Имена Валькирий

Walkyrien_by_Emil_Doepler

Валькирии – девы-воительницы в скандинавской мифологии. Они часто считаются дочерьми Одина. Во время сражений они появляются на поле боя, чтобы решить судьбу погибших воинов. Именно валькирии решали, кто отправится в загробный чертог Один, Вальгаллу. Иногда валькирии сами могли решить исход битвы. В других случаях они исполняли приказ Одина. Список имен валькирий из скандинавской мифологии включает много персонажей, которые упоминаются в разных источниках.

Роль валькирий в скандинавской мифологии

Скандинавская мифология описывает валькирий как дев-воительниц. На крылатых конях они облетают поля сражений. Иногда валькирии решают исход битвы, если это позволяет Один. Но их главной задачей было выбрать павших в битве воинов, которые отправятся в небесный чертог, Вальхаллу. Валькирий часто изображают как женщин-богатырей, сильных красавиц. Они несут оружие (щиты и копья), на их шлемах – крылья. Доспехи дев сияют так ярко, что от этого появляется северное сияние.

В «Видении Гюльви» написано про главную функцию валькирий:

Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн123, и Рота124, и младшая норна по имени Скульд125 всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход.

Валькирии также прислуживают в Вальгалле эйнхериям и Одину. Эйнхерии – самые лучшие из воинов. Ими становится те, кто в момент смерти не выпустил из рук оружия. В Вальгалле эти воины постоянно сражаются и тренируются, готовясь к Рагнарёку (концу света и гибели богов). Когда эйнхерии отдыхают от сражения, валькирии подносят им и Одину мёд и пиво.

Чаще всего роль отца валькирий приписывают Одину. Но в некоторых источниках они происходят из королевских семей. Нередко встречаются сюжет легенд, где валькирии – возлюбленные смертных героев и других персонажей. Когда кто-либо женился на этих девах, последние теряли свою силу. Иногда валькирии были связаны с воронами и лебедями.

В «Песни о Вёлунде» есть отрывок о том, как трое братьев женились на валькириях:

Жили три брата — сыновья конунга финнов, — одного звали Слагфид, другого Эгиль, третьего Вёлунд. Они ходили на лыжах и охотились. Пришли они в Ульвдалир и построили себе дом. Есть там озеро, зовется оно Ульвсъяр. Рано утром увидели они на берегу озера трех женщин, которые пряли лен, а около них лежали их лебяжьи одежды, — это были валькирии. Две из них были дочери конунга Хлёдвера: Хладгуд Лебяжьебелая и Хервёр Чудесная, а третья была Эльрун, дочь Кьяра из Валланда. Братья увели их с собой, Эгиль взял в жены Эльрун, Слагфид — Лебяжьебелую, а Вёлунд — Чудесную. Так они прожили семь зим. Потом валькирии умчались в битвы и не возвратились.

В славянской мифологии также были подобные персонажи. Туда они перешли из скандинавских легенд. У славянских народов существовал символ Валькирия, который помогал в сражениях.

Источники имён валькирий

 

Имена валькирий Вальхаллы из мифологии Скандинавии содержатся в первую очередь в следующих источниках:

  1. «Прорицание вёльвы» (Старшая Эдда) – эпическая поэма, где от лица вёльвы (прорицательницы и колдуньи) рассказывается о мире.
  2. «Речи Гримнира» (Старшая Эдда) – поэма, где повествование ведётся от лица Гримнира. Это – одно из имён Одина. Он рассказывает о мироустройстве, о роли того или иного бога или мифологического существа.
  3. «Песнь валькирий» – скальдическая поэма. В ней описывается, как 12 валькирий занимаются ткачеством и решают, кто погибнет в одной из битв. В конце песни валькирии объявляют, что быстро скачут на своих неосёдланных конях. В этой поэме указаны имена 6 валькирий. Сюжет представляет собой смесь кельтских и скандинавских мифов.
  4. «Списки имён» в «Языке поэзии» (Младшая Эдда) – перечень имён и синонимов, среди которых есть и имена валькирий.

Вот отрывок из «Песни валькирий»:

5 Мы ткем, мы ткем

стяг боевой;

конунгу вслед

пора нам скакать!

Гендуль и Гунн

за ним помчались,

кровь на щитах

увидят они.

Список имен валькирий из скандинавской мифологии в этих произведениях включает в себя не всех персонажей. Есть валькирии, которые встречаются только в отдельных текстах. Например, это Сигрун. Она появляется только в поэмах «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» и «Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга». Её герой – сын конунга Хельги. Хельги встречает Сигрун, когда та ведёт отряд из 9-ти валькирий. Хельги затем убивает брат Сигрун, мстящий за смерть других своих братьев.

О Хельги и Сгрун во «Второй Песни о Хельги убийце Хундинга» говорится, что они родились вновь. Сигрун как валькирию звали Кара. Вот отрывок об этом:

В древнее время верили, что люди рождаются вновь, но теперь это считают бабьими сказками. Говорят, что Хельги и Сигрун родились вновь. Он звался тогда Хельги Хаддингьяскати, а она – Кара, дочь Хальвдана, как об этом рассказывается в Песни о Каре. Она была валькирией.

Значения имён валькирий

Имена валькирий из скандинавской мифологии чаще всего связаны с битвами. Некоторые исследователи, например, Х. Эллис-Дэвидсон и Р. Зимек считали, что это по сути не личные имена. Они не отражают индивидуальность валькирий. Имена скорее показывают черты валькирий как богинь войны. Возможно, это описания, созданные поэтами-скальдами, чтобы передать нужный образ.

Список имен валькирий из скандинавской мифологии также показывает, что многие имена связаны с оружием. Это в первую очередь копьё, оружие Одина. Хорошим примером служит имя валькирии Гейрахёд. Её имя составлено из древнескандинавских слов geirr (копьё) и höð (битва). Имя этой валькирии иногда используется вместо имени Гейрёлуль. Последнее, вероятно, означало «та, что бросается вперёд с копьём».

Была также валькирия Гейравёр (Geiravör). Первая часть имени, Geira, означало «копьё». Вторая, vör, могла относиться к богине Вёр, покровительнице знаний. Поэтому имя могло обозначать богиню с копьём.

Элемент, обозначающий копьё, присутствовал в имени валькирии Гейрскёгуль, встречающейся в «Списках имён» и «Прорицании вёльвы». А имя валькирии Гейр означало просто «копьё».

О Гейрскёгуль есть информация в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда):

30 Валькирий видала

из дальних земель,

готовых спешить

к племени готов;

Скульд со щитом,

Скёгуль другая,

Гунн, Хильд и Гёндуль

и Гейрскёгуль.

Вот перечислены

девы Одина,

любо скакать им

повсюду, валькириям.

Имена других валькирий, обозначающих копьё, также приведены в «Речах Гримнира» (Старшая Эдда):

36 Христ и Мист

пусть рог мне подносят,

Скеггьёльд и Скёгуль,

Хильд и Труд,

Хлёкк и Херфьётур,

Гейр и Гейрёлуль,

Рандгрид и Радгрид

и Регинлейв тоже

цедят пиво эйнхериям.

Одна из самых известных валькирий в скандинавских легендах – это Брюнгильда (Брюнхильда, Брунгильда). Она известна по мифам о герое Сигурде (Зигфриде). Во время одной из битв Брунгильда нарушила приказ Одина даровать победу определённому человеку. За это верховный бог наказал её, погрузив в сон. Герой Сигурд пробудил валькирию, и они полюбили друг друга. Брунгильда также учила героя рунической магии. Но история их любви закончилась печально. Имя Брунгильды составлено из слов «кольчуга» и «битва».

О их встрече написано в «Языке поэзии» Младшей Эдды:

Вот ехал Сигурд, пока не увидел на горе какой-то дом. Там спала одна женщина, и была она в шлеме и в кольчуге. Он взмахнул мечом и разрубил на ней кольчугу. Женщина проснулась и назвалась Хильд. Обычно ее зовут Брюнхильд. Она была валькирией.

Имя валькирии Гунн дословно переводится как «битва». Она упоминается в «Прорицании вёльвы»:

30 Валькирий видала

из дальних земель,

готовых спешить

к племени готов;

Скульд со щитом,

Скёгуль другая,

Гунн, Хильд и Гёндуль

и Гейрскёгуль.

Вот перечислены

девы Одина,

любо скакать им

повсюду, валькириям.

Также имена валькирий указывают иногда на то, какую роль они выполняли или какими способностями владели. Например, имя валькирии Херья относится к слову, означавшему «опустошать». А имя валькирии Хьерфьетур переводится «оковы войны». Это может указывать на способность надевать на врагов оковы.

У валькирии Свипуль имя переводится как «изменчивая». Такой перевод, возможно, связан с понятием судьбы, также изменчивой. Считалось, что валькирии управляют судьбами, в частности судьбами воинов в битвах.

Списки имён валькирий

Наиболее полный список имён валькирий выглядит следующим образом

Брюнгильда, либо Брюнхильда, Брюнхильд, Брунгильда, Бринхильд (Brynhildr) – имя означает «кольчуга» и «битва», также «яркая битва». Одна из главных героинь истории о Сигурде (Зигфриде).

Эйр (Eir) – «мир», «милосердие», «помощь», «сострадание».

Эйр упоминается в «Туле имён» (Младшая Эдда):

Валькирии

Ещё другие

Одина девы:

Хильд и Гёндуль,

Хлёкк, Мист, Скёгуль,

затем Хрунд и [Эйр],

Христ, Скульд названы.

Норн назову,

они нужды творят,

Нифт и Диси

вот я назову.

Гейрахёд (Geirahöð) – имя составлено из слов «копьё» и «битва».

Гейравёр (Geiravör) – «копьё» плюс элемент vör.

Гейрдрифул – «копьеметательница».

Гейрёлуль (Geirönul, Geirrönul, Geirömul, Geirölul) – имя может означать «та, что бросается вперёд с копьём». Форма имени Geirölul, возможно, имеет отношение к руническому заклинанию alu. Также само имя может быть связано с Geirölnir (одно из имён Одина) и Ölnir (имя карлика).

Гейрскёгуль (Geirskögul) – «потрясающая копьём» или «высоко возвышающееся копьё».

Гёлль (Göll) – «смятение», «шум», «сражение».

Гёндуль (Göndul) – «указующая».

Гёндуль есть в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда):

30 Валькирий видала

из дальних земель,

готовых спешить

к племени готов;

Скульд со щитом,

Скёгуль другая,

Гунн, Хильд и Гёндуль

и Гейрскёгуль.

Вот перечислены

девы Одина,

любо скакать им

повсюду, валькириям.

Она упоминается и в «Туле имён» Младшей Эдды:

Валькирии

Ещё другие

Одина девы:

Хильд и Гёндуль,

Хлёкк, Мист, Скёгуль,

затем Хрунд и [Эйр],

Христ, Скульд названы.

Норн назову,

они нужды творят,

Нифт и Диси

вот я назову.

Гунн (Guðr, Gunnr) – «битва».

Хьерфьетур (Herfjötur) – «оковы войны», также «хозяйские путы».

Херья (Herja) – происходит от древнескандинавского и древневерхненемецкого слов, означающих «опустошать».

Хладгуд Сванхвит (Hlaðguðr svanhvít) – Хладгуд Лебяжебелая.

Хильд (Hildr) – «битва».

Хьялмримул (Hjalmþrimul) – возможно, «воительница» или «грохочущая шлемом».

Хервёр Альвитр (Hervör alvitr) – Хервёр Чудесная (Alvitr также может означать «всезнающая» или «странное создание»).

Хьёртримуль (Hjörþrimul) – «воительница меча».

Она упоминается в «Песни валькирий»:

Хьёртримуль, Хильд.

Саннгрид и Свипуль,

мечи обнажив,

начали ткать;

сломятся копья,

треснут щиты,

если псы шлема

вцепятся в них.

Хлекк, Хлёкк (Hlökk) – «шум сражения».

Христ (Hrist) – «трясущая», «потрясающая».

Хрунд (Hrund) – толкающая.

Кара (Kára) – «дикая», «бурная», «кудрявая».

Мист (Mist) – «облако» либо «туман».

Эльрун (Ölrún) – возможно, «руна ale».

Рандгрид (Randgríðr, Randgrid) – «разрушительница щитов».

Радгрид (Ráðgríðr) – вероятно, «совет» и «перемирие», также «властная».

Регинлейв (Reginleif) – «всадница бури», «след могущества», «дочь богов».

Рота (Róta) – «сеющая смятение», «мокрый снег и буря».

Саннгрид (Sanngriðr) – «очень жестокая».

Сигрдрива (Sigrdrífa) – «побуждающая к победе».

Сигрюн, Сигрун (Sigrún) – «руна победы».

Скальмольд (Skalmöld) – «время» и «меч».

Скеггльёльд (Skeggöld, Skeggjöld) – «эпоха топора».

Скёгуль (Skögul) – «свирепствующая», «потрясающая», «высоко возвышающаяся».

Скульд (Skuld) – «долг» или «будущее».

Свейд (Sveið) – «вибрация» или «шум».

Свипуль (Svipul) – «изменчивая».

Тёгн (Þögn) – «тишина».

Трима (Þrima) – сражение.

Труд (Þrúðr) – «сила», «мощь». Дочь Тора и Сиф.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

5 × 4 =