Гротти (Grottasöngr или Gróttasöngr; древнескандинавский: «Песни мельницы» или «Песня Гротти») — волшебная мельница. Песнь о ней является частью “Младшей эдды” Снорри Стурлусона.
Что такое Гротти
Песнь основывается на истории датского королевского рода Скьельдунгов. Большая часть слов этой песни вложены в уста двух великанских рабынь: они намалывают своему господину не богатство и славу, как тот просил, а одни только несчастья.
Конунг Фроди
По некоторым данным, Фроди — это эпитет Фрейра, но Снорри и Саксон Грамматик утверждают, что это разные правители. Фроди ассоциируется с золотым веком, который подробно описан в “Деяниях датчан”. Там же рассказывается о том, почему этот прекрасный век закончился.
Так, конунг Фроди состарился. Узнав об этом, некая ведьма начала творить всякие непотребства. В частности, она похитила у конунга кольцо, потом превратила своих детей в тюленей (и сама превратилась тоже), напала на Фроди и нанесла ему смертельную рану. Дружинники конунга расправились с оборотнями, и после смерти они приняли человеческий облик, разве только головы остались тюленьими. Но конунг умер.
Есть и другая история о прекращении золотого века. Конунг Фроди, гостивший в Швеции у сына Фрейра и Герд, купил там двух великанш — Фенью и Менью. Вот, как написано об этом в “Песни о Гротти”:
“Вот появились
в палатах конунга
вещие девы
Фенья и Менья;
Фроди они,
Фридлейва сыну,
сильные девы,
отданы в рабство.”
В Дании у конунга были огромные жернова (жернова Гротти). Мельница была чудесной: на ней можно было намолоть все, что угодно.
Мельница Гротти досталась конунгу от человека по имени Хенгикьёфт, чье имя переводится как “С отвисшей челюстью” — не слишком-то благозвучное имя для доброжелательного дарителя… Под этим именем скрывался сам “бог висельников”, Один. Рабыни тоже были непростыми — они были вещими женами, которые, в конце концов, намолол своему хозяину злую судьбу. Вот, как это произошло.
Мели, мели, Мельница…
Фроди велел рабыням молоть ему зерно, мир и счастье. Фенья и Менья принялись вертеть жернова, а Фроди не давал им ни сна, ни отдыха — разве что только на то время, пока успеет прокуковать кукушка.
Вот так об этом говорится в книге “Песнь о Гротти”:
“К мельнице их
подвели обеих,
жернов вращать
велели тяжелый;
не дал им Фроди
ни на миг передышки,
пока они песню
ему не запели.
3 Начали песню,
прервали молчанье:
«Поставим-ка жернов,
камни поднимем!»
Дальше молоть
повелел он девам.”
Тогда рабыни запели “Песнь Гротти”. Они пели, что конунг правильно выбрал рабынь, которым по силам было вертеть жернова — вот только он не узнал, откуда они родом:
“Фроди, ты не был
достаточно мудр, —
приязненный к людям,
рабынь покупая:
ты выбрал по силе,
судил по обличью,
да не проведал,
кто они родом.”
Их отец был Хрунгнир, храбрейший среди великанов, и разве только Тьяцци мог сравниться с ним в силе и доблести. Девять зим трудились великанши в преисподней, но потом стали валькириями:
“Хрунгнир с отцом
храбрейшими были,
но Тьяци мог с ними
в силе тягаться;
Иди и Аурнир
родичи наши,
ётунов братья,
мы их порожденье.
Гротти не вышла б
из серого камня,
камень бы твердый
земли не покинул,
так не мололи бы
ётунов девы,
когда б волшебства
не было в мельнице.
Мы девять зим,
подруги могучие,
в царстве подземном
росли и трудились;
нелегкое дело
девам досталось —
утесы и скалы
мы с места сдвигали.”
В песне о Гротти не говорится о том, почему вещие девы должны были стать рабынями, но, вероятно, здесь не обошлось без коварства Одина.
Вот, о чем пели великанши:
“Мелем мы снова:
сын Ирсы местью
Фроди ответит
за гибель Хальвдана;
братом ее
назван он будет
и сыном ее;
мы это знаем”.
Завершается песнь привычным заклинанием, свидетельствовавшим о том, что все спетое сбудется:
“Слово сказала
тогда исполинша:
«Мы Фроди смололи
славный помол;
вдосталь над жерновом
девы стояли”.
Гротти в скандинавской мифологии имеет роковое значение. Девы намололи вражеское войско, которое вторглось в Данию. Морской конунг Мюсинг убил Фроди и забрал обеих великанш на свой корабль. Жадность погубила и его: он велел им молоть соль, которая в средние века считалась большим богатством. Соли стало так много, что корабль затонул — и с тех пор море стало соленым.
Кстати, имя Мюсинг означает, что морской конунг имел “мышиное” происхождение. В Европе вплоть до 11 века бытовали легенды о жадных правителях, съеденных мышами. Неслучайно это имя дано Мюсингу: мыши, которые съедали зерно, были главными врагами мельников, а Фроди велел без перерыва молоть себе богатство.
Золотой век Фроди был прекращен из-за козней Одина, который в этом мифе предстает как бог распрей, а не мира — ему было нужно пополнять дружину эйнхериев.
В одном скандинавском средневековом описании мира говорится о том, что когда конунг Фроди состарился, его божественная сила иссякла. И тогда разразилась страшная буря. Потом солнце исчезло, прошло мощное землетрясение и разрушились горы. Только одна огромная гора поднялась из земли, и в этот мир нарушились все предсказания.
Этот рассказ больше всего напоминает описание грядущей судьбы богов. Так получилось, что конец золотого века Фроди совпал с мировой катастрофой…