Рагнарок или Рагнарек в скандинавской мифологии – гибель мира и практически всех богов. На древнескандинавском название пишется как Ragnarök и Ragnarøkkr. В день Рагнарёка асы встретятся со своими давними врагами, хтоническими чудовищами. Произойдёт множество битв и стихийных бедствий. Мотив Рагнарёка встречается во многих текстах. Это неотъемлемая часть мифов о сотворении и разрушении мира.
Словарь
РАГНАРЕК [др.-исл. ragnark, «судьба (гибель) богов»], в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонических чудовищ. Предвестием Р. являются смерть юного бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестер»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трехгодичная «великанская зима» (фимбульветер), предшествующая Р. Волк (Фенрир?) глотает солнце, другой волк похищает месяц. В «Прорицании вельвы» говорится, что солнце «чернеет», звезды падают с неба. Происходят землетрясения, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю (или земля погружается в море). Все эти природные явления (а также нестерпимый жар) следуют за последней битвой богов с хтоническими силами (в «Младшей Эдде» предшествуют этой битве), собственно, и приводящей к гибели богов. На свободу вырываются хтонические чудовища, прежде всего волк Фенрир и мировой змей Ермунганд, а также их отец Локи. Из хель (царства мертвых) приплывает корабль мертвецов Нагльфар (сделанный из ногтей мертвецов). Согласно «Прорицанию вельвы», рулем правит Локи; в «Младшей Эдде» корабль ведет великан Хрюм (в «Прорицании вельвы» он не связан с Нагльфаром). Появляются также «инеистые великаны» (хримтурсы), войско сынов Муспелля скачет по мосту Биврест, который при этом рушится. Великан Сурт приближается с юга с мечом, который «ярче солнца» (огонь).Страж богов Хеймдалль, трубя в рог Гьяллархорн («громкий рог»), будит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов (эйнхериев). Вслед за тем Один скачет к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета перед боем.На поле битвы выезжают боги и эйнхерии, возглавляемые Одином. Место битвы названо или Вигрид по «Речам Вафтруднира» («Старшая Эдда»), или Оскопнир («Речи Фафнира»). Один сражается с Фенриром, Тор с Ермунгандом, бог Тюр с демонским псом Гармом, Хеймдалль с Локи, бог Фрейр с Суртом. Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Сурт убивает Фрейра (так как, объясняет «Младшая Эдда», он отдал свой меч слуге Скирниру); другие участники поединков убивают друг друга. Сурт сжигает огнем мир. При этом погибают и все люди. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживают и селятся на месте, где ранее был Асгард (жилище богов), представители «младшего поколения» богов — Видар и Вали (сыновья Одина), Магни и Моди (сыновья Тора; они наследуют его молот Мьелльнйр); возвращаются из царства мертвых хель и примиряются между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хед. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека — Лив и Ливтрасир, они вновь дадут начало человеческому роду («Старшая Эдда», «Речи Вафтруднира»). Скандинавский миф о конце мира имеет многочисленные параллели в кельтской (ирландской), иранской, отчасти индийской мифологиях, в кавказских сказаниях о прикованных великанах и героях.Лит.: Olrik A., Ragnark. Die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922; Reitzenetein R., Weltuntergangsvoratellungen, Uppsala, 1924; Peuckert W. E.. Germanische Eschatologlen, .Archiv fur Religionswissenschaft., 1935, Bd 32. E. М. Мелетинский.
Что предшествует скандинавскому концу света
Рагнарек в скандинавской мифологии не будет первым бедствием, которое обрушивается на землю. Перед ним в мифах скандинавов происходит целая череда событий, из-за чего гибнет мир. Первым предвестником Рагнарёка становится смерть Бальдра. Это бог света и весны, сын Одина и Фригг. Фригг, чтобы защитить сына, попросила всё существующее на земле поклясться не вредить Бальдру. Богиня пропустила один росток омелы. Бог коварства Локи вложил росток в руку слепого бога Хёда и заставил метнуть в Бальдра.
После смерти Бальдра как бога весны наступит долгая трёхлетняя зима Фимбулвинтер («великанская зима»). Из-за холода промёрзнут все моря. Также зима принесёт конфликты между людьми, даже «сыны сестёр» (родственники) будут сражаться. Ещё одним важным этапом на пути к Рагнарёку было строительство корабля Нагльфар. Судно освободиться из Хельхейма (царства Хель) и в день Рагнарёка повезёт ётунов для битвы с асами.
События во время Рагнарёка
Сам Рагнарек в скандинавской мифологии начнётся с освобождения разных хтонических чудовищ. Например, это волк Фенрир, заточённый под землёй, и мировой змей Ёрмунганд, которого бросил в море Один. Вырвется из своих пут Локи. Чудовища и инеистые великаны отправятся на бой с асами. Хотя боги и монстры и до этого часто сталкивались, в день Рагнарёка произойдёт последняя битва. На неё асов созовёт бог Хеймдалль, трубя в свой рог.
Все противоборствующие стороны соберутся на равнине Вигрид. Там погибнут многие боги, в том числе и Один, верховный ас, и Тор. Сыны Муспелля, огненного великана, разрушат Биврёст, радужный мост, соединяющий Асгард и другие миры. Также погибнут солнце и луна – их проглотят гигантские волки. Из-за Рагнарёка даже будет содрогаться Иггдрасиль (в некоторых источниках он также погибает).
Об этих событиях упоминается в «Прорицании вёльвы»:
41 Будет он грызть
трупы людей,
кровью зальет
жилище богов;
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ли вам этого?
Однако скандинавы верили, что мир возродится. Несколько богов уцелеют. Также выживут двое людей – мужчина и женщина.
Название Рагнарёка
О том, что значит Рагнарек в скандинавской мифологии, долгое время ходили споры. Сложности вызывала вторая часть названия, которая пишется по-разному. Первая, ragna, относилась к богам («владыкам»).
В результате появилось два толкования и перевода:
- Вариант Ragnarök включает в себя элемент rök, который переводится как «рок» или «судьба». Поэтому Рагнарёк – это «рок богов» («рок владык») или «гибель богов». Во множественном числе rök – это также «развитие», «причина», и Рагнарёк – «окончательная судьба богов».
- В варианте названия Ragnarøkkr есть элемент røkkr, «закат», «сумерки». Рагнарёк – «сумерки богов».
В мифах о том, что такое Рагнарек в скандинавской мифологии, рассказывается также иными терминами:
- конец века;
- разрушение века;
- время, когда боги умирают;
- время, когда боги будут уничтожены;
- конец богов;
- когда сыновья Муспелля идут в бой.
Рагнарёк в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)
Описание Рагнарёка в «Прорицании вёльвы» начинается с рассказа о предшествующих событиях. Вёльва (прорицательница) говорит о бедах, которые принесёт с собой зима Фимбульвинтер.
Вот подробный отрывок из «Прорицания вёльвы» об этом:
45 Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет.
Затем вёльва описывает ужасные события во время самого Рагнарёка. Здесь упоминаются «сыновья Мимира», мудрого ётуна, владеющего источником мудрости. Однако больше нигде о них информации нет. Голова убитого Мимира даёт в это время советы Одину. Бог Хеймдалль созывает асов на последнюю битву, те советуются между собой. Страдают весь мир – дрожит древо Иггдрасиль, у каменных дверей стонут карлики.
В это же время отовсюду приходят враги асов. В мире ётунов, Ётунхейме, везде слышен рёв. Из огненного мира Муспелльхейма приходят люди Муспелля. Ещё одно войско ётунов прибывает с востока на корабле Нагльфар. С юга приходит великан Сурт (иногда его также считают Муспеллем). Его огненный меч ярче солнца.
Затем идёт рассказ о самой битве между асами и чудовищами. Волк Фенрир проглатывает Одина целиком, но за Всеотца мстит его сын Видар. Этот ас из младшего поколения богов будет одним из тех, кто уцелеет. Тор встречается со своим извечным противником – змеем Ёрмунгандом. Хоть змей будет убит, сам Тор сделает девять шагов и упадёт. Его отравит яд Ёрмунганда.
Это будет битва между добром и злом, в которой никто не победит. Вместо этого мир погибнет в великом пожаре, устроенном Суртом.
Заканчивается рассказ возрождением мира. Земля поднимается из-под воды. Хёд и Бальдр примиряются и с другими асами беседуют на равнине Идаволл.
В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда)
В «Видении Гюльви» Высокий (одно из имён Одина) отвечает на вопросы конунга Ганлери (переодетый Гюльви). Во многом описание похоже на «Прорицание вёльвы». Высокий говорит о заточении чудовищ, которые вырвутся на свободу в день Рагнарёка. Он рассказывает Фенрире, ради победы над которым бог Тюр пожертвовал рукой.
Подробный текст о Тюре и Фенрире в «Видении Гюльви» приведён ниже:
И лишь Тюр наконец протянул правую руку и вложил ее Волку в пасть. И когда Волк уперся лапами, путы стали лишь крепче, и чем больше он рвался, тем сильнее они врезались в его тело. Тогда все засмеялись, кроме Тюра: он ведь поплатился рукою.
Увидев, что волк связан надежно, асы взяли конец пут, прозываемый Гельгья, и протянули его сквозь большую каменную плиту — она называется Гьёлль, — и закопали ту плиту глубоко в землю. Потом они взяли большой камень, Твити, и зарыли его еще глубже, привязав к нему конец пут. Волк страшно разевал пасть и метался и хотел всех покусать. Они же просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие — в небо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовется Вон96. И так он будет лежать, пока не придет конец света».
Высокий также говорит и о заточении Локи, который также обретёт свободу в день Рагнарёка:
Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд каплет ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением. Так он будет лежать в оковах до Гибели Богов».
Есть упоминание Фимбулвинтер, а также исчезновения солнца, луны и звёзд. От сильного землетрясения рухнут горы и упадут деревья. Из-за этого будут разрушены все оковы. Тогда Фенрир и Ёрмунганд вырвутся на свободу. Снорри Стурлусон упоминает и про Нагльфар и пишет, что корабль сделан из ногтей мёртвых. Поэтому скальд предостерегает людей от захоронения мертвецов с неостриженными ногтями.
Высокий рассказывает о сражении богов и эйнхериев (воинов из Вальгаллы) с чудовищами. После гибели мира земля снова возродится, на ней взойдут посевы, которые никто не сажал.
Об этом Ганлери интересуется в данном тексте:
Тогда Ганглери молвил: «Что же будет потом, когда сгорят небеса, земля и целый мир, и погибнут все боги, эйнхерии и весь род людской? Ведь раньше вы сказывали, что каждый человек будет вечно жить в одном из миров».
Другие источники
О Рагнарёке есть много информации в «Речах Вафтруднира», поэмы из Старшей Эдды. Верховный Один вступает в поединок мудрости с ётуном Вафтрудниром. Верховный ас спрашивает о судьбе мира во время Рагнарёка. Интересует его и собственная участь. Вафтруднир рассказывает, что Один будет убит Фенриром.
В «Речах Вафтруднира» ётун упоминает и о возрождении мира после Рагнарёка. Лив и Ливтрасир, женщина и мужчина, спасутся в роще Ходдмимир и будут питаться росой. Они дадут начало новому человечеству. Хотя богиня Соль (Солнце) будет проглочена волком, перед этим она родит дочь. Новая богиня солнца продолжит путь матери.
В Старшей Эдде, в поэме «Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга» служанка видит оживших воинов у кургана. Это наводит её о мысли о Рагнарёке.
Этому посвящён отрывок из «Второй Песни о Хельги убийце Хундинга», приведённый ниже:
40 «Чудится мне,
или настал
света конец?
Мертвые скачут!
Что же вы шпорите
ваших коней,
разве дано вам
домой возвратиться?»
Археологические свидетельства
Существует несколько памятников с изображением Рагнарёка. На большинстве изображён Один, которого пожирает Фенрир. Наиболее известны следующие:
- крест Торвальда в Андреасе, остров Мэн;
- Госфордский крест или крест Госфорта – в Госфорте, Камбрии, Англия;
- Ледбергский камень – Жергётланд, Швеция.