Бог Ньёрд

Бог Ньерд (Njörðr, древнескандинавский: Njǫrðr [ˈnjɔrðz̠]) — бог-ван, отец Фрейра и Фрейи. В древнескандинавской мифологии является богом плодородия, а также моря, мореплавания, ветра, рыбной ловли и богатства. Имя Ньёрда упоминается в обеих эддах.

Долгое время это божество было предметом научных дискуссий: его ассоциировали с богиней Нёртус, и с легендарным датским королем Хадингусом.

Имя

Имя Njörðr соответствует имени древнегерманской богини плодородия Nerthus (начало 1 века н.э.). Оба происходят от протогерманского теонима * Nerþuz.

Первоначальное значение имени оспаривается, но оно может быть связано с ирландским словом nert, что означает «сила» и «мощь». Было высказано предположение, что смена пола с женского Nerthus на мужской Njörðr связана с тем, что существительные женского рода с u-основой рано исчезли из германского языка, в то время как существительные мужского рода с u-основой преобладали. Однако другие ученые считают, что это изменение основано не на грамматическом роде, а на эволюции религиозных верований; что *Nerþuz и Njörðr кажутся разными полами, потому что их следует считать отдельными существами. Имя Njörðr может быть связано с именем скандинавской богини Njörun.

 

Кто такой Ньёрд

Скандинавский бог Ньерд — бог плодородия. Он был тесно связан с культом близнецов. Ньерд является родителем двух божественных близнецов — Фрейра и Фрейи. Также является воплощением морской стихии.

Ньерд живет в Нотауне — это название переводится как “Корабельный двор”. Его дом располагается одновременно на небе и на берегу моря. Это свидетельствует о том, что это божество является владыкой моря. Также ему подчиняется ветер и огонь. Он покровитель мореплавателей и рыбаков и распределитель морских богатств.

Ньёрд тоскует по морю (1908). Иллюстрация У.Г.Коллингвуда.
Ньёрд тоскует по морю (1908). Иллюстрация У.Г.Коллингвуда.

 

Также у этого божества сосредотачиваются земные богатства — недаром его имя напоминает имя богини Нерты: этими богатствами божество может наделять тех, кто его об этом просит.

 

У Снорри Стурлусона он назван “Третьим асом”, а в “Саге об Инглингах” он наследует самому Одину и правит шведами, у которых царит мир и урожай. По происхождению Ньёрд — ван, и перед концом света он вернется к своим сородичам.

Богиня Нёртус (1905). Иллюстрация Эмиля Доплера.
Богиня Нёртус (1905). Иллюстрация Эмиля Доплера.

Вот, что говорится об этом божестве в книге “Речи Вафтруднира”:

“У ванов в жилище

рожден и в залог

отдан был асам;

когда же настанет

мира конец,

он к ванам вернется”.

Бог Ньёрд в мифологии

Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в романе У. Г. Коллингвуда «Влюблённость Фрейра» (1908).
Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в романе У. Г. Коллингвуда «Влюблённость Фрейра» (1908).

Впервые в скандинавской мифологии Ньерд встречается в мифе о Тьяцци. Когда великан, гнавшийся за Локи, проник в Асгард, боги убили его. Узнав об этом, его дочь, Скади, облачилась в кольчугу и в шлем, и отправилась мстить за отца.

Асы предложили ей выкуп, и та потребовала, чтобы ей дали в мужья прекраснейшего из богов. Таковым считался всеобщий любимчик Бальдр, но богам не хотелось расставаться с ним. Они поставили перед разборчивой невестой задачу: она должна была узнать жениха, глядя только на его ноги.

Скади не угадала и выбрала Ньёрда. Она в свою очередь загадала богам сложную задачу — они должны были ее рассмешить. За дело взялся Локи. Он взял веревку и один ее конец привязал к козлиной бороде, а другой — к своим гениталиям.

Ньёрд. Иллюстрация 1832 года.
Ньёрд. Иллюстрация 1832 года.

 

Подпрыгивая и вопя от боли, Локи свалился на колени к Скади, и та, не выдержав, от души расхохоталась. Так был заключен мир.

После этого Один взял глаза Тьяцци и забросил на небо, где они стали звездами. Глядя на них, люди должны были вспоминать эту историю, которая некогда случилась в Асгарде.

Такая концовка вообще характерна для большинства мифов: достоверность предания должны были подтвердить реально существующие, пусть даже на небесах, предметы и явления.

Ньёрд и Скади на пути к Ноатуну (1882). Иллюстрация Фридриха Вильгельма Гейне.
Ньёрд и Скади на пути к Ноатуну (1882). Иллюстрация Фридриха Вильгельма Гейне.

Комические и этиологические эпизоды не завершили историю Ньёрда и Скади. Она переросла в настоящую романтическую драму. Скади хотела по-прежнему жить в горах — в Трюмхейме, а Ньёрду хотелось по-прежнему править морским царством.

Скади тоскует по горам и зиме (1908). Иллюстрация У.Г. Коллингвуда.
Скади тоскует по горам и зиме (1908). Иллюстрация У.Г. Коллингвуда.

 

Ньёрд и Скади договорились, что каждые девять дней будут менять жилище, и так бы они и жили. Но в один день Ньёрду надоела зима, и, кроме того, его стал раздражать вой волков. Супруги попробовали жить в морском царстве, но на этот раз страдала Скади: лебединый крик оглушал ее. Супруги в итоге расстались.

Изображение Ньёрра из исландской рукописи 17-го века.
Изображение Ньёрра из исландской рукописи 17-го века.

Вот, как написано об этом в книге “Язык поэзии. Кеннинги Ньёрда”:

“Какие есть кеннинги Ньёрда? Его называют «богом ванов», либо «родичем ванов», либо «ваном», а еще «отцом Фрейра и Фрейи» и «одаривающим богом». Так говорит Торд Сьяррекссон:

Гудрун в гневе

гордой деве

Херьяна воля

Хамдир в поле

сынов сгубила,

с ваном не мило,

коней обуздала,

колет удалой.

Здесь речь идет о том, что Скади покинула Ньёрда, о чем уже было написано.”

Бог скандинавов Ньерд — не единственное божество, пережившее такую драму. Его сын Фрейр также был беззаветно влюблен в великаншу…

Ньёрд и Локи

Перебранка Локи (1895). Иллюстрация Лоренца Фрёлиха.
Перебранка Локи (1895). Иллюстрация Лоренца Фрёлиха.

После гибели Бальдра асы собрались на пир. Среди приглашенных был и Ньёрд, который давно уже стал для асов своим.

Когда явился Локи и начал насмешничать над обычаями ванов, Ньёрд, обычно спокойный, вспыхнул, и сказал, что Локи, “муж женовидный”, без приглашения пришел на пир богов.

Вот, как написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

Ньёрд [сказал:]

33 «Беды нет великой,

коль женщина делит

ложе с мужчиной,

хуже, что ас

женовидный, рожавший,

на пир наш пришел”.

На это Локи припомнил странный эпизод из жизни Ньёрда, когда тот был заложником не у асов, а у великана Хюмира, дочери которого мочились ему в рот.

На это бог напомнил насмешнику, что тот родил сына, первого из асов. Вот, как написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

“Ньёрд [сказал:]

«Пусть я далеко

заложником был,

но тем я утешен,

что сына родил я, —

дорог он всем,

он — первый из асов”.

В ответ на это Локи повторил свое обвинение: Ньёрд родил Фрейра от собственной сестры.

Бог Ньёрд в фольклоре

Зима в Норвегии (фото 2004 года).
Зима в Норвегии (фото 2004 года).

 

Ньерд известен не только в скандинавской мифологии, но и в фольклоре. В 18-19 веке вера в это божество сохранялась на отдаленных норвежских хуторах. В старинных записях рассказывается следующий интересный эпизод о том, как рыбаки благодарили Ньёрда за богатый рыбный улов:

“Старикам всегда везло, когда они ходили на рыбалку. Однажды ночью Гуннхильд Рейнснос (1746 года рождения) и Йоханнес Рейнснос рыбачили в Сьосаватне. Они взяли с собой фонарик и ловили рыбу на живца. Рыба хорошо клевала, и вскоре у Гауннхильда появился недельный запас рыбы. Увидев, что рыбы очень много, он намотал леску со словами: «Спасибо ему, Ньёрду, за это время».

Герой Хадингус встречает Одина. Иллюстрация Луи Мо.
Герой Хадингус встречает Одина. Иллюстрация Луи Мо.

Также в норвежском фольклоре есть упоминание о неких “морских людях”, управлявших погодой на море: считается, что они как-то были связаны с Ньёрдом.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

семнадцать − 11 =