Эйнхерии

Heimdallr_and_valkyries_by_Frølichвв

Эйнхерии (einherjar) – воины, живущие в Вальгалле. Валькирии, служащие Одину, отбирали на поле боя половину воинов. Иногда считалось, что эйнхериями становятся только лучшие, те, кто умер с оружием в руках. Вторая половина отправлялась в зал Фрейи. В Вальгалле эйнхерии большую часть времени сражались, тренируясь. В Рагнарёк они должны были выступить на стороне асов в битве с чудовищами.

Словарь

ЭЙНХЕРИИ (др.-исл. einherjar, ед. ч. einheri) в скандинавской мифологии мертвые воины, живущие в небесной вальхалле и составляющие дружину бога Одина. Они непрерывно сражаются, а затем пируют в вальхалле. Э. сопоставляют с упоминаемыми в «Младшей Эдде» и в других источниках хьяднингами — войсками вечно воюющих между собой конунгов Хедина и Хегни; ночью после битвы валькирия Хильд — дочь Хегни и жена Хедина — воскрешает павших, и бой продолжается. Ряд авторов, в особенности О. Хефлер, сравнивает Э. и хьяднингов также с упоминаемыми Тацитом наводящими ужас ночными походами мертвых воинов хариев (harii) и с более поздними немецкими сказаниями о т. н. «дикой охоте», возглавляемой Вотаном (сканд. Один). В основе всех этих сказаний Хефлер усматривает тайные воинские мужские союзы древних германцев.

Кто такие эйнхерии

Название эйнхерии (einherjar) с древнескандинавского переводилось как «войско одного» или «тот, кто сражается в одиночку». В единственном числе – einheri. Эйнхерии в скандинавской мифологии – это очень сильные и умелые воины. Эйнхерием мог стать тот, кого валькирии забрали с поля боя в Вальгаллу к Одину. В Вальгаллу попадала половина погибших в каждом сражении. Вторую уносила в свои палаты Фрейя.

Эйнхерии в скандинавской мифологии практически постоянно сражались друг с другом. Их главной задачей было подготовиться к Рагнарёку, концу света. В этот день асы будут сражаться с ужасными чудовищами, своими врагами. Огромное войско эйнхериев будет им помогать. Когда они не сражаются, эти воины пируют и пьют мёд, поднесённый валькириями.

Три валькирии, несущие эль в Валгалле. 1895 г. Лоренц Фрёлих.
Три валькирии, несущие эль в Валгалле. 1895 г. Лоренц Фрёлих.

 

Эйнхерии в Старшей Эдде

Эйнхерии в мифологии встречаются в Старшей Эдде в нескольких текстах. В «Речах Вафтруднира» Один соревнуется в мудрости с ётуном Вафтрудниром, обмениваясь вопросами. Верховный ас спрашивает, где каждый день происходят битвы. Тогда ётун говорит про вечные сражения эйнхериев, упоминая и их пиры.

Вот отрывок из «Речей Вафтруднира»:

41 «Эйнхерии все

рубятся вечно

в чертоге у Одина;

в схватки вступают,

а кончив сраженье,

мирно пируют».

Следующий текст из Старшей Эдды, где упоминаются эйнхерии – это «Речи Гримнира». Гримнир – переодетый Один, которого схватил правитель Гейррёд. Один рассказывает Гейррёду о том, что едят эйнхерии в Вальгалле. Пищу готовит Андхримнир, повар, который берёт мясо вепря Сехримнира. Этот вепрь всегда оживает, сколько бы раз его не съедали, и его свинина самая лучшая. Андхримнир варит мясо в котле под названием Эльдхримнир. Один также перечисляет валькирий и рассказывает, что они приносят эль эйнхериям.

Вальхалла. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Вальхалла. 1905 г. Эмиль Дёплер.

 

Ещё один отрывок из «Речей Гримнира» посвящён упрёкам Одина, обращённым к Гейррёду. Верховный ас говорит, что Гейррёд пьян и теряет расположение эйнхериев. Между тем это расположение даёт очень многое.

В «Видении Гюльви» и «Языке поэзии» (Младшая Эдда)

Фигура, ведущая воинов, каждый из которых несёт кольцо. Под его лошадью валькнут (символ воинов, идущих в Вальгаллу). Тёнгельгордский камень 8 в. Найден в Лэрбру, Готланд, Швеция.
Фигура, ведущая воинов, каждый из которых несёт кольцо. Под его лошадью валькнут (символ воинов, идущих в Вальгаллу). Тёнгельгордский камень 8 в. Найден в Лэрбру, Готланд, Швеция.

 

Главный герой «Видения Гюльви» – конунг Гюльви. Под именем Ганлери он приходит в Асгард, желая поговорить с Асами. Трое мужей, которые являются воплощениями Одина, отвечают на его вопросы. Муж, которого называют Третьим, говорит об имени Одина Вальфёд («отец убитых»). Павшие в бою становятся его приёмными сыновьями и отправляются в Вальгаллу или Вингольф. Высокий (другое имя Одина) рассказывает про валькирий. Эти девы подают питьё и заботятся о посуде. Есть упоминание о том, насколько большая Вальгалла, и как много в ней эйнхериев.

Валькирия. 1834-1835 гг. Г. В. Биссен.
Валькирия. 1834-1835 гг. Г. В. Биссен.

 

В «Языке поэзии» есть цитата из поэмы «Речи Эйрика» о Вальгалле и эйнхериях:

Странен сей сон, —

сказал Один, —

будто встал я до свету

убрать Вальгаллу

для павших воинов.

Велел я эйнхериям

живей подыматься,

скамьи застилать

и мыть чаши.

Вином валькирии

вождя встречают.

«Сага о Хаконе Добром» и «Речи Эйрика»

В «Саге о Хаконе Добром» из сборника «Круг земной» есть поэма Эйвинда Погубителя Скальдов. Она называется «Речи Хакона». Там рассказывается о короле Хаконе I, который после смерти отправился в Вальгаллу. В одном из отрывков Хакон встречает валькирию Скёгуль, с которой беседует.

Разговор Хакона и Скёгуль в «Речах Хакона» есть в этом отрывке:

Хакон рек:

«Что ты так гадаешь

о битве, Бердыш-Скёгуль?

Иль мы победы были недостойны?»

Скёгуль рекла:

«По воле нашей

властвовал ты в бое,

растоптал супостатов».

В другом тексте «Речей Хакона» бог Браги встречает Хакона в Вальгалле. Браги убеждает мужчину, что Хакону здесь рады:

«Мир тебе здесь будет,

забудутся битвы.

Испей с богами пива!

Тебя здесь встретят

восемь братьев», —

рек ему Браги.

«Речи Эйрика» из саги «Красивая кожа» рассказывают о короле Эйрике I Кровавой секире и его прибытии в Вальгаллу. В этом отрывке «Речей Эйрика» описывается, как Один ждёт прибытия короля:

«Что то за сон, — Один сказал, —

что задумал я спозаранку

Валхаллу прибрать

для убитого люда:

разбудил я эйнхериев,

велел я вставать,

покрыть лавки соломой,

чаши вымыть, валькириям

вино принести,

когда явится князь,

что мною из мира

людей ожидаем:

тот благородный,

что мне радует сердце».

Эйнхерии в текстах Тацита

Историк Тацит в своей работе «Германия» описывал племя гариев, с которыми могли быть связаны эйнхерии. Это умелые и грозные воины. Поэтому учёные также считают, что эйнхерии могли представлять культ воинов, связанный с Одином.

Вот что писал Тацит:

А теперь о гариях: превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непро­гляд­но темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь во всех сражениях глаза побеждаются первыми.

Дикая охота Одина. 1872 г. П. Н. Арбо.
Дикая охота Одина. 1872 г. П. Н. Арбо.

 

 

Валькирии встречают бога Хеймдалля, когда они несут погибшего в Вальгаллу. 1906 г. Лоренц Фрёлих.
Валькирии встречают бога Хеймдалля, когда они несут погибшего в Вальгаллу. 1906 г. Лоренц Фрёлих.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

десять + 4 =