Богиня Гевьон (Gefjon. Древнескандинавский: [ˈɡevˌjon]; альтернативно пишется Gefion или Gefjun [ˈɡevjon], произносится без второго ударения) — древнескандинавское божество, которое в некоторых источниках является олицетворением Матери-земли. Ее имя встречается в Старшей и Младшей эддах.
Богиня Гевьон в скандинавской мифологии встречается не часто. Самый известный миф с ее участием рассказывает о том, как хитроумный конунг Гюльви предложил дать ей столько земли, сколько она сможет вспахать на волах за сутки.
Богиня запрягла в плуг своих великанских сыновей-оборотней и вспахала огромное количество земли — целый остров, который потом назвали Зеландией.
Словарь
Гевьон (Gefjon, букв. «дающая») — в скандинавской мифологии одна из богинь, жена Скьёльда — сына Одина. Гевьон, юной деве, прислуживают те, кто умирает девушками. В «Младшей Эдде» и «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведский конунг Гюльви предложил наградить Гевьон за ее занимательные речи таким количеством земли, которое утащат четыре быка. И Гевьон отпахала плугом, в который под видом быков были впряжены ее четыре сына-великана, огромную площадь земли, названную ею «Зеландией» (миф о происхождении местности).
Кто такая Гевьон
Гевьон (Дающая) — юная дева, которой прислуживают те, кто умер в девстве. Также иногда Гевьон связывается с пахотой. Имя этого божества упоминается в прозаической эдде.
В древних мифах говорится о том, что покой богини Гевьон служит также и загробным пристанищем. У этого божества был свой культ, и это имя часто произносилось в молитвах-заклинаниях:
“Прядь о Вёльси”:
“Гевьюн клянусь
и другими богами,
что по принуждению
я беру красный хобот.
Взял бы мёрнир
этого идола,
но ты, раб родителей,
хватай Вёльси.”
Также имя божества встречается в эпосе о Беовульфе.
Девушки, которые умерли до замужества, считались не избывшими своего жизненного срока. Они обычно наделялись особой судьбой после смерти.
Снорри приводит интересный рассказ, в котором Гевьон совершает совершенно не девичий подвиг. Вот, что говорится в книге “Видение Гюльви”:
“У Гюльви светлая Гевьон
злато земель отторгла,
Зеландию. Бегом быков
вспенено было море.
Восемь звезд горели
во лбах четырех быков,
когда по лугам и долам
добычу они влекли.”
Все начинается с того, что к шведскому конунгу является некая странница. которая говорит, что принадлежит роду асов. Далее говорится о том, что сам Один послал ее на север, в поисках земель. Своими рассказами о богах Гевьон так поразила Гюльви, что тот пообещал ей дать земли в своих владениях.
Сам Гюльви не был уж очень прост — он дал божеству достаточно сложную задачу. Так, он пообещал ей такое количество земли, которое четыре быка смогут утащить за день и за ночь.
И тут выяснилось, что задача. которая была бы невыполнимой для смертного, по плечу этой “девице”. Она взяла четырех быков из страны великанов, которые, как выяснилось, были ее сыновьями, рожденными в союзе с великаном.
Далее Гевьон запрягла быков в гигантский плуг и те отхватили огромный кусок земли в Средней Швеции: с тех пор там образовалось озеро Меларен. Потом быки потащили землю в море, и Гевьон создала там остров Зеландию.
Таким образом боги как бы продолжали дело творения — в частности, творения ландшафта — и после сотворения мира. В мировом фольклоре это было под силу только великанам, и для этой цели Гевьон использовала своих великанских сыновей.
Интересно, что в Асгарде Гевьон продолжала считаться девицей. Но, на самом деле, тут нет ничего странного: брак между богами и великанами в стране асов не признавался.
По словам Снорри, на созданном острове Гевьон вышла замуж за Скьёльда — сына самого Одина. От этого брака пошел род датских конунгов, Скьёльдунгов.
Гевьон и боги
Гевьон обладает даром прорицания, и ей известны все судьбы. Когда после смерти Бальдра на пир пришел Локи, и начал обличать богов, Гевьон постаралась примирить вспыхнувшую ссору и обратить все в шутку.
Вот, что написано об этом в книге “Перебранка Локи”:
“[Гевьон] сказала:
«Зря вы, два аса,
друг друга язвите
речами бранчливыми:
ведает Лофт,
что слывет шутником
и любимцем богов”.
На это Локи напомнил ей о ее собственных прегрешениях: он напомнил ей, что некогда некий юнец подарками добился ее любви.
Вот, что говорит об этом эпизоде книга “Перебранка Локи”:
“[Локи] сказал:
«Ты, Гевьон, молчи!
О юнце я напомню,
тебя совратившем:
дарил он уборы
в обмен на твои
любовные ласки”.
Из других мифологических песен “Эдды” неясно, водился ли такой грех за этой богиней, или Локи просто клевещет на нее… Но в том-то и заключается сила слова, что даже клевета, к тому же на священном пиру, совершенно нестерпима.
Это прекрасно понимает Один, и пробует урезонить побратима:
“Один [сказал:]
21 «Безумен ты, Локи,
что дерзостно вздумал
Гевьон гневить:
ведь ей, как и мне,
открыты и ясны
судьбы всех сущих”.
Но Локи нашел, что ответить ему. Впрочем, это уже совсем другая история.