Гьяльп и Грейп (Gjálp и Greip) – в древнескандинавской мифологии две великанши из рода ётунов. Они были дочерьми великанша Гейррёда, который ненавидел бога Тора. Многие мифы рассказывают о том, как Гьяльп и Грейп строят козни против Тора. Также великанши упоминаются в числе девяти матерей бога Хеймдалля.
Кто такие Гьяльп и Грейп
Гьяльп и Грейп в скандинавской мифологии упоминаются либо как дочери великана Гейррёда, либо как матери бога Хеймдалля. Большинство сюжетных легенд с ними связано именно с Гейррёдом. Этот великан невзлюбил Тора. Поймав однажды Локи, Гейррёд заставил его привести к себе безоружного Тора. Гьяльп пыталась остановить бога, подняв воду в реке, через которую переходил ас. Затем обе великанши подняли скамью, на которую сел Тор. Тот же упёрся волшебным посохом в крышу и своим весом и силой сломал Гьяльп и Грейп спины.
Такая история описывается в «Языке поэзии»:
Когда Тор пришёл к Гейррёду, его вместе со спутником провели сперва на ночлег в козий хлев. Там стояла скамья, и Тор сел на неё. Тут он чувствует: поднимается под ним скамья к самой крыше. Он упёрся посохом Грид в стропила и покрепче прижался к скамье. Тут раздался громкий хруст, а затем и громкий крик: под скамьёй то были дочери Гейррёда — Гьяльп и Грейп, и он переломил спины им обеим.
Эта история подробно описана в «Языке поэзии». Также о вражде Тора и отца Гьяльп и Грейп написано в «Деяниях данов». Великанши упоминаются и в других источниках. Их имена присутствуют в списке девяти матерей Хеймдалля. В этом случае их часто считают дочерьми морских ётунов Эгира и Ран.
Имена великанш значат следующее:
- Гьяльп (Gjálp или Gialp) – может переводится как «шумящая» или «бушующая», а также «крикунья» или «плакальщица»;
- Грейп (Greip, Greipa) – «хватающая», «цепляющая когтями», «хищная».
Возможно, Гьяльп и Грейп воплощали горные потоки или проливные дожди. Либо это персонификация опасностей при добычи руды, например таких, как затопление шахт.
Упоминание в «Младшей Эдде»
В Младшей Эдде о Гьяльп и Грейп рассказывается в первую очередь в «Языке поэзии». История начинается с поимки Гейррёдом Локи, когда последний летал в виде сокола. Чтобы обрести свободу, Локи пообещал привести к Гейррёду Тора без Мьёлльнира и Пояса Силы. Однако по пути от великанши Грид ас получает волшебные посох, железные рукавицы и пояс. Грид рассказывает также и о замыслах Гейррёда.
По пути Тор встречается на реке с Гьяльп, и вот как это описано в «Языке поэзии»:
Тогда смотрит Тор: стоит выше по течению в расщелине Гьяльп, дочь Гейррёда, ногами в оба берега упирается и вызывает подъём воды. Тут Тор взял со дна большой камень и бросил в неё со словами: «Будет в устье запруда!» И попал он прямо в цель. В тот же миг он очутился у берега и, ухватившись за деревцо рябины, выбрался из потока. Отсюда пошла поговорка: «Рябина — спасение Тора».
В другом отрывке Тор обнаруживает Гьяльп и Грейп под скамьёй, на которую сел. Великанши пытались поднять его к крыше, но ас оказался сильнее.
Снорри Стурлусон в «Языке поэзии» цитирует также скальда Ветрлиди Сумарлидасона:
он переломал ноги Лейки, сокрушил Тривальди, поверг Старкада и умертвил Гьяльп
Гьялп и Грейп в «Деяниях данов»
В «Деяниях данов» убитые Тором из мести Гейррёд (в этом тексте Геруд), Гьяльп и Грейп находятся в зале во дворце аса.
Вот описание из «Деяния данов»:
Кроме того, места за столом рядом с ним занимали три женщины, их тела были покрыты волдырями, а ‘спины, казалось, были лишены всякой опоры’45.
Другие источники
Гьяльп и Грейп упоминаются также в следующих источниках:
- «Песнь о Хюндле» (Старшая Эдда) – Гьяльп и Грейп входят в число девяти матерей Хеймдалля;
- в «Выкупе головы» Эгиля Скаллагримссоне есть кеннинг волка «Гьяльпин конь»;
- в «Хаустлёнг» есть кеннинг «сын жениха Грейп».
