Хильдисвини (др.-сканд. Hildisvíni) – имя одного из волшебных животных, принадлежавших богине Фрейе. Это вепрь, на спине которого богиня иногда ездит. В одной из поэм, «Песне о Хюндле», под видом кабана скрывается почитатель Фрейи Оттар. Имя Хильдисвини иногда использовали, чтобы называть боевые шлемы. Сам образ подобного зверя считался магическим.
Образ Хильдисвини
Хильдисвини редко появляется в мифах. Его имя переводится как «боевой вепрь». Данный персонаж неразрывно связан со своей хозяйкой, богиней Фрейей. У неё есть несколько магических животных, которых она использует в своих путешествиях. Часто это два кота, которых богиня впрягает в свою колесницу.
Но иногда для своих странствий она выбирает Хильдисвини. Тогда богиня едет на его спине. Есть тексты, в которых этот вепрь оказывается другим персонажем, замаскированным под Хильдисвини.
Хильдисвини в «Песне о Хюндле» (Старшая Эдда)
Вепрь Хильдисвини в скандинавской мифологии присутствует в поэме «Песнь о Хюндле». Это произведение входит в состав Старшей Эдды, но оно мало связано с остальными её частями. Иногда считается, что «Песнь о Хюндле» создали только для оформления списка имён мифических персонажей. Поэма может также носить полуисторический характер.
Главный герой «Песни о Хюндле» – Оттар, почитатель богини Фрейи, её протеже (иногда – любовник). Своим постоянным и преданным служением он завоевал благосклонность Фрейи. Та согласилась выполнить его желание – узнать родословную Оттара. Для этого богине понадобилось навестить вёльву (колдунью) по имени Хюндла. Для этого она приезжает к вёльве на своём кабане Хильдисвини.
Фрейя скачет на Хильдисвини на встречу с Хиндлой. 1895 г. Л. Фролих.
Хильдисвини в этом произведении оказывается превращённым Оттаром. Богиня берёт его с собой, чтобы мужчина послушал про своих предков. Он должен всех запомнить – и ради этого Фрейя даёт ему выпить особое пиво. Тогда даже через несколько дней Оттар сможет вспомнить имена.
Разыскав Хюндлу, Фрейя будит её и заставляет рассказать всё, что та знает о родословной Оттара. Оказывается, что последний происходит из рода прославленных героев и других великих людей. Про них даже говорится, что они – самые лучшие в Мидгарде.
Вот как это описывается в «Песне о Хюндле»:
[Фрейя сказала:]
11 О родичах древних
ты расскажи мне
и родословья
ты перечисли!
Кто родом Скьёльдунг,
кто родом Скильвинг,
кто родом Аудлинг,
кто родом Ильвинг,
кто родом хёльд,
кто херсира сын,
кто из людей
в Мидгарде лучший?»
[Хюндла сказала:]
12 «Ты, юный Оттар,
Иннстейна сын,
Иннстейн был сыном
старого Альва,
Альв — сыном Ульва,
Ульв — сыном Сефари,
Сефари был
сын Свана Рыжего.
13 Мать у отца
была твоего
Хледис жрица
в уборах из золота;
был Фроди отцом ей,
а матерью Фриунд;
род этот был
родом героев.
14 Был некогда Али
самым могучим,
Хальвдан до этого
лучший был Скьёльдунг;
победные войны
вел он, воитель,
до края небес
неслась его слава.
15 В родство он вступил
с Эймундом смелым,
холодным мечом
поразил он Сигтрюгга,
женился на Альмвейг,
лучшей из женщин,
у них родилось
восемнадцать сынов.
16 Отсюда род Скьёльдунгов,
отсюда и Скильвинги,
отсюда и Аудлинги,
отсюда и Ильвинги,
хёльды отсюда,
отсюда и херсиры,
в Мидгарде люди
самые лучшие, —
все это — твой род,
неразумный Оттар!
Другие источники и упоминания
Имя Хильдисвини также использовали как название для одного знаменитого шлема. Шлем принадлежал шведскому королю Оли, пока его не победил другой шведский король, Адил. Это произошло в битве на льду озера Венерн. Шлем погибшего Оли перешёл к Адилу.
Изображение вепря считалось магическим. Например, в поэме «Беовульф» говорится, что такой рисунок на шлеме обладает защитными свойствами.