Олень Эйктюрнир (на норвежском Eikþyrnir) – одно из животных скандинавской мифологии. В мифах практически отсутствует его описание. Сам олень упоминается в Старшей и Младшей Эддах. Он обитает в Асгарде, в Вальхалле. В большинстве легенд описано, что он стоит на крыше Вальгаллы. Оттуда он дотягивается до Иггдрасиля и ест его листья. Из влаги с рогов Эйктюрнира образуются реки.
Роль оленя Эйктюрнира в мифах
Олень Эйктюрнир в скандинавской мифологии – одно из мифологических животных, живущих у Иггдрасиля. Иггдрасиль является Мировым древом скандинавов. Это гигантский ясень, проходящий через все миры. Эйктюрнир питается листвой древа. Чтобы дотянуться до листвы, олень встаёт на крышу чертога Вальхаллы. Этот чертог принадлежит Одину, туда уходят воины, павшие в битвы. После каждого сражения валькирии отбирают половину погибших, чтобы сопроводить в Вальгаллу.
Эйктюрнир играет важную роль в возникновении всех рек на земле и в мире богов. Влаги на его рогах так много, что она стекает вниз, в Хвергельмир. Это поток, название которого означает «Кипящий котёл». Из него вытекают реки.
Об этом рассказывается, например, в «Видении Гюльви», где есть и перечисление рек:
«Надо еще рассказать и об олене Эйктюрнире. Он стоит на Вальгалле и объедает ветви того дерева, а с рогов его каплет столько влаги, что стекает она вниз в поток Кипящий Котел, и берут оттуда начало реки: Сид, Вид, Сёкин, Эйкин, Свёль, Гуннтро, Фьёрм, Фимбультуль, Гипуль, Гёпуль, Гёмуль, Гейрвимуль. Они протекают через селенья асов. Другие реки называются: Тюн, Вин, Тёлль, Хёлль, Град, Гуннтраин, Нют, Нёт, Нённ, Хрённ, Вина, Вегсвинн, Тьоднума»
Этимология имени
Имя оленя Эйктюрнира традиционно переводится как «дуборогий». Это слово состоит из элементов «дуб» и «тернистый», «колючий». Однако происхождение имени всё ещё не ясна до конца. Интересную теорию выдвинул лингвист Анатолий Либерман. По его мнению, было взято название одного из небес в скандинавской мифологии, самого нижнего. Это название писалось как Heiðþyrnir (Хейдтюрнир) и происходило от слова heið («светлое небо»).
Это название разделили на два. В итоге получились имя оленя Эйктюрнира (Eikþyrnir) и козы Хейдрун (Heiðrún). Эта коза тоже ест листья Иггдрасиля. Однако появление элемента –þyrnir по-прежнему неясно.
«Речи Гримнира» (Старшая Эдда)
В «Речах Гримнира» рассказывается о Эйктюрнире и подробно описываются реки, стекающие с его рогов. Гримнир – это сам Один. Под таким именем он попал в плен к жестокому конунгу Гейррёду. Поэма посвящена тому, как Один во время пыток рассказывает о мироустройстве.
Вот подробный отрывок со списком всех рек и их направлений:
26 Эйктюрнир олень,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
в Хвергельмир падает
влага с рогов —
всех рек то истоки:
27 Сид и Вид,
Сёкин и Эйкин,
Свёль и Гуннтро,
Фьёрм и Фимбультуль,
Рейн и Реннанди,
Гипуль и Гёпуль,
Гёмуль и Гейрвимуль
у жилища богов,
Тюн и Вин,
Тёлль и Хёлль,
Град и Гуннтраин.
28 Вина — одна,
Вегсвин — другая,
Тьоднума — третья,
Нют и Нёт,
Нённ и Хрённ,
Слид и Хрид,
Сильг и Ильг,
Виль и Ван,
Вёнд и Стрёнд,
Гьёль и Лейфтр, —
те — в землях людей,
но в Хель стремятся.
В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда)
Более короткий список рек присутствует и в «Видении Гюльви». Там же есть описание Эйктюрнира, похожее на текст «Речей Гримнира». В некоторых переводах «Видения Гюльви» олень находится не на крыше Вальгаллы, а в самом чертоге. Но вариант, где он стоит на чертоге, считается более естественным и подходящим по контексту.