Аск и Эмбла в скандинавской мифологии – пара первых людей. Это были мужчина и женщина, от которых произошли все остальные люди. Сначала боги нашли их на берегу моря. В большинстве легенд Аск и Эмбла в этот момент являются деревьями или кусками дерева. Затем боги уже дают им душу, разум, другие дары. После двое людей поселяются в Мидгарде, где живут и их предки. Этому посвящены отрывки из Старшей и Младшей Эдды.
Кто такие Аск и Эмбла
Аск (Askr) и Эмбла (Embla) – имена первых людей в мифологии скандинавов. Их имена связаны с деревьями, согласно разным теориям – вязом, ясенем, лозой или ивой. Сами люди в большинстве легенд сначала пребывали в древесной форме. Только затем их находят боги, оживляют и дают различные дары. Тогда Аск и Эмбла обретают способность жить, дышать и т.д.
Аск и Эмбла в скандинавской мифологии встречаются фактически только как прародители человечества. Поэтому в легендах они появляются нечасто и только в историях о создании мира. Основные источники – это «Прорицание вёльвы» (Старшая Эдда) и «Видение Гюльви» (Младшая Эдда).
Создание Аска и Эмблы
Существует несколько версий мифа о том, как Аск и Эмбла были созданы. Первое различие касается того, в какой именно форме существовали сначала прародители человечества:
- В первом варианте это два прообраза (иногда упоминается, что из дерева). Эти люди не имели души и судьбы, они не дышали и практически не могли ничего делать. Боги вдохнули в них жизнь.
- В другой версии изначально были два дерева, которые боги нашли на берегу моря. Из деревьев сделали заготовки в форме людей. С тех пор каждый человек имел похожий облик. Боги дали Аску и Эмбле жизнь, возможность воспринимать мир и двигаться.
В «Прорицании вёльвы» описывается их состояние до оживления:
18 Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хёнир — дух,
а Лодур — тепло
и лицам румянец.
Отличаются и легенды о том, кто нашёл и оживил Аска и Эмблу:
- верховный бог Один (дал людям душу), Лодур, т.е. Локи (одарил чувствами), Хёнир (вложил разум);
- либо это были «сыны Бора», т.е. братья Один, Вили и Ве.
В «Прорицании вёльвы» есть перечисление карликов и гномов. Там упоминается, что карлики слепили из глины подобие людей. Поэтому, возможно происхождение первых людей и подобным образом.
Происхождение и перевод имён
Имя Аска имеет достаточно точный перевод. На древнескандинавском оно пишется как Askr, что буквально переводится как «ясень». Этимологию имени Эмблы установить оказалось сложнее. Обычно её переводят как «ива» или «вяз». Но существуют разные теории.
Так, некоторые исследователи сомневаются, что Эмбла (embla) получено от слова «вяз», т.к. в этом случае слово должно быть несколько раз изменено. Также есть версия, что имя произошло от слова «лиана» или «лоза. Оно в свою произошло от греческого термина. Из-за этого Эмбла может быть связана с практикой разжигания огня огненным плугом (при помощи трения). Это было священное действие по добыче пламени, которое символизировало также оплодотворение и плодородие. В итоге Эмбла – это «разжигательница огня» или «дымоносная».
Британский филолог Бенджамин Торп предполагал, что имя Эмблы происходит от слова, означавшего «усердный труд». Тогда само имя обозначает занятую женщину.
Образы в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)
В Старшей Эдде первые люди появляются в «Прорицании вёльвы». Это произведение посвящено созданию мира, его существованию, гибели и возрождению. Повествование ведётся от лица вёльвы, колдуньи и прорицательницы. Она рассказывает, как Один, Лодур (Локи) и Хёнир нашли на берегу у моря бессильных Аска и Эмблу.
Об этой находке рассказывается в следующем отрывке «Прорицания вёльвы»:
17 И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.
У этих людей ещё не было судьбы, их тела были холодными, бездушными. Даже на щеках не было румянца. Тогда боги и дали им жизнь. От каждого бога первым людям достался какой-либо дар. Один дал дыхание, Хёнир – дух, а Лодур сделал лица тёплыми, чтобы они не выглядели мертвенно-бледными.
«Видение Гюльви»
«Видение Гюльви» – ещё одно произведение, посвящённое тому, как создали мир, как он развивался и погиб. Согласно этой версии, сотворением первых людей занимались Один и его братья – Вили и Ве, асы. В тексте их называют «сыновья Бора». Как-то идя вдоль моря, они увидели два дерева. Из этих деревьев они и создали Аска и Эмблу. Люди получили возможность говорить, воспринимать мир. Боги также дали им одежду и те имена, под которыми Эмбла и Аск стали известны в легендах.
Домом для прародителей человечества стал Мидгард. Там же поселились их предки, и род людей стал увеличиваться.
Вот подробный отрывок из «Видения Гюльви»:
Тогда молвил Ганглери: «Великое дело они совершили, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?» И отвечает Высокий: «Шли сыновья Бора37 берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй — разум и движенье, третий — облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя38. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе.
Теории о персонажах
Американский лингвист Яан Пухвел отмечает, что у разных народов встречаются легенды о первой паре людей-прародителей. Нередко они имеют и растительное происхождение. Например, в иранской мифологии есть Машйа и Машйана, выросшие из земли. Иногда указывается на их растительное происхождение. Причём некоторые исследователи заметили, что появление людей из древесины часто встречается у европейских и индоевропейских народов. На Ближнем Востоке же обычно происходит акт сотворения из глины, земли или крови.
Есть вероятность, что Аск и Эмбла имели реальные прототипы. Так, в англо-саксонской генеалогии королей Кента присутствует человек по имени Эск.
В искусстве
Аск и Эмбла – популярные персонажи в искусстве. Так, их изображение украшает ратушу Осло (в Норвегии). В Сёльвесборге (Швеция) находятся статуи этих персонажей авторства Стига Бломберга.