Рагнарек

800px-Then_the_awful_fight_began_by_George_Wright

Рагнарок или Рагнарек в скандинавской мифологии – гибель мира и практически всех богов. На древнескандинавском название пишется как Ragnarök и Ragnarøkkr. В день Рагнарёка асы встретятся со своими давними врагами, хтоническими чудовищами. Произойдёт множество битв и стихийных бедствий. Мотив Рагнарёка встречается во многих текстах. Это неотъемлемая часть мифов о сотворении и разрушении мира.

Словарь

РАГНАРЕК [др.-исл. ragnark, «судьба (гибель) богов»], в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонических чудовищ. Предвестием Р. являются смерть юного бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестер»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трехгодичная «великанская зима» (фимбульветер), предшествующая Р. Волк (Фенрир?) глотает солнце, другой волк похищает месяц. В «Прорицании вельвы» говорится, что солнце «чернеет», звезды падают с неба. Происходят землетрясения, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю (или земля погружается в море). Все эти природные явления (а также нестерпимый жар) следуют за последней битвой богов с хтоническими силами (в «Младшей Эдде» предшествуют этой битве), собственно, и приводящей к гибели богов. На свободу вырываются хтонические чудовища, прежде всего волк Фенрир и мировой змей Ермунганд, а также их отец Локи. Из хель (царства мертвых) приплывает корабль мертвецов Нагльфар (сделанный из ногтей мертвецов). Согласно «Прорицанию вельвы», рулем правит Локи; в «Младшей Эдде» корабль ведет великан Хрюм (в «Прорицании вельвы» он не связан с Нагльфаром). Появляются также «инеистые великаны» (хримтурсы), войско сынов Муспелля скачет по мосту Биврест, который при этом рушится. Великан Сурт приближается с юга с мечом, который «ярче солнца» (огонь).Страж богов Хеймдалль, трубя в рог Гьяллархорн («громкий рог»), будит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов (эйнхериев). Вслед за тем Один скачет к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета перед боем.На поле битвы выезжают боги и эйнхерии, возглавляемые Одином. Место битвы названо или Вигрид по «Речам Вафтруднира» («Старшая Эдда»), или Оскопнир («Речи Фафнира»). Один сражается с Фенриром, Тор с Ермунгандом, бог Тюр с демонским псом Гармом, Хеймдалль с Локи, бог Фрейр с Суртом. Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Сурт убивает Фрейра (так как, объясняет «Младшая Эдда», он отдал свой меч слуге Скирниру); другие участники поединков убивают друг друга. Сурт сжигает огнем мир. При этом погибают и все люди. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживают и селятся на месте, где ранее был Асгард (жилище богов), представители «младшего поколения» богов — Видар и Вали (сыновья Одина), Магни и Моди (сыновья Тора; они наследуют его молот Мьелльнйр); возвращаются из царства мертвых хель и примиряются между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хед. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека — Лив и Ливтрасир, они вновь дадут начало человеческому роду («Старшая Эдда», «Речи Вафтруднира»). Скандинавский миф о конце мира имеет многочисленные параллели в кельтской (ирландской), иранской, отчасти индийской мифологиях, в кавказских сказаниях о прикованных великанах и героях.Лит.: Olrik A., Ragnark. Die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922; Reitzenetein R., Weltuntergangsvoratellungen, Uppsala, 1924; Peuckert W. E.. Germanische Eschatologlen, .Archiv fur Religionswissenschaft., 1935, Bd 32. E. М. Мелетинский.

Что предшествует скандинавскому концу света

Рагнарёк. 1908 г. У. Г. Коллингвуд. Вдохновлено скульптурой хогбак Heysham.
Рагнарёк. 1908 г. У. Г. Коллингвуд. Вдохновлено скульптурой хогбак Heysham.

 

Рагнарек в скандинавской мифологии не будет первым бедствием, которое обрушивается на землю. Перед ним в мифах скандинавов происходит целая череда событий, из-за чего гибнет мир. Первым предвестником Рагнарёка становится смерть Бальдра. Это бог света и весны, сын Одина и Фригг. Фригг, чтобы защитить сына, попросила всё существующее на земле поклясться не вредить Бальдру. Богиня пропустила один росток омелы. Бог коварства Локи вложил росток в руку слепого бога Хёда и заставил метнуть в Бальдра.

После смерти Бальдра как бога весны наступит долгая трёхлетняя зима Фимбулвинтер («великанская зима»). Из-за холода промёрзнут все моря. Также зима принесёт конфликты между людьми, даже «сыны сестёр» (родственники) будут сражаться. Ещё одним важным этапом на пути к Рагнарёку было строительство корабля Нагльфар. Судно освободиться из Хельхейма (царства Хель) и в день Рагнарёка повезёт ётунов для битвы с асами.

События во время Рагнарёка

Сам Рагнарек в скандинавской мифологии начнётся с освобождения разных хтонических чудовищ. Например, это волк Фенрир, заточённый под землёй, и мировой змей Ёрмунганд, которого бросил в море Один. Вырвется из своих пут Локи. Чудовища и инеистые великаны отправятся на бой с асами. Хотя боги и монстры и до этого часто сталкивались, в день Рагнарёка произойдёт последняя битва. На неё асов созовёт бог Хеймдалль, трубя в свой рог.

Рагнарёк. Йоханнес Гертс.
Рагнарёк. Йоханнес Гертс.

 

Все противоборствующие стороны соберутся на равнине Вигрид. Там погибнут многие боги, в том числе и Один, верховный ас, и Тор. Сыны Муспелля, огненного великана, разрушат Биврёст, радужный мост, соединяющий Асгард и другие миры. Также погибнут солнце и луна – их проглотят гигантские волки. Из-за Рагнарёка даже будет содрогаться Иггдрасиль (в некоторых источниках он также погибает).

Об этих событиях упоминается в «Прорицании вёльвы»:

41 Будет он грызть

трупы людей,

кровью зальет

жилище богов;

солнце померкнет

в летнюю пору,

бури взъярятся —

довольно ли вам этого?

Однако скандинавы верили, что мир возродится. Несколько богов уцелеют. Также выживут двое людей – мужчина и женщина.

Новый мир возникает после Рагнарёка, как описано в «Прорицании вёльвы». Эмиль Доплер.
Новый мир возникает после Рагнарёка, как описано в «Прорицании вёльвы». Эмиль Доплер.

 

Название Рагнарёка

О том, что значит Рагнарек в скандинавской мифологии, долгое время ходили споры. Сложности вызывала вторая часть названия, которая пишется по-разному. Первая, ragna, относилась к богам («владыкам»).

В результате появилось два толкования и перевода:

  1. Вариант Ragnarök включает в себя элемент rök, который переводится как «рок» или «судьба». Поэтому Рагнарёк – это «рок богов» («рок владык») или «гибель богов». Во множественном числе rök – это также «развитие», «причина», и Рагнарёк – «окончательная судьба богов».
  2. В варианте названия Ragnarøkkr есть элемент røkkr, «закат», «сумерки». Рагнарёк – «сумерки богов».
Падение асов. 1882 г. Карл Эренберг.
Падение асов. 1882 г. Карл Эренберг.

 

В мифах о том, что такое Рагнарек в скандинавской мифологии, рассказывается также иными терминами:

    • конец века;
    • разрушение века;
    • время, когда боги умирают;
    • время, когда боги будут уничтожены;
    • конец богов;
    • когда сыновья Муспелля идут в бой.
Битва обреченных богов. 1882 г. В. Ф. Гейне.
Битва обреченных богов. 1882 г. В. Ф. Гейне.

 

Рагнарёк в «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда)

Описание Рагнарёка в «Прорицании вёльвы» начинается с рассказа о предшествующих событиях. Вёльва (прорицательница) говорит о бедах, которые принесёт с собой зима Фимбульвинтер.

Вот подробный отрывок из «Прорицания вёльвы» об этом:

45 Братья начнут

биться друг с другом,

родичи близкие

в распрях погибнут;

тягостно в мире,

великий блуд,

век мечей и секир,

треснут щиты,

век бурь и волков

до гибели мира;

щадить человек

человека не станет.

Затем вёльва описывает ужасные события во время самого Рагнарёка. Здесь упоминаются «сыновья Мимира», мудрого ётуна, владеющего источником мудрости. Однако больше нигде о них информации нет. Голова убитого Мимира даёт в это время советы Одину. Бог Хеймдалль созывает асов на последнюю битву, те советуются между собой. Страдают весь мир – дрожит древо Иггдрасиль, у каменных дверей стонут карлики.

В это же время отовсюду приходят враги асов. В мире ётунов, Ётунхейме, везде слышен рёв. Из огненного мира Муспелльхейма приходят люди Муспелля. Ещё одно войско ётунов прибывает с востока на корабле Нагльфар. С юга приходит великан Сурт (иногда его также считают Муспеллем). Его огненный меч ярче солнца.

Видарр пронзает Фенрира, раскрывая его челюсти. 1908 г. У. Г. Коллингвуд, по мотивам Госфордского креста.
Видарр пронзает Фенрира, раскрывая его челюсти. 1908 г. У. Г. Коллингвуд, по мотивам Госфордского креста.

 

Затем идёт рассказ о самой битве между асами и чудовищами. Волк Фенрир проглатывает Одина целиком, но за Всеотца мстит его сын Видар. Этот ас из младшего поколения богов будет одним из тех, кто уцелеет. Тор встречается со своим извечным противником – змеем Ёрмунгандом. Хоть змей будет убит, сам Тор сделает девять шагов и упадёт. Его отравит яд Ёрмунганда.

Окончание Рагнарёка после того, как огонь Сурта поглотил мир. 1905 г. Эмиль Доплер.
Окончание Рагнарёка после того, как огонь Сурта поглотил мир. 1905 г. Эмиль Доплер.

 

Это будет битва между добром и злом, в которой никто не победит. Вместо этого мир погибнет в великом пожаре, устроенном Суртом.

Тор и Йормунганд. 1905 г. Эмиль Доплер.
Тор и Йормунганд. 1905 г. Эмиль Доплер.

 

Заканчивается рассказ возрождением мира. Земля поднимается из-под воды. Хёд и Бальдр примиряются и с другими асами беседуют на равнине Идаволл.

В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда)

В «Видении Гюльви» Высокий (одно из имён Одина) отвечает на вопросы конунга Ганлери (переодетый Гюльви). Во многом описание похоже на «Прорицание вёльвы». Высокий говорит о заточении чудовищ, которые вырвутся на свободу в день Рагнарёка. Он рассказывает Фенрире, ради победы над которым бог Тюр пожертвовал рукой.

Подробный текст о Тюре и Фенрире в «Видении Гюльви» приведён ниже:

И лишь Тюр наконец протянул правую руку и вложил ее Волку в пасть. И когда Волк уперся лапами, путы стали лишь крепче, и чем больше он рвался, тем сильнее они врезались в его тело. Тогда все засмеялись, кроме Тюра: он ведь поплатился рукою.

Увидев, что волк связан надежно, асы взяли конец пут, прозываемый Гельгья, и протянули его сквозь большую каменную плиту — она называется Гьёлль, — и закопали ту плиту глубоко в землю. Потом они взяли большой камень, Твити, и зарыли его еще глубже, привязав к нему конец пут. Волк страшно разевал пасть и метался и хотел всех покусать. Они же просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие — в небо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовется Вон96. И так он будет лежать, пока не придет конец света».

Высокий также говорит и о заточении Локи, который также обретёт свободу в день Рагнарёка:

Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд каплет ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением. Так он будет лежать в оковах до Гибели Богов».

Локи вырывается на свободу в начале Рагнарёка. 1897 г. Эрнст Х. Вальтер.
Локи вырывается на свободу в начале Рагнарёка. 1897 г. Эрнст Х. Вальтер.

 

Есть упоминание Фимбулвинтер, а также исчезновения солнца, луны и звёзд. От сильного землетрясения рухнут горы и упадут деревья. Из-за этого будут разрушены все оковы. Тогда Фенрир и Ёрмунганд вырвутся на свободу. Снорри Стурлусон упоминает и про Нагльфар и пишет, что корабль сделан из ногтей мёртвых. Поэтому скальд предостерегает людей от захоронения мертвецов с неостриженными ногтями.

Высокий рассказывает о сражении богов и эйнхериев (воинов из Вальгаллы) с чудовищами. После гибели мира земля снова возродится, на ней взойдут посевы, которые никто не сажал.

Об этом Ганлери интересуется в данном тексте:

Тогда Ганглери молвил: «Что же будет потом, когда сгорят небеса, земля и целый мир, и погибнут все боги, эйнхерии и весь род людской? Ведь раньше вы сказывали, что каждый человек будет вечно жить в одном из миров».

Один и Фенрир, Фрейр и Сурт. 1905 г. Эмиль Доплер.
Один и Фенрир, Фрейр и Сурт. 1905 г. Эмиль Доплер.

 

Другие источники

О Рагнарёке есть много информации в «Речах Вафтруднира», поэмы из Старшей Эдды. Верховный Один вступает в поединок мудрости с ётуном Вафтрудниром. Верховный ас спрашивает о судьбе мира во время Рагнарёка. Интересует его и собственная участь. Вафтруднир рассказывает, что Один будет убит Фенриром.

Фенрир и Один. 1895 г. Лоренц Фрёлих.
Фенрир и Один. 1895 г. Лоренц Фрёлих.

 

В «Речах Вафтруднира» ётун упоминает и о возрождении мира после Рагнарёка. Лив и Ливтрасир, женщина и мужчина, спасутся в роще Ходдмимир и будут питаться росой. Они дадут начало новому человечеству. Хотя богиня Соль (Солнце) будет проглочена волком, перед этим она родит дочь. Новая богиня солнца продолжит путь матери.

Изображение Лив и Ливтрасира. 1895 г. Лоренц Фрёлих.
Изображение Лив и Ливтрасира. 1895 г. Лоренц Фрёлих.

 

В Старшей Эдде, в поэме «Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга» служанка видит оживших воинов у кургана. Это наводит её о мысли о Рагнарёке.

Этому посвящён отрывок из «Второй Песни о Хельги убийце Хундинга», приведённый ниже:

40 «Чудится мне,

или настал

света конец?

Мертвые скачут!

Что же вы шпорите

ваших коней,

разве дано вам

домой возвратиться?»

Сумерки богов. 1902 г. Вили Погани.
Сумерки богов. 1902 г. Вили Погани.

 

Археологические свидетельства

Змеи и драконы на изображении Рагнарёка. Северный портал церкви Ста́вкирка в У́рнесе (12 в.) в Лустере (Норвегия).
Змеи и драконы на изображении Рагнарёка. Северный портал церкви Ста́вкирка в У́рнесе (12 в.) в Лустере (Норвегия).

 

Существует несколько памятников с изображением Рагнарёка. На большинстве изображён Один, которого пожирает Фенрир. Наиболее известны следующие:

  • крест Торвальда в Андреасе, остров Мэн;
  • Госфордский крест или крест Госфорта – в Госфорте, Камбрии, Англия;
  • Ледбергский камень – Жергётланд, Швеция.
Крест Торвальда на земля Андреаса, остров Мэн.
Крест Торвальда на земля Андреаса, остров Мэн.

 

Составное изображение Ледбергского камня под тремя разными углами. Жергётланд, Швеция.
Составное изображение Ледбергского камня под тремя разными углами. Жергётланд, Швеция.

 

Битва богов. 1908 г. Джордж Рук Райт.
Битва богов. 1908 г. Джордж Рук Райт.

 

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

двенадцать + 11 =