Богиня Сив

Сив (Древнескандинавский: [siv]. /sɪf/) — жена бога грома Тора. Это богиня плодородия и мать детей великого громовника — Труд, Моди, Магни.

Богиня Сив в скандинавской мифологии не имеет особого значения. Ее имя всплывает лишь однажды — в сюжете о Локи, который однажды обрезал ее чудесные волосы. Испугавшись гнева Тора, он отправился в Свартальвхейм и хитростью заставил цвергов изготовить для Сив другие волосы — еще более прекрасные, чем раньше.

Сив — верная и преданная жена Тора. Хотя в “Перебранке Локи” злоречивый ас упрекает ее в том, что однажды она, уже будучи в браке, делила с ним ложе.

Словарь

СИВ, в скандинавской мифологии богиня, обладающая чудесными золотыми волосами (символ плодородия), жена Тора. Имеется миф о том, как Локи срезал её волосы, а затем по требованию Тора заставил карликов-цвергов выковать точно такие же(и они тотчас приросли к её голове, как настоящие).

Этимология

  1. Имя Сиф — это форма единственного числа древнескандинавского слова sifjar во множественном числе. Sifjar появляется только в форме единственного числа, когда богиня упоминается как имя собственное. Sifjar родственен древнеанглийскому sibb и современному английскому sib (что означает «родство, связь, брак»), а также в других германских языках: готском 𐍃𐌹𐌱𐌾𐌰 (sibja), древневерхненемецком sippa и современном немецком Sippe. Sifjar появляется не только в древней поэзии и сводах законов, но и в составных словах (byggja sifjar означает «жениться»).  Используя эту этимологию, ученый Джон Линдоу дает значения «сводные отношения», ученый Энди Орчард дает «отношения», а ученый Рудольф Симек дает «отношения в браке».
  2. От древнескандинавского, от sif («родственник, родственница»); см. также древнеанглийское sibb («родство») (откуда среднеанглийское sib («имеющий родство; родственники»), откуда английское sib, родной брат), немецкое Sippe («племя»).

 

Кто такая Сив

Богиня Сив — в древнескандинавской мифологии богиня плодородия, жена Тора. Имя этого божества упоминается в Старшей и Младдшей эддах.

Богиня Сив в скандинавской мифологии упоминается нечасто. В отличие от Фригг, которая н чуждается соперничества с Одином, и от Фрейи, которая часто становилась участницей опасных любовных приключений, она — верная жена и хорошая мать.

Считается, что это божество тесно связано с девами судьбы. Ее имя, возможно, связано с представлениями о роде. Богиня Сив прославилась своими чудесными золотыми волосами (в поэтических кеннингах золото зовется волосами Сив), которые она получила благодаря гнусным забавам Локи.

Скандинавская богиня Сиф (Сив) — достаточно загадочное божество. До встречи с Тором она уже была замужем, и прижила в предыдущем браке сына. Вот, что написано о нем в книге “Видение Гюльви”:

“Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве.”

Богиня Сиф (Сив). Иллюстрация Джона Чарльза Доллмана, 1909 год.
Богиня Сиф (Сив). Иллюстрация Джона Чарльза Доллмана, 1909 год.

 

По словам Снорри Стурлусона, богиня Сиф (Сив) также была известна, как пророчица по имени Сивилла. Хотя ее все-таки называли Сиф. Она описывается как прекраснейшая из женщин с золотыми волосами.

В поэтических кеннингах ее называют «женой Тора», «матерью Уллра», «светловолосым божеством», «соперницей Ярнаксы» и «матерью Урура».

Чудесные волосы Сив

Локи отрезает волосы Сив. Иллюстрация Вилли Погани (1920 г).
Локи отрезает волосы Сив. Иллюстрация Вилли Погани (1920 г).

 

У Сив были чудесные длинные золотые локоны — ни у кого из богов больше не было таких. Они были ее гордостью — и грозный Тор очень любил гладить их, и зарываться в них лицом.

Однажды Локи стало скучно. Он тихонько подкрался к спящей Сив и отрезал ее прекрасные волосы под корень. Зачем он это сделал — загадка, но предполагается, что он когда-то и сам был неравнодушен к красавице, и не мог простить ей того, что она предпочла ему Тора.

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрелиха, 1895 год.
Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрелиха, 1895 год.

 

В частности об этом косвенно говорится в книге “Перебранка Локи”:

“Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала:

“Привет тебе, Локи!

Кубок хрустальный

с медом прими

и меня на пиру

могучих богов

в речах не порочь!»

Он взял рог и выпил.

«Порочить не стал бы,

когда б ты и впрямь

была неприступной;

но знаю, с одним —

и мне ли не знать! —

изменила ты мужу, —

то был злобный Локи”…

Проснувшись, Сив чуть не лишилась рассудка. Она, конечно, поняла, кто это сделал, и расплакалась. А Тор, когда увидел ее почти лысой, страшно разгневался на Локи. Он, наверное, убил бы его, если бы тот, знатно перетрусив, не пообещал достать Сив други волосы — еще лучше.

“Третий подарок”. Рисунок Элмера Бойда Смита, 1902 год. Волосы Сив изображены на переднем плане.
“Третий подарок”. Рисунок Элмера Бойда Смита, 1902 год. Волосы Сив изображены на переднем плане.

 

Тор нехотя отпустил его, и коварный ас отправился в Свартальвхейм. Там жили чудесные мастера-цверги — братья Ивальди. Путем хитрых манипуляций Локи заставил их выковать для Сив новые волосы.Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота.

Сив была довольна: кажется, ее новые волосы, действительно, ничем не уступали предыдущим.

Некоторые научные теории

 

Богиня Сиф держит свои длинные золотые волосы, а позади нее растет зерно. Иллюстрация 1897 года.
Богиня Сиф держит свои длинные золотые волосы, а позади нее растет зерно. Иллюстрация 1897 года.

 

Ссылаясь на этимологию ее имени, ученый XIX века Гудбрандур Вигфуссон выдвинул теорию о том, что Сиф “символизирует мать-землю своими золотыми волосами; она была богиней святости семьи и брака”.

Культ Тора был связан с жилищем и имуществом, а также с благополучием семьи и общества. Тор, который в мифах изображался в первую очередь как бог грома и грозы, также отвечал за плодородие. Брак Тора с Сиф с золотыми волосами, о котором в мифах сказано относительно немного, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли, когда он приходит на землю во время грозы, и буря приносит дождь, дарящий урожай. Таким образом, культ Тора и Сив, как и культ Одина, можно рассматривать как продолжение культа бога неба, который был известен в бронзовом веке.

Спящая Сив (Сиф) и подкрадывающийся к ней Локи. Иллюстрация А.Чейза, 1894 год.
Спящая Сив (Сиф) и подкрадывающийся к ней Локи. Иллюстрация А.Чейза, 1894 год.

 

По мнению Джона Линдоу, мифологическая важность роли богини Сиф (Сив) в скандинавской мифологии сильно занижена, а ведь ее волосы были создан вместе с самыми важными и могущественными предметами в скандинавской мифологии…

Богиня Сив. Художник неизвестен.
Богиня Сив. Художник неизвестен.

 

Еще есть теория о том, что Сиф была связана с Равдной. То есть, она была супругой саамского бога грома Хорагалеса .

Священный символ Равдны — красные ягоды рябины, и само имя божества напоминает северогерманские слова, обозначающие дерево. Рябина также часто называется “спасительницей Тора”: однажды громовник спасся от смерти, цепляясь за ветви этого дерева. Предполагается, что когда-то Сиф ассоциировалась с рябиной, за которую цеплялся Тор.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

шесть + пятнадцать =