Лив и Ливтрасир в скандинавской мифологии – пара людей, женщина и мужчина. Они единственные переживут гибель мира, Рагнарёк. В день, когда он наступит, погибнет также большинство богов и остальное человечество. Для Лив и Ливтрасира убежищем станет роща Ходдмимир. После возрождения мира они будут прародителями нового человеческого рода.
Кто такие Лив и Ливтрасир
Лив и Ливтрасир (др.-скан. Lif, LifÞrasir) – двое персонажей из скандинавской мифологии. Лив – женщина, Ливтрасир – мужчина. Они появляются в историях про Рагнарёк, гибель богов, когда мир будет уничтожен и снова возродится. Хотя в этот день погибнут почти все, всё же уцелеют нескольких богов и двух людей. Последними и будут Лив и Ливтрасир. Эту легенду можно найти в Старшей и Младшей Эдде.
Подробности об этом есть в этом отрывке поэмы «Речи Вафтруднира»:
[Вафтруднир] сказал:
45 «Спрячется Лив
и Ливтрасир с нею
в роще Ходдмимир;
будут питаться
росой по утрам
и людей породят».
Имена персонажей
На древнескандинавском имена Лив и Ливтрасира пишутся как Lif и LifÞrasir. В английском варианте это Lif и Lifthrasir. Lif переводится как «жизнь» или «жизнь тела». Lifthrasir состоит из двух частей, которые вместе переводятся как «пышущий жизнью», «любящий жизнь», «жаждущий жизни», «возлюбленный Лив».
Лив и Ливтрасир в «Речах Вафтруднира» (Старшая Эдда)
В Старшей Эдде Лив и Ливтрасир присутствуют в «Речах Вафтруднира». Ётун Вафтруднир и верховный бог, ас Один, соревнуются в мудрости. Возможно, поэму использовали для обучения жрецов, и она служила ритуальным диалогом. В «Речах» приводятся разные мифы, в том числе о сотворении и гибели мира.
Один спрашивает Вафтруднира о гибели мира и о том, кто из людей сможет уцелеть. Перед Рагнарёком наступит сначала зима под названием Фимбулвинтер, которая продлится три года. Её начало ознаменует гибель бога весны и света Бальдра. Во время этой зимы произойдёт множество конфликтов и столкновений. Даже родственники будут сражаться.
Вот как Один спрашивал об этом в «Речах Вафтруднира»:
[Один] сказал:
44 «Много я странствовал,
много беседовал
с благими богами;
кто будет жить
после конца
зимы великанов?»
Затем наступит Рагнарёк, когда мир погрузится во тьму. Это произойдёт из-за гигантского волка Сколля, сына Фенрира. Зиму и сам Рагнарёк переживут только Лив и Ливтрасир. Они укроются в роще Ходдмимир, где будут питаться утренней росой. От них произойдут поколения новых людей.
Упоминание в «Видении Гюльви» (Младшая Эдда)
В Младшей Эдде эти персонажи присутствуют в «Видении Гюльви» Снорри Стурлусона. Это произведение посвящено конунгу Гюльви, который однажды захотел встретиться с асами и узнать их мудрость. Он отправляется в Асгард, где называет себя именем Ганлери. Когда Гюльви просит отвести его к конунгу, его приводят к трём мужам, которые называют себя Высокий, Того-же-роста и Третий. С ними Гюльви и ведёт беседы.
«Видение Гюльви» Младшей Эдды посвящено различным легендам скандинавской мифологии. В нём также рассказываются истории о сотворении и гибели мира. Во время Рагнарёка Сурт, правитель страны огненных великанов Муспельхейма, придёт со своим огненным мечом. Но в роще Ходдмимир меч теряет свою силу. Поэтому Лив и Ливтрасир смогут там выжить.
В «Видении Гюльви» об этом рассказывается в этом отрывке (с цитатой из «Речей Вафтруднира»:
А в роще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись два человека — Лив и Ливтрасир.
Утренняя роса служит им едою. И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир, как здесь сказано:
Спрячется Лив
И Ливтрасир с нею
В роще Ходдмимир;
будут питаться
росой по утрам
и людей породят.
Трактовка образов
Кэролин Ларрингтон высказывал интересную теорию о том, что Лив и Ливтрасир связаны с Мировым древом Иггдрасиль. Исследователь указывает, что в мифах нет точной информации о судьбе Иггдрасиля во время Рагнарёка. Есть вероятность, что он не гибнет, и двое людей спрячутся в нём. Эта теория основывается также на связи великана Мимира с Иггдрасилем. Возможно, название рощи Ходдмимир – другое имя Мимира.
Немецкий филолог Рудольф Зимек тоже считал, что Ходдмимир не является рощей в прямом смысле этого слова. Это также Иггдрасиль. Поэтому Лив и Ливтрасир появляются после гибели мира из дерева. Р. Зимек отмечает, что у германских народов подобный мотив встречается часто. Первые люди в скандинавской мифологии, Аск и Эмбла, были найдены на берегу реки в виде деревьев или древесных обрубков. В Баварии существует легенда о пастухе, чьи предки после чумы заселили землю. Он обитал в дереве.