует продолжать и добивается своего. Тогда Грипир рассказывает, валькирия Зигфрида сначала станет его невестой. Герой обручится с ней, но, оказавшись при дворе короля Гьюки, позабудет возлюбленную из-за волшебного зелья. Сам Сигурд женится на Гудрун. Позже же он поможет Гуннару, брату Гудрун, обманом жениться на Брюнхильде. Обман будет раскрыт, и героя убьют.

Вот как раскрывается это в «Пророчестве Грипира»:

6 Стали тогда

о многом беседовать

герои великие

в эту встречу.

[Сигурд сказал:]

«Молви, коль знаешь,

матери брат:

что суждено

Сигурду в жизни?»

[Грипир сказал:]

7 «Будешь велик,

как никто под солнцем,

станешь превыше

конунгов прочих,

щедр на золото,

скуп на бегство,

обличьем прекрасен

и мудр в речах».

[Сигурд сказал:]

8 «Скажи, благосклонный

конунг, Сигурду,

мудрый, ответь,

если ты знаешь:

какая удача

меня ожидает,

когда со двора

твоего уеду?»

[Грипир сказал:]

9 «Сначала отмстишь

ты, князь, за отца,

за горький конец

конунга Эйлими;

сыновей ты сразишь

конунга Хундинга;

будет твоею

в битве победа».

[Сигурд сказал:]

10 «Скажи мне еще,

родич мой, конунг,

правду открой

в мудрой беседе:

видишь ли Сигурда

смелые подвиги,

каких на земле

еще не свершали?»

[Грипир сказал:]

11 «Один ты убьешь

свирепого змея,

на Гнитахейд он

лежит, ненасытный;

Регина с Фафниром

ты победишь;

правду Грипир

тебе предвещает».

[Сигурд сказал:]

12 «Великое счастье,

если свершу я

подвиг такой,

как ты поведал;

подумай, конунг,

и дальше открой мне,

что еще в жизни

сделать я должен».

[Грипир сказал:]

13 «Фафнира логово

ты отыщешь,

сокровище в нем

большое добудешь,

золота грузом

Грани навьючишь,

к Гьюки отправишься,

конунг воинственный».

[Сигурд сказал:]

14 «Должен еще ты

в мудрой беседе,

конунг смелый,

вот что поведать:

гощу я у Гьюки,

его покидаю, —

что еще будет

в жизни моей?»

[Грипир сказал:]

15 «Спит на горе

конунга дочь,

в доспехах она

по смерти Хельги;

будешь рубить

острым клинком,

броню рассечешь

убийцей Фафнира».

[Сигурд сказал:]

16 «Броню рассеку я,

вымолвит слово

юная дева,

от сна пробуждаясь;

что же скажет

Сигурду дева?

Счастье какое

ему предречет?»

[Грипир сказал:]

17 «Научит тебя

рунам мудрым, —

усердно их люди

узнать стремятся, —

чужим языкам

и травам целебным;

благословен

да будешь ты, конунг!»

[Сигурд сказал:]

18 «Понял тебя,

мудрость постиг я,

прочь оттуда

уехать собрался;

подумай, конунг,

и дальше открой мне,

что еще в жизни

сделать я должен».

[Грипир сказал:]

19 «Ты посетишь

Хеймира дом,

радостным будешь

гостем у конунга;

кончил я, Сигурд,

сказал все, что знаю;

полно тебе

спрашивать Грипира!»

[Сигурд сказал:]

20 «Слово твое

скорбно мне слышать, —

ты в грядущее

зорко глядишь;

о горе великом

Сигурда ведаешь;

Грипир, о нем

все расскажи!»

[Грипир сказал:]

21 «Встала вся юность

твоя предо мной,

ясно твой жребий,

я видел доныне;

напрасно слыву

мудрым провидцем, —

дальше не вижу

жизни твоей!»

[Сигурд сказал:]

22 «Я на земле

никого не знаю,

кто видит грядущее

Грипира зорче;

открой мне его,

пусть оно мерзко

иль в преступленье

я буду повинен!»

[Грипир сказал:]

23 «Нет, в жизни твоей

не будет позора, —

знай это, Сигурд,

конунг достойный;

навеки прославится

между людьми,

бурю копий зовущий,

имя твое!»

[Сигурд сказал:]

24 «Хуже всего,

кажется мне,

Сигурду с князем

на этом расстаться;

путь покажи,

все поведай,

конунг могучий,

матери брат!»

[Грипир сказал:]

25 «Будет Сигурду

сказана правда,

если меня он

к тому принуждает,

нелживое слово

мое послушай,

скажу я о дне

смерти твоей».

[Сигурд сказал:]

26 «Гнев твой навлечь

не хотел бы, Грипир,

конунг достойный,

советы дающий;

правду хочу

узнать, хоть печальную:

какая у Сигурда

будет судьба?»

[Грипир сказал:]

27 «Есть дева у Хеймира,

ликом прекрасная,

Брюнхильд ее

люди зовут,

ей Будли отец,

но отважную деву

конунг смелый

пестует Хеймир».

[Сигурд сказал:]

28 «Что до того мне,

что деву светлую,

ликом прекрасную,

пестует Хеймир?

Должен ты правду,

Грипир, поведать,

ибо мой жребий

ясен тебе».

[Грипир сказал:]

29 «Лишит тебя счастья

ликом прекрасная

светлая дева,

что пестует Хеймир;

забросишь труды,

забудешь людей,

сна лишишься,

с ней не встречаясь».

[Сигурд сказал:]

30 «Как суждено

утешиться Сигурду?

Молви, Грипир,

если ты можешь:

возьму ли в жены,

вено отдам ли

за светлую деву,

конунга дочь?»

[Грипир сказал:]

31 «Все вы клятвы

дадите крепкие,

только из них

немногие сдержите;

едва у Гьюки

ночь прогостишь,

сразу забудешь

светлую деву».

[Сигурд сказал:]

32 «Что же тогда

сбудется, Грипир?

Буду ли я

душою нетверд?

Покину ли я

прекрасную деву,

которую, мнилось,

крепко любил?»

[Грипир сказал:]

33 «Будешь, князь,

коварно обманут,

горе узнаешь

от козней Гримхильд:

дочь ее, дева

светловолосая,

будет тебе

в жены предложена».

[Сигурд сказал:]

34 «Гуннара я

родичем стану,

деву Гудрун

в жены возьму?

Доброй женой

князю была бы,

когда б не жалел он

о том, что сделал».

[Грипир сказал:]

35 «Гримхильд коварно

козни придумает;

будет просить

к Брюнхильд посвататься

ради Гуннара,

готов вождя;

дашь ты согласье

матери конунга».

[Сигурд сказал:]

36 «Вижу теперь —

нависла беда,

горе сулит

Сигурду жребий,

если я стану

свататься к деве,

мне дорогой,

ради другого».

[Грипир сказал:]

37 «Все вы друг другу

клятвы дадите, —

Гуннар и Хёгни

и третьим ты, Сигурд;

в путь отъезжая,

обличьем сменяется

Гуннар с тобой;

Грипир не лжет!»

[Сигурд сказал:]

38 «Что это значит?

Как поменяемся

с князем обличьем,

в путь отъезжая?

Множатся козни,

не перечесть их,

коварных и страшных;

Грипир, скажи мне!»

[Грипир сказал:]

39 «На Гуннара ты

станешь похожим,

но сохранишь

красноречье и мудрость;

ты обручишься

с девой Хеймира;

не отвратить

этой судьбы».

[Сигурд сказал:]

40 «Сигурда люди

осудят за это,

горестный жребий

ему угрожает;

я не хотел бы

хитрить коварно

с достойной девой,

лучшей из дев».

[Грипир сказал:]

41 «Ты будешь покоиться,

князь благородный,

с девою рядом,

как сын возле матери;

будет за это

хвалимо навеки,

вождь народа,

имя твое.

43 Обе свадьбы

вместе сыграют

Сигурд и Гуннар

в палатах Гьюки;

домой возвратясь,

обличьем обменитесь,

но каждый душу

свою сохранит».

[Сигурд сказал:]

42 «За Гуннара дева

достойная выйдет,

славная в мире,

молвишь ты, Грипир,

хоть и пробудет

три ночи подряд

со мною на ложе?

Как мне поверить!

44 К счастью ли будут

эти женитьбы

обоим мужьям?

Молви мне, Грипир!

Будет ли Гуннару

жребием радость,

будет ли радость

уделом моим?»

[Грипир сказал:]

45 «Клятвы ты вспомнишь,

но будешь безмолвен,

с Гудрун станешь

счастливо жить;

а Брюнхильд замужество

горьким покажется,

она за обман

искать будет мести».

[Сигурд сказал:]

46 «Какой же выкуп

дева возьмет

за то, что мы деву

так обманули?

Деве светлой

клятвы давал я,

их не исполнил,

и дева разгневана».

[Грипир сказал:]

47 «Гуннару скажет,

что не сдержал

клятв своих,

ему принесенных,

когда благородный

конунг Гуннар,

Гьюки наследник,

Сигурду верил».

[Сигурд сказал:]

48 «Что тогда, Грипир,

молви скорее!

Правым ли будет

ее обвиненье?

Иль клеветою

на нас обоих

будут слова ее?

Грипир, скажи мне!»

[Грипир сказал:]

49 «Разгневана будет

жена благородная,

от горя жестоко

с тобой обойдется;

не причинил ты

вреда достойной,

но вы обманули

княжью жену».

[Сигурд сказал:]

50 «Поверит ли Гуннар

гневным наветам

и Гутторм с Хёгни —

злым оговорам?

Обагрят ли клинки

Гьюки сыны

кровью их зятя?

Скажи мне, Грипир!»

[Грипир сказал:]

51 «Горе на сердце

ляжет Гудрун, —

братья твоими

убийцами будут,

радость покинет

мудрую женщину;

Гримхильд одна

в горе повинна.

52 В том утешенье,

князь, найдешь ты,

что счастья тебе

суждено немало:

здесь на земле,

под солнца жилищем,

не будет героя,

Сигурду равного!»

[Сигурд сказал:]

53 «Простимся счастливо!

С судьбой не поспорить!

Ты, Грипир, по-доброму

просьбу исполнил;

предрек бы ты больше

удачи и счастья

в жизни моей,

если бы мог!»

Смерть Зигфрида. Справа от него – Хаген с луком. Hundeshagenscher Kodex.
Смерть Зигфрида. Справа от него – Хаген с луком. Hundeshagenscher Kodex.

 

«Речи Регина», «Речи Фафнира» и «Речи Сигрдривы» (Старшая Эдда)

«Речи Регина» входят в «Королевский кодекс», который в свою очередь является частью «Старшей Эдды». По сути, это произведение едино с «Речами Фафнира» и «Речами Сигрдривы». Все три текста показывают историю молодости Сигурда.

В «Речах Регина» Регин рассказывает Зигфриду о сокровище, которые боги должны были принести его семье. Это была плата за смерть Отра, брата Регина и Фафнира. Все трое были сыновьями Хрейдмара, могущественного чародея. Отр мог обращаться в выдру и часто ловил рыбу для отца и братьев. Однажды мимо проходили асы Один, Хёнир и Локи. Локи, не зная, кто перед ними, убил выдру камнем.

В расплату за это Одином было выплачено золото, которым наполнили шкуру Отра. Однако золото это отобрал Локи у карлика Андвари. Он забрал и волшебное кольцо, которое Андвари успел проклясть. Поэтому на Хрейдмара и всю его семью пало проклятие. Фафнир убил Хрейдмара ради золота, а затем стал стеречь клад в виде дракона или змея. Регин просит Сигурда убить дракона и выковывает для него меч, восхваляя силу героя.

Вот что говорится об остроте меча в «Речах Регина»:

Регин сделал Сигурду меч, который назывался Грам. Он был таким острым, что Сигурд окунал его в Рейн и пускал по течению хлопья шерсти, и меч резал хлопья, как воду. Этим мечом Сигурд рассек наковальню Регина.

После этого Регин стал подстрекать Сигурда убить Фафнира. Сигурд сказал:

15 «Смеялись бы громко

Хундинга родичи,

которые Эйлими

жизни лишили,

если бы конунг

не мстить за отца,

а красные кольца

искать задумал».

Перед убийством дракона Сигурд отомстил также за отца:

У Сигурда была большая битва с Люнгви, сыном Хундинга, и его братьями. В этой битве пал Люнгви и все три брата. После битвы Регин сказал:

26 «Кровавый орел

острым мечом

у Хундинга сына

вырезан сзади!

Всех сильней

траву обагривший

конунга сын

ворона радует!»

Сигурд поехал домой к Хьяльпреку. Тогда Регин стал подстрекать Сигурда убить Фафнира.

В «Речах Фафнира» герой отправляется сражаться с драконом. Убитый Фафнир перед смертью поучает героя, передаёт ему мудрость и предупреждает о проклятии сокровища и предательстве Регина.. Затем герой начинает понимать язык птиц после того, как случайно пробует сердце дракона. Птицы раскрывают предательство Регина и направляют во дворец, где спит валькирия Сигрдрива.

Вот отрывок с предупреждением Фафнира из «Речей Фафнира»:

[Фафнир] сказал:

20 «Дам тебе, Сигурд,

совет, – прими его:

вспять возвратись ты!

Золото звонкое,

клад огнекрасный,

погубит тебя!»

[Сигурд] сказал:

21 «С тобой покончено,

я ж поспешу

к золоту в вереске;

Фафнир, валяйся

средь жизни обломков, –

Хель заберет тебя!»

[Фафнир сказал:]

22 «Предан я Регином,

предаст и тебя он,

погибнем мы оба;

сдается мне, Фафнир

с жизнью простится, –

ты, Сигурд, сильнее».

Сигурд находит валькирию на горе Хиндарфьялль и пробуждает её. Сигрдрива за это обучает героя рунам и магии. Этот сюжет изложен в «Речах Сигрдривы». Скорее всего, под этим именем скрывается Брюнхильда, но есть вероятность, что это другая валькирия.

В «Речах Сигрдривы» встреча Сигурда с валькирией описывается так:

Что разрезало кольчугу?

Почему скинула я сон?

Кто снял с меня

бледную нужду?

Он ответил:

Сигмунда отпрыск,

рвал недавно

ворон трупачину, —

меч Сигурда!

Она сказала:

Долго я спала,

долго я во сне была,

долго длился обман,

Один тому причиной;

что я не в силах была

нарушить5 дремоты знаки6.

Сигурд со своим мечом, Андвари с кольцом и Сигрдрива с рогом для питья на руническом камне Дравле. Найден в Уппланде, Швеция.
Сигурд со своим мечом, Андвари с кольцом и Сигрдрива с рогом для питья на руническом камне Дравле. Найден в Уппланде, Швеция.

 

Другие произведения из Старшей Эдды

В Старшей Эдде есть также другие произведения о юности Сигурда. Это, в частности, «Отрывок Песни о Сигурде». Начало этой поэмы утрачено. Сам текст очень близок к самому древнему варианту сюжета. В нём Сигурд погибает в лесу, а не в своей кровати. Также Брюнхильд и разбуженная главным героем валькирия – разные персонажи.

О смерти героя в «Отрывке Песни о Сигурде» говорится так:

5 Убит был Сигурд

к югу от Рейна, —

с дерева ворон

каркнул громко:

«Атли о вас

клинки окровавит!

Злобных убийц

клятвы погубят!»

Конь Сигурда грани горюет над телом хозяина.
Конь Сигурда грани горюет над телом хозяина.

 

В «Краткой Песни о Сигурде» приводятся те же события, что и в «Отрывке Песни о Сигурде». Единственное отличие заключается в том, что главным героем фактически становится Брюнхильда.

Вот отрывок из «Краткой Песни о Сигурде»:

1 Давно это было, –

Сигурд-воитель,

юный Вёльсунг,

у Гьюки гостил;

клятвы он принял

от братьев обоих,

верности клятвы

от воинов смелых.

2 Сигурду дали

казну и невесту –

юную Гудрун,

Гьюки дочь;

пиры и беседы

долгими были

у Гьюки сынов

и юного Сигурда,

Есть также тексты о других родственниках Сигурда. В частности, это Синфьётли, его брат. В произведении «О смерти Синфьётли» рассказывается, как юноша убивает брата своей мачехи, которую зовут Боргхильд. За это Боргхильд отравила пасынка.

В «О смерти Синфьётли» о Сигмунде и его сыновьях говорится так:

Конунг Сигмунд долго жил во владениях Боргхильд, после того как на ней женился. Затем Сигмунд поехал на юг во Фраккланд во владения, которые у него там были. Там он женился на Хьёрдис, дочери конунга Эйлими. Сигурд был их сын. Конунг Сигмунд погиб в битве с сыновьями Хундинга, а Хьёрдис вышла замуж за Альва, сына конунга Хьяльпрека. Сигурд провел там детство.

«Сага о Вёльсунгах»

«Сага о Вёльсунгах» и Поэтическая Эдда – самые подробные описания жизни Сигурда. «Сага» связана с «Сагой о Рагнаре», где Рагнар Ладброк жениться на дочери Сигурда и Брюнхильд, Аслауг.

Зигфрид в «Саге о Вёльсунгах» – сын короля Сигмунда. Сигмунд погиб от руки предателей, а его жена, Хьёрдис, родила сына в браке с другим королём. Возмужав, Сигурд отомстил за отца при помощи меча, выкованного кузнецом Регином.

О рождении Сигурда в «Саге о Вёльсунгах» говорится следующее:

Сказывают так, что Хьёрдис родила мальчика-сына, и отвезли мальчика того к Хьяльпреку-конунгу. Обрадовался конунг, когда увидел острые те глаза, что были у него во лбу, и сказал, что ни с кем он не будет схож и никому равен. И окропили его водою и дали ему имя — Сигурд. И был он взращен у Хьяльпрека-конунга в большой любви. И как начнут исчислять наиславнейших людей и конунгов в древних сагах, так всегда будет Сигурд впереди всех по силе и сноровке, по крепости и мужеству, в коих был он превыше всех людей на севере земли.

Сигурд испытывает меч Грам. 1901 г. И. Герц.
Сигурд испытывает меч Грам. 1901 г. И. Герц.

 

По наущению Регина он также побеждает дракона Фафнира. Обжёгшись о сердце дракона, жарящееся на костре, он суёт палец в рот и, по сути попробовав это сердце, начинает понимать птиц. Те рассказывают, что Регин задумал убить юношу и получить драконье золото.

Сигурд кладёт большой палец в рот после убийства Фафнира. Церковь в муниципалитете Хиллестад, Норвегия.
Сигурд кладёт большой палец в рот после убийства Фафнира. Церковь в муниципалитете Хиллестад, Норвегия.

 

Остальная часть «Саги» рассказывает о том, как Сигурд пробуждает валькирию Брюнхильду, но забывает о любви к ней из-за зелья. Он помогает Гуннару свататься к Брюнхильде и проходит за него испытания. Когда обман раскрывается, Сигурд и Брюнхильд признаются в любви друг к другу. Однако валькирия за обман всё же подстраивает смерть Зигфрида.

Статуи, фигурки и графические изображения

Фреска с изображением Дитриха, Зигфрида и Дитлейба. Ок. 1400 г. Замок Рункельштайн. Южный Тироль, Италия.
Фреска с изображением Дитриха, Зигфрида и Дитлейба. Ок. 1400 г. Замок Рункельштайн. Южный Тироль, Италия.

 

Кроме текстов сохранились также многочисленные изображения Сигурда. Например, это древние рунические камни и похожие памятники. Существуют и более поздние произведения искусства.

Крест на территории Андреаса, остров Мэн.
Крест на территории Андреаса, остров Мэн.

 

Упоминания в культуре и искусстве

Одно из самых известных произведений, основанных на истории Зифрида – это тетралогия «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера. В названии тетралогии говорится только об одном нибелунге, карлике Альберихе, который и создаёт волшебное кольцо (в части «Золото Рейна»). Зигфрид упоминается в двух операх – «Зигфрид» и «Гибель богов».

Девы Рейна дразнят Зигфрида. Иллюстрация из «Зигфрида и сумерек богов», либретто из «Гибели богов» Вагнера. 1911 г. Артур Рэкхем.
Девы Рейна дразнят Зигфрида. Иллюстрация из «Зигфрида и сумерек богов», либретто из «Гибели богов» Вагнера. 1911 г. Артур Рэкхем.

 

Образ Зигфрида также часто встречается в литературе, фильмах. Существует фильм «Кольцо Нибелунгов», выпущенный в 2004 г. Некоторые авторы создавали свои версии истории. Например, свой вариант легенды о Сигурде и Гудрун написал Дж. Р. Р. Толкин.

Сигурд перепрыгивает на Грани через стену огня. Почтовая марка Фарерских островов. 1998 г.
Сигурд перепрыгивает на Грани через стену огня. Почтовая марка Фарерских островов. 1998 г.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

двадцать − 20 =