Нарви

Бог Нарви (др.-сканд. Narfi) или Нари – один из сыновей Локи, бога-ётуна обмана и корарства. О роли самого Нарви как божества и аса известно мало. Его матерью была богиня Сигюн, вторая жена Локи и асинья. Нарви упоминается в основном в легендах о заточении Локи. Кишки ребёнка были тем, что родитель никогда не сможет разорвать. Поэтому асы использовали кишки Нарви, чтобы связать Локи.

Кто такой Нарви

Нарви сын Локи в скандинавской мифологии, один из многочисленных детей этого бога коварства и обмана. Он был рождён от Сигюн, богини из рода асов. Со стороны же отца, Локи, Нарви был ётуном. Кроме Нарви у Локи и Сигюн был также сын Вали, названный в честь сына Одина по имени Вали. Об этом сыне Локи и Сигюн сказано мало, и его роль как божества не указана.

Мифология Нарви тоже достаточно скудная. Основная информация о нём есть в легенде о заключении Локи под землю. После того, как по вине Локи погиб светлый бог Бальдр, асы осудили бога обмана на вечное заточение. Они также наказали Локи и через его сыновей. Схватив Вали и Нарви, боги превратили Вали в волка. Тот, уже не помня себя, в облике зверя разорвал своего брата. Тогда асы взяли кишки Нарви и использовали их для создания прочных оков. Так как родитель не может порвать кишки собственного ребёнка, то и Локи не мог вырваться из пут.

В итоге дети Локи Нарви и Вали погибли. Сам Локи до конца мира должен был оставаться под землёй, привязанный к камням. Богиня Скади повесила над ним змею, с которой капает яд на Локи. Чтобы облегчить его муки, Сигюн держит под змеёй чашу, куда попадает яд. Эта богиня – воплощение верной супруги, которая всегда остаётся рядом с мужем. Но иногда ей приходится уходить, чтобы вылить скопившийся яд. Тогда Локи бьётся в судорогах, и это вызывает землетрясения.

Согласно мифам, Локи сможет освободиться только с приходом Рагнарёка. Когда Локи вместе с другими хтоническими богами и чудовищами будет сражаться с асами.

Семья Нарви

Родителями Нарви были Локи и Сигюн. Локи – известный по множеству легенд бог хитрости, лжи, коварства. Иногда из-за сходства его имени с именем ётуна Логи, воплощения огня, самого Локи тоже связывают с этой стихией. Но скорее всего это два разных персонажа, которых позже иногда стали объединять.

Локи – это бог-трикстер, который выходит за рамки общепризнанных норм. Он озорник, плут и находится также вне понятий добра и зла. Часто такие трикстеры обладают животными чертами. Они хитры, умны, нередко выступают отрицательными персонажами.

Локи тоже был невероятно проницательным и умным. Он нередко помогал асам справляться с разными бедами, причём необычными способами. Видя его мудрость и хитрость, асы разрешили Локи жить среди них в Асгарде. Но нередко бог обмана действовал против них, проказничал, крал магические предметы. За это его пытались наказывать, но трикстер находил выход благодаря своему невероятному уму.

Локи был отцом множества детей, среди которых упоминались боги и хтонические чудовища. Первая жена, великанша Ангрбода, родила ему мирового змея Ёрмунганда, волка Фенрира и Хель, богиню мёртвых. С Ангрбодой Локи жил три года в стране великанов Ётунхейме. В Асгарде бог взял в жёны асинью Сигюн. О Сигюн как богине тоже сказано мало. Онав выступает преданной супругой, которая не оставляет Локи. Её роль в легендах сводится к тому, чтобы поддерживать мужа в его заключении под землёй.

У Локи и Сигюн было двое сыновей – Нарви и Вали. В некоторых источниках Вали отсутствует, его называют Нарви. Сам Нарви же обозначается именем Нари. Это породило споры о том, являются ли персонажи Нари и Нарви одним и тем же лицом. Иногда для того, чтобы избежать путаницы, переводчики заменяли имя Нарви на Вали. Тогда оно больше соответствовало тексту Младшей Эдды, и в текстах оказывалось меньше расхождений.

Нарви в «Перебранке Локи» (Старшая Эдда)

«Перебранка Локи» – одна из древнеисландских саг Старшей Эдды. Многие исследователи считают это произведение больше сатирой. По мнению некоторых, его назначение – просто развлечь читателей. «Перебранка Локи» рассказывает о пире, который устроил морской ётун Эгир. Он был в хороших отношениях с асами и сварил им пива. Локи на пиру начал оскорблять богов и богинь. Первых он обвинял в трусости, вторых – в отсутствии целомудрия. Оскорблял он также и самого хозяина пира, Эгира.

После произошедшего Локи сбежал и попытался спрятаться. Сидя в своём убежище, он сплёл рыболовную сеть, но, когда асы пришли к нему, богу пришлось сжечь сеть. После он в виде лосося скрылся в водопаде. Только благодаря мудрому карлику Квасиру сеть восстановили, в неё и поймали Локи.

В этом тексте сыновья Локи называются Нари и Нарви. Но «Перебранку Локи» часто адаптировали под Младшую Эдду, и тогда Нарви получал имя Вали. В «Перебранке Локи» также не указывается, что один брат убивает другого. В тексте просто говорится, что Нарви был превращён в волка. Кишки Нари используют, чтобы связать Локи, а после перед его лицом богиня Скади вешает змею. Этот миф завершается описанием того, как Локи корчится под землёй в своих путах. Его жена Сигюн находится рядом, стараясь собирать яд, капающий со змеи, в чашу. В это время яд не терзает Локи.

Вот как это описано в «Перебранке Локи»:

После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нари, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

Нарви в «Видении Гюльви» (Младшая Эдда)

В этом произведении сыновей Локи от Сигюн зовут Вали и Нарви. Также приводится второй вариант имени Нарви – Нари. Этот вариант мифа наиболее распространён. Он часто выступает образцом, под который изменяют другие тексты. В частности, это касается имён Вали и Нарви.

Подробно заточение Локи описано в этом отрывке «Видения Гюльви»:

Локи уже нечего было надеяться на пощаду. Асы пришли с ним в одну пещеру, взяли три плоских камня и поставили на ребро, пробив в каждом по отверстию. Потом захватили они сыновей Локи, Вали и Нари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата. Тогда асы взяли его кишки и привязали Локи к тем трем камням. Один упирается ему в плечи, другой — в поясницу, а третий — под колени. А привязь эта превратилась в железо.

Упоминания в других источниках

Нарви, а точнее вариант его имени Нари присутствует также в «Языке поэзии». Этот текст Младшей Эдды посвящён тонкостям скальдического стихосложения. Информация передаётся через диалог между богом моря Эгиром и богом поэзии Браги. В «Языке поэзии» упоминается множество альтернативных имён и прозвищ для разных персонажей. Так, у Локи есть хейти (поэтическое описательное имя) «отец Нари».

В скальдической песни «Перечень Инглингов» и скальдической поэме «Хаустлёнг» есть кеннинг Хель с упоминанием Нарви. Это кеннинг «сестра волка и Нарви». Волк – это Фенрир.

 

Оцените статью
Мифы скандинавии
Добавить комментарий

18 + 15 =