Сйгурд

Зигфрид (Siegfried) — это мужское имя на немецком языке, составленное из германских элементов sig «победа» и frithu «защита, мир». Немецкое имя имеет древнескандинавское родственное слово Sigfriðr, Sigfrøðr, которое дает начало шведскому Sigfrid (гипокоризмы Sigge, Siffer), датскому/норвежскому Sigfred. В Норвегии Зигфрид дается как женское имя.

Это средневековое имя, которое носил легендарный убийца драконов, также известный как Сигурд. Он сохранился в незначительном использовании до современного периода, но после 1876 года он снова стал популярным благодаря «Зигфриду» Вагнера .

Сйгурд (др.-исл.) (древнескандинавский: Sigurðr [ˈsiɣˌurðr]) или Зигфрид (средневерхненемецкий: Sîvrit) i), Зигфрид (нем.; этимологич. основа — «победа»), в германо-скандинавской мифологии и эпосе герой. Подвиги Сигурда воспеты в ряде песен «Старшей Эдды», о них повествуют «Младшая Эдда*, «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «Песнь о нибелунгах» и др. памятники. Зигфрид — центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах» (вторая часть посвящена мести его вдовы Кримхильды за его убийство), упоминается он в средневерхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зейфриде». Мифы и сказания, составляющие сюжет эпоса, возникли на континенте и лишь впоследствии проникли на север, подвергнувшись там переработке и, возможно, архаизации. Попытки некоторых учёных обнаружить историческую основу сказания (путём идентификации Сигурда с древнегерманским героем Арминием либо с одним из франкских или бургундских королей 6 в. по имени Сигерик, Сигиберт) малоубедительны. Характерной для мифологического героя является неясность происхождения. В большинстве версий назван сыном Сигмунда, сына Вёльсунга, имя же Вёльси — одно из имён Одина. Но в «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») Сигурда на вопрос поверженного им чудовища, чей он сын, отвечает: «Я зверь благородный, был я всю жизнь сыном без матери; нет и отца, как у людей, всегда одинок я». В словах Сигурда о своём одиночестве и безродности (правда, раньше он признаётся, что его отец Сигмунд) допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке» (о Сигурде-найдёныше, приплывшем по волнам в стеклянном сосуде, повествует и «Сага о Тидреке»). Главный подвиг Сигурда — умерщвление дракона Фафнира («Речи Фафнира*) можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. Прежде чем убить Фафнира, он воспитывался у сказочного колдуна-кузнеца Регина, брата дракона, и Регин выковал ему меч Грам, которым Сигурд рассек его наковальню. Регин подстрекает Сигурда убить Фафнира, зарясь на клад, которым тот обладал (этот клад, магическое средство изобилия — сокровища карликов и богов,—превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям). Когда кровь Фафнира попала Сигурду на язык, ему стали понятны речи птиц и от них он узнал о замысле Регина умертвить его, после чего Сигурд убивает и Регина, добывает сокровища Фафнира из его логова и едет на вершину Хин-дарфьялль, где лежит окружённая огненными щитами и усыплённая Одином валькирия Сигрдрива, наказанная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому он предназначил. Пробудив валькирию, Сигурд получает от неё мудрые советы и обручается с нею. Согласно скандинавской версии сказания, Сигурд с помощью Одина мстит сыновьям Хундинга — убийцы его отца Сигмунда. Следующий подвиг Сигурда — его сватовство к Брюнхйльд по поручению короля бургундов Гуннара — известен лишь из более поздних версий («Сага о Вёльсунгах», «Песнь о нибелунгах»), в которых этот сюжет более или менее переработан. В «Саге о Вёльсунгах» Сигрдрива отождествлена с Брюнхильд. Хотя Сигурд и Брюнхильд обменялись клятвами верности, он забывает о ней после того, как Гримхильд, мать Гудрун и других Гьюкунгов (правящего рода бургундов) — Гуннара, Хёгни и Готторма, к которым приехал Сигурд, дала испить ему напиток забвения; Сигурд  женится на Гудрун и заключает побратимство с Гуннаром и Хёгни. Гуннар сватается к Брюнхильд, но так как та дала клятву выйти замуж только за того, кто одолеет окружающий её чертог огненный вал, а на подобный подвиг оказывается способным один Сигурд, то Сигурд на время испытания меняется обличьем с Гуннаром и проезжает через огненный вал. Он проводит у Брюнхильд три ночи, положив между нею и собой обнажённый отравленный меч. После свадьбы Гуннара с Брюнхильд С. вспоминает о клятвах, которыми он с нею обменялся. Во время спора между Гудрун и Брюнхильд о том, чей муж более могуч, обман, связанный со сватовством, открывается (Гудрун показывает Брюнхильд её перстень, полученный от Сигурда), и разгневанная Брюнхильд требует от Гуннара убить Сигурда, как нарушителя ‘обетов (в «Песни о нибелунгах» эта ссора переосмысляется в категориях вассальной зависимости — Зигфрид изображён вассалом Гунтера = Гуннара). Подстрекаемый женой, честь которой оскорблена, Гуннар решается на убийство Сигурда. Хёгни пытается удержать его от этого шага [в «Песни о нибелунгах» Хаген (Хёгни) — убийца Зигфрида], и этот замысел исполняет Готторм, не связанный с Сигурдом клятвой побратимства. Сигурд убит, по одной из версий, в лесу, по другой — в постели, по третьей — на тинге (народном собрании); согласно «Песни о нибелунгах», его убивают в лесу во время охоты. По некоторым версиям эпоса, Сигурд был убит во время охоты на вепря и убийцы по возвращении домой утверждали, что его умертвил вепрь. В «Песни о нибелунгах» мотивировка убийства Зигфрида усложняется: требование Брюнхильд — не решающая его причина; Зигфрид, продемонстрировавший своими подвигами превосходство над Гунтером (к тому же и сам Зигфрид здесь — нидерландский принц), представляет угрозу для власти бургундов, и Хаген — вассал Гунтера устраняет его. Юношеские подвиги Сигурда (борьба с драконом, а также добывание клада и плаща-невидимки) не изображены в «Песни о нибелунгах», но лишь упоминаются в рассказе Хагена при появлении героя при бургундском дворе.

А. Я. Гуревич.

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

шесть + четырнадцать =