Цверги

Цверги (Старый английский dweorg, древнескандинавский dvergr [ˈdwerɡz̠] and Старый верхненемецкий twerg.) — в древнескандинавской мифологии жители преисподней, Свартальвхейма. Также их называют карлами, карликами и гномами. Они — предтеча классических гномов европейского фольклора и антагонисты как светлых альвов, так и асов.

Цверги в скандинавской мифологии чаще всего упоминаются как искусные мастера, которые в частности выковали Одну его копье, не знающее промаха, а Тору — его знаменитый Мьельнир. В некоторых сказаниях (в частности в сюжете о Квасире) они выступают в роли предателей и коварных убийц. Но иногда они соприкасаются с миром богов с относительно мирными намерениями — как, например, цверг Альвис, мечтавший жениться на дочери Тора, Труд.

Словарь

ЦВЕРГИ, в германо-скандинавской мифологии карлики. В более поздних скандинавских народных поверьях они смешиваются с альвами и другими природными духами. Иногда Цвергов называют чёрными альвами, в отличие от остальных альвов — белых(светлых). Они, согласно «Младшей Эдде», первоначально были червями в теле великана Имира, из которого произошёл мир, а по «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), они были созданы из крови и костей Бримира — Блаина (вероятно, тот же Имир). Живя в земле и камнях, подобно червям, цверги боятся света, он для них губителен (при лучах солнца они превращаются в камень). В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») Тор задаёт мудрому карлику Альвису, сватающемуся к его дочери, вопросы вплоть до рассвета, к-рый его погубит. Цверги— искусные кузнецы. Согласно «Младшей Эдде» и другим источникам, они изготовили сокровища богов-асов — их главные атрибуты: Брисинги — ожерелье (Брисингамен) для богини Фрейи; Цверги — «сыновья Ивальди» по просьбе Локи — золотые волосы для богини Сив, а также волшебный корабль Скидбладнир для Фрейра и копьё для Одина Гунгнир; карлики — братья Брокк и Эйтри (с которыми Локи поспорил, заложив свою голову, что они не сделают трёх равноценных этим сокровищ) изготовили вепря с золотой щетиной для Фрейра, золотое кольцо Драупнир для Одина и молот Мьелльнир для Тора, выиграв спор (из-за того, что Локи, принявший обличье мухи, мешал кузнецам, рукоятка получилась коротковата, но всё же боги признали молот лучшим произведением карликов). Карлики Фьялар и Галар изготовили из крови Квасира и пчелиного мёда священный мёд поэзии. Четыре Цверга, названные по странам света Нордри («северный»), Судри («южный»), Аустри («восточный»), Вестри («западный»), поддерживают небо по четырём углам земли (мотив, широко распространённый в мифологии различных народов).

Этимология

Современное английское существительное карлик (dwarf) происходит от древнеанглийского dweorg. Он имеет множество родственных слов в других германских языках, включая древнескандинавский dvergr [ˈdwerɡz̠] ​​и древневерхненемецкий twerg. По словам Владимира Орла, английское существительное и родственные ему слова в конечном итоге происходят от протогерманского * dwergaz. Другая этимология карлика восходит к протогерманскому * dwezgaz, где звук r является продуктом закона Вернера. Анатолий Либерман связывает германское слово с новоанглийским dizzy: якобы карлики причиняли людям психические заболевания и в этом отношении ничем не отличались от эльфов и ряда других сверхъестественных существ.

Для форм, предшествующих протогерманской реконструкции, этимология слова «карлик» вызывает большие споры. Ученые предложили теории о происхождении существа с помощью исторической лингвистики и сравнительной мифологии, включая идею о том, что карлики могли возникнуть как духи природы, как существа, связанные со смертью, или как смесь концепций. Конкурирующие этимологии включают основу индоевропейского корня * dheur- (что означает «ущерб»), индоевропейского корня * dhreugh (откуда, например, современное английское «мечта» и немецкое Trug «обман»), и ученые сравнивал с санскритскими дхварами (dhvaras) (тип «демонического существа»).

В современном английском языке есть два множественных числа слова «гном»: карлики и карлики. Гномы остаются наиболее часто используемым множественным числом. Множественное число гномов в меньшинстве было зарегистрировано еще в 1818 году. Однако позже оно было популяризировано филологом и автором легендариума Дж. Р. Р. Толкином, возникшим как гиперкоррективная ошибка. Он использовался Толкином за некоторое время до 1917 года. Что касается использования им этого множественного числа, Толкин писал в 1937 году: «Боюсь, это всего лишь часть личной плохой грамматики, довольно шокирующая для филолога, но мне придется согласиться с этим».  (Для литературных произведений Толкина, Гном (Dwarf) (Средиземье).)

Кто такие цверги

 

Цверги в мифологии древних скандинавов — древние хтонические создания. Другие названия цвергов — карлики, карлы или гномы. Упоминания о них присутствуют в Старшей и Младшей эддах, а также в различных сказаниях и легендах.

Цверги были сделаны богами из тела первовеликана Имира. Вот, как написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:

Тогда сели боги

на троны могущества

и совещаться

стали священные:

кто должен племя

карликов сделать

из Бримира крови

и кости Блаина.

Мотсогнир старшим

из племени карликов

назван тогда был,

а Дурин — вторым;

карлики много

из глины слепили

подобий людских,

как Дурин велел.”

В мифе о сотворении мифа говорится, что тело великана Имира начало разлагаться, и в нем стали появляться черви. Из этих червей появились карлики. По воле богов они приняли человеческий облик и получили разум.

В некоторых источниках говорится, что первые карлы были созданы богами из крови и костей Имира. Потом карлы налепили себе подобных из глины — то есть, из плоти первовеликана. Вот, что написано об этом в книге “Видение Гюльви”:

Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй — Дурин.”

Характер цвергов

Семь гномов поют “Heigh-Ho” в диснеевском мультфильме 1937 года “Белоснежка и семь гномов”.
Семь гномов поют “Heigh-Ho” в диснеевском мультфильме 1937 года “Белоснежка и семь гномов”.

 

Цверги в скандинавской мифологии часто являются антагонистами богов и людей. Иногда они опасны, а иногда — очень опасны. Впрочем, в некоторых историях они представляют исключительно в качестве опытных мастеров, равных которым нет во всех мирах. Рост цвергов в мифологии скандинавов небольшой, но они не ниже обычного человека.

Некоторые карлики, подобно червям, живут в земле. Другие гномы обитают в камнях — один такой карлик заманил в ловушку конунга Свейгдира, который пытался отыскать Асгард. Вот, что написано об этом в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:

“Свейгдир снова отправился на поиски Жилища Богов. На востоке Швеции есть большая усадьба, которая называется У Камня. Там есть камень большой, как дом. Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином.”

Цверги — подземные хтонические создания (от слова “хтонос — земля”). Они очень боятся солнечного света: в частности, именно поэтому их до называется Нидавеллир (в переводе с древнескандинавского это слово означает “Поля мрака”) и стоит на севере. Кстати, это золотой дом — как и гномы из европейского фольклора, скандинавские цверги являются владельцами подземных сокровищ.

Некоторые карлы имеют космогоническую функцию. Равновысокий (Один) говорил, что они поддерживают небосвод, созданный из черепа Имира: четыре цверга сидят под каждым изгибом небосвода — и каждый находится на “своей” стороне света.

Два гнома. Иллюстрация из “Поэтической эдды” 19 века. Художник - Лоренц Фрёлих (1895).
Два гнома. Иллюстрация из “Поэтической эдды” 19 века. Художник — Лоренц Фрёлих (1895).

 

Карлы и асы

У цвергов достаточно специфические отношения со своими создателями. В целом Асгард и Свартальвхейм не соприкасаются, но иногда богам и цвергам приходится взаимодействовать. Известен миф, в котором карлы выковывают вещи в дар богам: копье Одина, корабль Фрейра, ожерелье Фрейи и, разумеется, легендарный Мьёлльнир Тора.

Известна и еще одна любопытная легенда о сватовстве Альвиса: цверг влюбился в дочь громовника Тора, Труд, и пришел женихаться. Тору пришлось проявить чудеса смекалки (на сей раз Локи рядом не было), и спровоцировать карла на демонстрацию своей учености и мудрости. Увлекшись, Альвис не успел до наступления утра убраться в преисподнюю — и солнечные лучи превратили его в камень.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

4 × 5 =