Богиня Биль в скандинавской мифологии не имеет особого значения. Бог Хьюки в скандинавской мифологии является ее братом. Это пара детей, которые следуют за персонифицированной Луной, Мани, по небу.
Имена обоих детей встречаются в “Прозаической эдде” Снорри Стурлусона.
Кто такие Биль и Хьюки
Имена Биля и Хьюки тесно связаны с мифом о небесных светилах. Примечательно, что единственный источник. в котором о них говорится — это книга Снорри. Впрочем, вполне вероятно, что более древние источники были утеряны.
Вот, что написано о них в книге “Видение Гюльви”:
“О Солнце и Месяце.
Тогда спросил Ганглери: «А как правит он ходом солнца и звезд?» Высокий говорит: «Одного человека звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так светлы и прекрасны, что он назвал Месяцем сына своего, а дочь — Солнцем. И отдал он дочь в жены человеку по имени Глен. Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата с сестрою на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца: а солнце боги сделали, чтобы освещать мир, из тех искр, что вылетали из Муспелльсхейма. Эти кони зовутся Ранний и Проворный. Под дугами же у коней повесили боги по кузнечному меху, чтобы была им прохлада. В некоторых преданиях это называют кузнечным горном.
Месяц управляет ходом звезд, и ему подчиняются новолуние и полнолуние. Он взял с земли двух детей, Биля и Хьюки, в то время как они шли от источника Бюргир и несли на плечах коромысло Симуль с ведром Сэг. Имя отца их — Видфинн. Дети всегда следуют за месяцем, и это видно с земли”.
Здесь снова нужно вспомнить о тотемизме. Старый “тотемический” и новый “символический” мифы различаются в этом странном рассказе о детях, который следуют за месяцем.
Символический смысл проясняется, если выяснить значение имен детей. Биль — это “Месяц на ущербе”, а Хьюки — это “Молодой месяц”. Они несут ведро Сэг — это “Море” с приливами и отливами. Коромысло Симуль — это “Лунный луч”.
Здесь загадана загадка о связи приливов и отливов с фазами луны. Но разгадать любую загадку можно лишь тогда, когда догадываешься о связанном с ней сюжете. А сюжет этот прекрасно известен мировому фольклору: считается, что пятна на луне — это люди, которые ночью, в неположенное время, пошли за водой и были наказаны за нарушение обычая.
Некоторые научные теории
Ученый 19-го века Якоб Гримм считает, что Хьюки и Биль представляют кратеры на Луне, видимые с Земли. Шведы до конца 19 века верили, что видят в лунных пятнах двух человек, несущих на коромысле ведро.
Гримм приводит интересную легенду, которая была распространена не только в Скандинавии, но и в тевтонских землях.
“Человек на луне” из немецкого фольклора. Рисунок XIX века
Человек на Луне — дровосек, который в запретное время (в святую субботу) совершил преступление в лесу — он срубил дрова. За это он был перенесен на Луну; там его можно увидеть с топором за спиной и связкой хвороста в руке.
Джек и Джилл, предположительно связанные с Хьюки и Биль.
Вода из древней сказки превратилась в древко топора, а ведро — в куст терновника; общая идея была сохранена, но особое внимание было уделено соблюдению праздника; человек терпит наказание не столько за то, что срубил дрова, сколько за то, что сделал это в воскресенье.
Этот мотив также встречается в современном фольклоре Скандинавии, Англии и Северной Германии. В частности, о чем-то подобном говорится в английском стихотворении “Джек и Джилл”.