Валькирии в скандинавской мифологии – воинственные девы, служащие Одину. С древнеисландского valkyrja переводится как «выбирающая убитых». Валькирии решали, кого из воинов, умерших в сраженииях, отправить в Вальхаллу, чертог Одина. Этой чести удостаивались только лучшие и отважные воины. Иногда валькирии решали исход битвы. Они часто присутствуют в разных мифах, в т.ч. как возлюбленные и помощницы героев.
- Словарь
- Кто такие валькирии
- Облик валькирий
- «Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда»
- Валькирии в поэмах «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» и «Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» (Старшая Эдда)
- «Речи Эйрика» (Старшая Эдда)
- «Песнь о Харальде» или «Речи ворона»
- «Сага о Ньяле»
- Валькирии в «Саге о Хаконе Добром»
- Древнеанглийская поэзия. Заклинания
- Первое Мерзебургское заклинание
- Другие источники
- Археологические памятники
Словарь
ВАЛЬКИРИИ (ед. ч. — др.-исл. valkyrja, букв. «выбирающая мёртвых, убитых») в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им — подносят питье, следят за посудой и чашами. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») дается перечень В. (повторенный «Младшей Эддой»), некоторые их имена расшифровываются (Хильд — «битва», Херфьетур — «путы войска», Хлекк — «шум битвы», Труд — «сила», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная»), другие — Скеггьельд, Скегуль, Гель (Гейр), Гейрахед (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв — точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют категорию низших женских божеств — дис.В героических песнях «Старшей Эдды» В. приобретают черты женщин-богатырок. В. фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельги и Велунда. В. Сигрдриву, в последующей традиции отождествленную с героиней популярного сюжета герм. эпоса о нибелунгах — Брюнхильд, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; ее пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).В исландской «Саге о Ньяле» сохранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дерруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами, двенадцать В., — рассказывается в саге, — ткали ткань из человеческих кишок и пели эту зловещую песнь.Лит.: Neckel G., Walhall. Studien ber germanisches Jenseitsglauben, Dortmund, 1913; Strm F., Diser, nornor, valkyrjor. Fruktbarhetskult och sakralt Kungadme i Norgen, Stockh.. 1954 (Kunglige vitterhets historie och antikvitets akademiens handlingar, fillologisk-filosofiska serien. [N] 1). E. М. Мелетинский.
Кто такие валькирии
О том, кто такие валькирии в скандинавской мифологии, можно прочитать в разных мифах. Это девы-воительницы, которые служат Одину. Иногда их считают дочерьми верховного аса. Главная задача валькирий – присутствовать на поле боя.

Во время сражения валькирии проносились над сражающимися на крылатых конях. Роль этих дев заключалась в следующем:
- Они должны были выбрать половину павших воинов, самых достойных. Души этих воинов затем отправлялись в Вальхаллу, где правил Один.
- Иногда валькириям было дозволено самим решать, кому из сражающихся дать победу. В других случаях они обязаны были одарить победой того, на кого указывал Один. В противном случае следовало наказание. Например, это произошло с Брюнхильдой. Один погрузил её в волшебный сон и сказал, что её выдадут замуж.

После смерти воины, выбранные валькириями, становятся эйнхериями (с древнескандинавского «одинокие бойцы» или «бесподобные бойцы»). В Вальхалле эйнхерии практически постоянно сражаются или тренируются. Таким образом они готовятся к Рагнарёку, дню гибели богов и мира. Когда придёт Рагнарёк, боги будут сражаться с чудовищами, своими врагами. На помощь асам поспешат и эйнхерии, которые покинут Вальхаллу. Когда воины не готовятся к битве, они пируют. В это время валькирии подносят им и Одину мёд и пиво.

В скандинавских легендах вторую половину погибших воинов забирает себе Фрейя, богиня любви и войны. Она отводит их в свой дворец Фолькванг. Это делает Фрейю похожей на самих валькирий. Возможно, она является образцом для подражания.

Возможно, валькирии также были связаны с судьбой. Имя одной из них, Свипуль, означало «изменчивая». Такой перевод мог быть отсылкой к изменчивости судьбы. Также иногда валькирий связывали с богинями судьбы, норнами и дисами (сверхъестественными существами, которые могли покровительствовать человеку или вредить). Образы норн и валькирий стали особенно близки в более поздней скандинавской мифологии.
Существуют разные версии относительно того, сколько валькирий в скандинавской мифологии. Иногда пишут, что их 9 или 13. Однако в разных текстах можно найти гораздо больше имён. Например, валькирии перечислены в «Тулах имён» Младшей Эдды. Там им посвящён отдельный раздел. Некоторые из валькирий встречаются только в определённых текстах вне списков. Например, это Сигрун, героиня произведений о конунге Хельги. Она покровительствовала герою, к которому на помощь приходили валькирии. Поэтому сложно точно сказать, сколько валькирий в скандинавской мифологии.
Существует немало легенд, где валькирии помогают смертным героям. Самый известный миф посвящён герою Сигурду и Брюнхильде. Сигурд пробуждает Брюнхильду, погружённую Одином в волшебный сон. Валькирия обучает его рунам, а затем герои влюбляются друг в друга. Иногда девы всё равно покидают возлюбленных, чтобы вернуться к битвам. Так происходит, например, в «Песни о Вёлунде».

Относительно того, персонажы какой мифологии валькирии, можно точно сказать, что это скандинавская мифология. Однако образ валькирий стал очень популярным. Из скандинавской они перешли в славянскую мифологию. В славянской мифологии была отдельная богиня Валькирия. Также существовал символ с подобным названием. Он давал силу и помогал победить в сражении. Но всё относительно того, валькирия это персонаж какой мифологии, стоит сказать, что это скандинавский пантеон.

Облик валькирий
Внешний вид хорошо показывает, кто такие валькирии в скандинавской мифологии. Это сильные девы, часто женщины-богатыри. Обычно этих воительниц описывают как красавиц. Иногда образ валькирий связан с лебедями. Например, в «Песни о Вёлунде» три брата женятся на девах-валькириях, которых встречают на берегу озера. Рядом с девами лежат их лебяжьи одежды. Имя одной из валькирий даже звучит как Хладгут Сванхвит, т.е. Лебяжебелая.
Их неотъемлемыми атрибутами были:
- доспехи, от блеска которых на небе появляется северное сияние;
- шлемы с крыльями;
- оружие – щиты и копья (копьё также было тесно связано с Одином);
- крылатые кони, на которых валькирии летали над полем битвы.
В «Первой Песни о Хельги убийце Хундинга» есть очень яркое описание валькирий:
15 Вдруг лучи
блеснули у Логафьёлль,
прянули молнии,
ярко сверкавшие:
девы в шлемах
с просторов небесных
мчались в кольчугах,
обрызганных кровью,
свет излучали
копья валькирий.

Эти мифические персонажи представали в виде настолько могущественных дев, что их могли победить лишь немногие. Брюнгильда, героиня историй о герое Сигурде, подвесила своего мужа на поясе в первую брачную ночь. В мифах лишь сам Сигурд смог победить валькирию. После этого Брюнгильда лишилась своей особой силы.
«Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда»
«Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда» – это одна из поэм Старшей Эдды. Там она входит в рукопись «Королевский сборник». Главный герой – конунг Хельги, который встретил валькирий и получил покровительство одной из них. Сначала о нём рассказывается, как о безымянном человеке, сыне норвежского короля. Хельги сидит на кургане и наблюдает за валькириями.
Вот отрывок из «Песни о Хельги, сына Хьёрварда»:
28 «Три раза девять,
но светлая дева
мчалась пред ними;
кони дрожали,
с грив их спадала
роса на долины,
град на леса,
урожай обещая;
претило смотреть мне!»

Одна из валькирий особенно его поразила. Это была дева по имени Свава, дочь короля Эйлими. Она нередко защищала отца в битвах. Свава заговаривает с молодым человеком и даёт ему имя, Хельги. Хельги кроме имени желает получить Сваву в жёны. Валькирия указывает также на клад с мечами, один из которых особенный. После замужества Свава, согласно тексту, остаётся валькирией. Хельги в конце концов погибает от ран. В конце истории и Хельги, и Свава рождаются заново под другими именами.
В поэме есть также поэтическая дуэль между ярлом Атли и великаншей Хримгерд. Хримгерд в стихе описывается, как видела встречу Хельги и валькирий:
Валькирии в поэмах «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» и «Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» (Старшая Эдда)
«Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» посвящена Хельги, сыну конунга Сигмунда. Хельги сидит на поле боя после битвы. Появляются валькирии с пропитанными кровью кольчугами. Одна из них, Сигрун, рассказывает, что её собираются выдать замуж. Тогда Хельги идёт с войском на клан её отца. Позже валькирии помогают герою в другой битве. Сигрун клянётся Хельги в верности и говорит, что тот станет великим правителем.
Помощь герою описана в этом отрывке из «Первой песни о Хельги Убийце Хундинга»:
54 Ринулись с неба
валькирии в шлемах
князю на помощь,
бой разгорался;
молвила Сигрун —
летали валькирии,
волк пожирал
ворона пищу:

«Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» посвящена Хельги, которого назвали в честь героя «Песни о Хельги, сыне Хьёрварда». Хельги встречает Сигрун, валькирию, что путешествует по морю и воздуху. Это родившаяся вновь валькирия Свава. Она помогает Хельги во время шторма и ведёт при этом отряд из 9 валькирий. Хельги в итоге умирает от ран, а Сигрун – от горя. Они перерождаются ещё одной парой – Хельги и валькирией Карой.

«Речи Эйрика» (Старшая Эдда)
«Речи Эйрика» – анонимная поэма 10 в. из «Языка поэзии». В ней есть отрывок про сон Одина, в котором он видит Вальхаллу. Во сне он велит приготовить Вальхаллу к прибытию кого-то важного, кого ас очень ждёт.
Вот этот отрывок из «Речей Эйрика»:
«Что то за сон, — Один сказал, —
что задумал я спозаранку
Валхаллу прибрать
для убитого люда:
разбудил я эйнхериев,
велел я вставать,
покрыть лавки соломой,
чаши вымыть, валькириям
вино принести,
когда явится князь,
что мною из мира
людей ожидаем:
тот благородный,
что мне радует сердце».
В «Речах Эйрика есть также упоминание валькирии Брюнхильды и героя Сигурда. Сигурд находит спящую Брюнхильду и пробуждает, срезав с неё кольчугу. Некоторые главы посвящены кеннингам (поэтическим описаниям, метафорам), связанным с валькириями. Например, битву обозначают как «погода оружия или щитов, либо Одина, либо валькирий, либо боевых королей, либо их столкновение или шум». Сами валькирии называются «девы смерти». Также валькирии входят в список асинь (богинь) как слуги Одина. Там же указано, что они – норны, создающие необходимость.


«Песнь о Харальде» или «Речи ворона»
В этой скальдической поэме приведён разговор валькирии с вороном. Согласно описанию, у валькирии сверкающие глаза и белая, словно лилия, шея. Она мудра и знает язык птиц. У ворон она спрашивает, откуда те прилетели с окровавленными клювами. Ворон рассказывает о Харальде I Прекрасноволосом, первом короле Норвегии.
Описание валькирии в «Речах ворона» выглядит так:
2. Видят мудрой валькирию,
мужи не милы ей,
очами сверкающей,
что голос птиц ведает.
Приветила белогорлая
небес крушителя,
на край присевшего
друзей защит:
Разговор с воронами описан в этом отрывке:
3. «Что с вами, вороны?
Откуда явились вы
с кровавыми клювами
в раннюю рань?
Плоть пристала к когтям,
из глотки вонь падали;
похоже, что были
в ночи вы у трупов».

«Сага о Ньяле»
«Сага о Ньяле» – одна из саг об исландцах. Герой по имени Дёрруд наблюдает через щель в стене дома, как несколько женщин занимаются внутри ткачеством. Это валькирии, и за работой они выбирают, кто погибнет в предстоящей битве. Их ткацкий станок сделан из необычных материалов, в т.ч. оружия и костей убитых. В конце сцены валькирии разбивают поют о том, что отправятся на неосёдланных конях в бой. Они разбивают станок и уезжают.
Вот отрывок из «Саги о Ньяле»:
Страшно теперь
Оглянуться. Смотри!
По небу мчатся
Багровые тучи.
Воинов кровь
Окрасила воздух, —
Только валькириям
Это воспеть!

Валькирии в «Саге о Хаконе Добром»
«Сага о Хаконе Добром» входит в сборник «Круг земной». В конце саги есть поэма «Речи Хакона» Эйвинда Погубителя Скальдов. Главный герой – Хакон I Добрый, правитель норвегии. Он погибает в бою, куда Один отправляет двух валькирий, Гёндуль и Скёгуль. Хакон видит Гёндуль, опирающуюся на древко копья. Он спрашивает, не достойны ли он и его воины победы. Скёгуль же отвечает, что благодаря ему враги побеждены, и забирает Хакона в Вальхаллу.
Разговор Хакона и Скёгуль приведён в этом отрывке:
Хакон рек:
«Что ты так гадаешь
о битве, Бердыш-Скёгуль?
Иль мы победы были недостойны?»
Скёгуль рекла:
«По воле нашей
властвовал ты в бое,
растоптал супостатов».

Древнеанглийская поэзия. Заклинания
В заклинаниях из древнеанглийской поэзии можно найти персонажей, похожих на валькирий. Это женщины с оружием, копьями или мечами, летающие по воздуху.
Первый пример – заклинание от колотья в боку. Внезапную боль приписывают копью, которое внезапно было брошено этими женщинами.
Вот это заклинание:
Древнеанглийская поэзия. Заклинание от колотья в боку
Гремели, ох гремели,
пока по холмам скакали,
лютые, злые,
пока по земле скакали.
Ищи ты защиты
от злосчастья этого.
Чур, дрючок,
не торчи в утробе.
Встал под щитом я,
под тарчем светлым,
где жены многожильные
жизнь пожинали,
копья пускали,
сверкали звонкими:
Заклинание пчелиного роя должно было не дать отроившимся пчёлам улетать от дома. Здесь также упоминаются «женщины-победительницы» или «жены державные».
Текст этого заклинания выглядит так:
Древнеанглийская поэзия. Заклинание пчелиного роя
Жены державные,
сажайтесь на земь,
никогда-то, дикие,
не блуждайте по лесу,
порадейте-ка, добрые,
о владенье нашем,
как человек от века,
о вотчине да о пище.

Первое Мерзебургское заклинание
Это заклинание направлено на то, чтобы сковать и задержать вражескую армию. В нём автор обращается к девам, идизам, которые могут быть аналогичны скандинавским валькириям. Среди валькирий была одна, чьё имя даже означало «оковы войны» – Хьерфьетур.
Вот текст заклинания:
Первое Мерзебургское заклинание
Древле сели девы семо и овамо.
Эти путы путали, те полки пятили,
Третьи перетерли твердые оковы.
Верви низвергни, вражьих пут избегни.

Другие источники
Есть ещё несколько известных древнескандинавских источников, где описываются валькирии:
- Прорицание вёльвы;
- Речи Гримнира – там есть описание места и роли разных мифологических существ;
- Песнь о Вёлунде – о женитьбе трёх братьев на валькириях;
- Речи Сигрдривы – встреча героя Сигурда с валькирией Сигрдривой (возможно, Брюнхильдой);
- Видение Гюльви;
- Тулы имён.
Археологические памятники
Изображения валькирий часто встречаются на различных камнях. Один из популярных мотивов – женщина с рогом мёда, приветствующая мужчину. Считается, что это валькирия принимает воина в Вальхалле.




Были найдены также различные фигурки, похожие на валькирий, украшения.




Сохранились также тексты и рукописи.
