Мед поэзии

Мед поэзии. Поэтический мед (Poetic Mead) или Мед поэзии (Mead of Poetry), также известный как Мед Суттунга (Mead of Suttungr). Óðrerir, Óðrørir или Óðrœrir относятся либо к одному из трех сосудов, содержащих мед поэзии (наряду с Boðn и Són), либо к самому меду. Напиток скальдов и сказителей. Он был изготовлен преступным образом: два цверга заманили к себе в Свартальвхейм благородного Квасира, и убили его. Из его крови и был сварен чудесный мед. После этого карлами было совершено еще множество преступлений, но мед поэзии в конце-концов попал к Одину. А верховный ас поделился им с людьми.

Мед поэзии в скандинавской мифологии — особый, ритуальный напиток. Во-первых, для его приготовления понадобилась жертва, во-вторых, чтобы его достать, Один пошел на кровавое преступление и провисел на мировом древе Иггдрасиль.

В скандинавской мифологии

Словарь

МЕД ПОЭЗИИ, в скандинавской мифологии священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение. История изготовления Меда поэзии и добывания его Одином наиболее подробно изложена в «Младшей Эдде» в форме ответа бога-скальда Браги на вопрос великана Эгира: «откуда взялось искусство, что зовётся поэзией?». При заключениимира после войны асов и ванов (см. в ст. Ваны),рассказал Браги, боги совершили ритуальное смешение слюны в чаше, а затем сделали из неё мудрого человечка по имени Квасир. Карлики (цверги) Фьялар и Галар зазвали Квасира в гости и убили его, а из его крови, смешанной с пчелиным мёдом, приготовили в трёх сосудах — Одрёрир («приводящий духв движение»), Сон («кровь») и Бодн М. п. Затем карлы зазвали к себе и убили великана Гиллинга и его жену. Чтобы откупиться от сына Гиллинга —Суттунга, цвергам пришлось отдать ему Мед поэзии. Суттунг поставил свою дочь Гуннлёд сторожить мёд в скале Хнитбьёрг («сталкивающиеся скалы»). Один, стремясь завладеть Медом поэзии, устроил так, что работники Бауги, брата Суттунга, передрались из-за точила и поубивали друг друга, после чего Один поступил (под именем Бёльверк, букв, «злодей») вместо них в услужение к Бауги, испросив вместо платы за службу глоток мёда. Так как Суттунг не принял договора, то Один-Бёльверк достал бурав(рати) и заставил Бауги про буравить скалу, за которой находились сосуды с мёдом, после чего пролез в обличье змеи в просверлённую дыру, провёл три ночи с Гуннлёд и с её разрешения осушил тремя глотками все три сосуда с мёдом. Затем, превратившись в орла, Один улетел в Асгард, где выплюнул весь мёд в чашу. Мёд Суттунга Один отдал асам и «…тем людям, которые умеют слагать стихи». В Речах высокого» («Старшая Эдда» 104—110) содержатся отрывочные сведения об истории похищения Одином мёда у Суттунга и Гуннлёд (но священный мёд не называется там Мед поэзии), а также описывается мучительная «шаманская» инициация Одина, пронзённого копьём и провисевшего в течение девяти дней на мировом древе (138—140). Эта история отчасти является параллелью к добыванию мёда у Суттунга, так как после испытания Один получает от великана Бёльторна (отца его матери) магические заклинания и пьёт мёд из сосуда Одрёрир. Бёльторн соответствует Суттунгу, шаманское камлание (к которому священный мёд имеет прямое отношение как средство приведения в экстаз и которое предполагает путешествие души «шамана») — путешествию культурного героя.

К строфам 138—140«Речей высокого», в свою очередь, близка ситуация,описанная в «Речах Гримнира» («Старшая Эдда»), где Один после мучительного стояния между костров получает глоток мёда и начинает вещать.Наконец, «Прорицание вёльвы» («Старшая Эдда»)намекает на то, что в медовом источнике Мимира находится глаз Одина, отданный, возможно, за право пить из источника мудрости (версия «Младшей Эдды»). Во всех этих случаях священный мёд тесно связан с Одином и символизирует экстатический источник как мудрости, так и обновления жизненных и магических сил. Мировое древо Иггдрасиль само покрыто медвяной росой и питает корни в медвяных источниках, из которых пьют мёд бог Хеймдалль и Мимир. Медвяным молоком козы Хейдрун поддерживают в Вальхалле свои силы павшие воины(эйнхерии). Мед поэзии имеет параллели в других мифологиях (напр., священный напиток амрита в индийской мифологии). Однако Мед поэзии не обладает омолаживающей силой, подобно амрите. Эта функция перенесена на «молодильные» яблоки богини Идунн,но скорее всего первоначально этим свойством обладал сам священный мёд. Е. М. Мелетинский.

Что такое мед поэзии

“Хитрый план Одина”. Иллюстрация Вилли Погани, 1920 год.
“Хитрый план Одина”. Иллюстрация Вилли Погани, 1920 год.

 

Мед поэзии в скандинавской мифологии — мифический напиток. Также это метафора поэтического вдохновения — и одновременно воинской ярости.

Вот, что говорится о нем в книге “Язык поэзии”:

“Медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.”

Так гласит легенда

Преследуемый Суттунгом, Один выплевывает мед поэзии в несколько сосудов. Иллюстрация Якоба Сигурессона, исландского художника XVIII века.
Преследуемый Суттунгом, Один выплевывает мед поэзии в несколько сосудов. Иллюстрация Якоба Сигурессона, исландского художника XVIII века.

 

Миф о меде поэзии подробно рассказан в “Младшей Эдде” — в разделе, посвященном поэтическому языку.

Все началось в начале времен, после кровопролитной войны асов и ваном. Тогда мир узнал самое страшное преступление, какое только могло произойти… Это преступление совершили два карла, и из этого злодеяния родился чудесный напиток — тот самый мед поэзии.

Великан Суттунг угрожает карлам.
Великан Суттунг угрожает карлам.

 

Много преступление совершили кварные цверги, прежде чем их настигла кара: мстителем выступил великан Суттунг. Схватив цвергов, он отвез их на скалу среди моря, где тех ждала неминуемая смерть от прилива. Те взмолились о пощаде, и в качестве выкупа отдали великану волшебный мед.

Суттунг увез драгоценный напиток к себе в горы и спрятал в скалах. А сторожить его поставил свою дочь, великаншу Гуннлёд.

Один и мед поэзии

Один в виде орла уносит мед поэзии.
Один в виде орла уносит мед поэзии.

 

Некоторые считают, что Один украл у великана Мимира мед поэзии. На самом деле, это не так. Во-первых, пострадавшим был не великан Мимир, с которым у Одина была честная сделка, а во-вторых, верховный ас разработал настоящую спецоперацию, назвать которую обычным воровством было бы просто стыдно.

Он явился к Суттунгу в качестве работника под именем Бёльверк, что в переводе значит злодей (это имя оправдано: чтобы подобраться к вожделенному меду, верховный ас совершил массовое убийство): и потребовал плату: глоток меда за всю работу.

Суттунг не сдержал обещания, и тогда Один пошел на хитрость. Змеей он прополз в скалы, где находилась Гуннлёд, и принял человеческий облик. Великанша не устояла перед его чарами, и в награду за любовь Один получил мед поэзии. Он осушил все сосуды, превратился в орла, и, без сожалений расставшись с возлюбленной, полетел в Асгард. Суттунг бросился в погоню.

Пока Один летел, часть меда, которую он держал в клюве, пролилась на землю и досталась хорошим поэтам (по другой версии, Один сам охотно поделился медом с людьми), а часть напитка… переварилась и тоже пролилась на землю в пылу погони — она досталась плохим поэтам. Суттунг не догнал его, и Один благополучно добрался до Асгарда. О том, что случилось с злополучным Суттунгом, история умалчивает.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

шестнадцать − 2 =