Эйнхерии (einherjar) – воины, живущие в Вальгалле. Валькирии, служащие Одину, отбирали на поле боя половину воинов. Иногда считалось, что эйнхериями становятся только лучшие, те, кто умер с оружием в руках. Вторая половина отправлялась в зал Фрейи. В Вальгалле эйнхерии большую часть времени сражались, тренируясь. В Рагнарёк они должны были выступить на стороне асов в битве с чудовищами.
Словарь
ЭЙНХЕРИИ (др.-исл. einherjar, ед. ч. einheri) в скандинавской мифологии мертвые воины, живущие в небесной вальхалле и составляющие дружину бога Одина. Они непрерывно сражаются, а затем пируют в вальхалле. Э. сопоставляют с упоминаемыми в «Младшей Эдде» и в других источниках хьяднингами — войсками вечно воюющих между собой конунгов Хедина и Хегни; ночью после битвы валькирия Хильд — дочь Хегни и жена Хедина — воскрешает павших, и бой продолжается. Ряд авторов, в особенности О. Хефлер, сравнивает Э. и хьяднингов также с упоминаемыми Тацитом наводящими ужас ночными походами мертвых воинов хариев (harii) и с более поздними немецкими сказаниями о т. н. «дикой охоте», возглавляемой Вотаном (сканд. Один). В основе всех этих сказаний Хефлер усматривает тайные воинские мужские союзы древних германцев.
Кто такие эйнхерии
Название эйнхерии (einherjar) с древнескандинавского переводилось как «войско одного» или «тот, кто сражается в одиночку». В единственном числе – einheri. Эйнхерии в скандинавской мифологии – это очень сильные и умелые воины. Эйнхерием мог стать тот, кого валькирии забрали с поля боя в Вальгаллу к Одину. В Вальгаллу попадала половина погибших в каждом сражении. Вторую уносила в свои палаты Фрейя.
Эйнхерии в скандинавской мифологии практически постоянно сражались друг с другом. Их главной задачей было подготовиться к Рагнарёку, концу света. В этот день асы будут сражаться с ужасными чудовищами, своими врагами. Огромное войско эйнхериев будет им помогать. Когда они не сражаются, эти воины пируют и пьют мёд, поднесённый валькириями.
Эйнхерии в Старшей Эдде
Эйнхерии в мифологии встречаются в Старшей Эдде в нескольких текстах. В «Речах Вафтруднира» Один соревнуется в мудрости с ётуном Вафтрудниром, обмениваясь вопросами. Верховный ас спрашивает, где каждый день происходят битвы. Тогда ётун говорит про вечные сражения эйнхериев, упоминая и их пиры.
Вот отрывок из «Речей Вафтруднира»:
41 «Эйнхерии все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье,
мирно пируют».
Следующий текст из Старшей Эдды, где упоминаются эйнхерии – это «Речи Гримнира». Гримнир – переодетый Один, которого схватил правитель Гейррёд. Один рассказывает Гейррёду о том, что едят эйнхерии в Вальгалле. Пищу готовит Андхримнир, повар, который берёт мясо вепря Сехримнира. Этот вепрь всегда оживает, сколько бы раз его не съедали, и его свинина самая лучшая. Андхримнир варит мясо в котле под названием Эльдхримнир. Один также перечисляет валькирий и рассказывает, что они приносят эль эйнхериям.
Ещё один отрывок из «Речей Гримнира» посвящён упрёкам Одина, обращённым к Гейррёду. Верховный ас говорит, что Гейррёд пьян и теряет расположение эйнхериев. Между тем это расположение даёт очень многое.
В «Видении Гюльви» и «Языке поэзии» (Младшая Эдда)
Главный герой «Видения Гюльви» – конунг Гюльви. Под именем Ганлери он приходит в Асгард, желая поговорить с Асами. Трое мужей, которые являются воплощениями Одина, отвечают на его вопросы. Муж, которого называют Третьим, говорит об имени Одина Вальфёд («отец убитых»). Павшие в бою становятся его приёмными сыновьями и отправляются в Вальгаллу или Вингольф. Высокий (другое имя Одина) рассказывает про валькирий. Эти девы подают питьё и заботятся о посуде. Есть упоминание о том, насколько большая Вальгалла, и как много в ней эйнхериев.
В «Языке поэзии» есть цитата из поэмы «Речи Эйрика» о Вальгалле и эйнхериях:
Странен сей сон, —
сказал Один, —
будто встал я до свету
убрать Вальгаллу
для павших воинов.
Велел я эйнхериям
живей подыматься,
скамьи застилать
и мыть чаши.
Вином валькирии
вождя встречают.
«Сага о Хаконе Добром» и «Речи Эйрика»
В «Саге о Хаконе Добром» из сборника «Круг земной» есть поэма Эйвинда Погубителя Скальдов. Она называется «Речи Хакона». Там рассказывается о короле Хаконе I, который после смерти отправился в Вальгаллу. В одном из отрывков Хакон встречает валькирию Скёгуль, с которой беседует.
Разговор Хакона и Скёгуль в «Речах Хакона» есть в этом отрывке:
Хакон рек:
«Что ты так гадаешь
о битве, Бердыш-Скёгуль?
Иль мы победы были недостойны?»
Скёгуль рекла:
«По воле нашей
властвовал ты в бое,
растоптал супостатов».
В другом тексте «Речей Хакона» бог Браги встречает Хакона в Вальгалле. Браги убеждает мужчину, что Хакону здесь рады:
«Мир тебе здесь будет,
забудутся битвы.
Испей с богами пива!
Тебя здесь встретят
восемь братьев», —
рек ему Браги.
«Речи Эйрика» из саги «Красивая кожа» рассказывают о короле Эйрике I Кровавой секире и его прибытии в Вальгаллу. В этом отрывке «Речей Эйрика» описывается, как Один ждёт прибытия короля:
«Что то за сон, — Один сказал, —
что задумал я спозаранку
Валхаллу прибрать
для убитого люда:
разбудил я эйнхериев,
велел я вставать,
покрыть лавки соломой,
чаши вымыть, валькириям
вино принести,
когда явится князь,
что мною из мира
людей ожидаем:
тот благородный,
что мне радует сердце».
Эйнхерии в текстах Тацита
Историк Тацит в своей работе «Германия» описывал племя гариев, с которыми могли быть связаны эйнхерии. Это умелые и грозные воины. Поэтому учёные также считают, что эйнхерии могли представлять культ воинов, связанный с Одином.
Вот что писал Тацит:
А теперь о гариях: превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь во всех сражениях глаза побеждаются первыми.