Богиня Гевьон

Богиня Гевьон (Gefjon. Древнескандинавский: [ˈɡevˌjon]; альтернативно пишется Gefion или Gefjun [ˈɡevjon], произносится без второго ударения) — древнескандинавское божество, которое в некоторых источниках является олицетворением Матери-земли. Ее имя встречается в Старшей и Младшей эддах.

Богиня Гевьон в скандинавской мифологии встречается не часто. Самый известный миф с ее участием рассказывает о том, как хитроумный конунг Гюльви предложил дать ей столько земли, сколько она сможет вспахать на волах за сутки.

Богиня запрягла в плуг своих великанских сыновей-оборотней и вспахала огромное количество земли — целый остров, который потом назвали Зеландией.

Словарь

Гевьон (Gefjon, букв. «дающая») — в скандинавской мифологии одна из богинь, жена Скьёльда — сына Одина. Гевьон, юной деве, прислуживают те, кто умирает девушками. В «Младшей Эдде» и «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведский конунг Гюльви предложил наградить Гевьон за ее занимательные речи таким количеством земли, которое утащат четыре быка. И Гевьон отпахала плугом, в который под видом быков были впряжены ее четыре сына-великана, огромную площадь земли, названную ею «Зеландией» (миф о происхождении местности).

Кто такая Гевьон

Гевьон (Дающая) — юная дева, которой прислуживают те, кто умер в девстве. Также иногда Гевьон связывается с пахотой. Имя этого божества упоминается в прозаической эдде.

В древних мифах говорится о том, что покой богини Гевьон служит также и загробным пристанищем. У этого божества был свой культ, и это имя часто произносилось в молитвах-заклинаниях:

“Прядь о Вёльси”:

“Гевьюн клянусь

и другими богами,

что по принуждению

я беру красный хобот.

Взял бы мёрнир

этого идола,

но ты, раб родителей,

хватай Вёльси.”

Также имя божества встречается в эпосе о Беовульфе.

Первая страница рукописи “Беовульфа”.
Первая страница рукописи “Беовульфа”.

 

Девушки, которые умерли до замужества, считались не избывшими своего жизненного срока. Они обычно наделялись особой судьбой после смерти.

Гевьон пашет землю. Картина Лоренца Фрёлиха.
Гевьон пашет землю. Картина Лоренца Фрёлиха.

 

Снорри приводит интересный рассказ, в котором Гевьон совершает совершенно не девичий подвиг. Вот, что говорится в книге “Видение Гюльви”:

“У Гюльви светлая Гевьон

злато земель отторгла,

Зеландию. Бегом быков

вспенено было море.

Восемь звезд горели

во лбах четырех быков,

когда по лугам и долам

добычу они влекли.”

Все начинается с того, что к шведскому конунгу является некая странница. которая говорит, что принадлежит роду асов. Далее говорится о том, что сам Один послал ее на север, в поисках земель. Своими рассказами о богах Гевьон так поразила Гюльви, что тот пообещал ей дать земли в своих владениях.

Гевьон и Гюльви. Рисунок Лоренца Фрёлиха, 1906 год.
Гевьон и Гюльви. Рисунок Лоренца Фрёлиха, 1906 год.

 

Сам Гюльви не был уж очень прост — он дал божеству достаточно сложную задачу. Так, он пообещал ей такое количество земли, которое четыре быка смогут утащить за день и за ночь.

И тут выяснилось, что задача. которая была бы невыполнимой для смертного, по плечу этой “девице”. Она взяла четырех быков из страны великанов, которые, как выяснилось, были ее сыновьями, рожденными в союзе с великаном.

Далее Гевьон запрягла быков в гигантский плуг и те отхватили огромный кусок земли в Средней Швеции: с тех пор там образовалось озеро Меларен. Потом быки потащили землю в море, и Гевьон создала там остров Зеландию.

Создание Зеландии. Рисунок Карла Эренберга, 1882 год.
Создание Зеландии. Рисунок Карла Эренберга, 1882 год.

 

Таким образом боги как бы продолжали дело творения — в частности, творения ландшафта — и после сотворения мира. В мировом фольклоре это было под силу только великанам, и для этой цели Гевьон использовала своих великанских сыновей.

Гевьон и ее быки.
Гевьон и ее быки.

 

Интересно, что в Асгарде Гевьон продолжала считаться девицей. Но, на самом деле, тут нет ничего странного: брак между богами и великанами в стране асов не признавался.

По словам Снорри, на созданном острове Гевьон вышла замуж за Скьёльда — сына самого Одина. От этого брака пошел род датских конунгов, Скьёльдунгов.

Гевьон и боги

Перебранка Локи. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.
Перебранка Локи. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.

 

Гевьон обладает даром прорицания, и ей известны все судьбы. Когда после смерти Бальдра на пир пришел Локи, и начал обличать богов, Гевьон постаралась примирить вспыхнувшую ссору и обратить все в шутку.

Вот, что написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

“[Гевьон] сказала:

«Зря вы, два аса,

друг друга язвите

речами бранчливыми:

ведает Лофт,

что слывет шутником

и любимцем богов”.

На это Локи напомнил ей о ее собственных прегрешениях: он напомнил ей, что некогда некий юнец подарками добился ее любви.

Вот, что говорит об этом эпизоде книга “Перебранка Локи”:

“[Локи] сказал:

«Ты, Гевьон, молчи!

О юнце я напомню,

тебя совратившем:

дарил он уборы

в обмен на твои

любовные ласки”.

Из других мифологических песен “Эдды” неясно, водился ли такой грех за этой богиней, или Локи просто клевещет на нее… Но в том-то и заключается сила слова, что даже клевета, к тому же на священном пиру, совершенно нестерпима.

Это прекрасно понимает Один, и пробует урезонить побратима:

“Один [сказал:]

21 «Безумен ты, Локи,

что дерзостно вздумал

Гевьон гневить:

ведь ей, как и мне,

открыты и ясны

судьбы всех сущих”.

Но Локи нашел, что ответить ему. Впрочем, это уже совсем другая история.

Богиня Гевьон. Изображение Андерса Бундгаарда.
Богиня Гевьон. Изображение Андерса Бундгаарда.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

девятнадцать + 6 =