Квасир (Kvasir, древнескандинавский: [ˈkwɑsez̠]) — человек (по другим данным — неопределенное существо), созданное из слюны асов и ванов после окончания кровопролитной войны богов.
Как и Бальдр, Квасир в скандинавской мифологии играет роль невинной жертвы. Но только если гибель Бальдра была роковой, то смерть Квасира привела к созданию удивительного меда поэзии.
Произошло это так: Квасир странствовал по мирам и учил людей мудрости. Однажды в Мидгарде к нему подошли два карла, и пригласили его к себе в Свартальвхейм. Он не мог отказаться и поплатился за это жизнью. Из крови Квасира верги сделали чудесный мед, а асам сказали, что Квасир “захлебнулся в собственной мудрости”.
Словарь
КВАСИР (имя этимологически родственно рус. «квас»), в скандинавской мифологии маленький мудрый человечек, сделанный из слюны богов после окончания войны асов и ванов; первоначально,по-видимому, персонифицировавший хмельной напиток. Согласно «Младшей Эдде» Квасир много странствовал по свету и учил людей мудрости. По золе от сгоревшей рыболовной сети Локи догадался о назначении сгоревшего предмета и таким образом помог богам сделать сеть, в которую затем они поймали Локи. Однажды, когда Квасир пришёл в гости к карликам (цвергам), они убили его и из его крови сделали мёд поэзии.
Кто такой Квасир
Квасир — в мифологии древних скандинавов, мудрый человек, сотворенный из слюны асов и ванов. Имя бога Квасира упоминается в “Младшей Эдде” Снорри Стурлусона, и в некоторых других сказаниях.
Как все началось
А началось все с того, что однажды в Асгард пришла злая ведьма, которую звали Гулльвейг, и наделала там переполоху. Асы трижды пытались ее убить, и трижды она воскресала. На тинге они решили, что это все проделки ванов, и пошли на соседей войной.
Это была кровопролитная война, в которой победили асы. Но обе стороны устали от сражения, и было принято решение заключить мир. В честь этого асы и ваны совершили весьма странный ритуальный обряд: они взяли огромную чашу и по очереди плюнули в нее. Затем они решили сделать из слюны человека, и назвали его Квасир.
Вот так написано об этом в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах.”:
“Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир.”
Квасир был настолько мудр, что к нему прислушивались сами асы. Это был тихий, скромный человек, асы очень высоко ценили его. Сам Один любил с ним беседовать.
Кроме того, Квасир был еще и изобретателем. Вот, что написано в книге “Видение Гюльви”:
“Когда же асы приблизились к дому, первым зашел внутрь тот, кто был всех мудрее, имя ему — Квасир. И, увидав в огне золу от сгоревшей сети, он рассудил, что это снаряжение для ловли рыбы. Он сказал про то асам. Тотчас принялись они за работу и сплели себе сеть наподобие той, что, как видно было по золе, сплел Локи.”
Квасиру вскоре стало скучно в Асгарде, и он отправился в путешествие. Он побывал во всех мирах, и вот, роковая судьба свела его с двумя карлами, Фьяларом и Галаром…
Роковое знакомство
Вообще-то, Квасир был очень осторожен, но беседа с двумя учеными мудрецами из Свартальвхейма его сильно увлекла. Нигде, ни в одном из миров, он не встречал еще таких ученых мужей…
Новые знакомые предложили ему зайти к ним, а потом — предложили гостю выпить меда. И Квасир согласился.
Мед щедро лился в кубки, и беседа текла неспешно. Мудрецы говорили о о сотворении мира, и даже о том, что было до этого… Заговорили об Имире, и о том, стоила ли такая жертва того, чтобы потом был созданы все миры. В какой-то миг Галар оказался за спиной у уже несколько захмелевшего Квасира, и сказал:
- Безусловно, стоила.
С этими словами он нанес ему удар кинжалом. Квасир умер безмолвно и мгновенно: удар карла был точным.
Убийство не было спонтанным: коварные карлы планировали его с самого начала. Им нужна была кровь Квасира. Собрав ее, они сделали чудесный напиток — мед поэзии.
Вот, что написано об этом в книге “ Язык поэзии”:
“Все началось с того, что боги враждовали с народом, что зовется ванами. Но потом они назначили встречу для заключения мира, и в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. А при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. Он зовется Квасир. Он так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. И однажды, когда он пришел в гости к неким карлам, Фьялару и Галару, они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глазу на глаз, и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрёрир, — чаши же зовутся Сон и Бодн, — смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.”
Убийство всегда остается убийством. А в этом случае произошло еще и убийство гостя — неслыханное преступление, святотатство. Когда асы хватились своего друга, и поиски привели их к карлам. те сказали, что тот умер, “захлебнувшись в собственной мудрости”. Стремясь во что бы то ни стало сохранить напиток, карлы совершили еще немало злодеяний, прежде чем их, наконец, постигла кара.
Несмотря на то, что Квасир в скандинавской мифологии является жертвой, дальнейшие события показали, что она не была напрасной. В итоге мед поэзии достался Одину, который поделился им и с асами и с людьми.
Вероятно, Квасир, который при своей земной жизни мечтал поделиться своей мудростью со всеми, тихо улыбнулся этому где-то в ином измерении — и непременно выпил чарку отменного меда.