Урдарбруннр или источник Урд, колодец Урд (Urðarbrunnr) – источник в скандинавской мифологии. Он находится под корнями дерева Иггдрасиль. Иногда его называют «источником судьбы». Источник Урд связан с норнами, богинями судьбы. Норны возникли из Урда и живут рядом с ним. Источник упоминается в разных текстах Старшей и Младшей Эдд.
Роль источника Урд в скандинавской мифологии
Источник Урд или Урдарбруннр в скандинавской мифологии – магический источник под корнем Иггдрасиля. Иногда его считают колодцем. Название источника происходит от слова urðr, т.е. «судьба» с древнескандинавского языка. Поэтому его связывали с норнами, особенно с одной из них, Урд. Она заведует прошлым, поэтому и сам источник мог обладать властью над прошлым. Название Урдарбруннр (Urðarbrunnr) в свою очередь, возможно, означает «источник норны «Урд».
И Урд, и остальные норны, согласно легендам, появились из источника и живут рядом.
Вот как описаны Иггдрасиль и Урд в «Видении Гюльви»:
Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судбища богов.
«Прорицание вёльвы»
В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда) описывается, что Иггдрасиль, вечнозелёный ясень, покрыт белой грязью или суглинком. Мутные воды ручья омывают корни дерева. Все три норны, Урд, Скульд и Верданди, возникли из источника и стали определять жизни и судьбы людей.
Вот что написано об Урде в «Прорицании вёльвы»:
19 Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.
20 Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят.
В «Речах Высокого» (Старшая Эдда)
«Речи Высокого» посвящены рассказу Одина. Именно он обозначен Высоким. Верховный ас даёт поучения, рассказывает о магии, рунах. В одной из строк он говорит про Урд. Этот отрывок недостаточно ясен и до сих пор вызывает споры.
111-я строка с этим упоминанием из «Речей Высокого»:
111 Пора мне с престола
тула поведать
у источника Урд;
смотрел я в молчанье,
смотрел я в раздумье,
слушал слова я;
«Видение Гюльви»
В «Видении Гюльви» из Младшей Эдды источник Урд упоминается несколько раз. Персонаж под именем Равновысокий (одно из воплощений Одина) рассказывает Гюльви о корнях Иггдрасиля. Один из них простирается на небо, к асам. Источник Урд находится под этим корнем. Он свящённый, у него боги устраивают суды, идя к Иггдрасилю по мосту Биврёст.
В другом отрывке Высокий (другое воплощение Одина) рассказывает про зал сточника Урд под Иггдрасилем. Три прекрасные девушки выходят из зала. Это норны, определяющие судьбу людей. Одна из задач норн – поливать корни Иггдрасиля. Для этого они берут воду с грязью из источника. При этом источник настолько свящённый, что всё, что туда попадает, становится белоснежным. В источнике живут два белых лебедя, прародители всех лебедей на земле.
Подробное описание есть в этом отрывке из «Видения Гюльви»:
И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца. Так здесь об этом сказано:
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно60.
Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется».
«Язык поэзии»
В «Языке поэзии» (Младшая Эдда)источник Урд упоминается в отрывке про кеннинги Одина. Кеннинги – метафоры, заменяющие привычные объекты или персонажей. В тексте говорится, что «огонь Одина» – это меч. Далее идёт описание битвы с примером кеннинга. Про Урд говорится, что его вода поднялась из колодца.