Сага

Odin_and_Sága_by_Frølich

Сага – богиня из древнескандинавской мифологии, асинья. О ней мало что известно, в основном это короткие упоминания в разных источниках. В месте под названием Сёкквабекк она пьёт и веселится вместе с Одином. Из-за её связи с верховным богом считается, что Сага – другое имя Фригг. На это указывают и некоторые другие моменты в разных текстах.

Кто такая Сага

В скандинавской мифологии имя Сага носила одна из богинь Асгарда (асинь). На древнескандинавском её имя пишется как Saga и, вероятно, означает «провидица». Возможно, сама богиня Сага в мифологии также является прорицательницей. Она живёт в месте под названием Сёкквабекк, которое описывают как «великое». Сёкквабекк переводится как «затонувшая» или «погружённая» скамья, а также «затонувший берег» или «берег сокровищ».

Вот отрывок из «Видения Гюльви», где говорится об этом месте:

Вторая — Сага. Она живет в Сёкквабекке, и это тоже великолепный двор.

Часто Сагу упоминают именно в связи с этим местом. Она и Один пьют там вино из золотых чаш. Рядом с ними плещется вода. При этом каких-либо конкретных указаний на функции Саги в текстах не содержится.

Происхождение имени

Есть две теории относительно происхождения имени Саги:

  1. В первой теории имя связано с глаголом sjá, что значит «видеть». Из этого следует, что богиня Сага в скандинавской мифологии сама провидица. Т.к. провидицей была и Фригг, жена Одина, иногда считается, что Сага – имя Фригг.
  2. Второй вариант – имя произошло от глаголов saga и segja (говорить, сказать). Но точных доказательств этому нет.

Упоминание в разных источниках

Образ Саги встречается и в Старшей, и в Младшей Эдде. В «Речах Гримнира» (Старшая Эдда) есть описание мест и дворцов Асов. Гримнир – одно из обличий Одина. В этом образе ас рассказывает Агнару про Сёкквабекк, который идёт четвёртым в списке резиденций богов. Под Сёкквабекком плещут волны, а Один и Сага пьют из золотых чаш.

В «Речах Гримнира» рассказ об этом выглядит так:

7 Четвертый — то

Сёкквабекк,

плещут над ним

холодные волны;

там Один и Сага

пьют каждый день

из чаш златокованых.

Сага наливает Одину напиток. 1893 г. Йенни Нюстрём.
Сага наливает Одину напиток. 1893 г. Йенни Нюстрём.

 

«Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» (Старшая Эдда) содержит упоминание о nes Ságu, что может переводится как «мыс Саги». Сама строка с этим выражением описывает поэтическую перебранку.

Вот отрывок об этом из «Первой Песни о Хельги Убийце Хундинга»

39 Девять волков

на мысе Саго

мы с тобой вывели, —

был я отцом им!»

В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда) Один в образе Высокого говорит Ганлери (переодетому конунгу Гюльви) об асиньях. После Фригг и её дворца Фенсалира (переводится как «болотный», «водный», «морской» или «океанический» чертог) Высокий говорит про Сагу и Сёкквабекк. По его словам, это великое место. В «Языке поэзии» Младшей Эдды имя Саги присутствует в списке асинь без какой-либо дополнительной информации.

Теории о происхождении образа

Самой популярной теорией относительно образа Саги является то, что она – Фригг, супруга Одина. На это указывает то, что в легендах они всегда показаны вместе. Названия дворца Фригг, Фенсалира, и Сёкквабекка связаны с водой. Поэтому Sága и Sökkvabekkr могут быть побочными формами имени Фригг и название её места жительства. Но иногда Сагу описывают как отдельную богиню, чей образ просто не слишком ясен.

По мнению Якоба Гримма, напиток, который пьют Сага и Один – это напиток бессмертия и поэзии. Сама Сага связана с Одином как богиня поэзии. Но, возможно, она также его жена или дочь.

Сага записывает под диктовку Одина. 1919 г. Роберт Энгельс.
Сага записывает под диктовку Одина. 1919 г. Роберт Энгельс.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

десять − три =