Богиня Ран

Ögir_und_Ran_by_F

Ран – великанша из древнескандинавской мифологии. Она и её муж и брат Эгир происходили из рода ётунов (йотунов). Ран считалась богиней моря, причём его опасной стороны. Она воплощала буйство морской стихии. Эта богиня очень любила золото, поэтому Ран в скандинавской мифологии утаскивала моряков на дно при помощи волшебной сети. От Эгира у Ран было девять дочерей, дев волн.

Образ Ран в мифологии

Богиня Ран в скандинавской мифологии связана с морем. Она воплощает штормовое опасное море. Чтобы поживиться золотом с проплывающих мимо кораблей, она использует волшебную сеть. Этой сетью богиня утаскивает на дно корабли, где в своих чертогах наслаждается добычей.

В «Речах Регина» (Старшая Эдда), есть эпизод, где эту сеть одалживает Локи:

Тогда они послали Локи добыть золота. Он пошел к Ран, получил ее сеть, отправился к водопаду Андвари и забросил там сеть, чтобы поймать щуку. Она прыгнула в сеть.

В мифах Ран выступает чаще всего в роли губительницы. Персонажи этих мифов теряли своих близких в морских волнах и потом горевали, желая отомстить Ран и её мужу, богу Эгиру. Однако сам Эгир, скорее всего, воплощает более спокойную и безопасную сторону моря. Он – бог мирового океана, окружающего Мидгард. Эгир и Ран были родителями для девяти дочерей, которые были воплощением волн. Эгир, по преданиям, жил на острове Лесё (на древнескандинавском Хлесе или «остров Хлера»).

Имя Ран происходило от существительного rán, что означало кражу или грабёж. В результате сама богиня воспринималась как «грабительница». Имя Ран часто упоминается в кеннингах (метафорических обозначениях) моря. Например, «земля Ран», «зал (чертоги) Ран», ложе Ран (т.е. дно моря).

Гальюнная фигура Ран. Фрегат Юлланд. Дания.
Гальюнная фигура Ран. Фрегат Юлланд. Дания.

 

Ран в «Утрате сыновей»

Образ Ран как губительницы и грабительницы хорошо прослеживается в произведении «Утрата сыновей» скальда Эгиля Скаллагримссона. В тексте он оплакивает гибель своего сына Бёдвара. Тот утонул в штормовом море. Эгиль писал, что Ран принесла ему много горя и лишила близкого человека. Богиня выступает здесь персонификацией моря, погубившего Бёдвара. Эгиль обращается и к Эгиру, называя его Пивоваром. Оба бога становятся врагами скальда. Он мечтает отомстить обоим и вступить с ними в поединок.

Вот как описывается его горе в «Утрате сыновей» из скальдической поэзии:

Ран меня

ограбила,

други мои

утрачены.

Разломало

род мой море,

мой забор

разбит прибоем.

Следующий отрывок из «Утраты сыновей» рассказывает о жажде мести Эгиля:

Когда б я мести

меч мог несть,

то Пивовар

не сдобровал бы.

Если б достало

сил, то спорил

я бы бранно

с братом бури.

Ран использует свою сеть, чтобы утащить на глубину моряка. 1901 г. И. Герц.
Ран использует свою сеть, чтобы утащить на глубину моряка. 1901 г. И. Герц.

 

Старшая Эдда

В Старшей Эдде упоминание о Ран встречается в поэме «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга». Валькирия по имени Сигрун помогает кораблю Хельги преодолеть бурные воды и «ускользнуть от Ран».

Вот отрывок из «Первой песни о Хельги Убийце Хундинга», рассказывающий об этом:

30 Сигрун дружину

оберегала,

валькирия смелая;

стремилась ладья

от Ран ускользнуть,

из рук ее рвался

моря олень

близ Гнипалунда.

Кэролайн Ларрингтон, которой принадлежит один из переводов «Первой песни», пишет, что Ран при помощи своих сетей пыталась всегда поймать и утопить людей. Существовало даже выражение «отдать кого-либо Ран (морской богине)», т.е. «утопить». Персонаж по имени Атли в перебранке с великаншей Хримгерд использует это выражение.

В «Первой песне» этой истории посвящён следующий текст:

18 «Пред флотом героя

в устье фьорда

торчала ты, ведьма,

дружину вождя

Ран обрекая,

но копьем пронзена ты».

В «Речах Регина» появляется волшебная сеть Ран. Локи одалживает её, чтобы поймать карлика Андвари, превратившегося в щуку. У Андвари Локи и другие асы хотят взять золота для уплаты виры за убитого Отра, сына могущественного колдуна Хрейдмара. Это золото оказывается проклятым и губит Хрейдмара, его сыновей Регина и Фафнира, а затем героя Сигурда. В некоторых иных источниках, однако, Локи ловит щуку своими руками.

Ран протягивает свою сеть рядом со своим мужем Эгиром. Ф. В. Хайнц. С оригинала Вильгельма Энгельхарда.
Ран протягивает свою сеть рядом со своим мужем Эгиром. Ф. В. Хайнц. С оригинала Вильгельма Энгельхарда.

 

Ран в «Языке поэзии» (Младшая Эдда)

В «Языке поэзии» Младшей Эдды Снорри Стурлусон описывает, как поэты могут называть море. Приводятся такие примеры, как «муж Ран», «земля Ран и дочерей Эгира», «уста Ран». Саму Ран называют «вёльва Гюмира» (Гюмир – другое имя Эгира). Это выражение приводится в отрывке из произведения исландского скальда Ховгарда-Рэв Гестссона.

В «Языке поэзии» также объясняется, что золото называют «огнём Эгира», т.к. Эгир освещал сияющим золотом свои палаты во время пира богов. Другие варианты – «сияние Эгира, Ран или дочерей Эгира».

Подробный рассказ об этом в «Языке поэзии» есть в этом отрывке:

Почему золото называют огнем Эгира? Это объясняет уже упомянутый рассказ об Эгире. Он был на пиру в Асгарде и, собравшись в обратный путь, пригласил Одина и всех асов прийти к нему в гости через три месяца. И отправились в путь Один и Ньёрд, Фрейр, Тюр, Браги, Видар, Локи, а с ними и богини Фригг, Фрейя, Гевьон, Скади, Идунн, Сив. Тора с ними не было: он тогда уехал на восток бить великанов. Когда боги расселись по местам, — Эгир приказал внести в палату светящееся золото, и оно, как огонь, озарило всю палату и светило во время пира, подобно тем мечам, что служили вместо огня в Вальгалле. Там Локи разбранился со всеми богами216 и убил раба Эгира по имени Фимафенг217, а другого раба его звали Эльдиром218. Жену Эгира зовут Ран, а девятерых дочерей так, как уже было написано. На том пиру все подавалось само: и яства, и пиво, и все, что бывает нужно на пирах. Там стало известно асам, что у Ран есть сеть, которой она ловит всех людей, утонувших в море.

Этот рассказ объясняет, почему золото называют «огнем, либо светом, либо сиянием Эгира, Ран или дочерей Эгира». В согласии с этими кеннингами золото принято теперь называть «огнем моря» со всеми хейти моря, ибо Эгир и Ран называются всеми хейти моря. А потому золото зовут и «огнем воды или рек» со всеми хейти рек.

Также имя Ран присутствует в «Туле имён» (списке имён) «Языка поэзии», где указаны асиньи.

Вот этот список в «Туле имён» Младшей Эдды:

[24] Хлин и Нанна,

Хносс, Ринд и Сьёвн,

Соль и Сага,

Сигюн и Вёр.

Затем Вар, и Сюн

нужно назвать,

а Труд и Ран

названы следом.

В других произведениях

Ран присутствует в исландской «Саге о Вельсунгах». Как и в «Речах Регина», там описывается история Регина, Фафнира и Отра. Локи берёт у Ран сеть, чтобы добыть золото, которым асы заплатят за смерть Отра.

Другое упоминание есть в «Саге о Фритьофе Смелом». Главный герой, Фритьоф, попадает в сильный шторм со своими соратниками. Он думает, что скоро взойдёт на «ложе Ран».

Этому посвящён следующий отрывок из «Саги о Фритьофе Смелом» (из саг о древних временах):

«Сидел я на перине в Бальдерсхагене,

как мог, перед дочерью конунга;

теперь неизбежно взойду я на ложе Ран,

и другой — на ложе Ингеборг».

В ещё одном месте «Саги» Фритьоф решает, что каждый должен надеть на себя золото, чтобы в таком виде достойно предстать перед морскими богами.

«Червленое кольцо, некогда принадлежавшее

богатому родителю Хальвдана,

надо разрубить,

прежде нежели нас погубит Эгир.

Пусть на гостях увидят золото,

— это прилично могучим воителям,

если нам нужно будет

угощение в палатах Ран».

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

1 × три =