Сага – богиня из древнескандинавской мифологии, асинья. О ней мало что известно, в основном это короткие упоминания в разных источниках. В месте под названием Сёкквабекк она пьёт и веселится вместе с Одином. Из-за её связи с верховным богом считается, что Сага – другое имя Фригг. На это указывают и некоторые другие моменты в разных текстах.
Кто такая Сага
В скандинавской мифологии имя Сага носила одна из богинь Асгарда (асинь). На древнескандинавском её имя пишется как Saga и, вероятно, означает «провидица». Возможно, сама богиня Сага в мифологии также является прорицательницей. Она живёт в месте под названием Сёкквабекк, которое описывают как «великое». Сёкквабекк переводится как «затонувшая» или «погружённая» скамья, а также «затонувший берег» или «берег сокровищ».
Вот отрывок из «Видения Гюльви», где говорится об этом месте:
Вторая — Сага. Она живет в Сёкквабекке, и это тоже великолепный двор.
Часто Сагу упоминают именно в связи с этим местом. Она и Один пьют там вино из золотых чаш. Рядом с ними плещется вода. При этом каких-либо конкретных указаний на функции Саги в текстах не содержится.
Происхождение имени
Есть две теории относительно происхождения имени Саги:
- В первой теории имя связано с глаголом sjá, что значит «видеть». Из этого следует, что богиня Сага в скандинавской мифологии сама провидица. Т.к. провидицей была и Фригг, жена Одина, иногда считается, что Сага – имя Фригг.
- Второй вариант – имя произошло от глаголов saga и segja (говорить, сказать). Но точных доказательств этому нет.
Упоминание в разных источниках
Образ Саги встречается и в Старшей, и в Младшей Эдде. В «Речах Гримнира» (Старшая Эдда) есть описание мест и дворцов Асов. Гримнир – одно из обличий Одина. В этом образе ас рассказывает Агнару про Сёкквабекк, который идёт четвёртым в списке резиденций богов. Под Сёкквабекком плещут волны, а Один и Сага пьют из золотых чаш.
В «Речах Гримнира» рассказ об этом выглядит так:
7 Четвертый — то
Сёкквабекк,
плещут над ним
холодные волны;
там Один и Сага
пьют каждый день
из чаш златокованых.

«Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» (Старшая Эдда) содержит упоминание о nes Ságu, что может переводится как «мыс Саги». Сама строка с этим выражением описывает поэтическую перебранку.
Вот отрывок об этом из «Первой Песни о Хельги Убийце Хундинга»
39 Девять волков
на мысе Саго
мы с тобой вывели, —
был я отцом им!»
В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда) Один в образе Высокого говорит Ганлери (переодетому конунгу Гюльви) об асиньях. После Фригг и её дворца Фенсалира (переводится как «болотный», «водный», «морской» или «океанический» чертог) Высокий говорит про Сагу и Сёкквабекк. По его словам, это великое место. В «Языке поэзии» Младшей Эдды имя Саги присутствует в списке асинь без какой-либо дополнительной информации.
Теории о происхождении образа
Самой популярной теорией относительно образа Саги является то, что она – Фригг, супруга Одина. На это указывает то, что в легендах они всегда показаны вместе. Названия дворца Фригг, Фенсалира, и Сёкквабекка связаны с водой. Поэтому Sága и Sökkvabekkr могут быть побочными формами имени Фригг и название её места жительства. Но иногда Сагу описывают как отдельную богиню, чей образ просто не слишком ясен.
По мнению Якоба Гримма, напиток, который пьют Сага и Один – это напиток бессмертия и поэзии. Сама Сага связана с Одином как богиня поэзии. Но, возможно, она также его жена или дочь.
