Хюндла

Freia_Gestures_to_Hyndla_by_Frølichd

Хюндла в скандинавской мифологии – женский персонаж, великанша из рода ётунов. Также она считалась вёльвой и, судя по сохранившимся упоминаниям, обладала огромными знаниями. Практически единственный текст, где о ней рассказывается – это «Песнь о Хюндле». Хюндла там выступает прорицательницей, которая рассказывает о предках главного героя Оттара.

Кто такая Хюндла

Хюндла – одна из великанш-ётунов в скандинавской мифологии. Ётунов также называли инеистыми великанами. Хотя эти великаны и асы находились в постоянной вражде, некоторые ётуны не участвовали в конфликте. Хюндла, судя по всему, относилась к ним. В «Песни о Хюндле», в частности, к великанше обращается Фрейя. Богиня просит Хюндлу раскрыть родословную Оттара, своего любимца. Хотя вёльва сначала вступает в спор с богиней, в конце концов она помогает Фрейе.

О самой Хюндле известно мало. Упоминается, что она живёт в пещере. Именно там Фрейя навещает её и будит, чтобы расспросить о предках Оттара. Также говорится, что Хюндла в скандинавской мифологии ездит на волке. Этих животных считали конями ведьм и великанш.

«Песня о Хюндле» начинается с такого отрывка:

1 «Проснись, дева дев!

Пробудись, подруга,

Хюндла, сестра,

в пещере живущая!

Ночь непроглядна,

настало нам время

в Вальгаллу ехать,

в чертоги священные!

Фрейя будит Хюндлу. 1908 г. В. Г. Коллингвуд
Фрейя будит Хюндлу. 1908 г. В. Г. Коллингвуд

 

Имя Хюндлы

Имя этого персонажа могут писать как Хюндла или Хюндля. С древнескандинавского языка Hyndla переводится как «собачка». Великаны в скандинавской мифологии часто носили имена, связанные с животным миром. В данном случае такое значение вряд ли имеет уничижительное значение.

Персонаж в древнескандинавских источниках

Фактически единственное произведение, где встречается Хюндла – это «Песнь о Хюндле», входящая в состав Старшей Эдды. Единственный сохранившийся текст был найден в «Книге с Плоского острова», исландском манускрипте. В «Младшей Эдде» есть цитаты из «Песни о Хюндле». Автор взял их из «Краткого Прорицания вёльвы». «Краткое прорицание вёльвы» является самостоятельным произведением в составе «Песни о Хюндле».

«Песнь о Хюндле» начинает с обращения Фрейи к Хюндле. Богиня называет её сестрой, хотя это скорее попытка расположить к себе великаншу. В этой первой строке указывается, что Хюндла живёт в пещере. Фрейя навещает её ночью, пробуждает и зовёт в Вальгаллу, обещает взамен дать богу Тору жертвы, чтобы он был благосклонен к Хюндле.

Всё это Фрейя делает ради своего любимца, человека по имени Оттар. Оттар был очень преданным служителем богини. В «Песни» описываются, как мужчина возводил алтарь и неустанно приносил Фрейе жертвы. Он всегда верил в богинь из Асгарда. В некоторых источниках Оттар предстаёт даже возлюбленным Фрейи. Её помощь понадобилась ему, когда Оттар пытался получить наследство. Чтобы доказать своё право, он решил изучить свою родословную. Хюндла, будучи вёльвой, обладала нужными знаниями.

Вот отрывок из «Песни о Хюндле», где Фрейя обращается к великанше:

4 Жертвы для Тора

я приготовлю,

чтоб милость свою

он тебе даровал,

хоть он не жалует

ётунов жен.

5 Волка скорее

Из стойла выведи,

пусть он поскачет

с вепрем моим!»

Несмотря на обещание награды, Хюндла сначала не желает никуда идти с богиней. Она видит, что вепрь Хильдисвини, на котором приехала богиня – превращённый Оттар. Фрейя, однако, уговаривает великаншу всё же помочь. Большая часть поэмы – это перечисление предков Оттара.

Фактически, это список имён, рассказанный от лица Хюндлы. Всего их около 70. Часть имён вымышлены, но есть и настоящие, которые взяты из западнонорвежских родословных. Поэтому есть предположение, что Оттар – не вымышленный персонаж, но западнонорвежский правитель.

Предки Оттара. 1908 г. В. Г. Коллингвуд.
Предки Оттара. 1908 г. В. Г. Коллингвуд.

 

С 29 по 44 строфы содержание поэмы несколько отличается. Это фактически самостоятельное произведение, «Краткое прорицание вёльвы». Этот текст существует только в составе «Песни о Хюндле». В нём приводятся генеалогические сведения уже о богах. Приведены также некоторые легенды. Например, о гибели бога света и весны Бальдра из-за обмана Локи.

В конце поэмы Фрейя просит для Оттара «памяти пиво», чтобы мужчина запомнил всех предков. Поначалу Хюндла прогоняет богиню прочь. Великанша называет её распутной, ведь Фрейя как богиня любви имела множество возлюбленных. Фрейя в ответ угрожает великанше огнём. Существует предположение, что в данном случае это не пламя, а разгорающаяся заря. Исследователи предполагают, что, как и карлики, великаны могли обращаться в камень под лучами солнца. В итоге Хюндла даёт Фрейе пиво.

Их спор приведён в следующих строках «Песни о Хюндле»:

[Фрейя сказала:]

45 «Памяти пива

дай выпить вепрю,

чтоб каждое слово

вепрь мой помнил,

когда исчислять

наследники будут

родичей всех

на третье утро».

[Хюндла сказала:]

46 «Прочь уходи!

Спать я хочу;

доброго слова

ты не услышишь;

ты по ночам,

распутная, бегаешь,

как Хейдрун с козлами

бегать умеет.

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

четыре × пять =