Валькирии – девы-воительницы в скандинавской мифологии. Они часто считаются дочерьми Одина. Во время сражений они появляются на поле боя, чтобы решить судьбу погибших воинов. Именно валькирии решали, кто отправится в загробный чертог Один, Вальгаллу. Иногда валькирии сами могли решить исход битвы. В других случаях они исполняли приказ Одина. Список имен валькирий из скандинавской мифологии включает много персонажей, которые упоминаются в разных источниках.
Роль валькирий в скандинавской мифологии
Скандинавская мифология описывает валькирий как дев-воительниц. На крылатых конях они облетают поля сражений. Иногда валькирии решают исход битвы, если это позволяет Один. Но их главной задачей было выбрать павших в битве воинов, которые отправятся в небесный чертог, Вальхаллу. Валькирий часто изображают как женщин-богатырей, сильных красавиц. Они несут оружие (щиты и копья), на их шлемах – крылья. Доспехи дев сияют так ярко, что от этого появляется северное сияние.
В «Видении Гюльви» написано про главную функцию валькирий:
Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн123, и Рота124, и младшая норна по имени Скульд125 всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход.
Валькирии также прислуживают в Вальгалле эйнхериям и Одину. Эйнхерии – самые лучшие из воинов. Ими становится те, кто в момент смерти не выпустил из рук оружия. В Вальгалле эти воины постоянно сражаются и тренируются, готовясь к Рагнарёку (концу света и гибели богов). Когда эйнхерии отдыхают от сражения, валькирии подносят им и Одину мёд и пиво.
Чаще всего роль отца валькирий приписывают Одину. Но в некоторых источниках они происходят из королевских семей. Нередко встречаются сюжет легенд, где валькирии – возлюбленные смертных героев и других персонажей. Когда кто-либо женился на этих девах, последние теряли свою силу. Иногда валькирии были связаны с воронами и лебедями.
В «Песни о Вёлунде» есть отрывок о том, как трое братьев женились на валькириях:
Жили три брата — сыновья конунга финнов, — одного звали Слагфид, другого Эгиль, третьего Вёлунд. Они ходили на лыжах и охотились. Пришли они в Ульвдалир и построили себе дом. Есть там озеро, зовется оно Ульвсъяр. Рано утром увидели они на берегу озера трех женщин, которые пряли лен, а около них лежали их лебяжьи одежды, — это были валькирии. Две из них были дочери конунга Хлёдвера: Хладгуд Лебяжьебелая и Хервёр Чудесная, а третья была Эльрун, дочь Кьяра из Валланда. Братья увели их с собой, Эгиль взял в жены Эльрун, Слагфид — Лебяжьебелую, а Вёлунд — Чудесную. Так они прожили семь зим. Потом валькирии умчались в битвы и не возвратились.
В славянской мифологии также были подобные персонажи. Туда они перешли из скандинавских легенд. У славянских народов существовал символ Валькирия, который помогал в сражениях.
Источники имён валькирий
Имена валькирий Вальхаллы из мифологии Скандинавии содержатся в первую очередь в следующих источниках:
- «Прорицание вёльвы» (Старшая Эдда) – эпическая поэма, где от лица вёльвы (прорицательницы и колдуньи) рассказывается о мире.
- «Речи Гримнира» (Старшая Эдда) – поэма, где повествование ведётся от лица Гримнира. Это – одно из имён Одина. Он рассказывает о мироустройстве, о роли того или иного бога или мифологического существа.
- «Песнь валькирий» – скальдическая поэма. В ней описывается, как 12 валькирий занимаются ткачеством и решают, кто погибнет в одной из битв. В конце песни валькирии объявляют, что быстро скачут на своих неосёдланных конях. В этой поэме указаны имена 6 валькирий. Сюжет представляет собой смесь кельтских и скандинавских мифов.
- «Списки имён» в «Языке поэзии» (Младшая Эдда) – перечень имён и синонимов, среди которых есть и имена валькирий.
Вот отрывок из «Песни валькирий»:
5 Мы ткем, мы ткем
стяг боевой;
конунгу вслед
пора нам скакать!
Гендуль и Гунн
за ним помчались,
кровь на щитах
увидят они.
Список имен валькирий из скандинавской мифологии в этих произведениях включает в себя не всех персонажей. Есть валькирии, которые встречаются только в отдельных текстах. Например, это Сигрун. Она появляется только в поэмах «Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга» и «Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга». Её герой – сын конунга Хельги. Хельги встречает Сигрун, когда та ведёт отряд из 9-ти валькирий. Хельги затем убивает брат Сигрун, мстящий за смерть других своих братьев.
О Хельги и Сгрун во «Второй Песни о Хельги убийце Хундинга» говорится, что они родились вновь. Сигрун как валькирию звали Кара. Вот отрывок об этом:
В древнее время верили, что люди рождаются вновь, но теперь это считают бабьими сказками. Говорят, что Хельги и Сигрун родились вновь. Он звался тогда Хельги Хаддингьяскати, а она – Кара, дочь Хальвдана, как об этом рассказывается в Песни о Каре. Она была валькирией.
Значения имён валькирий
Имена валькирий из скандинавской мифологии чаще всего связаны с битвами. Некоторые исследователи, например, Х. Эллис-Дэвидсон и Р. Зимек считали, что это по сути не личные имена. Они не отражают индивидуальность валькирий. Имена скорее показывают черты валькирий как богинь войны. Возможно, это описания, созданные поэтами-скальдами, чтобы передать нужный образ.
Список имен валькирий из скандинавской мифологии также показывает, что многие имена связаны с оружием. Это в первую очередь копьё, оружие Одина. Хорошим примером служит имя валькирии Гейрахёд. Её имя составлено из древнескандинавских слов geirr (копьё) и höð (битва). Имя этой валькирии иногда используется вместо имени Гейрёлуль. Последнее, вероятно, означало «та, что бросается вперёд с копьём».
Была также валькирия Гейравёр (Geiravör). Первая часть имени, Geira, означало «копьё». Вторая, vör, могла относиться к богине Вёр, покровительнице знаний. Поэтому имя могло обозначать богиню с копьём.
Элемент, обозначающий копьё, присутствовал в имени валькирии Гейрскёгуль, встречающейся в «Списках имён» и «Прорицании вёльвы». А имя валькирии Гейр означало просто «копьё».
О Гейрскёгуль есть информация в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда):
30 Валькирий видала
из дальних земель,
готовых спешить
к племени готов;
Скульд со щитом,
Скёгуль другая,
Гунн, Хильд и Гёндуль
и Гейрскёгуль.
Вот перечислены
девы Одина,
любо скакать им
повсюду, валькириям.
Имена других валькирий, обозначающих копьё, также приведены в «Речах Гримнира» (Старшая Эдда):
36 Христ и Мист
пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скёгуль,
Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур,
Гейр и Гейрёлуль,
Рандгрид и Радгрид
и Регинлейв тоже
цедят пиво эйнхериям.
Одна из самых известных валькирий в скандинавских легендах – это Брюнгильда (Брюнхильда, Брунгильда). Она известна по мифам о герое Сигурде (Зигфриде). Во время одной из битв Брунгильда нарушила приказ Одина даровать победу определённому человеку. За это верховный бог наказал её, погрузив в сон. Герой Сигурд пробудил валькирию, и они полюбили друг друга. Брунгильда также учила героя рунической магии. Но история их любви закончилась печально. Имя Брунгильды составлено из слов «кольчуга» и «битва».
О их встрече написано в «Языке поэзии» Младшей Эдды:
Вот ехал Сигурд, пока не увидел на горе какой-то дом. Там спала одна женщина, и была она в шлеме и в кольчуге. Он взмахнул мечом и разрубил на ней кольчугу. Женщина проснулась и назвалась Хильд. Обычно ее зовут Брюнхильд. Она была валькирией.
Имя валькирии Гунн дословно переводится как «битва». Она упоминается в «Прорицании вёльвы»:
30 Валькирий видала
из дальних земель,
готовых спешить
к племени готов;
Скульд со щитом,
Скёгуль другая,
Гунн, Хильд и Гёндуль
и Гейрскёгуль.
Вот перечислены
девы Одина,
любо скакать им
повсюду, валькириям.
Также имена валькирий указывают иногда на то, какую роль они выполняли или какими способностями владели. Например, имя валькирии Херья относится к слову, означавшему «опустошать». А имя валькирии Хьерфьетур переводится «оковы войны». Это может указывать на способность надевать на врагов оковы.
У валькирии Свипуль имя переводится как «изменчивая». Такой перевод, возможно, связан с понятием судьбы, также изменчивой. Считалось, что валькирии управляют судьбами, в частности судьбами воинов в битвах.
Списки имён валькирий
Наиболее полный список имён валькирий выглядит следующим образом
Брюнгильда, либо Брюнхильда, Брюнхильд, Брунгильда, Бринхильд (Brynhildr) – имя означает «кольчуга» и «битва», также «яркая битва». Одна из главных героинь истории о Сигурде (Зигфриде).
Эйр (Eir) – «мир», «милосердие», «помощь», «сострадание».
Эйр упоминается в «Туле имён» (Младшая Эдда):
Валькирии
Ещё другие
Одина девы:
Хильд и Гёндуль,
Хлёкк, Мист, Скёгуль,
затем Хрунд и [Эйр],
Христ, Скульд названы.
Норн назову,
они нужды творят,
Нифт и Диси
вот я назову.
Гейрахёд (Geirahöð) – имя составлено из слов «копьё» и «битва».
Гейравёр (Geiravör) – «копьё» плюс элемент vör.
Гейрдрифул – «копьеметательница».
Гейрёлуль (Geirönul, Geirrönul, Geirömul, Geirölul) – имя может означать «та, что бросается вперёд с копьём». Форма имени Geirölul, возможно, имеет отношение к руническому заклинанию alu. Также само имя может быть связано с Geirölnir (одно из имён Одина) и Ölnir (имя карлика).
Гейрскёгуль (Geirskögul) – «потрясающая копьём» или «высоко возвышающееся копьё».
Гёлль (Göll) – «смятение», «шум», «сражение».
Гёндуль (Göndul) – «указующая».
Гёндуль есть в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда):
30 Валькирий видала
из дальних земель,
готовых спешить
к племени готов;
Скульд со щитом,
Скёгуль другая,
Гунн, Хильд и Гёндуль
и Гейрскёгуль.
Вот перечислены
девы Одина,
любо скакать им
повсюду, валькириям.
Она упоминается и в «Туле имён» Младшей Эдды:
Валькирии
Ещё другие
Одина девы:
Хильд и Гёндуль,
Хлёкк, Мист, Скёгуль,
затем Хрунд и [Эйр],
Христ, Скульд названы.
Норн назову,
они нужды творят,
Нифт и Диси
вот я назову.
Гунн (Guðr, Gunnr) – «битва».
Хьерфьетур (Herfjötur) – «оковы войны», также «хозяйские путы».
Херья (Herja) – происходит от древнескандинавского и древневерхненемецкого слов, означающих «опустошать».
Хладгуд Сванхвит (Hlaðguðr svanhvít) – Хладгуд Лебяжебелая.
Хильд (Hildr) – «битва».
Хьялмримул (Hjalmþrimul) – возможно, «воительница» или «грохочущая шлемом».
Хервёр Альвитр (Hervör alvitr) – Хервёр Чудесная (Alvitr также может означать «всезнающая» или «странное создание»).
Хьёртримуль (Hjörþrimul) – «воительница меча».
Она упоминается в «Песни валькирий»:
Хьёртримуль, Хильд.
Саннгрид и Свипуль,
мечи обнажив,
начали ткать;
сломятся копья,
треснут щиты,
если псы шлема
вцепятся в них.
Хлекк, Хлёкк (Hlökk) – «шум сражения».
Христ (Hrist) – «трясущая», «потрясающая».
Хрунд (Hrund) – толкающая.
Кара (Kára) – «дикая», «бурная», «кудрявая».
Мист (Mist) – «облако» либо «туман».
Эльрун (Ölrún) – возможно, «руна ale».
Рандгрид (Randgríðr, Randgrid) – «разрушительница щитов».
Радгрид (Ráðgríðr) – вероятно, «совет» и «перемирие», также «властная».
Регинлейв (Reginleif) – «всадница бури», «след могущества», «дочь богов».
Рота (Róta) – «сеющая смятение», «мокрый снег и буря».
Саннгрид (Sanngriðr) – «очень жестокая».
Сигрдрива (Sigrdrífa) – «побуждающая к победе».
Сигрюн, Сигрун (Sigrún) – «руна победы».
Скальмольд (Skalmöld) – «время» и «меч».
Скеггльёльд (Skeggöld, Skeggjöld) – «эпоха топора».
Скёгуль (Skögul) – «свирепствующая», «потрясающая», «высоко возвышающаяся».
Скульд (Skuld) – «долг» или «будущее».
Свейд (Sveið) – «вибрация» или «шум».
Свипуль (Svipul) – «изменчивая».
Тёгн (Þögn) – «тишина».
Трима (Þrima) – сражение.
Труд (Þrúðr) – «сила», «мощь». Дочь Тора и Сиф.