Хугин и Мунин

330px-Odin,_der_Göttervater

Хугин и Мунин в скандинавской мифологии – два ворона, принадлежавшие Одину. Они были посланниками верховного бога скандинавов. Также вороны летали по всему миру и приносили Одину вести со всего мира. Хугин и Мунин на скандинавском означали «мыслящий» и «помнящий». Один подарил им возможность говорить. Мифология Хугина и Мунина присутствует в Старшей и Младшей Эддах, а также в нескольких других источниках.

Кто такие Хугин и Мунин

Хугин и Мунин в скандинавской мифологии относятся к животным, которые служат богам. Такие животные обычно наделены необычными способностями. Хугин и Мунин являются воронами, принадлежащими Одину, главному среди богов. Верховный ас научил воронов говорить, и птицы, облетая мир, приносят хозяину вести о происходящем в мире. Также Хугин и Мунин являются посланниками верховного аса. Самого Одина из-за связи с воронами называют Богом Воронов.

Об этой связи Одина и воронов написано в «Видении Гюльви» Младшей Эдды:

Два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат. Хугин133 и Мунин134 — так их прозывают. Он шлет их на рассвете летать над всем миром, а к завтраку они возвращаются. От них-то и узнает он все, что творится на свете. Поэтому его называют Богом Воронов.

Скандинавские вороны Хугин и Мунин, возможно, могли обозначать ум самого Одина. Такую теорию выдвинул Рудольф Зимек. На это могут указывать и имена воронов:

  • Хугин на др.-сканд. пишется как Huginn, что означает «мыслящий» или «мысль»;
  • Мунин – др.-сканд. Muninn, означает «помянщий» или «память».

Часто исследователи считают, что вороны Одина Хугин и Мунин могут быть связаны с шаманскими практиками. Во время этих практик шаман входит в транс и отправляется в путешествие, в том числе в другие миры. Возможно, Один через своих воронов посылает свой разум и мысли в подобное странствие. В «Речах Гримнира» Старшей Эдды Один беспокоится о своих воронах, боясь, что они могут не вернуться. Это может быть намёком на те опасности, с которыми может встретиться шаман.

Вороны Хугин и Мунин в «Речах Гримнира» Старшей Эдды

«Речи Гримнира» – единственный из источников Старшей Эдды, где упоминаются вороны Одина. Гримнир – это переодетый Один. О воронах он рассказывает принцу Агнару, говоря, что те без устали летают над миром.

Вот монолог Одина из «Речей Гримнира»:

20 Хугин и Мунин

над миром все время

летают без устали;

мне за Хугина страшно,

страшней за Мунина, —

вернутся ли вороны!

В «Видении Гюльви» Младшей Эдды

«Видение Гюльви» входит в Младшую Эдду и является первой частью этого произведения. Гюльви – конунг Швеции, который захотел узнать мудрость асов. Назвавшись Ганлери, он приходит в Асгард, где его встречают три мужа. Сидя на тронах, они отвечают на вопросы Гюльви. Мужей зовут Высокий, Равновысокий и Третий, и все они – воплощение Одина.

Высокий рассказывает конунгу и о воронах, принадлежащих Одину. Те сидят на плечах верховного аса. Благодаря речи, которой наделил их Один, Хугин и Мунин говорят со своим хозяином. Они шёпотом рассказывают обо всём, что слышали или видели. Чтобы получить эти новости, на рассвете Один отправляет птиц в полёт. К завтраку Хугин и Мунин приносят ему вести со всего мира. Именно это позволяет Одину узнавать так много всего.

Хугин и Мунин на плечах Одина. Иллюстрация в исландской рукописи 18 в.
Хугин и Мунин на плечах Одина. Иллюстрация в исландской рукописи 18 в.

 

«Язык поэзии» (Младшая Эдда)

В «Языке поэзии» Младшей Эдды есть примеры того, как имена Хугина и Мунина использовались как имена нарицательные. Стурлусон приводит цитаты из поэзии скальда Эйнара Скуласона. Там Мунин – обозначение ворона как птицы. Хугин же используется в кеннинге для слова «падаль».

В другом отрывке из «Языка поэзии» также приводятся названия для ворона, где имена Хугина и Мунина – нарицательные:

Ворона называют: «вран», «Хугин», «Мунин», «важный», «ранний», «считающий годы», «предвестник трупов».

«Сага об Инглингах» (из «Круга Земного»)

«Сага об Инглингах» принадлежит авторству Снорри Стурлусона. Она входит в сборник «Круг земной». Произведение посвящено предкам норвежского конунга из рода Инглингов. Один здесь предстаёт скорее правителем, наделённым особыми способностями. В одном из отрывков рассказывается о его мудрости. Один учил руны и заклинания, а также знал очень много. В получении знаний и мудрости ему помогали вороны Хугин и Мунин. В этом тексте Один также наделяет их речью, чтобы птицы могли рассказывать ему, что видели.

Вот отрывок из «Саги об Инглингах»:

У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.

Хугин и Мунин в «Третьем грамматическом трактате»

Это произведение написано Олавом Тордарсоном. Он описывает, как вороны Хугин и Мунин слетают с плеча Одина. Они ищут трупы, причем Хугин высматривает повешенных. Цель Мунина – убитые люди.

Археологические свидетельства

Хугин и Мунин нередко появляются на различных предметах и памятниках, оставшихся от древних скандинавов. Чаще всего их размещают рядом с Одином. В легендах часто описывается, как они садятся на плечи Одина и разговаривают с ним. На изображениях вороны, служащие верховному асу, также находятся на его плечах или рядом с головой.

Одно из таких известных свидетельств – это золотые монеты брактеаты. С одной стороны на них чеканилось изображение. На некоторых монетах изображался человек на лошади. В его руке было копьё, а рядом размещались одна или две птицы. Возможно, это было изображение скандинавского бога Одина и его воронов. Вороны также могли быть помощниками аса в исцелении лошадей.

Брактеат типа С (DR BR42) с изображением фигуры над лошадью. Рядом – птица.
Брактеат типа С (DR BR42) с изображением фигуры над лошадью. Рядом – птица.

 

Подобные изображения были также найдены на пластин со шлема, найденного в Швеции. По мнению учёных, это также Один.

Пластина со шлема Вендельского периода с изображением человека верхом на лошади. Он держит копье и щит и противостоит змее. Всадника сопровождают две птицы.
Пластина со шлема Вендельского периода с изображением человека верхом на лошади. Он держит копье и щит и противостоит змее. Всадника сопровождают две птицы.

 

На севере Дании были найдены интересные парные броши в форме птиц. Они относятся к германскому железному веку. Судя по мощным клювам и форме хвостов, это вороны. Возможно, то, что каждую прикалывали на плечо, является отсылкой к воронам Одина на его плечах. На спине каждой птицы была маска из голов животных. Один в свою очередь ассоциировался с маскировкой, у него было много ликов.

На острове Мэн в Андреасе находится Торвальдский крест, на котором также может быть изображён Один. Рисунок показывает человека с занесённым копьём, на его плече – ворон. Одну из ног человека пожирает волк. Возможно, это Один, которого проглатывает гигантский волк Фенрир.

Символическое значение ворона у викингов

В верованиях древних скандинавов вороны занимали особое место. Они были связаны со следующими сферами, где приобретали символическое значение:

  • обретение тайных знаний (Один благодаря воронам узнавал, что происходит в мире);
  • ворон – животное сражений, его помещали на знамёна;
  • также это птица смерти, т.к. она клюёт трупы.

У викингов была распространена традиция делать стяги с рисунками воронов. Существовали специальные знамёна воронов треугольной формы. Причём материал был соткан так, чтобы казалось, что ворон хлопает крыльями, когда флаг развивается. Такие стяги помещались на корабли, их могли нести воины.

 

Один восседает на троне и держит свое копье Гунгнир. Вокруг – его вороны Хугин и Мунин и волки Гери и Фреки. 1882 г. Карл Дёплер.
Один восседает на троне и держит свое копье Гунгнир. Вокруг – его вороны Хугин и Мунин и волки Гери и Фреки. 1882 г. Карл Дёплер.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

6 + тринадцать =