СОЛЬ (“солнце”), в скандинавской мифологии персонификация солнца. Соль— дочь Мундильфари и сестра Мани (месяца), жена человека по имени Глен. Согласно «Младшей Эдде», боги за гордыню отправили Соль и Мани на небо, повелев Соли править двумя конями, впряжёнными в её колесницу. Соль освещает мир за счёт искр, вылетающих из Муспелльсхейма (см. Муспелль). Волки-великаны преследуют Соль, и один из них перед гибелью мира (см. Рагнарёк) проглотит Соль Персонификация солнца у континентальных германцев— Сунна. Е. М.
Кто такая Соль
Соль — богиня солнца. Исландский синоним ее имени — Сунна. Согласно скандинавскому мифу, она является олицетворением небесного светила.
В одном из древневерхненемецких Мерзебурских заклинаниях говорится о том, что Сунна является сестрой Синтгунта.
Заклинание. Самый ранний текст на древневерхненемецком языке.
В заклинании описывается, как Фол (Бальдр) и Водан (Один) ехали в лес, и там жеребец Бальдра вывихнул ногу. Синтгунт пела заклинания, ее сестра Сунна пела заклинания, Фрия пела заклинания, ее сестра Волла пела заклинания, и, наконец, Водан спел заклинания, сопровождаемые стихом, в котором говорилось об исцелении жеребца.
Водан исцеляет лошадь Бальдра (1905) Рисунок Эмиля Доплера.
Появление солнца и луны
Изображение Мани и Соль (1895) Лоренца Фрёлиха.
О сотворении мира много рассказывал сам Один, который присутствовал при этом. Вёльва же описывает начало времени несколько иначе. Первоначальный хаос включал и небесные светила. Вот, как написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:
“Солнце, друг месяца,
правую руку
до края небес
простирало с юга;
солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей.”
Когда сыны Бора поднимают землю из Мировой бездны, Солнце уже светит с юга. Боги-асы не создают светил, но упорядочивают их размещение и пути.
О происхождении солнце и луны рассказывается в “Младшей эдде”, когда Гюльви спрашивает, как боги управляют ходом светил. Рассказывать начинает Высокий. И его рассказ о Соль и Мани является в скандинавской мифологии одним из самых необычных.
Он рассказывает о некоем человеке, которого звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так прекрасны, что он звал их Соль и мани — Солнцем и месяцем.
Вот, как написано об этом в книге “Речи Вафтруднира”:
“Мундильфёри
зовется отец
солнца с луною;
небо обходят
они каждый день,
то времени мера”.
Далее он рассказывает, что отец отдал дочь замуж за человека по имени Глен. Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата и сестру на небо, повелев Солнцу править конями, запряженными в колесницу. А солнце боги сделали, чтобы освещать мир, из тех искр, которые вылетали из Муспелльсхейма. Зовут этих коней Ранний и проворный. Под дугами же у коней повесили по кузнечному меху, чтобы была им прохлада. В некоторых преданиях это называется кузнечным горном.
Соль, ее дочь и угрожающий им волк Фенрир (1895 г.). Художник — Лоренц Фрёлих.
Вот как написано об этом в книге “Язык поэзии”:
“Какие есть кеннинги солнца? Солнце называют «дочерью Мундильфари», «сестрою Месяца», «женою Глена», «огнем неба и воздуха».
[В полустрофах Скули Торстейнссона и Эйнара Скуласона приведены кеннинги солнца: «возлюбленная Глена», «полымя вселенной».]”
Один продолжил свой рассказ, и поведал, что Месяц управляет ходом звезд, и ему подчиняются новолуние и полнолуние. Он взял с земли двух детей, Биля и Хьюки, в то время как они шли от источника Бюргир и несли на плечах коромысло Симуль с ведром Сэг. Их отца звали Видфинном. Дети всегда следуют за месяцем — и это видно с земли.
Значение мифа
Колесница Солнца, У. Г. Коллингвуд.
Содержание мифа о богине Соль в скандинавской мифологии остается достаточно непонятным — даже в том случае, если прочитать ученый комментарий к “Младшей Эдде”. Вроде бы предлагается “рациональное” объяснение правильному движению светил по небосводу — боги поставили возницами небесных колесниц людей.
Но если для созданных из искр светил были созданы колесницы, а к ним еще — специальные приспособления, меха, раздувающие, как в кузнечном горне, огонь солнца, то кто управлял ими до случайного появления на земле двух детей, которых гордый родитель прозвал именами светил? Наконец, какое отношение к сотворению мира имеет рассказ о других детях, шедших за водой, где даже коромысло имеет собственное имя?
Обычный ответ на эти вопросы можно найти в “детском” и даже примитивном мышлении древних людей, которые пытались как-то объяснить мир в своих мифологических рассказах.
Волки, преследующие Соль и Мани (1909). Рисунок Дж . К. Доллмана .
Но ученого исландца Снорри Стурлусона можно было заподозрить в чем угодно, но только не в наивности. Он прекрасно знал, что имя отца, гордого красотой своих детей, подобных светилам, означает “Движущийся в определенные сроки”. То есть, миф имел для Снорри символический смысл. Но в самом мифе назван по имени даже земной муж Солнца, который не имел никакого отношения к ее небесному будущему. И это позволяет обнаружить в рассказе Снорри действительно очень древний миф, свойственный мифологиям многих первобытных племен. Как правило, рассказывая о происхождении мира,первобытные люди считали светила и другие явления природы такими же людьми, как они — и часто, первопредками своего племени.
В самом начале времен — в эпоху сотворения мира — они превратились в светила, скалы и источники, в зверей… Это были так называемые тотемические мифы. Эти мифы не были примитивными — они представляли собой первый опыт систематического, преднаучного описания мира, переносили на весь мир свои родоплеменные отношения.
Осколок такого древнего мифа о земном происхождении светил сохранился и в древнеисландской традиции, и Снорри помещает его в свою копилку мифологических сюжетов. При этом он должен был совместить этот миф с другим более поздним рассказом о создании светил из искр богами — отсюда возникают противоречия в тексте “Видения Гюльви”.
“Далеко-давно” (1920). Художник — Вилли Погани .
Кстати, конунг Гюльви, прикидывающийся простецом, подбирается к очень важным тайнам мироздания. Он спрашивает о том, почему Солнце так быстро мчится в своей колеснице, как будто спасается от самой смерти. И он выясняет, что ее действительно преследуют два чудовищных волка; имя одному — Обман, и он в день Рагнарёк настигнет Солнце. Второго волка зовут Ненавистник, и он в день Рагнарёк схватит Месяц.
Забегая вперед, к Рагнарёк, Гюльви спрашивает, кто породил этих волков. Выясняется, что они — порождение некоей, пока неназванной великанши. Злобное племя великанов — ётунов, троллей, или турсов — расплодилось на краю света после того, как один из них спасся от потопа — крови Имира, ставшей водами. Они угрожают существованию всего мира.
Некоторые теории
Солнечная повозка. Бронзовый век. Дания.
Не так давно археологи обнаружили интересные находки, относящиеся к бронзовому веку. В частности, были обнаружены наскальные рисунки и солнечная колесница Трюндхольма.
Эти находки представляют собой достаточные доказательства того, что Солнце считалось животворным небесным телом для скандинавов бронзового века. Предполагается, что одно время в Скандинавии был даже культ Солнца.
Единственное свидетельство того, что Солнце имело персонификацию, присутствует в ссылке на древневерхненемецкое заклинание. Также об этом говорится в Поэтической Эдде.
Исследуя солнечную колесницу Трюндхольма, ученые предполагают, что символ солнца, которое везут по небу лошади, больше всего связан с культом бога плодородия. То есть, это, вероятнее всего, символ Ньерда или Фрейра, но не олицетворенного солнца.