Фригг (Frigg, /fɹɪɡ/, От древнескандинавского Frigg, от протогерманского *Frijjō.) — жена Одина, мать Бальдра, Хёда и Хермода. Ее отец — великий великан Нат, а мать — богиня земли Фьоргюн. Ее имя упоминается в обеих эддах, и везде ее называют “славнейшей из богинь”.
В переводе с древнескандинавского, Фригг означает “Возлюбленная”. Но это не значит, что Фригг является подобием греческой Афродиты. Скорее, наоборот, богиня Фригг в скандинавской мифологии — покровительница брачного союза, хранительница домашнего очага, и защитница женщин.
По мнению мифологов и скандинавоведов, Фригг — древнее космическое создание. От их брака с верховным асом, Одином, произошел весь род богов. Вечно молодая и прекрасная, Фригг иногда отождествляется с капризной и своенравной Фрейей, хотя по сути она является полной противоположностью ей.
Словарь
Фригг (Frigg), древневерхненем. Фрия (Frija, «возлюбленная») — в германо-скандинавской мифологии богиня, жена Одина (Водана). В качестве подруги Водана и сестры Фоллы Фригг (Фрия) упоминается во Втором мерзебургском заклинании. В «Истории лангобардов» Павла Диакона в этнонимической легенде о происхождении имени «лангобардов» (букв. «длиннобородых») фигурируют Фригг и Водан, причем Водан покровительствует вандалам, а Фригг — винилам, она советует своим любимцам сделать так, чтобы женщины винилов вышли перед битвой пораньше и привязали свои волосы, как бороды. Т. к. Водан предсказал победу тем, кто раньше окажется на поле боя, то победили винилы. Сходный мотив повторяется в прозаическом введении к «Речам Гримнира» («Старшая Эдда»), где Фригг покровительствует молодому Агнару, а Один — Гейррёду. В скандинавской мифологии Фригг — богиня брака, любви, семейного очага, деторождения; ее атрибутом является соколиное ожерелье. К Фригг близка Фрейя. «Младшая Эдда» называет Фригг дочерью Фьёргюна. Фригг — мать Бальдра, которого она сначала пытается уберечь от смерти (заклиная все живые существа не наносить ему вреда), а затем горько оплакивает. Локи в «Перебранке Локи» («Старшая Эдда») упрекает Фригг в том, что она сожительствовала с братьями мужа — Вили и Ве.
Верная супруга Одина
Фригг — в скандинавскои мифологии дочь богини земли Фьоргюн и великана Ната, жена Одина. Также ее называют Фрией, что в переводе с древненемецкого означает “Возлюбленная”.
От верховного божества имеет троих сыновей — Бальдра, Хёда и Хермода. Обитает в Фенсалире. Помощницами Фригг являются Фулла, Гна и Глин. В некоторых источниках говорится, что они являются воплощениями богини. Известные символы божества: прялка и пояс с ключами. Основные дары Фригг (подносились ей во время обряда поклонения): слабоалкогольные напитки, фрукты, ткань, сладости, украшения.
Кто такая Фригг
Богиня Фригг в скандинавской мифологии — жена Одина. В обеих Эддах ее называют “славнейшей из богинь”. Считается, что Фригг была одним из древних космических созданий. От их брака с Одином произошел род асов — во всяком случае. такую версию выдвигает Снорри Стурлусон.
Вот, что говорится об этом в книге “Видение Гюльви”:
“Есть в Асгарде место Хлидскьяльв. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого. Имя жены его — Фригг, дочь Фьёргвина, и от них родились все те, кого мы зовем родом асов, и кто населяет древний Асгард и соседние страны”.
В скандинавской мифологии Фригг является покровительницей брака, семейного очага и деторождения: многие женщины, желающие зачать, носили небольшой амулет Фригг.
В частности поэтому Фригг и Фрейя, скандинавская богиня любви и красоты, а также плодородия, нередко упоминаются вместе с поэтике.
Фригг — жена Одина, и “статус” супруги Отца богов накладывает на нее определенные обязательства. В частности, она хранит мужу верность — что и отличает ее от любвеобильной Фрейи.
Хотя, это спорный момент. В “Саге об Инглингах” рассказывается любопытный эпизод. Однажды Один, по своему обыкновению, отправился странствовать, а Фригг осталась в Асгарде. Он так долго отсутствовал, что его братья, Вили и Ве, подумали, что он погиб. Горевать они не стали, и после недолгого спора о том, кому достанется Фригг, оба женились на ней.
Вот, как об этом говорит “Перебранка Локи”:
“[Локи сказал:]
«Ты, Фригг, молчи!
Ты Фьёргюна дочь
и нравом распутна:
хоть муж тебе Видрир,
ты Вили и Ве
обнимала обоих».
Вернувшийся Один вернул себе жену, и никогда не напоминал ей этого. Потому что дело здесь было вовсе не в распутстве, а в архаической форме брака, согласно которой одна и та же женщина могла принадлежать нескольким братьям.
Сам Один в своих путешествиях не хранил верность жене. На этом фоне в поэтических кеннингах это божество именуется соперницей возлюбленных своего супруга.
Фригг знает о человеческих судьбах все, но она не является пророчицей — все-таки, она не вёльва, которую можно принудить к прорицаниям при помощи заклинаний.
Ведомы ей и судьбы богов. Древний миф рассказывает, как, пытаясь уберечь от гибели Бальдра, она взяла заклятие от всех существ на земле, что те не причинят ему вреда. Из вида она упустила только побег омелы. Не потому, что забыла — просто из него оружия не сделать… Именно он и погубил доброго бога.
Супруга Одина имеет своих любимцев среди людей, и часто соперничает из-за героев с Одином. Она помогала им чисто по-женски, и, даже если сам глава пантеона был на стороне их противников, ее заступничество спасало им жизни.
Вот, что говорится об этом в книге “Речи Гримнира”:
“Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв и смотрели на все миры. Один сказал: «Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец, — конунг и правит страной!» Фригг говорит: «Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло». Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад об этом”.
Миф о лангобардах
Богиня Фригг играет особую роль не только в скандинавской мифологии.
Достаточно занимательная история упоминается у Павла Диакона.
История лангобардов. Павел Диакон:
“Старое предание рассказывает по этому поводу забавную сказку: будто бы вандалы обратились к Годану[9 — Годан, или Водан – высшее божество древнегерманских племен, соответствовал скандинавскому верховному богу Одину.] с просьбой даровать им победу над винилами и он ответил им, что даст победу тем, кого прежде увидит при восходе солнца. После этого, будто бы Гамбара обратилась к Фрее, супруге Годана, и умоляла ее о победе для винилов. И Фрея дала совет приказать винильским женщинам распустить волосы по лицу так, чтобы они казались бородой, затем, с утра пораньше, вместе со своими мужьями, выйти на поле сражения и стать там, где Годан мог бы их увидеть, когда он, по обыкновению, смотрит утром в окно. Все так и случилось. Лишь только Годан при восходе солнца увидел их, как спросил: «Кто эти длиннобородые?» Тогда Фрея и настояла на том, чтобы он даровал победу тем, кого сам наделил именем. И таким образом Годан даровал победу винилам”.
Лангобарды — небольшой германский народ, который в течение определенного периода в раннее средневековье правил Ломбардией.
Легенда гласит, что однажды на землю маленького народа пришли вандалы, и потребовали заплатить им дань. Это был гордый народ, и их правители решили, что война лучше унижения. Они укрепились в городе, и вознесли молитвы Одину. На это божество ответило так: “Кого я первыми увижу на восходе солнца, тому и дам победу”.
Тогда жители города обратились с молитвами к Фригг, и та, пожалев их, посоветовала женщинам на восходе солнца распустить волосы так, чтобы они были похожи на бороды их мужей, и вместе с мужьями выйти к городской стене. Так и сделали.
Когда взошло солнце, Фригг повернула кровать Одина к окну, и разбудила его. Он открыл глаза и увидел странное шествие: вдоль городской стены шла большая процессия длиннобородых мужчин, за которыми шли длиннобородые женщины. Один удивился и спросил, что это за длиннобородые создания такие. На это Фригг сказала, что раз уж он их назвал, то пусть теперь и несет за них ответственность. Одину некуда было деваться, и он даровал победу тем, кого назвал лангобардами.
Поэтическая эдда
Скандинавская богиня Фригга иногда вступает в полемику со своим мужем. В одной из песен “Поэтической Эдды” рассказывается о том, как двое сыновей конунга, восьмилетний Гейррёд и десятилетний Ангар однажды отправились рыбачить. Поднялся сильный ветер, и унес лодку в открытое море. Испуганные, мальчики забились на самое дно, и взывали ко всем богам, чтобы те спасли их жизни. И вот, лодка пристала к берегу, на котором стояла рыбацкая хижина.
Мальчики вышли на берег и постучались в дверь. Дверь им открыл высокий одноглазый старик, за спиной которого стояла его жена. Старики впустили детей, и те пробыли у них один год. Потом старик починил их лодку, и, указав направление, благословил в путь. На прощание он что-то шепнул Гейррёду, и когда лодка пристала к берегу, он выскочил на берег и, не дав выбраться брату, оттолкнул ее в море с криком: “Плыви туда, где тебя возьмут тролли!”. Затем он вернулся к отцу, а через какое-то время стал конунгом. Ангар тем временем пристал к пустынному берегу, где его нашли великаны. Он прижился там, а когда вырос, то взял в жены одну из великанш.
Спустя время Один напомнил Фригг о двух мальчиках, которых они когда-то приютили, и похвастал, что его питомец стал конунгом, а ее воспитанник живет в пещере с великанами.
Фригг рассердилась и пошла на провокацию, сказав, что Гейррёд не очень-то жалует гостей.
Настал черед Одина сердиться, и он отправился к людям. Фригг же послала служанку, чтобы та предупредила конунга о приближении колдуна. Когда Один в облике старика пришел к конунгу, его бросили в тюрьму, и истязали восемь дней. На девятый день сын конунга Ангар сжалился над ним, и дал ему пить. За это Один предрек ему счастливую судьбу. так и случилось: после гибели Гейррёда конунгом стал его сын Ангар.
Археологические раскопки
В северной Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн, нашли изображение женщины. На ее плечи был накинут длинный плащ, но под ним ничего не было. Женщина сидела верхом на большой кошке. Рядом с ней была изображена другая женщина в точно таком же облачении, но ехала она на прялке. Считается, что это были изображения Фригг и Фрейи.
Неизвестно, насколько эта находка была известна М.Булгакову, но у него в “Мастере и Маргарите” есть эпизод, в котором Маргарита и Наташа летят на бал к Воланду (по согласно одной теории, этот персонаж также является божеством из германо-скандинавской мифологии), будучи обнаженными: одна из них летит на щетке, а вторая — на борове.
Научные теории
По причине сходства Фригг и Фрейи, некоторые ученые предполагают, что это все-таки было одно божество, происхождение которого следует искать в протогерманском периоде.
Сохранилось несколько интересных заклинаний:
ПЕРВОЕ МЕРЗЕБУРГСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ (лингвистический перевод):
“Однажды сидели жёны, сидели почтенные (2) там (3)
Некоторые оковы ковали, некоторые войско останавливали,
некоторые развязывали узы:
избавься от оков-уз (4), избеги сражающихся!”
ПЕРВОЕ МЕРЗЕБУРГСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ (литературный перевод)
“Древле сели девы семо и овамо,
Эти путы путали, те полки пятили,
Третьи перетерли твердые оковы.
Верви низвергни, вражьих пут избегни.”
ВТОРОЕ МЕРЗЕБУРГСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ (лингвистический перевод):
“Фоль (5) и Водан ехали к лесу.
Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога (6).
Тогда заклинала (7) её Синтгунт (8) Сунна (9) её сестра.
Тогда заклинала её Фрейя (10), Фолла (11) её сестра.
Тогда заклинал её Водан так хорошо, как он умел
и от вывиха кости, и от вывиха крови, и от вывиха сустава:
кость к кости, кровь к крови,
сустав к суставу да приклеятся (12).”
ВТОРОЕ МЕРЗЕБУРГСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ (литературный перевод):
“Пфол и Водан выехали в рощу.
Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку.
Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей;
Заклинала Фрия с Фоллою-сестрицей;
Заклинал и Водан; заговор он ведал
От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.
Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,
К суставу сустав, как слепленный, пристань”.
Это свидетельствует о распространении культа божества.
Эта теория оспаривается: в отличие от имени Фригг, имя Фрейи не встречается нигде за пределами Скандинавии. Впрочем, возможно, причиной этого является недостаточная изученность вопроса.