Сив (Древнескандинавский: [siv]. /sɪf/) — жена бога грома Тора. Это богиня плодородия и мать детей великого громовника — Труд, Моди, Магни.
Богиня Сив в скандинавской мифологии не имеет особого значения. Ее имя всплывает лишь однажды — в сюжете о Локи, который однажды обрезал ее чудесные волосы. Испугавшись гнева Тора, он отправился в Свартальвхейм и хитростью заставил цвергов изготовить для Сив другие волосы — еще более прекрасные, чем раньше.
Сив — верная и преданная жена Тора. Хотя в “Перебранке Локи” злоречивый ас упрекает ее в том, что однажды она, уже будучи в браке, делила с ним ложе.
Словарь
СИВ, в скандинавской мифологии богиня, обладающая чудесными золотыми волосами (символ плодородия), жена Тора. Имеется миф о том, как Локи срезал её волосы, а затем по требованию Тора заставил карликов-цвергов выковать точно такие же(и они тотчас приросли к её голове, как настоящие).
Этимология
- Имя Сиф — это форма единственного числа древнескандинавского слова sifjar во множественном числе. Sifjar появляется только в форме единственного числа, когда богиня упоминается как имя собственное. Sifjar родственен древнеанглийскому sibb и современному английскому sib (что означает «родство, связь, брак»), а также в других германских языках: готском 𐍃𐌹𐌱𐌾𐌰 (sibja), древневерхненемецком sippa и современном немецком Sippe. Sifjar появляется не только в древней поэзии и сводах законов, но и в составных словах (byggja sifjar означает «жениться»). Используя эту этимологию, ученый Джон Линдоу дает значения «сводные отношения», ученый Энди Орчард дает «отношения», а ученый Рудольф Симек дает «отношения в браке».
- От древнескандинавского, от sif («родственник, родственница»); см. также древнеанглийское sibb («родство») (откуда среднеанглийское sib («имеющий родство; родственники»), откуда английское sib, родной брат), немецкое Sippe («племя»).
Кто такая Сив
Богиня Сив — в древнескандинавской мифологии богиня плодородия, жена Тора. Имя этого божества упоминается в Старшей и Младдшей эддах.
Богиня Сив в скандинавской мифологии упоминается нечасто. В отличие от Фригг, которая н чуждается соперничества с Одином, и от Фрейи, которая часто становилась участницей опасных любовных приключений, она — верная жена и хорошая мать.
Считается, что это божество тесно связано с девами судьбы. Ее имя, возможно, связано с представлениями о роде. Богиня Сив прославилась своими чудесными золотыми волосами (в поэтических кеннингах золото зовется волосами Сив), которые она получила благодаря гнусным забавам Локи.
Скандинавская богиня Сиф (Сив) — достаточно загадочное божество. До встречи с Тором она уже была замужем, и прижила в предыдущем браке сына. Вот, что написано о нем в книге “Видение Гюльви”:
“Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве.”
По словам Снорри Стурлусона, богиня Сиф (Сив) также была известна, как пророчица по имени Сивилла. Хотя ее все-таки называли Сиф. Она описывается как прекраснейшая из женщин с золотыми волосами.
В поэтических кеннингах ее называют «женой Тора», «матерью Уллра», «светловолосым божеством», «соперницей Ярнаксы» и «матерью Урура».
Чудесные волосы Сив
У Сив были чудесные длинные золотые локоны — ни у кого из богов больше не было таких. Они были ее гордостью — и грозный Тор очень любил гладить их, и зарываться в них лицом.
Однажды Локи стало скучно. Он тихонько подкрался к спящей Сив и отрезал ее прекрасные волосы под корень. Зачем он это сделал — загадка, но предполагается, что он когда-то и сам был неравнодушен к красавице, и не мог простить ей того, что она предпочла ему Тора.
В частности об этом косвенно говорится в книге “Перебранка Локи”:
“Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала:
“Привет тебе, Локи!
Кубок хрустальный
с медом прими
и меня на пиру
могучих богов
в речах не порочь!»
Он взял рог и выпил.
«Порочить не стал бы,
когда б ты и впрямь
была неприступной;
но знаю, с одним —
и мне ли не знать! —
изменила ты мужу, —
то был злобный Локи”…
Проснувшись, Сив чуть не лишилась рассудка. Она, конечно, поняла, кто это сделал, и расплакалась. А Тор, когда увидел ее почти лысой, страшно разгневался на Локи. Он, наверное, убил бы его, если бы тот, знатно перетрусив, не пообещал достать Сив други волосы — еще лучше.
Тор нехотя отпустил его, и коварный ас отправился в Свартальвхейм. Там жили чудесные мастера-цверги — братья Ивальди. Путем хитрых манипуляций Локи заставил их выковать для Сив новые волосы.Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота.
Сив была довольна: кажется, ее новые волосы, действительно, ничем не уступали предыдущим.
Некоторые научные теории
Ссылаясь на этимологию ее имени, ученый XIX века Гудбрандур Вигфуссон выдвинул теорию о том, что Сиф “символизирует мать-землю своими золотыми волосами; она была богиней святости семьи и брака”.
Культ Тора был связан с жилищем и имуществом, а также с благополучием семьи и общества. Тор, который в мифах изображался в первую очередь как бог грома и грозы, также отвечал за плодородие. Брак Тора с Сиф с золотыми волосами, о котором в мифах сказано относительно немного, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли, когда он приходит на землю во время грозы, и буря приносит дождь, дарящий урожай. Таким образом, культ Тора и Сив, как и культ Одина, можно рассматривать как продолжение культа бога неба, который был известен в бронзовом веке.
По мнению Джона Линдоу, мифологическая важность роли богини Сиф (Сив) в скандинавской мифологии сильно занижена, а ведь ее волосы были создан вместе с самыми важными и могущественными предметами в скандинавской мифологии…
Еще есть теория о том, что Сиф была связана с Равдной. То есть, она была супругой саамского бога грома Хорагалеса .
Священный символ Равдны — красные ягоды рябины, и само имя божества напоминает северогерманские слова, обозначающие дерево. Рябина также часто называется “спасительницей Тора”: однажды громовник спасся от смерти, цепляясь за ветви этого дерева. Предполагается, что когда-то Сиф ассоциировалась с рябиной, за которую цеплялся Тор.