Валькирии

Heimdallr_and_valkyries_by_Frølich

Валькирии в скандинавской мифологии – воинственные девы, служащие Одину. С древнеисландского valkyrja переводится как «выбирающая убитых». Валькирии решали, кого из воинов, умерших в сраженииях, отправить в Вальхаллу, чертог Одина. Этой чести удостаивались только лучшие и отважные воины. Иногда валькирии решали исход битвы. Они часто присутствуют в разных мифах, в т.ч. как возлюбленные и помощницы героев.

Словарь

ВАЛЬКИРИИ (ед. ч. — др.-исл. valkyrja, букв. «выбирающая мёртвых, убитых») в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им — подносят питье, следят за посудой и чашами. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень В. (повторенный «Младшей Эддой»), некоторые их имена расшифровываются (Хильд — «битва», Херфьетур — «путы войска», Хлекк — «шум битвы», Труд — «сила», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная»), другие — Скеггьельд, Скегуль, Гель (Гейр), Гейрахед (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв — точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют категорию низших женских божеств — дис.В героических песнях «Старшей Эдды» В. приобретают черты женщин-богатырок. В. фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельги и Велунда. В. Сигрдриву, в последующей традиции отождествленную с героиней популярного сюжета герм. эпоса о нибелунгах — Брюнхильд, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; ее пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).В исландской «Саге о Ньяле» сохранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дерруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами, двенадцать В., — рассказывается в саге, — ткали ткань из человеческих кишок и пели эту зловещую песнь.Лит.: Neckel G., Walhall. Studien ber germanisches Jenseitsglauben, Dortmund, 1913; Strm F., Diser, nornor, valkyrjor. Fruktbarhetskult och sakralt Kungadme i Norgen, Stockh.. 1954 (Kunglige vitterhets historie och antikvitets akademiens handlingar, fillologisk-filosofiska serien. [N] 1). E. М. Мелетинский.

Кто такие валькирии

О том, кто такие валькирии в скандинавской мифологии, можно прочитать в разных мифах. Это девы-воительницы, которые служат Одину. Иногда их считают дочерьми верховного аса. Главная задача валькирий – присутствовать на поле боя.

вмацВалькирии. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Валькирии. 1905 г. Эмиль Дёплер.

 

Во время сражения валькирии проносились над сражающимися на крылатых конях. Роль этих дев заключалась в следующем:

  1. Они должны были выбрать половину павших воинов, самых достойных. Души этих воинов затем отправлялись в Вальхаллу, где правил Один.
  2. Иногда валькириям было дозволено самим решать, кому из сражающихся дать победу. В других случаях они обязаны были одарить победой того, на кого указывал Один. В противном случае следовало наказание. Например, это произошло с Брюнхильдой. Один погрузил её в волшебный сон и сказал, что её выдадут замуж.
Валькирия. Эмиль Байяр.
Валькирия. Эмиль Байяр.

 

После смерти воины, выбранные валькириями, становятся эйнхериями (с древнескандинавского «одинокие бойцы» или «бесподобные бойцы»). В Вальхалле эйнхерии практически постоянно сражаются или тренируются. Таким образом они готовятся к Рагнарёку, дню гибели богов и мира. Когда придёт Рагнарёк, боги будут сражаться с чудовищами, своими врагами. На помощь асам поспешат и эйнхерии, которые покинут Вальхаллу. Когда воины не готовятся к битве, они пируют. В это время валькирии подносят им и Одину мёд и пиво.

Валькирия. 1835 г. Герман Вильгельм Биссен.
Валькирия. 1835 г. Герман Вильгельм Биссен.

 

В скандинавских легендах вторую половину погибших воинов забирает себе Фрейя, богиня любви и войны. Она отводит их в свой дворец Фолькванг. Это делает Фрейю похожей на самих валькирий. Возможно, она является образцом для подражания.

Фрейя. 1882 г. Карл Эмиль Дёплер.
Фрейя. 1882 г. Карл Эмиль Дёплер.

 

Возможно, валькирии также были связаны с судьбой. Имя одной из них, Свипуль, означало «изменчивая». Такой перевод мог быть отсылкой к изменчивости судьбы. Также иногда валькирий связывали с богинями судьбы, норнами и дисами (сверхъестественными существами, которые могли покровительствовать человеку или вредить). Образы норн и валькирий стали особенно близки в более поздней скандинавской мифологии.

Существуют разные версии относительно того, сколько валькирий в скандинавской мифологии. Иногда пишут, что их 9 или 13. Однако в разных текстах можно найти гораздо больше имён. Например, валькирии перечислены в «Тулах имён» Младшей Эдды. Там им посвящён отдельный раздел. Некоторые из валькирий встречаются только в определённых текстах вне списков. Например, это Сигрун, героиня произведений о конунге Хельги. Она покровительствовала герою, к которому на помощь приходили валькирии. Поэтому сложно точно сказать, сколько валькирий в скандинавской мифологии.

Существует немало легенд, где валькирии помогают смертным героям. Самый известный миф посвящён герою Сигурду и Брюнхильде. Сигурд пробуждает Брюнхильду, погружённую Одином в волшебный сон. Валькирия обучает его рунам, а затем герои влюбляются друг в друга. Иногда девы всё равно покидают возлюбленных, чтобы вернуться к битвам. Так происходит, например, в «Песни о Вёлунде».

Брунгильда просыпается и приветствует день и Зигфрида. 1911 г. Иллюстрация Артура Рэкэма к сцене из «Кольца нибелунга», вдохновленная «Речами Сигрдривы».
Брунгильда просыпается и приветствует день и Зигфрида. 1911 г. Иллюстрация Артура Рэкэма к сцене из «Кольца нибелунга», вдохновленная «Речами Сигрдривы».

 

Относительно того, персонажы какой мифологии валькирии, можно точно сказать, что это скандинавская мифология. Однако образ валькирий стал очень популярным. Из скандинавской они перешли в славянскую мифологию. В славянской мифологии была отдельная богиня Валькирия. Также существовал символ с подобным названием. Он давал силу и помогал победить в сражении. Но всё относительно того, валькирия это персонаж какой мифологии, стоит сказать, что это скандинавский пантеон.

Валькирия рассматривает бутылку игристого вина марки Söhnlein Rheingold. 1908 г. Реклама в стиле модерн.
Валькирия рассматривает бутылку игристого вина марки Söhnlein Rheingold. 1908 г. Реклама в стиле модерн.

 

Облик валькирий

Внешний вид хорошо показывает, кто такие валькирии в скандинавской мифологии. Это сильные девы, часто женщины-богатыри. Обычно этих воительниц описывают как красавиц. Иногда образ валькирий связан с лебедями. Например, в «Песни о Вёлунде» три брата женятся на девах-валькириях, которых встречают на берегу озера. Рядом с девами лежат их лебяжьи одежды. Имя одной из валькирий даже звучит как Хладгут Сванхвит, т.е. Лебяжебелая.

Их неотъемлемыми атрибутами были:

  • доспехи, от блеска которых на небе появляется северное сияние;
  • шлемы с крыльями;
  • оружие – щиты и копья (копьё также было тесно связано с Одином);
  • крылатые кони, на которых валькирии летали над полем битвы.

В «Первой Песни о Хельги убийце Хундинга» есть очень яркое описание валькирий:

15 Вдруг лучи

блеснули у Логафьёлль,

прянули молнии,

ярко сверкавшие:

девы в шлемах

с просторов небесных

мчались в кольчугах,

обрызганных кровью,

свет излучали

копья валькирий.

Валькирия. 1864 г. Петер Николай Арбо.
Валькирия. 1864 г. Петер Николай Арбо.

 

Эти мифические персонажи представали в виде настолько могущественных дев, что их могли победить лишь немногие. Брюнгильда, героиня историй о герое Сигурде, подвесила своего мужа на поясе в первую брачную ночь. В мифах лишь сам Сигурд смог победить валькирию. После этого Брюнгильда лишилась своей особой силы.

«Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда»

«Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда» – это одна из поэм Старшей Эдды. Там она входит в рукопись «Королевский сборник». Главный герой – конунг Хельги, который встретил валькирий и получил покровительство одной из них. Сначала о нём рассказывается, как о безымянном человеке, сыне норвежского короля. Хельги сидит на кургане и наблюдает за валькириями.

Вот отрывок из «Песни о Хельги, сына Хьёрварда»:

28 «Три раза девять,

но светлая дева

мчалась пред ними;

кони дрожали,

с грив их спадала

роса на долины,

град на леса,

урожай обещая;

претило смотреть мне!»

Валькирия. 1908 г. Скульптор Стефан Синдинг. Парк Черчиля, Копенгаген.
Валькирия. 1908 г. Скульптор Стефан Синдинг. Парк Черчиля, Копенгаген.

 

Одна из валькирий особенно его поразила. Это была дева по имени Свава, дочь короля Эйлими. Она нередко защищала отца в битвах. Свава заговаривает с молодым человеком и даёт ему имя, Хельги. Хельги кроме имени желает получить Сваву в жёны. Валькирия указывает также на клад с мечами, один из которых особенный. После замужества Свава, согласно тексту, остаётся валькирией. Хельги в конце концов погибает от ран. В конце истории и Хельги, и Свава рождаются заново под другими именами.

В поэме есть также поэтическая дуэль между ярлом Атли и великаншей Хримгерд. Хримгерд в стихе описывается, как видела встречу Хельги и валькирий:

Валькирии в поэмах «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» и «Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» (Старшая Эдда)

«Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» посвящена Хельги, сыну конунга Сигмунда. Хельги сидит на поле боя после битвы. Появляются валькирии с пропитанными кровью кольчугами. Одна из них, Сигрун, рассказывает, что её собираются выдать замуж. Тогда Хельги идёт с войском на клан её отца. Позже валькирии помогают герою в другой битве. Сигрун клянётся Хельги в верности и говорит, что тот станет великим правителем.

Помощь герою описана в этом отрывке из «Первой песни о Хельги Убийце Хундинга»:

54 Ринулись с неба

валькирии в шлемах

князю на помощь,

бой разгорался;

молвила Сигрун —

летали валькирии,

волк пожирал

ворона пищу:

Хельги Убийца Хундинга и Сигрун. 1919 г. Роберт Энгельс.
Хельги Убийца Хундинга и Сигрун. 1919 г. Роберт Энгельс.

 

«Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» посвящена Хельги, которого назвали в честь героя «Песни о Хельги, сыне Хьёрварда». Хельги встречает Сигрун, валькирию, что путешествует по морю и воздуху. Это родившаяся вновь валькирия Свава. Она помогает Хельги во время шторма и ведёт при этом отряд из 9 валькирий. Хельги в итоге умирает от ран, а Сигрун – от горя. Они перерождаются ещё одной парой – Хельги и валькирией Карой.

Хельги и Сигун. 1901 г. И. Герц.
Хельги и Сигун. 1901 г. И. Герц.

 

«Речи Эйрика» (Старшая Эдда)

«Речи Эйрика» – анонимная поэма 10 в. из «Языка поэзии». В ней есть отрывок про сон Одина, в котором он видит Вальхаллу. Во сне он велит приготовить Вальхаллу к прибытию кого-то важного, кого ас очень ждёт.

Вот этот отрывок из «Речей Эйрика»:

«Что то за сон, — Один сказал, —

что задумал я спозаранку

Валхаллу прибрать

для убитого люда:

разбудил я эйнхериев,

велел я вставать,

покрыть лавки соломой,

чаши вымыть, валькириям

вино принести,

когда явится князь,

что мною из мира

людей ожидаем:

тот благородный,

что мне радует сердце».

В «Речах Эйрика есть также упоминание валькирии Брюнхильды и героя Сигурда. Сигурд находит спящую Брюнхильду и пробуждает, срезав с неё кольчугу. Некоторые главы посвящены кеннингам (поэтическим описаниям, метафорам), связанным с валькириями. Например, битву обозначают как «погода оружия или щитов, либо Одина, либо валькирий, либо боевых королей, либо их столкновение или шум». Сами валькирии называются «девы смерти». Также валькирии входят в список асинь (богинь) как слуги Одина. Там же указано, что они – норны, создающие необходимость.

Вальхалла. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Вальхалла. 1905 г. Эмиль Дёплер.

 

Норны. 1889 г. И Герц.
Норны. 1889 г. И Герц.

 

«Песнь о Харальде» или «Речи ворона»

В этой скальдической поэме приведён разговор валькирии с вороном. Согласно описанию, у валькирии сверкающие глаза и белая, словно лилия, шея. Она мудра и знает язык птиц. У ворон она спрашивает, откуда те прилетели с окровавленными клювами. Ворон рассказывает о Харальде I Прекрасноволосом, первом короле Норвегии.

Описание валькирии в «Речах ворона» выглядит так:

2. Видят мудрой валькирию,

мужи не милы ей,

очами сверкающей,

что голос птиц ведает.

Приветила белогорлая

небес крушителя,

на край присевшего

друзей защит:

Разговор с воронами описан в этом отрывке:

3. «Что с вами, вороны?

Откуда явились вы

с кровавыми клювами

в раннюю рань?

Плоть пристала к когтям,

из глотки вонь падали;

похоже, что были

в ночи вы у трупов».

Валькирия разговаривает с вороном. 1862 г. Гравюра Джозефа Суэйна по мотивам Фредерика Сэндиса.
Валькирия разговаривает с вороном. 1862 г. Гравюра Джозефа Суэйна по мотивам Фредерика Сэндиса.

 

«Сага о Ньяле»

«Сага о Ньяле» – одна из саг об исландцах. Герой по имени Дёрруд наблюдает через щель в стене дома, как несколько женщин занимаются внутри ткачеством. Это валькирии, и за работой они выбирают, кто погибнет в предстоящей битве. Их ткацкий станок сделан из необычных материалов, в т.ч. оружия и костей убитых. В конце сцены валькирии разбивают поют о том, что отправятся на неосёдланных конях в бой. Они разбивают станок и уезжают.

Вот отрывок из «Саги о Ньяле»:

Страшно теперь

Оглянуться. Смотри!

По небу мчатся

Багровые тучи.

Воинов кровь

Окрасила воздух, —

Только валькириям

Это воспеть!

Полёт валькирий. Ок. 1890 г. Анри де Гро.
Полёт валькирий. Ок. 1890 г. Анри де Гро.

 

Валькирии в «Саге о Хаконе Добром»

«Сага о Хаконе Добром» входит в сборник «Круг земной». В конце саги есть поэма «Речи Хакона» Эйвинда Погубителя Скальдов. Главный герой – Хакон I Добрый, правитель норвегии. Он погибает в бою, куда Один отправляет двух валькирий, Гёндуль и Скёгуль. Хакон видит Гёндуль, опирающуюся на древко копья. Он спрашивает, не достойны ли он и его воины победы. Скёгуль же отвечает, что благодаря ему враги побеждены, и забирает Хакона в Вальхаллу.

Разговор Хакона и Скёгуль приведён в этом отрывке:

Хакон рек:

«Что ты так гадаешь

о битве, Бердыш-Скёгуль?

Иль мы победы были недостойны?»

Скёгуль рекла:

«По воле нашей

властвовал ты в бое,

растоптал супостатов».

Бдение валькирии. 1906 г. Э. Р. Хьюз.
Бдение валькирии. 1906 г. Э. Р. Хьюз.

 

Древнеанглийская поэзия. Заклинания

В заклинаниях из древнеанглийской поэзии можно найти персонажей, похожих на валькирий. Это женщины с оружием, копьями или мечами, летающие по воздуху.

Первый пример – заклинание от колотья в боку. Внезапную боль приписывают копью, которое внезапно было брошено этими женщинами.

Вот это заклинание:

Древнеанглийская поэзия. Заклинание от колотья в боку

Гремели, ох гремели,

пока по холмам скакали,

лютые, злые,

пока по земле скакали.

Ищи ты защиты

от злосчастья этого.

Чур, дрючок,

не торчи в утробе.

Встал под щитом я,

под тарчем светлым,

где жены многожильные

жизнь пожинали,

копья пускали,

сверкали звонкими:

Заклинание пчелиного роя должно было не дать отроившимся пчёлам улетать от дома. Здесь также упоминаются «женщины-победительницы» или «жены державные».

Текст этого заклинания выглядит так:

Древнеанглийская поэзия. Заклинание пчелиного роя

Жены державные,

сажайтесь на земь,

никогда-то, дикие,

не блуждайте по лесу,

порадейте-ка, добрые,

о владенье нашем,

как человек от века,

о вотчине да о пище.

Англо-саксонский курган. Саттон-Ху, графство Саффолк. Англия.
Англо-саксонский курган. Саттон-Ху, графство Саффолк. Англия.

 

Первое Мерзебургское заклинание

Это заклинание направлено на то, чтобы сковать и задержать вражескую армию. В нём автор обращается к девам, идизам, которые могут быть аналогичны скандинавским валькириям. Среди валькирий была одна, чьё имя даже означало «оковы войны» – Хьерфьетур.

Вот текст заклинания:

Первое Мерзебургское заклинание

Древле сели девы семо и овамо.

Эти путы путали, те полки пятили,

Третьи перетерли твердые оковы.

Верви низвергни, вражьих пут избегни.

Идизы. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Идизы. 1905 г. Эмиль Дёплер.

 

Другие источники

Есть ещё несколько известных древнескандинавских источников, где описываются валькирии:

  • Прорицание вёльвы;
  • Речи Гримнира – там есть описание места и роли разных мифологических существ;
  • Песнь о Вёлунде – о женитьбе трёх братьев на валькириях;
  • Речи Сигрдривы – встреча героя Сигурда с валькирией Сигрдривой (возможно, Брюнхильдой);
  • Видение Гюльви;
  • Тулы имён.

Археологические памятники

Изображения валькирий часто встречаются на различных камнях. Один из популярных мотивов – женщина с рогом мёда, приветствующая мужчину. Считается, что это валькирия принимает воина в Вальхалле.

Картина на камне Lilbjärs III с изображением валькирии, приветствующей воина.
Картина на камне Lilbjärs III с изображением валькирии, приветствующей воина.

 

Женщина подносит рог всаднику на коне с восемью ногами. Камень Тьянгвид.
Женщина подносит рог всаднику на коне с восемью ногами. Камень Тьянгвид.

 

Женщина с рогом для питья. Рунический камень U 1163. Найден в Drävle, Уппланд, Швеция. Один из «камней Сигурда».
Женщина с рогом для питья. Рунический камень U 1163. Найден в Drävle, Уппланд, Швеция. Один из «камней Сигурда».

 

Рунический камень из Рёка. Рёк, Швеция. В тексте рассказывается о валькирии, едущей верхом на волке.
Рунический камень из Рёка. Рёк, Швеция. В тексте рассказывается о валькирии, едущей верхом на волке.

 

Были найдены также различные фигурки, похожие на валькирий, украшения.

«Валькирия из Хорби». Позолоченная серебряная фигурка женщины со щитом. Найдена в деревне Хорби, Дания.
«Валькирия из Хорби». Позолоченная серебряная фигурка женщины со щитом. Найдена в деревне Хорби, Дания.

 

Ювелирные изделия эпохи викингов, вероятно, с изображением валькирий. Слева - женщина верхом на лошади, под её ногой – «крылатое» кавалерийское копьё, в руке меч. Её приветствует другая женщина со щитом. Справа – серебряная фигурка, описываемая как валькирия.
Ювелирные изделия эпохи викингов, вероятно, с изображением валькирий. Слева — женщина верхом на лошади, под её ногой – «крылатое» кавалерийское копьё, в руке меч. Её приветствует другая женщина со щитом. Справа – серебряная фигурка, описываемая как валькирия.

 

Серебряная фигурка с рогом для питья. Найдена в Бирке, Швеция.
Серебряная фигурка с рогом для питья. Найдена в Бирке, Швеция.

 

Слева - женщина касается своих волос лицом, справа – фигура с «крылатым» копьем, зажатым под ногой, и мечом в руке сидит на лошади лицом к другой женщине со щитом. Сделаны из серебра.
Слева — женщина касается своих волос лицом, справа – фигура с «крылатым» копьем, зажатым под ногой, и мечом в руке сидит на лошади лицом к другой женщине со щитом. Сделаны из серебра.

 

Сохранились также тексты и рукописи.

Текст Sermo Lupi ad Anglos, где слово wælcyrġe может обозначать волшебницу.
Текст Sermo Lupi ad Anglos, где слово wælcyrġe может обозначать волшебницу.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

9 − 6 =